Тематическое планирование по курсу «Литература» 7 класс.
№ урока | Тема урока. | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся. | Дата проведения |
План | Факт |
Раздел 1. Введение. (1ч) |
1. | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | Анкетирование, групповая работа с цитатным материалом, работа с учебником, лексическая работа. | | |
Раздел 2. Устное народное творчество (4ч + 1 вч) |
2. | Предания как жанр фольклора. | Знакомятся преданиями как особым жанром УНТ, развивают умение понимать художественный текст и пересказывать прочитанное. | | |
3. | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. Былина «Садко», её своеобразие и поэтичность языка. | Развивают эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, воспитывают чувство патриотизма, уважение к ценностям отечественной культуры. Работают со схемой, составляют синквейн, работают с картиной Рериха, лексическая работа. Определяют своеобразие и поэтичность былины, совершенствуют навыки устной речи, анализа текста. | | |
4. | ВН. ЧТ. Карело-финский эпос «Калевала». | Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания, парная работа. | | |
5. | «Песнь о Роланде». Героический эпос как жанр литературы. | Вопросы, аналитико – поисковая работа, составление характеристики героев; выразительное чтение отрывков произведения, анализ эпизодов, совершенствование навыков устной речи. | | |
6. | Пословицы и поговорки. Своеобразие языка и смысла. | Работа со словарем В.И. Даля. Использование проектной технологии. | | |
Раздел 3. Древнерусская литература (2ч + 1рр) |
7. | «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха. Особенности произведения. | Выразительное чтение, вопросы и задания, словарная работа, выявление особенностей стиля и языка произведения. | | |
8. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Любовь и верность, преодолевшие испытания. | Вопросы, аналитико – поисковая работа, составление характеристики героев; выразительное чтение отрывков произведения, анализ эпизодов, совершенствование навыков устной речи. | | |
9. | РР Подготовка к сочинению по произведениям древнерусской литературы. | Углубляют знания о структуре текста, учатся строить текст в соответствии с его темой и основной мыслью, развивают связную речь, обогащают словарный запас. Работают с текстами произведений, составляют план к теме сочинения. | | |
Раздел 4. Русская литература 18 века (2 ч) |
10. | М.В.Ломоносов. Личность и судьба великого человека.Стихотворения. Ода как жанр литературы. | Знакомятся с фактами биографии и творческого пути Ломоносова, его ролью в развитии русской литературы, понятием «оды». Выразительно читают произведения, совершенствуют навыки анализа поэтического текста. | | |
11. | Г.Р. Державин. Биография. Стихотворения. Особенности творчества. | Знакомятся с фактами жизни и литературной деятельности поэта, формировать понимание философского и иносказательного смысла стихотворения, учить определять идею стихотворения, воспитывать сознательное отношение к жизни, природе. | | |
Раздел 5. Русская литература 19 века (19ч + 5рр + 3вч +2кр) |
12. | А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Образы Петра I и главного героя. | Знакомятся с содержанием поэмы «Медный всадник», формируют умения понимать и анализировать прочитанный текст; выразительно читают отрывки из поэмы. | | |
13. | «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | Определяют особенности жанра исторической баллады, дают характеристику героям, находят средства выразительности, выразительно читают отрывки текста, работают с иллюстрациями в учебнике. | | |
14. | А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. | Знакомятся с одной из сцен трагедии, определяют особенности жанра, составляют характеристику персонажей, определяют особенности языка произведения, составляют словарь по речи Пимена, сравнивают два варианта отрывков текста. | | |
15. | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека». Гуманизм повести. | Знакомятся с содержанием повести, понятием «маленький человек», формируют умение анализировать образы, определять идейный замысел автора, развивают умение рассуждать. | | |
16. | Анализ эпизода повести «Станционный смотритель» (Самсон Вырин у Минского). Клуб знатоков Пушкина | Анализируют эпизоды повести, выразительно читают ее отрывки, составляют характеристику персонажей, участвуют в коллективном обсуждении эпизода, работают с иллюстрациями. | | |
17. | ВН. ЧТ. А.С. Пушкин «Повести Белкина» | Читают повести, анализируют эпизоды, готовят подробный пересказ, работают с иллюстрациями к повестям, определяют тематику повестей Пушкина. | | |
18. | М.Ю. Лермонтов. Историческое прошлое Руси в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Формируют умение находить детали в произведении и определять их роль, выразительно читают текст, совершенствуют навыки анализа эпизодов, готовят сообщения, участвуют в коллективном обсуждении произведения. | | |
19. | РР Развернутый ответ на тему : «Проблема долга и чести в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Анализируют отрывки текста, определяют особенности языка и стиля произведения, участвуют в коллективном обсуждении проблем долга и чести, устанавливают связи с историей в произведении. | | |
