УРОК 9
Какого человека можно назвать счастливым
Задачи: показать истинное понимание счастья, раскрыть душевную красоту щедрого и сострадательного человека; воспитывать умение сопереживать и быть внимательным к окружающим людям; учить задумываться о своем отношении к окружающему миру и его ценностям; развивать умение четко и правильно выражать свою нравственную позицию.
Оборудование: аудиозапись песни в исполнении Копыловой «Богатый или бедный».
Ход урока
I.Проверка домашнего задания и повторение материала, ученного на прошлом уроке.
- Дня чего существуют законы и правила?
- Для чего были даны 10 заповедей? (Чтобы люди не делали зла, жили в мире друг с другом, понимали, что хорошо и что плохо).
- Подумайте, какие из перечисленных препятствий могли встретиться лично вам? (Проверка выполнения задания №8. Одним из препятствий, мешающих человеку идти правильным путём, является зависть).
От чего возникает в душе человека зависть? (От самолюбия, от гордыни, от желания быть лучше других, иметь красивые вещи и т.д.).
Может ли завистливый и гордый человек приносить пользу Отечеству и окружающим, быть счастливым? (Нет, потому что завистник всегда переживает от отсутствия чего-то, ему всегда чего-то не хватает).
II. Объяснение нового материала.
Учитель. Сегодня я вам расскажу о человеке, которого все называют счастливым. У него было всё: красота, власть, богатство, любовь окружающих и доброе сердце, которое не испортила зависть. Имея всё это, прожив счастливую беззаботную жизнь, он вдруг почувствовал себя глубоко несчастным.
1. Чтение сказки О.Уайльда «Счастливый принц» (хрестоматия, часть 1. – с.105-114) и беседа о прочитанном.
Почему плакал Счастливый принц? (Он видел страдания людей и не мог им помочь).
Почему он не мог быть счастливым? (Он любил не только себя, но и других).
Почему Ласточка не сразу стала помогать принцу? Почему она изменила свое отношение к нему? (Она его полюбила).
Что было самым интересным и удивительным для Ласточки? (Жизнь на юге). Для принца? (Жизнь его подданных).
Хотел ли принц, чтобы люди знали о его добрых делах? (Нет. Он об этом не думал).
Учитель. Помощь бывает разная. Некоторые помогают ради славы, чтобы их похвалили. Другие - ради власти, чтобы их заметили и продвинули по службе, дали высокий пост. Но настоящая помощь ближним - помощь бескорыстная. Тайная милостыня - самая ценная помощь. Вспомните, как помогал людям святитель Николай Чудотворец.
В чем видели счастье большинство жителей города? (В богатстве и славе).
Что для них было самым ценным в жизни? (Золото).
Почему ангелы на просьбу Бога принести самое ценное, взяли кусок олова и тело мертвой птицы? (Самое ценное, главное в жизни - доброе сострадательное сердце, умение любить)
Сказка оканчивается смертью Ласточки и разрушением памятника Счастливому принцу. Но остается ли в сердце печаль, грусть? (Нет, потому что добро и любовь вечны.)
2. Прослушивание в аудиозаписи песни в исполнении С.Копыловой «Богатый мальчик на каникулах».
- Можно ли быть счастливым, не имея много денег?
Выполнение заданий №1,2 к уроку в Рабочей тетради.
Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий №3, 4 к уроку в Рабочей тетради.
Домашнее задание.
Р.т.-с.29 №5
В помощь учителю
ПОСЛОВИЦЫ
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Лучше давать, чем брать.
Добро творить — себя веселить.
Злой плачет от зависти, добрый от радости.
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
Свет не без добрых людей.
Доброе дело на два века, на тот и на этот.
Доброму человеку Бог прибавит веку.
С. Копылова
БОГАТЫЙ ИЛИ БЕДНЫЙ
Отец семьи богатой в деревню сына взял:
Пусть мальчик жизнь увидит без иллюзий.
Ему хотелось, чтобы сынишка осознал,
Насколько могут бедными быть люди.
Они пробыли сутки в семье у бедняка,
Отец его спросил по возвращеньи,
Понравилось ли сыну, и понял ли он, как
Бедны бывают люди в наше время.
Понравилось, конечно! - сынишка отвечал.
Отец спросил: «Чему ты научился?»
Таких людей хороших я, папа, не встречал.
И как они богаты - удивился:
У нас одна собака, у них - четыре пса.
У нас бассейн, у них - морская бухта.
У нас есть сад, у них же - бескрайние леса.
И нас мне стало жалко почему-то...
Не потому, что светят в саду нам фонари,
А их просторы звёзды освещают...
Они готовы Бога за всё благодарить,
А нам всегда чего-то не хватает...
Теперь я знаю, папа, насколько мы бедны!
Отец, когда слова услышал эти,
Лишился дара речи и явно приуныл,
Но так и не нашёлся, что ответить.
А мой отец, касаясь вопросов бытия,
Одной молитве учит неизменно:
Благодарю за то, что имею в жизни я
И трижды - за всё то, что не имею!