СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
|
| РАССМОТРЕНО методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО (протокол от 31.08.2022г. №1) Председатель_______Г.Л. Полежаева |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподавателя | Тимофеевой С.М. | ||||||||||||||||||||
На | 2 | семестр | 2022/2023учебного года | ||||||||||||||||||
По дисциплине | Литература | ||||||||||||||||||||
По специальностям | 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы м) | ||||||||||||||||||||
Курс | 1 | Группа | КС-01к-22 | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
Общее количество часов на дисциплину по учебному плану | 182 | час., в т.ч. аудиторных | 122 | час., | |||||||||||||||||
из них: | дано в предыдущих семестрах | - | час., в т.ч. аудиторных | - | час., | ||||||||||||||||
| на данный семестр | 182 | час., в т.ч. аудиторных | 122 | час., | ||||||||||||||||
из них: на лабораторно-практические работы | 36 | час., | |||||||||||||||||||
| на курсовое проектирование | - | час. |
Календарно-тематический план составлен в соответствии с рабочей программой, рассмотренной методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО (протокол от«31» августа 2022 г. №1).
Преподаватель | ________________С.М. Тимофеева |
| (подпись) (ФИО преподавателя) |
Календарно-тематический план рассмотрен на заседании ЦК общеобразовательных дисциплин (протокол от 31.08.2022г. № 1)
Председатель ЦК | _______________И.В. Кладко |
| (подпись) (ФИО председателя ЦК) |
1 Основные источники:
Литература: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/ Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова и др.; под ред. Г.А. Обернихиной.-15-е изд.,стер.-М.: Издательский центр « Академия»,
2017.-656с.
2 Дополнительные источники:
Агеносов В.В. и др.Русский язык и литература.Литература(углубленный уровень).11 класс. — М., 2014.
Белокурова С.П., Сухих И.Н.Русский язык и литература.Литература(базовый уровень).10 класс. Практикум / под ред И.Н. Сухих. — М., 2014.
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др.Русский язык и литература.Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И.Н.Сухих.– М., 2014.
Зинин С.А., Сахаров В.И.Русский язык и литература.Литература(базовый уровень).10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Зинин С.А., Чалмаев В.А.Русский язык и литература.Литература(базовый уровень).11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Курдюмова Т.Ф. и др.Русский язык и литература.Литература(базовый уровень) 10класс/под ред. Т.Ф.Курдюмовой. — М., 2014.
Курдюмова Т.Ф. и др.Русский язык и литература.Литература(базовый уровень). 11класс:в 2 ч. / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. — М., 2014.
Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др.Русский язык и литература.Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В.П.Журавлева. — М., 2014.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др.Литература:учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2015.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др.Литература.практикум:учеб.пособие / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2014.
11.Русская литература XX века 11 класс : в 2 ч. (учебник для общеобраз.учрежд.- М.,2001) под ред. В.П. Журавлева
3 Интернет-источники:
1. Сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи во владении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста Электронный ресурс - Режим доступа: gramma.ru.
2. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» Электронный ресурс - Режим доступа: www.school-collection.edu.ru
3. Сайт «Справочная служба русского языка» Электронный ресурс - Режим доступа: www.spravka.gramota.ru.
4.Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энцикло-педия Кругосвет» Электронный ресурс - Режим доступа: www.krugosvet.ru.
4 Средства обучения
4.1 ПЭВМ
4.2 Мультимидийный проектор
№ п/п | Календарные сроки изучения темы или № недели | Наименование разделов и тем | Кол-во часов на раздел/тему | Вид занятия | Наглядные пособия, в том числе технические средства, используемые при изучении темы | Задания для учащихся для сам. работы дома | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 1 неделя
| Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
| 2 |
Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. |
конспект
|
|
|
| Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века. | 18 |
|
|
|
|
2 | 1 неделя | Тема 1.1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII - XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Демонстрации. Архитектура Санкт-Петербурга и МосквыXVIIIвека.ЖивописьXVIII - начала XIX века. Развитие русского театра. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | стр.6-27
|
|
|
| Самостоятельная работа №1: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | исследование и подготовка доклада на одну из тем: «Жизнь и творчество одного из русских поэтов (писателей) - романтиков», «Романтическая баллада в русской литературе», «Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма», «Романтические повести в русской литературе», «Развитие русской литературной критики». |
|
|
| Тема 1.2. А. С. Пушкин (1799-1837).Личность писателя. | 2 |
|
|
|
|
3 | 1 неделя | Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного)Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. Творчество А.С.Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства. «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина: мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени. Демонстрации. Портреты А.С.Пушкина(худ.С.Г.Чириков,В.А.Тропинин,О.А.Кипренский, В.В.Матэ и др.), автопортреты. Рисунки А.С.Пушкина. Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина В.Фаворского, В.Дудорова, М.Врубеля, Н. Кузьмина, А. Бенуа, Г. Епифанова, А. Пластова и др. Романсы на стихи А.С.Пушкина А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, А.Верстовского, М.Глинки, Г.В.Свиридова и др. Фрагменты из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».
