СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каковы структура и основное содержание профессиональной этики как части этической теории?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессия педагога - одна из древнейших в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным.

Возникновение профессии педагога имеет объективные основания: появилась необходимость в передаче детям опыта для того, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать всё сначала.

Просмотр содержимого документа
«Каковы структура и основное содержание профессиональной этики как части этической теории?»




Профессиональная переподготовка

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»






Контрольная работа по дисциплине

«Профессиональная этика и этический кодекс учителя»


на тему

«Каковы структура и основное содержание профессиональной этики как части этической теории?»







Выполнил: слушатель курсов Черных Е.Ю.,

учитель МБОУ «Кандауровская СОШ»













Кандаурово - 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение …………………………………………………………………..

3

1. Педагогическая этика – неотъемлемая часть профессиональной культуры педагога ……………………………………………………….

4

2. Основные этические теории ………………………………………….

6

Заключение ……………………………………………………………….

8

Список литературы ……………………………………………………….

8




Введение


Профессия педагога - одна из древнейших в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным.

Возникновение профессии педагога имеет объективные основания: появилась необходимость в передаче детям опыта для того, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать всё сначала.

Слово «педагог» возникло в Древней Греции. Педагогом называли раба, что в переводе с греческого «paidagogos» означает детоводитель. Заботу о детях в состоятельных семьях возлагали на раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома. Дома раб следил за ребенком, за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Впоследствии слово «педагог» утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и учителей, преподавателей. В толковом словаре В.И. Даля «учитель» определяется как наставник, преподаватель. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. В современном понимании учитель - это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.

Педагог, где бы он ни трудился (в детском саду, школе, колледже, спортивной секции и др.) является представителем одной из самых социально-значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. На современного педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога является его духовно-нравственная культура и этика.

Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от зла, может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя.

Цель моей работы: доказать важность знания педагогической этики для учителя, как носителя общественной морали.

Для решения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Определить понятие педагогической этики.

2. Рассмотреть основные категории и направления педагогической этики.

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек - Человек». Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли, в тоже время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением.

Таким образом, мы видим, что важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является профессиональная культура учителя.


  1. Педагогическая этика – неотъемлемая часть профессиональной культуры педагога


Профессиональная культура педагога - это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной из немаловажных составляющих культуры педагога является этика.

«ЭТИКА - философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе)». (С.И. Ожегов) Однако, есть и второе значение этого слова:

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной деятельности».

Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей: систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики.

Составляющие педагогической этики:

  • профессиональная квалификация;

  • педагогическая культура;

  • нравственная культура;

  • педагогический такт;

  • профессиональный такт;

  • Педагогическая справедливость;

  • Профессиональный долг;

  • Профессиональная честь педагога;

  • Педагогический авторитет учителя.

Этот перечень можно еще перечислять и добавлять, но эти понятия отражают все.

Не могу утверждать правильно ли я их распределила по иерархии, мне кажется, что здесь важно все, выкини какой либо пункт и само понятие как Педагогическая этика не будет иметь смысла. Теперь коротко рассмотрим каждую из них.

Профессиональная квалификация – образование (среднеспециальное, высшее). Непрерывность профессионального развития, профессионального мастерства, активно заниматься самообразованием и самосовершенствованием, повышение квалификация(категория), совершенствование своего интеллектуального, творческого и общенаучного уровня. Ответственность за результат обучения.

Педагогическая культура (нравственная культура) – внешний облик педагога (придерживаться делового стиля в одежде), культура речи, вежливость, корректность, культура и нормы поведения в школе и в обществе за пределами учебного заведения, чувство собственного достоинства, умение управлять своим состоянием, чувство юмора.

Педагогический такт  – (от лат. tactus – прикосновение) – чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя: уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами. Т.е. выбор средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань.

Профессиональный такт - умение быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; умение сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; сочетать разумную требовательность с чутким отношением к учащимся; хорошо знать возрастные и индивидуальные особенностей учащихся; в самокритичной оценке своего труда. Профессиональная солидарность, забота о престиже профессии.

Педагогическая справедливость - это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. Профессиональный педагогический долг - это представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Профессиональная честь педагога - это общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга. Честь учителя выражается не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Наконец, педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.

2. Основные этические теории


Различные этические теории глубоко и всесторонне проанализированы в трудах отечественных ученых (Гусейнов А.А., Иванюшкин А.Я., Игнатьев В.Н., Канке В.А., Коротких Р.В., Лукьянов А.С., Силуянова И.В., Тищенко П.Д., Хрусталёв Ю.М., Юдин Б.Г., Яровинский М.Я.). Обобщая полученные ими результаты, следует кратко остановиться на основных этических теориях Все этические теории создавались для объяснения явлений морали.

Теория добродетелей Аристотеля. Понятие «добродетель» в настоящее время служит обобщенной характеристикой положительных моральных качеств личности. Аристотель объяснение нравственных понятий искал не в отвлеченных идеях, а в действительной жизни людей: в их стремлениях к счастью и в разуме человека.

