СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематические планирование по литературе (7 класс, ФГОС, 70 часов)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематические планирование по литературе (7 класс, ФГОС, 70 часов)»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРА» 7 КЛАСС

Учебник 7 класс Литература В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин в 2-хч. М.: Просвещение, 2016.

Рабочие программы. Литература 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. Пособие для учителей образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016



Тематическое планирование по курсу «Литература» 7 класс.

П/П

Наименование разделов и тем

Р/Р + ВН.ЧТ

Контрольные и проверочные работы (тесты)

Всего

час

1.

Введение.

- -

-

1

2.

Устное народное творчество.

- 1

-

5

3.

Древнерусская литература.

1 -

-

3

4.

Русская литература 18 века.

- -

-

2

5.

Русская литература 19 века.

5 3

2

29

6.

Русская литература 20 века.

3 2

2

22

7.

Литература народов России



- -



-



1

8.

Зарубежная литература.

1 1

-

5

9.

Повторение. Обобщение. Систематизация.

- 1

1

2


Всего.

10 7

5

70


№ урока

Тема урока.

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся.

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Введение. (1ч)

1.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Анкетирование, групповая работа с цитатным материалом, работа с учебником, лексическая работа.



Раздел 2. Устное народное творчество (4ч + 1 вч)

2.

Предания как жанр фольклора.

Знакомятся преданиями как особым жанром УНТ, развивают умение понимать художественный текст и пересказывать прочитанное.



3.


Былины. «Вольга и Микула Селянино­вич». Прославление мирного труда. Былина «Садко», её своеобразие и поэтичность языка.

Развивают эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, воспитывают чувство патриотизма, уважение к ценностям отечественной культуры. Работают со схемой, составляют синквейн, работают с картиной Рериха, лексическая работа. Определяют своеобразие и поэтичность былины, совершенствуют навыки устной речи, анализа текста.



4.

ВН. ЧТ. Карело-финский эпос «Калевала».

Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания, парная работа.



5.

«Песнь о Роланде». Героический эпос как жанр литературы.

Вопросы, аналитико – поисковая работа, составление характеристики героев; выразительное чтение отрывков произведения, анализ эпизодов, совершенствование навыков устной речи.



6.

Пословицы и поговорки. Своеобразие языка и смысла.

Работа со словарем В.И. Даля. Использование проектной технологии.



Раздел 3. Древнерусская литература (2ч + 1рр)

7.

«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха. Особенности произведения.

Выразительное чтение, во­просы и зада­ния, словарная работа, выявление особенностей стиля и языка произведения.



8.

«Повесть о Петре и Февро­нии Му­ромских». Любовь и верность, преодолевшие испытания.

Вопросы, аналитико – поисковая работа, составление характеристики героев; выразительное чтение отрывков произведения, анализ эпизодов, совершенствование навыков устной речи.



9.

РР Подготовка к сочинению по произведениям древнерусской литературы.

Углубляют знания о структуре текста, учатся строить текст в соответствии с его темой и основной мыслью, развивают связную речь, обогащают словарный запас. Работают с текстами произведений, составляют план к теме сочинения.



Раздел 4. Русская литература 18 века (2 ч)

10.

М.В.Ломо­носов. Личность и судьба великого человека.Стихотворения. Ода как жанр литературы.


Знакомятся с фактами биографии и творческого пути Ломоносова, его ролью в развитии русской литературы, понятием «оды». Выразительно читают произведения, совершенствуют навыки анализа поэтического текста.



11.

Г.Р. Державин. Биография. Стихотворения. Особенности творчества.

Знакомятся с фактами жизни и литературной деятельности поэта, формировать понимание философского и иносказательного смысла стихотворения, учить определять идею стихотворения, воспитывать сознательное отношение к жизни, природе.



Раздел 5. Русская литература 19 века (19ч + 5рр + 3вч +2кр)

12.

А.С. Пуш­кин. Поэма «Медный всадник». Образы Петра I и главного героя.

Знакомятся с содержанием поэмы «Медный всадник», формируют умения понимать и анализировать прочитанный текст; выразительно читают отрывки из поэмы.



13.

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

Определяют особенности жанра исторической баллады, дают характеристику героям, находят средства выразительности, выразительно читают отрывки текста, работают с иллюстрациями в учебнике.



14.

А.С. Пуш­кин. Драма «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Знакомятся с одной из сцен трагедии, определяют особенности жанра, составляют характеристику персонажей, определяют особенности языка произведения, составляют словарь по речи Пимена, сравнивают два варианта отрывков текста.



15.

