Какой бывает музыка
Цели урока:
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Л. Бетховен. Симфония № 7. II часть. Фрагмент (слушание).
К. Дебюсси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).
А. Калныныш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).
Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Спасём наш мир (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Тема урока: «Какой бывает музыка».
Обращаясь к передаче человеческих горестей, разочарований, одиночества, музыка становится угловатой и напряжённой, острые мелодии, отрывистые ритмы, диссонирующие созвучия возникают в ней.
Работа по теме урока.
Никакое искусство не обнаруживает такого разнообразия чувств, характеров и настроений, такой палитры нюансов, беспрерывно меняющихся, текучих и подвижных, как искусство музыкальное. В каждом его произведении – то порыв, то каприз; раздумье сменяется весельем, безудержный бег – плавной величественной поступью.
Таковы и мы, люди: ведь это мы создаём такую разнообразную музыку и, самое главное, именно такой – изменчивой и разной – воспринимаем её и любим. Значит, эти её свойства близки каким-то и нашим чертам, нашему способу мыслить и чувствовать.
Мир чувств бесконечно подвижен. На него влияют перемены в природе, слова и поступки людей, удачи и неудачи нашей жизни, прочитанные книги и, наконец, услышанная музыка. Возникающая из эмоционального многообразия человеческой души, музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей.
«Когда музыка плачет, с нею вместе плачет всё человечество, плачет вся природа» – сказал французский философ А. Бергсон.
Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь.
Силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками, способными прозревать прошлое и предсказывать будущее благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало в себе их искусство. Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком, которому открылись ворота в Аид, это мрачное и таинственное место, тщательно охраняемое от всех, кто осмелился бы к нему приблизиться. Однако не войско, не оружие, не титаническая физическая сила открыли Орфею ворота Аида – их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса. Не менее примечательна и та часть античных преданий, которая связана с походом аргонавтов. Собираясь в плаванье в Колхиду, они взяли с собой Орфея. Всем им было известно, какую опасность таят в себе моря, населённые демоническими существами. Неминуемую гибель несла встреча с сиренами, обитательницами морских островов. Что же зловещего таилось в этих загадочных существах – полуптицах-полуженщинах, дочерях одной из муз – Мельпомены? Ведь они не нападали на мореплавателей, не преследовали их корабли, у них не было ни пушек, ни ядовитых стрел. Однако был у них другое – божественный голос, необыкновенно притягательный, далеко разносившийся над гладью морских вод. Слышавшие пение сирен, не помня себя, бросались в море на их призывный зов и погибали.
Чернильною водой – морями глаже лака –
Мы весело пойдём между подземных скал.
О, эти голоса, так вкрадчиво из мрака
Взывающие: «К нам!»
(из стихотворения Ш. Бодлера «Плаванье»)
Взятый в плаванье Орфей заглушал сирен пением и игрой на лире. Одиссей же, ещё один герой мифов, проплывая мимо острова сирен, привязал себя к мачте корабля и залил воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от искушающего гибельного призыва.
Среди чудесных оркестровых ноктюрнов К. Дебюсси (один из них – «Облака» – вы слушали в прошлом году) есть пьеса, которая так и называется «Сирены». В его музыке нет ничего зловещего, это – яркая пьеса-картина, в которой звучит и необозримое пространство морских далей, и красочность изумрудных вод, и шум волн, и звучащее над всем этим очаровательным пейзажем прекрасное пение сирен, исполняемое унисоном женских голосов. В образе сирен воплощаются красота и смерть, восторг и гибель – одна из вечных тем искусства.
Вокально-хоровая работа.
А. Калныныш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).
Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Спасём наш мир (пение).
Итог урока.
Возникающая из эмоционального многообразия человеческой души, музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей. Главное значение музыки в способности наделять людей силой, помогать им противостоять отчуждённости и холодному одиночеству, идущей от сердца и умеющая найти путь к другому сердцу.
Домашнее задание.
Можешь ли ты припомнить случай, когда твоё настроение улучшилось под воздействием красоты природы, выглянувшего солнышка или радуги? Запишите этот случай или сочини небольшой рассказ (стихотворение).