____________ В.М.Ляпко ______________В.П. Никулина
.
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Домашнее задание | Дата |
Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные результаты |
план | факт |
Раздел 1 «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» ( 16 часов) |
1 | Классика и современность. Инструктаж по технике безопасности | Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный) | Знать нити связывающие музыку прошлого с современностью. | Р: самостоятельно определять стиль музыки. П: ориентироваться в муз. терминах. К: знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений. | уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке. | Стр.6-7 вопросы | | |
2 | В музыкальном театре. Опера | Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей. | Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере. | Р: самостоятельно определять эмоциональный строй и музыкальный язык главных героев в опере. П: знать жанры оперы ( эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические, бытовые). К: знать значение оркестровых эпизодов. | научиться понимать оперное искусство. | Стр. 8-11 вопросы | | |
3 | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин» | Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. | Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа. | Р: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!». П: четко определять кульминационную сцену оперы. К: знать составные части оперы. ( интродукция и эпилог) | уважать патриотические чувства русского народа. | Стр. 12-17, вопросы | | |
4 | Русская эпическая опера. А.Бородин «Князь Игорь» | Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. | Знать, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру других народов. | Р: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!». П: четко определять кульминационную сцену оперы. К: знать составные части оперы. ( интродукция и эпилог) | вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России. | Стр. 18-25, вопросы | | |
5 | В музыкальном театре. Балет. | Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. | Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы. | Р: самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима. П:четко знать музыкальные термины. К: знать роль музыки в балете. | научиться понимать сложные внутренние взаимоотношение действующих лиц, выраженные в танце. | Стр.26-30 вопросы | | |
6 | Балет Б.Тищенко «Ярославна» | Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь». | Знать роль хора в балета «Ярославна». ( драматическая роль -поясняющий текст от автора) | Р: самостоятельно определять главные темы героев. П: сопоставлять плач-песню и плач-причитание. К:понимать пластику движений эмоционального состояния героев. | уважать исторические корни России. | Стр.30-35 вопросы | | |
7 | РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион | Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | Р: самостоятельно определять героическую тему в музыке. П: отвечать на вопросы учителя. К: уметь объяснять слова: «О поколении судят по героям» | уважать патриотические чувства народов, населяющих регион | Стр.36-39, конспект в тетради | | |
8 | В музыкальном театре. Дж. Гершвин «Порги и Бесс». | Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы). | Знать главные принципы музыкальной сценической драматургии. ( контраст) | Р: самостоятельно определять средства музыкальной выразительности отрицательных персонажей. П: отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина. К: уметь определять сферу музыкального творчества Гершвина. | уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа. | Стр.40-47 вопросы | | |
9 | Опера Ж.Бизе «Кармен» | Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен | Знать либретто оперы, её построение, драматизм и сюжет ( литер. произведение) | Р: самостоятельно определять танцевальность, маршевость и песенность в раскрытии образов героев. П: определять кульминационный момент оперы. К: определять жанровые особенности тем главных героев. | прочитать новеллу П. Мериме «Кармен» | Стр. 48-53 вопросы | | |
10 | Новое прочтение оперы Бизе» Р.Щедрин «Кармен-сюита | Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии. | Знать, что слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому. | Р: самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К: находить «цитаты» оперы Бизе в балете Щедрина «Кармен-сюита» | расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства. | Стр.54-61 вопросы | | |
11 | «Сюжеты и образы духовной музыки» | Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа. | Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее. | Р: самостоятельно уметь находить жанровый контраст в произведениях. П: отличать полифонию от аккордового звучания. К:знать почему, «Всенощное бдение» Рахманинова и «Высокая месса» Баха являются вершинами духовной культуры. | расширять свои познания в области духовной музыки. | Стр.62-69 вопросы | | |