А.С. Пуш­кин. Цикл «Повести Белкина». «Стан­ционный смотри­тель». Изображение «маленького человека». Гуманизм повести.

Знакомятся с содержанием повести, понятием «маленький человек», формируют умение анализировать образы, определять идейный замысел автора, развивают умение рассуждать.



16.

Анализ эпизода повести «Стан­ционный смот­ритель» (Самсон Вырин у Мин­ского). Клуб знатоков Пушкина

Анализируют эпизоды повести, выразительно читают ее отрывки, составляют характеристику персонажей, участвуют в коллективном обсуждении эпизода, работают с иллюстрациями.



17.

ВН. ЧТ. А.С. Пушкин «Повести Белкина»

Читают повести, анализируют эпизоды, готовят подробный пересказ, работают с иллюстрациями к повестям, определяют тематику повестей Пушкина.



18.

М.Ю. Лер­монтов. Историче­ское про­шлое Руси в «Песне про царя Ивана Ва­сильевича, молодого опричника и удалого купца Ка­лашнико­ва»

Формируют умение находить детали в произведении и определять их роль, выразительно читают текст, совершенствуют навыки анализа эпизодов, готовят сообщения, участвуют в коллективном обсуждении произведения.



19.

РР Развернутый ответ на тему : «Проблема долга и че­сти в поэме М.Ю.Лер­монтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка­лашнико­ва».

Анализируют отрывки текста, определяют особенности языка и стиля произведения, участвуют в коллективном обсуждении проблем долга и чести, устанавливают связи с историей в произведении.



20.

Стихотворения М Ю Лермонтова. Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях Лермонтова.

Выразительно читают стихотворения, анализируют поэтический текст, находят средства выразительности, коллективно обсуждают проблему человека и природы, учат одно из стихотворений наизусть.



21.

Контрольная работа по творчеству А. Пушкина, М. Лермонтова. Тест.

Пишут тест по произведениям М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.



22.

Слово о Н.В. Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба».

Готовят биографию Н.В. Гоголя, знакомятся с содержанием повести «Тарас Бульба», с ее героями, бытом казаков и т.д., находят и выразительно читают наиболее значимые эпизоды, совершенствуют навыки анализа прозаического текста.



23.

Това­рищество и братство в повести «Тарас Бульба» Патрио­тический пафос повести Н.В. Гого­ля «Тарас Бульба»

Анализируют эпизоды повести, участвуют в коллективном обсуждении, работают с иллюстрациями к повести, устанавливают связи повести с исторической основой, составляют характеристику персонажей.



24.

Проблема верности и предательства в повести «Тарас Бульба».

Коллективно обсуждают проблемы, поднятые писателем, анализируют фрагменты текста, определяют особенности языка и стиля повести.



25.

РР Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба»

Составляют план сочинения по заданной теме, ищут подходящие цитаты, готовятся к написанию сочинения.



26.

И.С. Тургенев. Жизненный и творческий путь писателя. Рассказ «Бирюк». Нравственные проблемы в рассказе.

Знакомятся с понятием о жанре рассказа, развивают навыки пересказа текста, выразительного чтения; овладевают начальными навыками литературоведческого анализа; учатся ставить проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал.



27.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача».

Знакомятся с особенностями стихотворений в прозе, их темой, ролью в нравственном воспитании; овладевают понятием о жанре стихотворения в прозе, его ритмико-метрическом строе; овладевают начальными навыками литературоведческого анализа; подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции; используют для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).



28.

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Кня­гиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме.

Овладевают определениями и умением определять композицию произведения, давать характеристику его героев; учатся определять пафос произведения; Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют в самостоятельной деятельности.



29.

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Совершенствуют знания о средствах художественной выразительности и находят в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определяют композицию произведения; дают характеристику персонажей; учатся определять пафос стихотворения; учатся понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал.



30.

А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Васи­лий Шибанов» и «Михайло Реп­нин».

Совершенствуют знания о средствах художественной выразительности и находят в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определяют композицию произведения; дают характеристику персонажей; учатся устанавливать причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.



31.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Выявляют особенности сюжета, характеризуют повествовательную манеру писателя; доказывают, что “Повесть…” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводят примеры из текста, подтверждающие эту мысль; подбирают аргументы и цитаты из текста для подтверждения собственной позиции.



32.

ВН. ЧТ. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Ди­кий помещик».

Характеризуют особенности творчества автора; дают характеристику персонажей; учатся самостоятельно организовывать собственную деятельность; овладевают первичными навыками литературоведческого анализа.



33.

Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Тестирование.

Выполняют задания контрольного тестирования.



34.

Л. Н. Толстой. Слово о писа­теле. «Детство» (главы). Авто­биографический характер по­вести.