20. | Стихотворения М Ю Лермонтова. Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях Лермонтова. | Выразительно читают стихотворения, анализируют поэтический текст, находят средства выразительности, коллективно обсуждают проблему человека и природы, учат одно из стихотворений наизусть. | | |
21. | Контрольная работа по творчеству А. Пушкина, М. Лермонтова. Тест. | Пишут тест по произведениям М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина. | | |
22. | Слово о Н.В. Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». | Готовят биографию Н.В. Гоголя, знакомятся с содержанием повести «Тарас Бульба», с ее героями, бытом казаков и т.д., находят и выразительно читают наиболее значимые эпизоды, совершенствуют навыки анализа прозаического текста. | | |
23. | Товарищество и братство в повести «Тарас Бульба» Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Анализируют эпизоды повести, участвуют в коллективном обсуждении, работают с иллюстрациями к повести, устанавливают связи повести с исторической основой, составляют характеристику персонажей. | | |
24. | Проблема верности и предательства в повести «Тарас Бульба». | Коллективно обсуждают проблемы, поднятые писателем, анализируют фрагменты текста, определяют особенности языка и стиля повести. | | |
25. | РР Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба» | Составляют план сочинения по заданной теме, ищут подходящие цитаты, готовятся к написанию сочинения. | | |
26. | И.С. Тургенев. Жизненный и творческий путь писателя. Рассказ «Бирюк». Нравственные проблемы в рассказе. | Знакомятся с понятием о жанре рассказа, развивают навыки пересказа текста, выразительного чтения; овладевают начальными навыками литературоведческого анализа; учатся ставить проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. | | |
27. | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». | Знакомятся с особенностями стихотворений в прозе, их темой, ролью в нравственном воспитании; овладевают понятием о жанре стихотворения в прозе, его ритмико-метрическом строе; овладевают начальными навыками литературоведческого анализа; подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции; используют для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). | | |
28. | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. | Овладевают определениями и умением определять композицию произведения, давать характеристику его героев; учатся определять пафос произведения; Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют в самостоятельной деятельности. | | |
29. | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Совершенствуют знания о средствах художественной выразительности и находят в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определяют композицию произведения; дают характеристику персонажей; учатся определять пафос стихотворения; учатся понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. | | |
30. | А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | Совершенствуют знания о средствах художественной выразительности и находят в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определяют композицию произведения; дают характеристику персонажей; учатся устанавливать причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | | |
31. | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Выявляют особенности сюжета, характеризуют повествовательную манеру писателя; доказывают, что “Повесть…” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводят примеры из текста, подтверждающие эту мысль; подбирают аргументы и цитаты из текста для подтверждения собственной позиции. | | |
32. | ВН. ЧТ. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». | Характеризуют особенности творчества автора; дают характеристику персонажей; учатся самостоятельно организовывать собственную деятельность; овладевают первичными навыками литературоведческого анализа. | | |
33. | Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Тестирование. | Выполняют задания контрольного тестирования. | | |
34. | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Анализируют содержание рассказа Толстого, определяют тему произведения; обозначают проблемы, поднятые писателем; работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, использовать в самостоятельной деятельности. | | |
35. | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | Характеризуют персонажей повести, дают оценку их поступкам; определяют роль пейзажных зарисовок в произведении, композицию произведения; Подбирают аргументы и цитаты из текста для подтверждения собственной позиции. | | |
36. | А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Развитие понятий о юморе и сатире. | Характеризуют персонажей произведения, дают оценку их поступкам; устанавливают причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулируют выводы; аргументируют свои высказывания, подбирают цитаты из текста. Находят, при помощи каких средств автор достигает комического эффекта. | | |