| 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.33-47 1.1,ч.1 с. 47-59
|
|
|
| Самостоятельная работа №2: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Исследование и подготовка доклада: «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н.Н.Пушкиной», «Дуэль и смерть А.С.Пушкина». |
|
4 | 2 неделя | Тема 1.3. М.Ю. Лермонтов(1814 - 1841). Личность и жизненный путь (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. Демонстрации. Портреты М.Ю.Лермонтова.Картины и рисунки М.Ю.Лермонтова.Произведения М.Ю.Лермонтова в творчестве русских живописцев и художников- иллюстраторов. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.67-84
|
|
|
| Самостоятельная работа №3: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Исследование и подготовка сообщения:«Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников», «М.Ю.Лермонтов - художник», «Любовная лирика Лермонтова». |
|
5 | 3 неделя | Тема 1.4. Н. В. Гоголь (1809-1852). Личность писателя, жизненный и творческий путь(с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе. Демонстрации. Портреты Н.В.Гоголя(худ.И.Репин,В.Горяев,Ф.А.Моллери др.). Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя Л.Бакста, Д. Кардовского, Н.Кузьмина, А.Каневского, А.Пластова, Е.Кибрика, В. Маковского, Ю.Коровина, А.Лаптева, Кукрыниксов. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.89-105
|
|
|
| Самостоятельная работа №4: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Исследование и подготовка доклада: «Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя», «Н.В.Гоголь в воспоминаниях современников». |
|
6 | 3неделя | Практическое занятие №1 по теме «Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений». | 2 | Практическое занятие |
|
|
|
|
| Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. | 60 |
|
|
|
|
7 | 3неделя | Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. (И.К.Айвазовский, В.В.Верещагин, В.М.Васнецов, Н.Н.Ге, И.Н.Крамской, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа (И.И.Левитан, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, Ф.А.Васильев, А.И.Куинджи). Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М.А. Балакирев, М.П.Мусоргский, А.И.Бородин, Н.А. Римский-Корсаков). Малый театр - «второй Московский университет в России». М.С.Щепкин - основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства - Третьяковская галерея в Москве. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятельность А.И.Герцена, В.Г.Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков и др.). Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман (Н.Г.Чернышевский, И.С.Тургенев). Драматургия А.Н.Островского и А.П.Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалистическая поэзия. Демонстрации. Отрывки из музыкальных произведений П.И.Чайковского.Репродукции картин художников второй половины XIX века: И.К.Айвазовского, В.В.Верещагина, В.М.Васнецова, Н.Н.Ге, И.Н.Крамского, В.Г.Перова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Левитана, В.Д.Поленова, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.И.Куинджи. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.109-115
|
|
|
| Самостоятельная работа №5: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Исследование и подготовка сообщения: «Что делать?» - главный вопрос эпохи 1850-1860-х годов»; «Духовные искания русской культуры второй половины XIX века». |
|
|
| Тема 2.2. А. Н. Островский (1823-1886). Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). | 4 |
|
|
|
|
8 | 4 неделя | Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А.Н.Островского. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.117-131
|
|
|
| Самостоятельная работа №6: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Подготовка сообщений:«Экранизация произведений А.Н.Островского», «Крылатые выражения в произведениях А.Н.Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания». |
|
9 | 4 неделя | Драма«Бесприданница».Социальные и нравственные проблемы в драме.Ларисаи ее окружение. Художественные особенности драмы «Бесприданница». Основные сюжетные линии драмы. Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница». Малый театр и драматургия А.Н.Островского. Демонстрация. Фрагменты из музыкальных сочинений на сюжеты произведенийА.Н.Островского. Практическое занятие № 2 по теме «Социальные и нравственные проблемы в драме « Бесприданница». | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.131-132
|
|
|
| Самостоятельная работа №7: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в один из музеев А.Н.Островского (по выбору студентов). |
|
|
| Тема 2.3. Жизненный путь и творческая биография И.А.Гончарова (1812-1891). | 4 |
|
|
|
|
10 | 5 неделя | Роль В.Г.Белинского в жизни И.А.Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына). Оценка романа «Обломов» в критике (Н.Добролюбова, Д.И.Писарева, И.Анненского и др.). Практическое занятие №3 по теме «Творческая история романа « Обломов». | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.134-149
|
|
|
| Самостоятельная работа №8: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Исследование и подготовка доклада: «Захар-второй Обломов», «Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия Обломова?», «Чтотакое “обломовщина”?», «Художественная деталь в романе “Обломов”». |
|
