Конспект урока по окружающему миру
1 класс
Какой бывает вода?
Провела: учительница
начальных классов Гилязова Гульназ Лутфирахмановна
Тема: Какая бывает вода?
Цель урока: познакомить детей с понятием «вода» и её различными состояниями в природе; продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.
Задачи урока:
в процессе практических опытов познакомить учащихся с некоторыми свойствами снега и льда;
формировать умения вести наблюдения;
учить детей делать выводы по результатам наблюдений;
учить детей понимать роль воды в жизни человека;
Ход урока:
I. Организационный этап. Мотивация
- Сегодня у нас на уроке гостья, она скоро будет здесь. Покажите, что вы приветливые хозяева и рады гостям: успокойтесь, сядьте правильно, улыбнитесь друг другу.
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Постарайтесь сохранить хорошее солнечное настроение до конца урока.
Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?
- Ребята, я уже слышу приближение нашей гостьи…
- Учитель включает звукозапись, на которой разные звуки воды: журчание ручейка, шум дождя, плеск воды о берег, шум морского прибоя и другие.
II. Этап целеполагания.
Это не просто Вода, это - королева Вода. Почему королева? (Слайд)
Да потому, что на нашей планете она находится повсюду: в морях и океанах, в реках и озёрах, в почве, в растениях, в животных. Организм человека на 90% состоит из воды. Вода находится даже в камнях. Если бы не вода, то на нашей планете не возникло бы жизни.
Вот какая важная гостья сегодня у нас на уроке. Хотите с ней познакомиться поближе?
– Какую цель вы перед собой поставите? – Узнать какая бывает вода?
Тогда вам предстоит узнать, что такое вода, открыть, какими свойствами она обладает и какой бывает в природе.
Где мы можем встретить воду в природе? (Ответы детей.)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить (Н. Рыжова)
Сегодня наш урок пройдёт в форме исследовательской деятельности. Вы станете исследователями, а чтобы вам было легче справиться с заданиями, будете работать в группах.
Выясним, кто такие исследователи.
Исследователи – это учёные, которые проводят эксперименты и опыты для изучения разных веществ и объектов природы.
ОПЫТ №1. (проводит учитель)
Исследование № 1.
Рассмотрите снег и лёд в стаканах.
Скажите вам тепло в классе?
3. Что происходит со снегом и льдом под действием тепла?
4. Сделайте вывод о том, как влияет тепло на снег и лёд. (Под влиянием тепла снег и лёд тает).
5. Из чего состоят снег и лёд?
Оборудование: стаканы с водой, полоски белого, синего и красного цвета, стакан с молоком.
Содержание опыта: 1). Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? . .
Давайте сравним воду, которая в стакане с полосками белого, синего, красного цвета.
- Что можно сказать о цвете воды? (Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.)
- Я помещу карандаш в стакан с водой, потом в стакан с молоком. Что вы наблюдаете?
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
ОПЫТ №2 (Дети проводили дома. Они сравнивали по вкусу воду, чай, сок.)
ОПЫТ №3 (Дети проводят в классе. Они сравнивают по запаху воду, кофе, молоко.)
ОПЫТ №4 (Дети проводили дома. Они размешивали ложку сахара в стакане с холодной и тёплой водой. Сравнивали время растворения.)
ОПЫТ №5 Перельём из одного сосуда в другой.
Вывод: текучая
ОПЫТ №6. Как вы думаете, имеет ли вода форму? (налить в стакан, шприц, блюдце)
Вывод: вода принимает форму того сосуда в котором находится.
- Давайте подведём итоги. Какие свойства воды мы выявили?
5. Работа с учебником, с. 88.
- Ещё не все тайны воды раскрыты. Другие тайны нам поможет раскрыть учебник. Открываем с. 88.
- Посмотрите на картинки и вспомните, в каких состояниях встречается вода в природе?
( В жидком, твёрдом и газообразном.)
- Назовите картинки, которые демонстрируют жидкое состояние воды…
твёрдое… газообразное…
V. Подведение итогов
Вот и заканчивается наш урок.
Ещё раз расскажите, что вы узнали сегодня на уроке.
– Выберете для себя одну из неоконченных фраз и продолжите её. Слайд
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
– Молодцы! Все сегодня отлично поработали
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.