37. | РР Отзыв на рассказ Чехова «Злоумышленник». | Анализируют содержание рассказа, оперируют терминологией при анализе произведения; анализируют и используют информацию в самостоятельной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблем рассказа, аргументируют свою позицию, подбирают цитаты из текста. | | |
38. | ВН. ЧТ. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | Анализируют содержание рассказа, оперируют терминологией при анализе произведения; анализируют и используют информацию в самостоятельной деятельности; определяют особенности творчества писателя, знакомятся с понятием «психологизм», обозначают проблему, выдвигают гипотезу, структурировать материал. | | |
39. | Русские поэты XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», И.А. Бунин «Родина» | Узнают особенности построения поэтического произведения, учатся выделять средства передачи настроения, средства художественной выразительности; дают сравнительную характеристику стихотворений разных поэтов; самостоятельно организовывают собственную деятельность, оценивают ее. | | |
40. | РР Обучение анализу лирического текста | Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют в самостоятельной деятельности; структурируют материал, находят цитаты из текста, используют их в сочинении; объясняют, аргументируют и доказывают свою точку зрения. | | |
Раздел 6. Русская литература 20 века ( 15ч + 3рр + 2вч + 2 кр) |
41. | И. А. Бунин Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Составляют рассказ о писателе на основе прочитанного; передают содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя и на его действиях; определяют, какими средствами писатель достигает задуманного; подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции. | | |
42. | М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Анализируют содержание рассказа Горького, определяют тему произведения; обозначают проблемы, поднятые писателем; работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, использовать в самостоятельной деятельности. | | |
43. | РР Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». | Овладевают навыками анализа эпизода, оперируют терминологией, организуют собственную деятельность, структурируют материал, устанавливают причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулируют выводы. | | |
44. | ВН. ЧТ. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | Определяют мастерство писателя в создании портретных характеристик, определяют роль художественной детали в них; характеризуют персонажей легенды, дают оценку их поступкам; определяют роль пейзажных зарисовок в произведении, композицию произведения; участвуют в коллективном обсуждении, подбирают аргументы и цитаты из текста для подтверждения собственной позиции. | | |
45. | Л.Н. Андреев. Слово о писателе .«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | Определяют мастерство писателя в создании портретных характеристик, определяют роль художественной детали в них; характеризуют персонажей, дают оценку их поступкам; определяют роль пейзажных зарисовок в произведении, композицию произведения; участвуют в коллективном обсуждении, подбирают аргументы и цитаты из текста для подтверждения собственной позиции. | | |
46. | В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | Овладевают навыками анализа поэтического произведения (учатся определять тему, идею, значение заголовка, настроение произведения); Учатся анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности. | | |
47. | В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | Овладевают навыками анализа поэтического произведения (учатся определять тему, идею, значение заголовка,); Учатся анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности. | | |
48. | РР Отзыв о рассказе А. П. Платонова. «Юшка». Друзья и враги главного героя. | Определяют мастерство писателя в создании портретных характеристик, определяют роль художественной детали в них; характеризуют персонажей, дают оценку их поступкам; определяют роль пейзажных зарисовок в произведении, композицию произведения; участвуют в коллективном обсуждении, подбирают аргументы и цитаты из текста для подтверждения собственной позиции. | | |
49. | А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Тайна и сила таланта. | Характеризуют персонажей, дают оценку их поступкам; определяют роль пейзажных зарисовок в произведении, композицию произведения; участвуют в коллективном обсуждении, подбирают аргументы и цитаты из текста для подтверждения собственной позиции. | | |
50. | Контрольная работа по творчеству писателей 20 века. Тест. | Пишут контрольное тестирование. | | |
51. | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | Узнают особенности построения поэтического произведения, учатся выделять средства передачи настроения, средства художественной выразительности, сравнивают и сопоставляют разные стихотворения, самостоятельно организовывают собственную деятельность, оценивают ее, определяют сферу своих интересов. | | |
52. | А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Философские проблемы в лирике Твардовского. | Узнают особенности построения поэтического произведения, учатся выделять средства передачи настроения, средства художественной выразительности; дают сравнительную характеристику стихотворений; самостоятельно организовывают собственную деятельность, оценивают ее. | | |