Анализируют содержание рассказа Толстого, определяют тему произведения; обозначают проблемы, поднятые писателем; работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, использовать в самостоятельной деятельности.




35.

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

Характеризуют персонажей повести, дают оценку их поступкам; определяют роль пейзажных зарисовок в произведении, композицию произведения; Подбирают аргументы и цитаты из текста для подтверждения собственной позиции.



36.


А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Развитие понятий о юморе и сатире.

Характеризуют персонажей произведения, дают оценку их поступкам; устанавливают причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулируют выводы; аргументируют свои высказывания, подбирают цитаты из текста. Находят, при помощи каких средств автор достигает комического эффекта.



37.

РР Отзыв на рассказ Чехова «Злоумышленник».

Анализируют содержание рассказа, оперируют терминологией при анализе произведения; анализируют и используют информацию в самостоятельной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблем рассказа, аргументируют свою позицию, подбирают цитаты из текста.



38.

ВН. ЧТ. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

Анализируют содержание рассказа, оперируют терминологией при анализе произведения; анализируют и используют информацию в самостоятельной деятельности; определяют особенности творчества писателя, знакомятся с понятием «психологизм», обозначают проблему, выдвигают гипотезу, структурировать материал.



39.

Русские поэты XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», И.А. Бунин «Родина»

Узнают особенности построения поэтического произведения, учатся выделять средства передачи настроения, средства художественной выразительности; дают сравнительную характеристику стихотворений разных поэтов; самостоятельно организовывают собственную деятельность, оценивают ее.



40.

РР Обучение анализу лирического текста

Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют в самостоятельной деятельности; структурируют материал, находят цитаты из текста, используют их в сочинении; объясняют, аргументируют и доказывают свою точку зрения.





Раздел 6. Русская литература 20 века ( 15ч + 3рр + 2вч + 2 кр)

41.

И. А. Бунин Слово о писате­ле. «Цифры». Сложность взаи­мопонимания детей и взрос­лых.

Составляют рассказ о писателе на основе прочитанного; передают содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя и на его действиях; определяют, какими средствами писатель достигает задуманного; подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции.



42.

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Анализируют содержание рассказа Горького, определяют тему произведения; обозначают проблемы, поднятые писателем; работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, использовать в самостоятельной деятельности.




43.

РР Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство».

Овладевают навыками анализа эпизода, оперируют терминологией, организуют собственную деятельность, структурируют материал, устанавливают причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулируют выводы.



44.

ВН. ЧТ. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Определяют мастерство писателя в создании портретных характеристик, определяют роль художественной детали в них; характеризуют персонажей легенды, дают оценку их поступкам; определяют роль пейзажных зарисовок в произведении, композицию произведения; участвуют в коллективном обсуждении, подбирают аргументы и цитаты из текста для подтверждения собственной позиции.



45.

Л.Н. Андреев. Слово о писателе .«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нрав­ственности человека.

Определяют мастерство писателя в создании портретных характеристик, определяют роль художественной детали в них; характеризуют персонажей, дают оценку их поступкам; определяют роль пейзажных зарисовок в произведении, композицию произведения; участвуют в коллективном обсуждении, подбирают аргументы и цитаты из текста для подтверждения собственной позиции.



46.

В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное приклю­чение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Овладевают навыками анализа поэтического произведения (учатся определять тему, идею, значение заголовка, настроение произведения); Учатся анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности.



47.

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Овладевают навыками анализа поэтического произведения (учатся определять тему, идею, значение заголовка,); Учатся анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности.



48.

РР Отзыв о рассказе А. П. Платонова. «Юшка». Друзья и вра­ги главного героя.

Определяют мастерство писателя в создании портретных характеристик, определяют роль художественной детали в них; характеризуют персонажей, дают оценку их поступкам; определяют роль пейзажных зарисовок в произведении, композицию произведения; участвуют в коллективном обсуждении, подбирают аргументы и цитаты из текста для подтверждения собственной позиции.



49.

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Тайна и сила таланта.

Характеризуют персонажей, дают оценку их поступкам; определяют роль пейзажных зарисовок в произведении, композицию произведения; участвуют в коллективном обсуждении, подбирают аргументы и цитаты из текста для подтверждения собственной позиции.



50.

Контрольная работа по творчеству писателей 20 века. Тест.

Пишут контрольное тестирование.



51.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Узнают особенности построения поэтического произведения, учатся выделять средства передачи настроения, средства художественной выразительности, сравнивают и сопоставляют разные стихотворения, самостоятельно организовывают собственную деятельность, оценивают ее, определяют сферу своих интересов.




