Тема занятия : «Какие бывают марши».
Цель урока: Познакомиться с жанром «марш», рассмотреть жизненные обстоятельства, при котором звучит марш. Научиться различать разные виды маршей.
Задачи: Формировать навык пения в ансамбле;
Воспитывать серьезное отношение к урокам музыки.
Пробуждать интерес к серьезной музыки.
Ход занятия .
Организационный момент.
Педагог:-Сегодня мы с вами познакомимся с жанром, который называется «Марш».
-Кто-нибудь знает, что такое марш?
-Марш – по-французски ходьба, движение. От этого слова и пошло «маршировать».
Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку. Музыка бодрая, четкая и в тоже время не быстрая. Бегать и прыгать под нее не очень удобно. Плавные и медленные движения тоже не получаются. Зато-ходить одно удовольствие. И называется такая музыка – марш. Их очень любят немцы, даже многие песни у них очень похожи на марши. Издавна немецкие народы воевали с другими странами. Это очень организованная нация, любят порядок во всем и хорошо относятся к своей армии, а для солдат марш очень понятен и нужен службе, так как под такую музыку легче ходить в строю.
-Маршей на свете очень много. И музыка у них самая разная.
-Для кого пишут марши? (для солдат, спортсменов и т.д.)
-Когда и где вам приходилось слушать марши?
-Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами маршей.
Пионерский Слушаем «Взвейтесь кострами»
-Пионеры – школьники, состоящие в пионерской организации. Сейчас их уже нет, но давно, 20 лет назад, они были. Эти дети брали шефство над пожилыми людьми, сиротами, помогали отсутствующим в учебе, собирали макулатуру, металлолом для страны и этим помогали ей в развитии народного хозяйства. В пионерскую организацию не принимали детей с плохим поведением или не успевающих. «Пионер, всем ребятам пример», - говорили о них. Часто сборы их были у костра.
Педагог:- Что вы представили себе? (Шагающих детей, которые поют песни марши и идут с барабаном и горном .)
-Сейчас мы с вами прослушаем спортивный, физкультурный марш- их музыка, словно сама подсказывает красивый, чуть пружинящие, мягкий, спортивный шаг.
-Где они звучат? (Олимпиады, соревнования)
Прослушивание спортивного марша
Педагог:-А сейчас я предложу вам послушать марш и определить его характер, на какой марш больше всего он похож.
Слушание военного марша.
-Какой это был марш? (Военный, мужественный и очень четкий. )
-В их музыке слышится грозная сила, мощная, торжественная поступь.
-Какой марш часто звучит на парадах? («Прощание славянки»)
-В переди колонны дирижер с большим шестом, украшенным кистями. При ходьбе он двигает шестом вверх и вниз, а по нему равняется вся колонна.
Слушаем повторно «Прощание славянки»
-Сейчас мы с вами послушаем праздничный марш. Как вы думаете, где они звучат? (На олимпиадах, на праздниках)
Слушаем «День победы» Ребята определяют характер. Ответы воспитанников
--В этом марше торжественность, любовь к Родине, прославление страны. В торжественные дни украшают город, украшают улицы и столбы, на алее Героев в городе вешают гирлянды из разноцветных лампочек.
-Кто был на День Победы в городе и видел салют?
-Сегодня мы промаршируем с флажками. Все встали, подравнялись. Маршируем, делая упражнения под музыку марша «День победы»
8 шагов – руки на поясе.
8 шагов – руки в стороны.
8 шагов – руки на поясе
8 шагов – левая рука вверх, правая в сторону.
8 шагов – руки на поясе.
8 шагов – руки вверху в стороны.
8 шагов – помахать флажками.
-Сели на места. Вот какой получился у нас красивый кабинет! У кого поднялось настроение?
-Ребята как вы думаете, а какие еще есть марши?
-Давайте послушаем всем вам знакомую песню, а вы мне скажите на кокой марш похожа.
Слушаем «Вместе весело шагать»
-Можно сказать что это детский марш? (да)
-Давайте послушаем еще одно произведение, а вы мне скажите, какой это марш.
Слушаем «Солнечный круг»
--Правильно это тоже детская маршевая песня. Песня под которую можно и удобно идти, напевая.
-Музыка нужна человеку и в радости и в горе. Похоронный марш – это последнее шествие человека. Такие марши всегда серьезные и грустные.
Слушаем «Похороны куклы» Чайковского.
-Существует еще свадебные марши. Сейчас мы с вами послушаем марш Мендельсона. А вы мне скажите его характер. Слайд 9
Слушаем марш. Беседуем о характере.
--Мы с вами познакомились со многими серьезными маршами. Но существуют и другие марши. Сейчас мы послушаем еще один марш. Авы сядьте, как слушатели, внимательно послушайте и скажите, кого вы представили под этот марш.
Слушаем «Марш деревянных солдатиков»
-Кто под него может маршировать? (маленькие дети, куклы).
-Да, это кукольный марш. Шашки у них маленькие, поэтому шагают часто. Пошагаем на ладони под музыку. (пальчиками правой руки по левой).
-Все ли время музыка одинаковая? Кто заметил, что она меняется?
-Итак, для кого пишут марши? (для военных, детей, кукол, спортсменов, пионеров, праздничных шествий).
-Теперь давайте разберемся, какие признаки отличают один марш от другого? Возьмем военные и игрушечные марши. Ответить нужно, сранивая: военный такой-то…, игрушечный такой-то…
ВОЕННЫЙ
ИГУШЕЧННЫЙ
Сила звучания
Громко
Тихо
Темп
Медленный
Быстрый
Регистр
Низкий
Высокий
Характер
Серьезный
Шутливый
-А что у всех маршей общее? (равномерность, чёткость, звуки короткие, характер энергичный, бодрая музыка, марш поднимает настроение.)
-Какой инструмент все марши любят? (барабан)
-На какой шаг делаем ударение? (на «раз»)
Играем в игру «Парад»
1 ряд-барабанщики (воспитанники имитируют игру)
2 ряд – хлопки
3 ряд дети маршируют
В начале колонны выбирается дирижер с жезлом.
Движения жезла вверх – команда приготовилась;
Вниз- начало движения, команда марш!
В конце ставим точку – стой! замерли, остановились.
-а еще сегодня у нас на уроке песня – марш «Бравые солдаты».
Исполняю всю песню.
-Веселая она или грустная? (Веселая).
-О чем эта песня? (о том, что мальчишкам хочется стать солдатами и шагать также как они.)
Разучивание в медленном темпе.
Показать рукой куда идет звук – вверх или вниз, или стоит на месте.
-Все ли звуки слитные или есть отрывистые?
-У нас два ухо: одно слушает пианино, а другое соседа. Слушать, чисто петь звуки, не солировать петь в хоре.
Поют девочки, а мальчикам задание: кто лучше, правильнее спел, кого похвалим и наоборот.
Поем все вместе первый куплет.
-Ребята вам понравилась как вы спели?
Итог занятия.
-Скажите, ребята, вы хорошо поняли, что такое марш?
-В начале занятия мы хотели научиться определять разные виды маршей. Мы теперь умеем?
-Мы можем сказать, что общего во всех маршах и чем они отличаются?
-Что нового мы выучили на уроке?
-Молодцы, ребята. Сегодня вы поработали очень хорошо. Сейчас я буду играть марш, а вы по рядам выйдите из кабинета маршируя.