53. | ВН. ЧТ. Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики. | Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют в самостоятельной деятельности. Знакомятся с жанром интервью. | | |
54. | Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | Формируют умение находить детали в произведении и определять их роль, выразительно читают текст, совершенствуют навыки анализа эпизодов, готовят сообщения, участвуют в коллективном обсуждении произведения. | | |
55. | Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». | Овладевают навыками анализа эпизода, оперируют терминологией, организуют собственную деятельность, структурируют материал, устанавливают причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулируют выводы. | | |
56. | РР Развернутый ответ на тему: Герои рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» и их поступки. | Овладевают определениями и умением определять композицию произведения, давать характеристику его героев; учатся определять пафос произведения; Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют в самостоятельной деятельности. | | |
57. | Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы) | Отвечают на вопросы, выполняют следующие виды заданий: аналитико-поисковая работа, составление характеристики героев; выразительное чтение отрывков произведения, анализ эпизодов, совершенствование навыков устной речи. | | |
58. | Комплексная проверочная работа на выявление уровня сформированности метапредметных результатов. | Анализируют текст, выявляют главную и второстепенную информацию. Учатся правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы, аргументировать свою точку зрения. | | |
59. | М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | Формируют умение находить детали в произведении и определять их роль, выразительно читают текст, совершенствуют навыки анализа эпизодов, готовят сообщения, участвуют в коллективном обсуждении произведения. | | |
60. | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н.А. Заболоцкий). | Узнают особенности построения поэтического произведения, учатся выделять средства передачи настроения, средства художественной выразительности; дают сравнительную характеристику стихотворений разных поэтов; самостоятельно организовывают собственную деятельность, оценивают ее. | | |
61. | РР Обучение анализу лирического текста. | Учатся анализировать текст стихотворений, правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы, аргументировать свою точку зрения. Учатся правильному использованию цитат в тексте сочинения. Ищут в тексте стихотворений художественно-выразительные средства. Составляют план анализа стихотворения. | | |
62. | Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | Выразительно читают наизусть стихотворения различных авторов, рецензируют устное чтение одноклассников. Учатся определять тему и идею стихотворений, искать в тексте стихотворений художественно-выразительные средства. Определяют связь поэтического искусства с музыкальным, готовят сообщения, читают стихотворения наизусть. | | |
Раздел 7. Литература народов России ( 1ч ) |
63. | Р. Гамзатов. «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…» | Готовят устное сообщение о жизни и творчестве писателя, анализируют стихотворение, находят средства создания поэтических образов, средства выразительности. Выразительно читают стихотворения. Готовят развернутый ответ на поставленный вопрос. | | |
Раздел 8. Зарубежная литература ( 3ч + 1рр + 1вч ) |
64. | ВН. ЧТ. Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | Учатся анализировать текст стихотворения, искать средства выразительности в стихотворениях поэта, размышляют о прочитанном, отвечают на поставленные вопросы. | | |
65. | Дж.Г. Байрон. Слово о поэте. « Ты кончил жизни путь, герой!..» Ощущение трагического разлада героя с обществом. | Готовят устные сообщения о жизни и творчестве поэта, читают информацию из учебника, учатся анализировать текст, находить главную и второстепенную информацию. | | |
66. | Японские хокку. Особенности жанра. Изображение жизни природы и жизни человека. | Знакомятся с японской культурой и жанром хокку, определяют его особенности, выразительно читают произведения, определяют их тему и идею, находят сходства и различия с традиционными русскими стихотворениями. | | |
67. | РР Отзыв на рассказ О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Размышляют о том, чему учит человека произведение, готовят устное сообщение на эту тему. | | |
68. | Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра над злом. | Готовят устные сообщения о жизни и творчестве писателя, выразительно читают по ролям фрагменты произведения (инсценированное чтение), определяют основную тему рассказа. | | |
Раздел 9. Обобщение. Повторение. Систематизация. (1ч + 1 кр) |
69. | Повторение изученного в 7 классе. | Обобщают и систематизируют полученные знания, закрепляют умения и навыки. | | |
70. | Итоговая контрольная работа. | Показывают читательские и исследовательские навыки, приобретенные в 7 классе. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с целями и условиями заданий. | | |