11 | 5 неделя | Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе. Гончаров - мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова. Демонстрации. Иллюстрации Ю.С.Гершковича,К.А.Трутовского к романамГончарова. Фрагменты из к/ф «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (реж. Н.Михалков). Практическое занятие № 4 по теме « Отражение смены эпох в обществе и нравах в романе « Обрыв». | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.149-150
|
|
|
| Тема 2.4. Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева (1818-1883) (с обобщением ранее изученного). | 6 |
|
|
|
|
12 | 5 неделя | Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И.С.Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И.С.Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Демонстрации. Портреты И.С.Тургенева(худ.А.Либер,В.Перов и др.).Иллюстрации к произведениям И.С.Тургенева художников В.Домогацкого, П.М.Боклевского, К.И.Рудакова (по выбору преподавателя). Романс А.М.Абазы на слова И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…». | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.152-162
|
|
| 6 неделя | Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д.И.Писарев, Н.Страхов, М.Антонович). | 4 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. |
1.1 стр. 164-173 |
|
|
| Самостоятельная работа №9: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям И.С.Тургенева (по выбору студентов). |
|
13 | 6 неделя | Тема 2.5. Краткий очерк жизни и творчества Н.Г.Чернышевского (1828-1889). Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н.Г.Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа. Демонстрации. Репродукции картин:А.Руднев«Н.Г.Чернышевский на допросе в сенате»; Ю. Казмичев «Защита диссертации Н.Г.Чернышевского»; В. Ладыженский «Т.Г.Шевченко и Н.Г.Чернышевский в кругу друзей». Иллюстрации к роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?» художника В.Минаева. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Конспект, презентация
|
|
|
| Самостоятельная работа №10: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Исследование и подготовка сообщения«Общество будущего в романе Н.Г.Чернышевского “Что делать?”». |
|
14 | 7 неделя | Тема 2.6. Сведения из биографии Н.С.Лескова (1831-1895) (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя. Праведники Н.С.Лескова. Творчество Н.С.Лескова в 1870-е годы (обзорромана «Соборяне»).Повесть«Очарованный странник».Особенности композиции ижанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С.Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник». Демонстрации. Портреты Н.С.Лескова(худ.В.А.Серов,И.Е.Репин).Иллюстрации к рассказу «Левша» (худ. Н.В.Кузьмин). Иллюстрации к повести «Очарованный странник» (худ. И.С.Глазунов). Репродукция картины В.В.Верещагина «Илья Муромец на пиру у князя Владимира». Практическое занятие № 5 по теме «Сведения из биографии Н.С.Лескова». | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.239-250
|
|
|
| Самостоятельная работа №11: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Исследование и подготовка сообщения: «Праведники в творчестве Н.С.Лескова» (на примере одного-двух произведений), «Художественный мир Н.С.Лескова». |
|
15 | 7 неделя | Тема 2.7. Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826 -1889) (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Демонстрации. Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина работы И.Н.Крамского.Иллюстрации художников Кукрыниксов, Ре-ми, Н.В.Кузмина, Д.А. Шмаринова к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Стр.225-237
|
|
|
| Самостоятельная работа №12: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Подготовка и проведение виртуальнойэкскурсии по литературным музеям М.Е.Салтыкова-Щедрина (по выбору студентов). |
|
16 | 8 неделя | Практическое занятие №6 по теме «Идейно-художественное своеобразие сатирических сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина». | 2 | Практическое занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация.
| Исследование и подготовка сообщения по по теме:«Идейно-художественное своеобразие сатирических сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина» (на примере 1-2 сказок). |
|
|
| Тема 2.8. Сведения из жизни писателя Ф. М. Достоевского (1821-1881)(с обобщением ранее изученного). | 6 |
|
|
|
|
17 | 8 неделя | Роман «Униженные и оскорбленные».Жанровое своеобразие романа.Особенностисюжета. Боль за униженных, угнетенных в произведении. Сложный, богатый внутренний мир «маленького человека». Развитие гуманистических традиций Пушкина и Гоголя. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Исследование и подготовка сообщения: « Кто униженный, а кто оскорбленный?-в романе Ф.М.Достоевского» |
|
18 | 9 неделя | Роман «Идиот».Жанровое своеобразие романа.Особенности сюжета.Философская глубина, нравственная проблематика романа. Трагичность взаимоотношений героев с внешним миром. Князь Мышкин как «идеальный герой». Настасья Филипповна - один из лучших женских образов Достоевского. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.276-286
|
|
19 |
| Практическое занятие № 7 по теме « Своеобразие жанра в романе « Преступление и наказание». Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя. Демонстрации. Портрет Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова.Евангелие. Д. И. Писарев. Статья «Борьба за жизнь».Иллюстрации П.М.Боклевского, И.Э.Грабаря, Э.И.Неизвестного к «Преступлению и наказанию». Иллюстрации И.С.Глазунова к романам Достоевского. Картина Н.А.Ярошенко «Студент». Кар-тина В.Г.Перова «Утопленница». Кадры из х/ф «Преступление и наказание» (реж. Л.А.Кулиджанов). Кадры из х/ф «Идиот» (реж. И.А.Пырьев). Кадры из х/ф «Тихие страницы» (реж. А.Сокуров).
