СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематический план 3 класс Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематический план 3 класс Русский язык»

Календарно-тематический план 3 класс

Русский язык


Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса русского языка по данной программе у третьеклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

Обучающийся научится:

- испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

- осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

- относиться с уважением к представителям других народов;

- уважительно относиться к иному мнению;

- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

- конструктивно разрешать проблемные ситуации;

- оценивать свои успехи в освоении языка;


Обучающийся получит возможность:


- сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;

- эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

- сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

- сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

- ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;

- понимать цели и задачи учебной деятельности;

- находить ответы на проблемные вопросы;

- пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);

- самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

- пользоваться справочной литературой (словарями);

- пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);

- развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;

- развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.


Обучающийся получит возможность научиться:


- делать самостоятельные выводы;

- находить выход из проблемных ситуаций;

- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

- выступать в разных ролевых функциях (учитель-ученик), предусмотренных заданиями;


Предметные результаты

Обучающийся научится:

- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства;

- относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

- анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

- понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известит), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

- выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

- контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

- правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

- различать диалогическую и монологическую речь;

- составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

- составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

- пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

- писать изложения по составленному плану;

- составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям;



Обучающийся получит возможность научиться:


-совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

- говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

- делать полный и краткий пересказ текста;

- устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

- исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», « здоровенный» и др.);

- совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

- соблюдать культуру письменного общения; писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.











Содержание программы (170 часов)



«Мир общения. Повторяем — узнаем новое» (16 часов)

Собеседники. Диалог. – 4ч.

Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации на примере общения литературных героев. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах. Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдения за стилем общения собеседников (без использования термина), которые по- разному относятся друг к другу (общение дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, халатное, безразличное).

Культура устной и письменной речи. –3ч.

Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики и орфографии.

Текст. – 7 ч.

Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слова, основные части-вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец). План текста.

Виды текстов: текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование. Художественный и научный тексты (сравнение с помощью учителя). Определение типов текста. Составление текстов разного типа. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера.

Списывание текстов различных типов.

Контрольная работа. Работа над ошибками -2ч.


«Язык – главный помощник в общении» - 43 часа.

Язык-главный помощник в общении - 1 ч

Язык как средство общения и познавательной деятельности. Русский язык – культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке.

Звуки и буквы. – 2ч.

Гласные и согласные звуки и буквы русского языка; гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных.

Слог, ударение -2ч.

Деление слова на слоги; определение ударного слога; введение понятия «открытый слог», «закрытый слог».

Девять правил орфографии – 14ч.

Значение слова «орфограмма»; применение алгоритма проверки слов с безударной гласной, парной, непроизносимой и удвоенной согласной; различие двух функций Ь при использовании его на письме; выделение корня и приставки в словах с разделительными Ь и Ъ; письмо слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ; письмо имен собственных в тексте;


«Слово и его значение – 13 ч.

Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик и т.д.). Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

Слова с обобщающим значением.

Местоимения, как заменители имён собственных и нарицательных.

Словари: толковый, орфографический, синонимов и антонимов.

Словосочетание – 2 ч.

Сравнение предложения и словосочетания, их различие на основе цели использования: предложение-для сообщения, словосочетание-для называния.

Предложение – 1 ч.

Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме.

Главные члены предложения – 3 ч.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении.

Предложения распространённые и нераспространённые.

Предложения с однородными членами – 2 ч.

Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами.

Контрольная работа. Работа над ошибками – 2 часа

Состав слова (19 часов)

Повторение значимых частей слова- 1 ч.

Основа и окончание. Роль окончания в слове (связывать слова в предложении и словосочетании).

Корень – 5ч.

Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова.

Обобщение и систематизация изученных правил орфографии (девять правил орфографии): прописная буква в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные в корне слова; правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; разделительные твёрдый и мягкий знаки; правила переноса слов. Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки.

Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов (река-реченька, снег-снежок, бег-бежать).

Приставка – 3 ч.

Приставка. Отличие приставки от предлога. Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.

Суффикс – 2ч.

Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (-чик, -щик, -ин, и др.).

Окончание – 2ч.

Как образуются слова – 3ч.

Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление). Наблюдение за образованием новых слов.

Контрольная работа. Работа над ошибками – 2ч.

Части речи (83 часа)

Систематизация знаний по разделу «Части речи» – 5 ч

Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.


Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем. - 4 ч.

Число имён существительных – 4ч

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (листва, мед, молоко) или только во множественном числе (каникулы, ножницы, грабли).

Род имён существительных – 4ч

Мягкий знак(ь) на конце имён существительных после шипящих – 3 ч

Изменение имён существительных по падежам (склонение) – 15 ч

Этимология названия падежей. Алгоритм определения падежа. Ударные и безударные падежные окончания.

Порядок анализа имени существительного как часть речи.

Контрольная работа. Работа над ошибками 2 ч

Местоимение – 3 ч

Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями).

Глагол – 24 ч.

Глагол как часть речи. Общее значение глаголов, вопросы. Изменение глаголов по временам. Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по числам.

Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Окончания глаголов в прошедшем времени.

Не с глаголами. Разбор глагола как части речи.

Контрольная работа. Работа над ошибками – 2 ч

Имя прилагательное – 15ч.

Имя прилагательное как часть речи. Общее значение прилагательных, вопросы.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.

Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение) . Роль имён прилагательных в речи.

Разбор имени прилагательного как части речи.

Контрольная работа. Работа над ошибками. – 2 ч

V. Повторение изученного за год ( 9 ч.

График проведения контрольно-измерительных работ


п/п

Диагностический материал

Количество

1.

Диктант

2

2.

Контрольная работа

5

3.

Контрольный диктант

2

4.

Проверочное списывание

2

5.

Контрольное списывание

1

6.

Проверочная работа

3

7.

Проверочный тест

2

8.

Контрольное изложение

1












Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1.

Мир общения. Повторяем – узнаём новое

16

2.

Язык – главный помощник в общении

43

3.

Состав слова

19

4.

Части речи

83

5.

Повторение

9

6.




ИТОГО

170




















Календарно-тематическое планирование по русскому языку Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 3 класс


п/п

Тема раздела, тема урока

Дата по плану

Фактическое проведение

Примечание


1. Мир общения. Повторяем – узнаем новое (16 ч)





Собеседники. Диалог (4 ч)




1.

Собеседники. Диалог (с.4-5).

01.09.



2.

Собеседники. Диалог (с.6-8).

02.09.



3.

Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения (с.9-10)

03.09.



4.

Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения (с.11-12)

04.09.




Культура устной и письменной речи (3 ч)




5.

Культура устной и письменной речи (с.13-14).

07.09.



6.

Культура устной и письменной речи (с.15).

08.09.



7.

Культура письма (с.16).

09.09.




Текст (7 ч)




8.

Текст. Тема. Главная мысль (с.17).

10.09.



9.

Текст. Тема. Главная мысль (с.18).

11.09.



10.

Текст. Типы текстов (с.19-20).

14.09.



11.

Текст. Составные части текста (с.21-22).

15.09.



12.

Текст. План текста (23-24).

16.09.



13.

Научный и художественный текст (25-27)

17.09.



14.

Подробное изложение текста по вопросам.

18.09.



15.

Контрольная работа по теме «Мир общения. Повторяем – узнаём новое»

21.09.



16.

Анализ ошибок и коррекция знаний. Проверочное списывание.

22.09.




2. Язык – главный помощник в общении (43 ч)




17.

Язык – главный помощник в общении (с.31).

23.09.



18.

Входная контрольная работа.

24.09.



19.

Анализ ошибок и коррекция знаний. Звуки и буквы (с.32-33).

25.09.



20.

Звуки и буквы (с.34).

28.09.



21.

Слог. Ударение (с.35-36).

29.09.



22.

Слог. Ударение (с.37-38).

30.09.



23.

Девять правил орфографии (с.39-40).

01.10.



24.

Имена собственные (с.41-42).

02.10.



25.

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением (с.43-44).

05.10.



26.

Обучающее сочинение «Сбор урожая»

06.10.



27.

Парные согласные в корне слова (с.45-46).

07.10.



28.

Непроизносимые согласные (с.47-48).

08.10.



29.

Разделительные твердый (ъ) и разделительный мягкий (ь) знаки (с.49).

09.10.



30.

Подробное изложение по рассказу Н.Сладкова «Осенняя ёлочка»

12.10.



31.

Удвоенные согласные (с.51-52).

13.10.



32.

Написание буквосочетаний (с.53-54).

14.10.



33.

Правила переноса слов (с.56-57).