12 | Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос -суперзвезда» | Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов. | Знать основные мелодические линии. | Р: самостоятельно Отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической. П: знать отличия музыки эпилога от увертюры. К: спеть главную мелодию «Осанна» | расширять музыкальный кругозор. | Стр.70-73 вопросы | | |
13 | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки | Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении. | Р: самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты. П: отличать пейзажные зарисовки от образов героев. К: творческое задание. | образно воспринимать музыкальные зарисовки. | Стр. 74-75 вопросы | | |
14 | «Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» | закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий. | Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни» | Р: самостоятельно определять особенности мелодических линий персонажей. П: знать о каких проблемах заставляла задумываться музыка Шнитке К: какие муз. жанры раскрывают скрытый смысл художественного образа. | вдумчиво перечитать произведения Гоголя. | Стр. 76-79 вопросы | | |
15 | РНиЭО Образы скорби и печали в народном эпосе региона. | понимание образов скорби и печали через музыкальные произведения региона | Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении | Р: самостоятельно определять образы скорби и печали в музыке. П: отвечать на вопросы учителя. К: музыкально-творческое задание | уважать патриотические чувства народов, населяющих регион | Конспект в тетради | | |
16 | Музыканты - извечные маги. | понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий. | Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого | Р: самостоятельно отличать певческую культуру России от современных ритмов. П: различать приемы раскрытия образов современности от прошлого. К: музыкально-творческое задание. | видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого. | Стр. 80-81 вопросы | | |
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 часов) |
17 | Музыкальная драматургия -развитие музыки | Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | Знать способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра. | Р: самостоятельно различать повтор мелодии с секвенцией. П: знать, что вносит в создание муз. образа каноническое исполнение произведения. К: знать, для чего используется варьирование в муз. произведениях. | любить русские народные песни | Стр. 84-87 вопросы | | |
18 | Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и «Светская» музыка | Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. | Знать камерные жанры и вокально- инструментальные миниатюры. | Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки . П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. | ценить музыкальное искусство прошлого. | Стр.88-91 вопросы | | |
19 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Тарнскрипция | Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони; Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма. | Знать жанры камерной инструментальной музыки. | Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки. П: знать и представлять содержательность камерных музыкальных произведений. К: Творческое задание. | уважительно относиться к камерной музыке | Стр. 92-97 вопросы | | |
20 | Циклические формы инструментальной музыки. А.Шнитке | Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика». | Знать, какие музыкальные произведения относятся к циклическим формам музыки. | Р: знать особенности музыки Шнитке. ( свободное совмещение прошлого и настоящего) П: уметь отличать главные темы музыки Шнитке. К: творческое задание. | расширять музыкальный кругозор. | Стр.98-101 вопросы | | |
21 | РНиЭО Особенности духовной музыки региона и ее исполнения. | Понимать значимость духовной музыки | Знать, какие музыкальные произведения относятся к духовной музыке | Р: самостоятельно узнавать духовную музыку адыгов П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание | совершенствовать умения и навыки самообразования | Конспект в тетради | | |
22 | Л.Бетховен «Соната № 8» ( «Патетическая») | Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.Ван Бетховена | Знать признаки построения сонатной формы. | Р: определять главные части сонаты. П: знать принципы варьирования К: определять главные и побочные темы сонаты. | интересоваться музыкой и жизнью Бетховена. | Стр.102-105 вопросы | | |
23 | С.Прокофьев «Соната № 2» - В.Моцарт «Соната № 11» | Соната в творчестве великих композиторов: В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева. | Уметь сравнивать сонаты Прокофьева и Моцарта. | Р: самостоятельно уметь объяснять, для чего композитор отступает от классической формы построения сонаты. П: уметь следить за развитием темы в вариациях. К:знать музыкальные термины. | восхищаться творчеством Моцарта и Прокофьева. | Стр.106-109, вопросы | | |