52.

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют си­ние...», «Июль — макушка ле­та...», «На дне моей жизни...».Философские проблемы в лирике Твардовского.

Узнают особенности построения поэтического произведения, учатся выделять средства передачи настроения, средства художественной выразительности; дают сравнительную характеристику стихотворений; самостоятельно организовывают собственную деятельность, оценивают ее.



53.

ВН. ЧТ. Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики.

Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют в самостоятельной деятельности. Знакомятся с жанром интервью.



54.

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Формируют умение находить детали в произведении и определять их роль, выразительно читают текст, совершенствуют навыки анализа эпизодов, готовят сообщения, участвуют в коллективном обсуждении произведения.



55.

Е.И. Носов. «Кукла». Нравст­венные проблемы рассказа. «Живое пламя».

Овладевают навыками анализа эпизода, оперируют терминологией, организуют собственную деятельность, структурируют материал, устанавливают причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулируют выводы.



56.

РР Развернутый ответ на тему: Герои рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро» и их поступки.

Овладевают определениями и умением определять композицию произведения, давать характеристику его героев; учатся определять пафос произведения; Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют в самостоятельной деятельности.



57.

Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы)

Отвечают на вопросы, выполняют следующие виды заданий: аналитико-поисковая работа, составление характеристики героев; выразительное чтение отрывков произведения, анализ эпизодов, совершенствование навыков устной речи.



58.

Комплексная проверочная работа на выявление уровня сформированности метапредметных результатов.

Анализируют текст, выявляют главную и второстепенную информацию. Учатся правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы, аргументировать свою точку зрения.



59.

М. М. Зощенко. Слово о пи­сателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Формируют умение находить детали в произведении и определять их роль, выразительно читают текст, совершенствуют навыки анализа эпизодов, готовят сообщения, участвуют в коллективном обсуждении произведения.



60.

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Руб­цов, Н.А. Заболоцкий).

Узнают особенности построения поэтического произведения, учатся выделять средства передачи настроения, средства художественной выразительности; дают сравнительную характеристику стихотворений разных поэтов; самостоятельно организовывают собственную деятельность, оценивают ее.



61.

РР Обучение анализу лирического текста.

Учатся анализировать текст стихотворений, правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы, аргументировать свою точку зрения. Учатся правильному использованию цитат в тексте сочинения. Ищут в тексте стихотворений художественно-выразительные средства. Составляют план анализа стихотворения.



62.

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Рус­ское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

Выразительно читают наизусть стихотворения различных авторов, рецензируют устное чтение одноклассников. Учатся определять тему и идею стихотворений, искать в тексте стихотворений художественно-выразительные средства. Определяют связь поэтического искусства с музыкальным, готовят сообщения, читают стихотворения наизусть.



Раздел 7. Литература народов России ( 1ч )

63.

Р. Гамзатов. «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…»

Готовят устное сообщение о жизни и творчестве писателя, анализируют стихотворение, находят средства создания поэтических образов, средства выразительности. Выразительно читают стихотворения. Готовят развернутый ответ на поставленный вопрос.



Раздел 8. Зарубежная литература ( 3ч + 1рр + 1вч )


64.

ВН. ЧТ. Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Учатся анализировать текст стихотворения, искать средства выразительности в стихотворениях поэта, размышляют о прочитанном, отвечают на поставленные вопросы.



65.

Дж.Г. Байрон. Слово о поэте. « Ты кончил жизни путь, герой!..» Ощущение трагического разлада героя с обществом.

Готовят устные сообщения о жизни и творчестве поэта, читают информацию из учебника, учатся анализировать текст, находить главную и второстепенную информацию.



66.

Японские хокку. Особенности жанра. Изображение жизни природы и жизни человека.

Знакомятся с японской культурой и жанром хокку, определяют его особенности, выразительно читают произведения, определяют их тему и идею, находят сходства и различия с традиционными русскими стихотворениями.



67.

РР Отзыв на рассказ О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Размышляют о том, чему учит человека произведение, готовят устное сообщение на эту тему.



68.

Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра над злом.

Готовят устные сообщения о жизни и творчестве писателя, выразительно читают по ролям фрагменты произведения (инсценированное чтение), определяют основную тему рассказа.



Раздел 9. Обобщение. Повторение. Систематизация. (1ч + 1 кр)

69.

Повторение изученного в 7 классе.

Обобщают и систематизируют полученные знания, закрепляют умения и навыки.



70.

Итоговая контрольная работа.

Показывают читательские и исследовательские навыки, приобретенные в 7 классе. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с целями и условиями заданий.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!