15.10.



34.

Написание слов с изученными орфограммами. Проверь себя (с.58).

16.10.



35.

Диктант по теме «Девять правил орфографии»

19.10.



36.

Повторение по теме «Девять правил орфографии». Анализ ошибок и коррекция знаний.

20.10.



37.

Роль слова и жеста в речевом общении (с.59-60).

21.10.



38.

Основные функции слова (с.61-61).

22.10.



39.

Звуко - буквенная форма слова и его значение (с.63-65)

23.10.



40.

Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья».

05.11.



41.

Как «устроено» слово. Как возникают слова (с.66-67).

06.11.



42.

Откуда слово пришло. Мудрые мысли (с.69-72).

09.11.



43.

Синонимы (с.73-74).

10.11.



44.

Роль синонимов в речи (с.75).

11.11.



45.

Антонимы (с.76-77).

12.11.



46.

Омонимы (с.78).

13.11.



47.

Многозначные слова (с.79-80).

16.11.



48.

Группы слов. Роль местоимений в тексте (с.81-82).

17.11.



49.

Обучающее сочинение «В магазине» (с.82).

18.11.



50.

Словосочетание (с.84-85).

19.11.



51.

Словосочетание (с.85).

20.11.



52.

Предложение (с.86-87).

23.11.



53.

Главные члены предложения (с.88-89).

24.11.



54.

Главные члены предложения(с.90-91).

25.11.



55.

Предложения распространённые и нераспространённые (с.91)..

26.11.



56.

Предложения с однородными членами (с.92).

27.11.



57.

Предложения с однородными членами (с.93).

30.11



58.

Диктант по теме «Предложение, члены предложения».

01.12.



59.

Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Предложение, члены предложения».

02.12.



3. Состав слова (19 ч)

60.

Значимые части слова. Основа и окончание (с.94).

03.12.



61.

Корень. Однокоренные слова (с.95-97).

04.12.



62.

Подробное изложение по коллективно составленному плану. «Умная галка» (по Л.Н.Толстому).

07.12.



63.

Корень. Однокоренные слова (с.98-99).

08.12.



64.

Обобщение и систематизация изученных правил орфографии (с.100).

09.12.



65.

Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки (с.101-102).

10.12.



66.

Приставка (с.1-3-104).

11.12.



67.

Приставка (с.105-106).

14.12.



68.

Приставки и предлоги (с.107-108).

15.12.



69.

Контрольная работа.

16.12.



70.

Анализ ошибок и коррекция знаний. Суффикс (с.109-110).

17.12.



71.

Суффикс (с.111-112).

18.12.



72.

Окончание (с.113-114).

21.12.



73.

Окончание (с.115-116). Проверочное списывание.

22.12.



74.

Как образуются слова (с.117-118).

23.12.



75.

Как образуются слова (с.119-120).

24.12.



76.

Систематизация знаний учащихся о составе слова. Проверочная работа.

25.12.



77.

Диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова».

28.12.



78.

Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Состав слова».

29.12.



4. Части речи (83 ч)

79.

Части речи (с.122-123).




80.

Обучающее изложение по рассказу Г.Скребицкого .




81.

Определение частей речи (с.127-129).




82.

Определение частей речи. Проверочная работа (с.130-131).




83.

Роль слов разных частей речи в тексте (с.132-133).




Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем (4 ч)

84.

Имя существительное. Повторяем, что знаем (с.134-135).




85.

Собственные и нарицательные имена существительные (с.138-139).




86.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (с.140-141).




87.

Обучающее изложение по рассказу Е.Чарушина «Лесной котёнок».





Число имен существительных (4ч)




88.

Число имён существительного (с.144-145).




89.

Изменение имён существительных (с.146-147).




90.

Обучающее изложение по рассказу И.Тургенева «Воробей».




91.

Проверочная работа по теме «Число имён существительных»




Род имён существительных (4 ч)

92.

Род имени существительного (с.4-5).




93.

Определение рода имени существительного (с.6-9)




94.

Определение рода имени существительного (с.10-11).




95.

Определение рода имени существительного во множественном числе (с.12).





Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих (3ч.)




96.

Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих (с.13-14).




97.

Роль мягкого знака на конце имен существительных после шипящих (с.15-16).




98.

Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода (с.17).




Изменение имён существительных по падежам (склонение) (15 ч)

99.