24 | Симфоническая музыка | Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро» на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках Расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. | Хорошо разбираться в особенностях симфонии. | Р: знать роль контраста в симфонии. П: знать муз. термины. К: творческое задание. | заниматься самообразованием: читать книги о известных композиторах. | Стр.110-113, вопросы | | |
25 | В.А.Моцарт «Симфония № 40» | Знать сюжетные линии всех частей симфонии. | Р: самостоятельно узнавать главную и побочную темы симфонии. П: знать особенности построения главной партии. К: с каким худ. произведением сравнивают «Симфонию № 40» Моцарта - ( с «Джокондой») | самостоятельно читать книги о жизни и творчестве Моцарта. | Стр.114-117, вопросы | | |
26 | Л.В.Бетховен «Симфония №5» | Расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»). | Знать почему музыка Бетховена актуальна в наши дни. | Р: самостоятельно определять темы главных идей симфонии: «Через борьбу - к победе, от мрака - к свету, через тернии - к звездам» П:отвечать на вопросы учителя. К: какое завещание сделал Бетховен потомкам. | читать о жизни и деятельности Бетховена самостоятельно. | Стр. 120-123 вопросы | | |
27 | Ф.Шуберт «Симфония № 8» («Неоконченная») В.Калинников «Симфония № 1» | Знать о происхождении понятий роман- в литературе, романс- в музыке. | Р: самостоятельно понимать, как выражают своё отношение к жизни композиторы. П: как в симфонии передается «жизнь чувств» К:какие инструменты озвучивают главные темы в симфониях. | вдумчиво относиться к творчеству Шуберта. | Стр. 124-129 вопросы | | |
28 | П.Чайковский «Симфония № 5» Д.Шостакович «Симфония № 7» («Ленинградская») | Знать, почему Чайковский назвал «Симфонию № 5» - «Раздумья о смысле жизни» Знать, почему «Симфония № 7» называется «Ленинградской» | Р: самостоятельно знать какую роль в симфонии играет мерный рокот походного барабана. П: объяснить, почему «Симфония № 7» -это поэма о борьбе и победе. К: знать мелодику главных тем. | помнить подвиг русского народа в ВОВ. | Стр. 130-135 вопросы | | |
29 | РНиЭО Драматургия музыкальных сюит композиторов Брянщины | Знать известных композиторов региона и их произведения | Уметь сравнивать музыкальные произведения разных жанров | П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание | уважать патриотические чувства народов, населяющих регион | Конспект в тетради | | |
30 | Симфоническая картина К.Дебюсси «Празднества» | Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника. | Знать понятие симфоническая картина. | Р: самостоятельно определять основные темы «Празднеств» П: уметь сравнивать муз. язык с художественным языком картины. К: творческое задание. | уважать творчество зарубежных композиторов. | Стр. 136-137 вопросы | | |
31 | Инструментальный концерт. А.Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром» | Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов. | На основе музыки «Концерта» уметь различать принципы развития музыки | Р: самостоятельно отличать программную от непрограммной музыки П:уметь определять народные песенно-танцевальные мелодии в «Концерте» К: с помощью чего достигается кульминация в «Концерте» (перекличка оркестра и скрипки) | уважать творчество народов мира. | Стр. 138-149 вопросы | | |
32 | Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина». Итоговый тест | Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина. | Знать народные муз. инструменты, и хиты мюзиклов и рок – опер. | Р: умение систематизировать, информацию П: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритме движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. | соотносить поступок с моральной нормой. | Стр. 144-149 | | |
33 | РНиЭО Выразительные возможности фольклора в современной культуре Брянщины | | Знать звучание народных муз. инструментов | Р: самостоятельно определять национальный колорит народной музыки. П: знать поп муз. хиты. К: слушать муз. обработки и электронную музыку. | расширять музыкальный кругозор. | Конспект в тетради | | |
34 | «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». Защита творческих проектов | Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования | Знать правила составления и разработки исследовательского проекта. | Р: самостоятельно защищать разработанный проект. П: расширять свой музыкальный кругозор. К: творческое задание. | расширять музыкальный кругозор. | | | |
а) Н. Римский-Корсаков
а) Й.Гайдн. Симфония № 103
б) Л.Бетховен. Симфония № 5
в) В.Моцарт. Симфония № 40
а) М.Мусоргский. «Борис Годунов»
б) А.Бородин. «Князь Игорь»
в) П.Чайковский. «Евгений Онегин»
б) П.Чайковский. «Щелкунчик» -
в) М.Глинка. «Руслан и Людмила» -
а) Л. Книппером
б) Б. Майзелем
в) П. Берлинским
а) Й. Гайдн
б) В.А. Моцарт
в) И.С. Бах