Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым
«Симферопольский автотранспортный техникум»
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
____________ Е.С. Шохолов
«_____»_______________2017 г.
Календарно-тематический план на 2017/2018 учебный год
Учебная дисциплина, МДК, УП ___________БИОЛОГИЯ____________
_________________________________________________________________________
Составлен в соответствии с рабочей программой по дисциплине (ПМ, УП) утвержденной «_____»__________________2017 г.
Специальность 08.02.06; 23.02.01; 23.02.03; 23.02.05
Максимальная учебная нагрузка__________________66____________________________
Обязательная аудиторная учебная нагрузка_________44___________________________
В том числе:
Теоретические занятия ______30_______
Практические занятия ______4________
Лабораторные работы ______10_______
Самостоятельная работа _____22_______
Преподаватель ________Корниенко Т.В._______________
Рассмотрен и утвержден на заседании цикловой комиссии
Математического и общего естественнонаучного цикла
Протокол № _____ от «____»______________ 2017 г.
Председатель ЦК __________Таранина Е.В.___________
№ занятия | Календарные сроки проведения | Кол-во аудиторных часов | Вид занятия | Тема занятия План занятия | Дидактическое обеспечение, ТСО, наглядность | Дом. задание | Самостоятель ная работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 6 | 7 | 8 |
Тема 1 Введение . Учение о клетке |
1 | План. январь | 2 | лекция | Липиды. Углеводы Система биологических наук. Методы биологических исследований. Методы цитологии. Клеточная теория. Элементарный состав. Биологическое значение воды, минеральных солей. Липиды, углеводы - роль жизнедеятельности организмов. | проектор, экран, презентация. раздаточный материал, таблицы, фрагмент фильма, литературное сопровождение, компьютерный тренажер | О.1 .§1-3 вопросы |
С.р. №1 |
Факт. | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД |
дата | | | | | | | | |
|
2 | План. январь | 2 | лекция | Белки. Нуклеиновые кислоты Белки: строение, свойства, функции. Роль в жизнедеятельности организмов. Нуклеиновые кислоты: строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов.
| проектор, экран, презентация. раздаточный материал, таблицы, фрагмент фильма, литературное сопровождение, компьютерный тренажер | О.1 §4,5 вопросы и задания | |
Факт. | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД |
дата | | | | | | | | |
3 | План. февраль | 2 | лекция | Строение и функции клетке | проектор, экран, презентация. раздаточный материал, таблицы, фрагмент фильма, литературное сопровождение, компьютерный тренажер | О.1 §6-8, вопросы | |
Факт. | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД |
дата | | | | | | | | |
4 | План. февраль | 2 | лекция | Строение ядра | | |
|
проектор, экран, видеоролик, раздаточный материал, таблицы. литературное сопровождение, виртуальная лаборатория | О.1 § 9,11, вопросы и задания |
Факт. | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД |
дата | | | | | | | | |
| 5 | План. февраль | 2 | Лаб. раб | №1 Строение клеток эукариотов: растений, животных, грибов. | световой микроскоп, эпидермы лука, лабораторная посуда, плакаты строение клеток, документальный фрагмент «Строение клеток растений и животных» |
Составить отчет, ответить на контрольные вопросы | |
| |
| Факт. | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД |
| | дата | | | | | | | | |
| Тема 2 Организм. Размножение индивидуальное развитие организмов |
| | План. март | 2 | лекция. | Организм - единое целое | проектор, экран, презентациядокументальный фильм «Осторожно вирус» | О.1§ 17,вопросы | С.р. №2 |
| 6 | Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
| дата | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|
7 | План. март | 2 | лекция | Способы размножения Прямое и непрямое развитие. Деление клетки .Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. | проектор, экран, презентация, раздаточный материал, таблицы, видео ролик | О.1 §12-15, вопросы | |
| Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
| | дата | | | | | | | | | | | |
| Тема 3. Основы генетики и селекции |
|
8 | План март. | 2 | лекция | Основы генетики..Законы Менделя. | проектор, экран, презентация, раздаточный материал, таблицы, видео ролик | О.1 §18-20, вопросы и задания | С.р. №3 |
| Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
| дата | | | | | | | | | | | |
|
9 | План март. | 2 | Прак. раб. | № 1. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания | инструкции к практической работе ,раздаточный материал, таблицы, задания по вариантам | Составить отчет, ответить на контрольные вопросы | |
| Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-СД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
| дата | | | | | | | | | | | |
|
10 | План. апрель | 2 | лекция | Хромосомная теория наследственности. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследование признаков у человека Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. | проектор, экран, презентация, раздаточный материал, таблицы, видео ролик | О.1 §21-26 вопросы и задания | |
| | Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
| | дата | | | | | | | | | | | |
11 | План. апрель | 2 | Прак. раб. | № 2. Решение задач по генетике. | инструкции к практической работе, раздаточный материал, таблицы, задания по вариантам | Составить отчет, ответить на контрольные вопросы | | |
Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | | |
дата | | | | | | | | | | | | |