Изменение имён существительных по падежам (с.18-20).




100.

Изменение имён существительных по падежам (с.21-22).




101.

Подробное изложение с творческими дополнениями по рассказу « Колышек».




102.

Именительный падеж имён существительных (с.23-24).




103.

Родительный падеж имён существительных (с.27-28).




104.

Родительный падеж. Правильное употребление окончания существительных в родительном падеже (с.27-28)




105.

Дательный падеж (с.29-30).




106.

Винительный падеж (с.31-32).




107.

Творительный падеж (с.33-35).




108.

Предложный падеж (с.36-37).




109.

Изменение имён существительных по падежам (склонение) (с.38-39).




110.

Изменение имён существительных по падежам (склонение) (с.40-41).




111.

Выборочное изложение по рассказу Е.Пермяка «Славка» или по рассказу А.Куприна «Скворцы».




112.

Как разобрать имя существительное (с.42-43).




113.

Как разобрать имя существительное. Проверочный тест по теме «Имя существительное».




114.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».




115.


Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Имя существительное».




Местоимение (3 ч)

116.

Местоимение.




117.

Роль местоимений в предложении.




118.

Роль местоимений в предложении. Проверочное списывание с заданием.




Глагол (24 ч)

119.

Глагол как часть речи (с.52-53).




120.

Глагол как часть речи (с.54-55).




121.

Распознавание глаголов в речи (с.56-58).




122.

Сочинение по рисункам и опорным словам (упр.103).




123.

Изменение глаголов по временам (с.59-60).




124.

Изменение глаголов по временам (с.61-62).




125.

Глаголы настоящего времени (с.63-65).




126.

Глаголы прошедшего времени (с.66-67).




127.

Глаголы будущего времени (с.68-69).




128.

Глаголы будущего времени (с.70-71).




129.

Неопределённая форма глагола (с.72-73).




130.

Неопределённая форма глагола (с.74-76).




131.

Краткое изложение по рассказу Л.Толстого «Птичка».




132.

Изменение глаголов по числам (с.77-78).




133.

Изменение глаголов по числам (с.79).




134.

Упражнять в изменении глаголов по числам (с.80-81).




135.

Изменение по родам глаголов прошедшего времени (с.82-84).




136.

Изменение по родам глаголов прошедшего времени (с.85).




137.

Изменение глаголов прошедшего времени в единственном числе (с.86-87).




138.

НЕ с глаголами (с.88-89).




139.

НЕ с глаголами (с.90).




140.

Употребление частицы НЕ с глаголами. Правила правописания (с.91).




141.

Разбор глагола как часть речи (с.92-93).




142.

Разбор глагола как часть речи (с.94-96).




143.

Контрольный диктант по теме «Глагол».




144.

Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Глагол».




Имя прилагательное (15 ч)

145.

Имя прилагательное как часть речи (с.97-100).




146.

Имя прилагательное как часть речи (с.101-104).




147.

Роль имени прилагательного в речи (с.105-107).




148.

Сочинение описание «Моя любимая игрушка»




149.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (с.108-109).




150.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (с.110).




151.

Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного (с.111-112).




152.

Правописание окончаний имён прилагательных (с.113).




153.

Суффиксы имён прилагательных (наблюдение) (с.114-115).




154.

Роль имён прилагательных в речи (с.116-118).




155.

Упражнять учащихся в определении рода, числа и падежа имени прилагательного (с.119).




156.

Разбор прилагательного как часть речи (с.120-121).




157.

Повторение по теме «Имя прилагательное» (с.122).




158.

Контрольное изложение по коллективно составленному плану по рассказу Е.Чарушина «Мишка». Диагностическая работа.




159.

Обобщение по теме «Имя прилагательное» (с.123-124). Проверочный тест.




160.

Итоговый контрольный диктант за год.




161.

Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Имя прилагательное».




5.Повторение (9 ч)

162.

Повторение по теме «Предложение» (с.126).




163.

Повторение по теме «Текст» (с.127-128).




164.

Повторение по теме «Текст».




165.

Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Текст» (с.129-130).




166.

Контрольное списывание с грамматическим заданием.




167.

Повторение по теме «Девять правил орфографии» (с.131-134).




168.

Повторение по теме «Девять правил орфографии» (с.133-134).




169.

Повторение и закрепление изученного материала (с.135).




170.

Обобщение изученного материала.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!