Середина урока | (К) До начала работы с текстом учитель, при наличии времени, может предложить учащимся поработать с картой пункта «Черная смерть в Европе». Отвечая на вопрос учителя «Что о Черном море может рассказать данная карта?», учащиеся смогут определить направление распространения чумы, годы ее появления в различных странах и регионах. Они также могут задать вопросы по теме урока, опираясь на информацию карты. Учитель может предложить учащимся зафиксировать свои вопросы, с тем, чтобы в конце урока определить, какие из них были раскрыты в ходе работы над темой. Вопросы, на которые учащиеся не смогут ответить на уроке, могут стать заданиями на дом. При этом важно дифференцировать их по уровню сложности и порекомендовать возможные источники. (П) При работе с текстом первой части учащиеся уточняют свое понимание особенностей болезни. При необходимости в процессе блиц-консультации учитель может использовать схему «Цикл распространения бубонной чумы». Можно также объяснить, что в пандемии 1348-1350гг. распространялись как бубонная, так и легочная чума. При возникновении у учащихся вопросов именно о медицинской составляющей темы можно в формате блиц-консультации дать необходимую справку. Бубонная чума – преобладающая у человека форма чумы, острого природно-очагового заболевания, вызываемого бактерией Yersinia pestis, переносимой блохами, паразитирующими на крысах, которые могут переходить на человека. Легочная чума – заболевание легких, передающееся воздушно-капельным путем, с развитием в легких множественных очагов воспаления. Заболевание известно также как чумная пневмония. (Г) Учащиеся в ходе выполнения первого задания должны будут соотнести представления европейцев о причинах Черного Мора и вытекающих из них методов лечения. При озвучивании ответов важно нацеливать учащихся на объяснение своего выбора. При этом важно заметить, что действия по лечению и предупреждению во второй и четвертой причинах могут быть одинаковыми Причины Черного мора | Методы лечения и профилактики | 1. Наказание Богом за грехи | А. Сжигали на костре всех, кого считали виновными в распространении болезни | 2. Заражение воздуха в результате столкновения Марса и Сатурна | Б. Изоляция (карантин) беженцев и купцов, прибывших в город, на 40 дней | 3. Контакты с заболевшими | В. Участвовали в паломнических походах в святые места | 4. «Миазмы» (испарения) от болот, трупов людей и животных | Г. Окуривали дома и улицы розмарином | 5. Евреи отравили колодцы, чтобы сжить со свету христиан | Д. Наказывали себя плетьми | | Е. Сжигали одежды умерших | | Ж. Распевали божественные гимны | | З. Держали в доме козлов | (К) В рефлексивной паузе, прежде чем задать вопрос: «Почему эти методы оказались неэффективными?» - можно предложить учащимся проанализировать методы лечения и определить разумные с точки зрения современного подхода к лечению и предупреждению болезни. Учащиеся могут прийти к выводу, что это были методы Б и Е, направленные на предотвращение распространения заболевания. (Г) Во второй части описываются причины быстрого распространения чумы в Европе, которые определены учеными. Учащиеся могут работать с текстом, проверяя свои гипотезы, которые были сделаны в процессе мозгового штурма. (К) Обсуждение результатов работы в группе, при необходимости – блиц-консультация учителя При работе с иллюстрацией «Одеяние чумного доктора» можно предложить учащимся иллюстрацию с объяснениями элементов костюма после того, как они выскажут свои предположения. Они могут соотнести элементы костюма с представлениями европейцев о причинах «черной смерти». Также можно рассказать о предназначении каждого элемента. (Г) Работа с источниками по группам. Учащиеся изучают один из предложенных источников, и анализируют его по предложенной схеме (К) Выступления групп, ответы на вопросы. | Презентация
Текст «Черная смерть в Европе»
Текст «Причины болезни» Презентация Схема анализа исторического документа Источники по теме |