12 | План. апрель | 2 | лекция | Генетика - теоретическая основа селекции Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика и здоровье человека Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции | проектор, экран, презентация, раздаточный материал, таблицы, видео ролик, документальный фильм «Н.И.Вавилов» | § О.1 §27-34 вопросы и задания | | |
Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-СД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | | |
дата | | | | | | | | | | | | |
13 | План. апрель | 2 | Лаб. раб. | № 2. Анализ фенотипической изменчивости | инструкции к лабораторной работе, раздаточный материал, таблицы | Составить отчет, ответить на контрольные вопросы | | |
| Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | | |
| дата | | | | | | | | | | | | |
Тема 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение | |
14 | План. май | 2 | лекция | История развития эволюционных идей. История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.-Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Естественный отбор. | проектор, экран, презентация, раздаточный материал, таблицы, видео ролик | О.1 §35-44 вопросы и задания | С.р. №4 | |
Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | | |
дата | | | | | | | | | | | | |
15 | План. май | 2 | Лаб. раб | №3 Описание особей одного вида по морфологическому критерию | инструкции к лабораторной работе, раздаточный материал, таблицы, теоретический материал задание по вариантам, | Составить отчет, ответить на контрольные вопросы | |
Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-СД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
дата | | | | | | | | | | | |
16 | План. май | 2 | Лаб. раб | №.4 Приспособление организмов к среде обитания | инструкции к лабораторной работе, раздаточный материал, таблицы, теоретический материал, задание по вариантам | Составить отчет, ответить на контрольные вопросы | |
| Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
| дата | | | | | | | | | | | |
Тема 5. Происхождение человека |
17 | План май. | 2 | лекция | Современные представления о зарождении жизни. Принципы и закономерности развития жизни на Земле. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас | проектор, экран, презентация, раздаточный материал, таблицы, видео ролик | О.1 §45-,50 вопросы | С.р. №5 |
Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
дата | | | | | | | | | | | |
Тема 6. Основы экологии |
18 | План. июнь | 2 | лекция | Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Сукцессии. | проектор, экран, презентация, раздаточный материал, таблицы, видео ролик | О.1 § 51-53, вопросы | С.р. №6 |
Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-СД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
дата | | | | | | | | | | | |
19 | План. июнь | 2 | лекция | Учение В. И. Вернадского о биосфере Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. | проектор, экран, презентация, раздаточный материал, таблицы, видео ролик «Учение В.И.Вернадского» | Конспект лекции | |
| Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
| дата | | | | | | | | | | | |
20 | План. июнь | 2 | Лаб. раб. | №.5 Решение экологических задач | инструкции к лабораторной работе, , задание по вариантам | Составить отчет, ответить на контрольные вопросы
| |
Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
дата | | | | | | | | | | | |
Тема 7. Бионика |
21 | План. июнь | 2 | лекция | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных. | проектор, экран, презентация, музыкальн. сопровожден.раздаточный материал, таблицы, видео ролик | Конспект лекции | С.р. №7 |
Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-СД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
дата | | | | | | | | | | | |
22 | План. июнь | 2 | Дифференцированный зачёт |
Индивидуальные задания по вариантам | | |
| Факт | группа | 11-РД | 12-РД | 13-РД | 14-РД | 11-СД | 11-ЭД | 11-ЭРД | 12-ЭРД | | | |
| дата | | | | | | | | | | | |
Всего за год 44 часа |
Рекомендуемые источники:
Основная литература:
О1.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—
11 класс. — М., 2014.
Дополнительная литература:
Д1.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно -образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 1117с. Д2.Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244. Д3.Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004 Д4.Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с. Д5.Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с. Д6.Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с. Д7.Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с. 8.Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002 Д7.Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с. Д8.Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с. Д9.Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с. Д10.Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
Интернет- ресурсы
-www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
-www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
-www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
-www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —
экологии на сервере Воронежского университета).
-www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
-www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
-www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
-www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического
центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
-www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,
биологии, химии, другим предметам).
-www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
-www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно
подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Чело-
век»).