Факты действительной жизни, которые рассматривал Аристотель, состояли в том, что все стремятся к благу, счастью или даже к блаженству. Кто-то видит благо и блаженство в наслаждении, люди же образованные ищут их в чем-то высшем, например, в разумной деятельности. Разуму Аристотель отводил большую роль в выработке нравственности каждого человека. Разуму принадлежит сдерживание страстей, благодаря ему мы способны понять, что стремление к благу общества дает гораздо более «прекрасное» «блаженство», чем стремление к удовлетворению своих личных порывов. Из сказанного следует, что Аристотель искал основы нравственных понятий человека не во внушениях свыше, от бога, а относил эти понятия на решение разума, ищущего себе наибольшего удовлетворения и счастья, причем он полагал, что счастье личности тесно связано со счастьем общества. Аристотель является, таким образом, предшественником многочисленной школы «эвдемонистов» (греч. eudaimonia – счастье), объяснявших впоследствии нравственные инстинкты, чувства и поступки человека исканием своего личного счастья.

Утилитаристские концепции блага. Термин «утилитаризм» происходит от латинского «utilitas» – польза, выгода. Родоначальники утилитаризма - британские философы 18-19 веков Дэвид Юм, Иеремия Бентам, Джон Милль. Принципиальным для утилитаристских теорий является то, что все они исходят из результата действия, последствий, к которым оно привело, а именно, оценки пользы или вреда результатов действия человека. Иногда учитывается цель действий. Поэтому эти теории еще называются телеологическими (telos– цель), но все, что относится к мотивам, побуждающим к действиям, остается на втором плане, либо вообще не принимается во внимание.

В утилитаристской теории признается один-единственный принцип пользы (полезности), который можно сформулировать так: наш выбор будет оправдан, если выбранный вариант порождает больше блага, чем любой из альтернативных. Последующие поколения утилитаристов стали отказываться от столь однозначного понимания пользы, признавая внутренним благом еще и дружбу, знание и другие ценности.

Учение о моральном долге Канта (Деонтологическая этика).

Деонтологические теории (от греческих слов deоntes– нужное, должное и logos– слово, понятие, учение, т.е. учение о должном) при оценке действий принимают во внимание не только их результаты, но и мотивы, замыслы действующих лиц.

Первой теорией, выдержанной в деонтологическом ключе, явилась этика И. Канта (1724-1804). В противоположность английским философам -утилитаристам, Кант хотел открыть основные законы нравственности путем отвлеченного мышления. Он пришел к убеждению, что такой основой является наше сознание долга, которое не вытекает ни из соображений пользы, ни из чувства симпатии, а представляет свойство человеческого разума.

Это «золотое правило» весьма близко тому абсолютному нравственному закону, или категорическому императиву, который Кант считал безусловным основанием всей этики.

Теория моральных обязательств У.Д. Росса. Выдвинутую в первой половине ХХ столетия американским этиком У. Россом теорию называют плюралистической концепцией (плюрализм – признание множества точек зрения). Преимущество плюралистического подхода в том, что он более близок к нашему повседневному моральному опыту. Мы обычно вовсе не следуем одному – единственному принципу или правилу, а учитываем разные нормы. Хотя эти принципы могут вступать в конфликт друг с другом.

Натуралистическая теория изложена гуманистом, ученым и революционером П.А.Кропоткиным (1842-1921) в большом труде «Этика» и обоснована в книгах: «Взаимная помощь как закон природы и фактор эволюции», «Взаимная помощь среди животных и людей, как двигатель прогресса» (90-е гг. позапрошлого века). П.А.Кропоткин создал достаточно обоснованную, подкрепленную фактами концепцию универсальной нравственности на основе явления взаимопомощи, хорошо известного в животном мире из работ Ч. Дарвина и других ученых-эволюционистов. Как и конкурентная взаимная борьба, взаимопомощь имеет природные основания (примеры совместной охоты, защиты стада вожаком, другие кооперативные действия). Именно взаимопомощь в человеческом обществе возвышает личность, способствует прогрессу всего сообщества, составляет благоприятную почву для развертывания свободы.


Заключение


Структура педагогической этики как теории определяется структурой нормативной этики и подчиняется следующим законам:

а) моральной аксиологии (учение о ценностях);

б) моральной деонтологии (учение о долге);

в) моральной праксиологии (учение о реализации ценностей);

г) моральной аретологии (учение о личностных качествах);

д) моральной акмеологии (учение о самосовершенствовании).

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.

Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Таким образом, педагогическая этика является неотъемлемой частью этической теории.


Список литературы


1. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновац. курс для нравств. саморазвития. -Казань: ЦИТ, 2003.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. -М.:Гардарики,2003.

3. Добжанская Ю.Б. Профессиональная педагогическая этика современного учителя. –Шемонаиха, 2017.

4. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993.

6. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.

7. Психология и этика делового общения / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 1997.


Источники интернета

https://studfiles.net/preview/3097687/page:3/

https://studwood.ru/536069/etika_i_estetika/spisok_ispolzuemoy_literatury

https://revolution.allbest.ru/ethics/00281116_0.html

https://lektsii.org/7-24769.html






1