| 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.252-276 |
|
|
| Самостоятельная работа №13: | 1 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Подготовка вопросов для проведения дискуссии«ЛичностьРаскольникова». |
|
|
| Тема 2.9. Жизненный путь и творческая биография Л.Н.Толстого (1828-1910)(с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. | 8 |
|
|
|
|
20 | 9 неделя | Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе. Правдивое изображение войны русских солдат — художественное открытие Л.Н.Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм понимании писателя. | 4 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.290-316
|
|
21 | 10 неделя | «Севастопольские рассказы».Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л.Н.Толстого.
| 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.295-296,321-327
|
|
22 | 10 неделя | Роман «Анна Каренина».Светское общество концаXIXвека в представленииТолстого. История Анны Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой и культура XX века. Демонстрации. Портреты Л.Н.Толстого работы И.Е.Репина,И.Н.Крамского,Л.О.Пастернака, Н.Н.Ге, В.В. Мешкова. Картины и пейзажи поместья и усадьбы Толстых в Ясной Поляне. Иллюстрации А. Кокорина, П.Пинкисевича к «Севастопольским рассказам». Иллюстрации А. Апсита, Д.А. Шмаринова, К.И.Рудакова к роману-эпопее «Война и мир». Картины И.М.Прянишникова «В 1812 году» и А.Д.Кившенко «Совет в Филях». Портрет М.И.Кутузова работы Р.Волкова. Портрет Наполеона работы П. Деляроша. Гравюры Л. Ругендаса «Пожар Москвы в 1812 году» и А.Адама «Бородинское сражение. Бой за батарею Раевского». Кадры из к/ф «Война и мир» (реж. С.Ф.Бондарчук). Иллюстрации М.А.Врубеля, О.Г. Верейского, А.Н. Самохвалова к роману «Анна Каренина». Фрагменты из к/ф «Анна Каренина» (реж. А. Зархи). | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.316-318
|
|
|
| Самостоятельная работа №14: | 1 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Исследование и подготовка сообщения на одну из тем(повыбору студентов): «Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и рома- не «Война и мир; «Наташа Ростова-любимая героиня Толстого», «Тема дома в романе «Война и мир»; «Мой Толстой», «Мои любимые страницы романа“Войнаи мир”».
|
|
23 | 10 неделя | Тема 2.10. Сведения из биографии Антон Павлович Чехов (1860 -1904) (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова. Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. Драматургия А.П.Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова воплощение кризиса современного общества. Роль А.П.Чехова в мировой драматур-гии театра. Критика о Чехове (И.Анненский, В.Пьецух). Демонстрации. Портреты А.П.Чехова работы художников Н.П.Ульянова ,В.А.Серова. Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П.Чехова «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия». Иллюстрации Д.А.Дубинского к рассказам А.П.Чехова «Дом с мезонином», «Человек в футляре». | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | стр.331-346,346-353;
|
|
|
| Самостоятельная работа №15: | 2 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Исследование и подготовка доклада: «Тема интеллигентногочеловека в творчестве А.П.Чехова»; «Пушкинские мотивы и их роль в рассказе “Ионыч”». |
|
|
| Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века. | 15 |
|
|
|
|
24 | 11 неделя
| Тема 3.1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века. Демонстрации. Картины В.Г.Перова,И.Н.Крамского,И.К.Айвазовского,А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева, А.И.Куинджи, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, В.М.Васнецова, И.И.Левитана. Романсы на стихи А.Н.Майкова и А.А.Григорьева. Практическое занятие №8 По теме «Обзор русской поэзии второй половины XIX века». | 2 |
Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. |
конспект
|
|
|
| Самостоятельная работа №16: | 1 | Самостоятельная работа |
| Исследование и подготовка сообщения «Мой любимый поэт второй половины XIX века». |
|
25 | 11 неделя | Тема 3.2. Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева (1803-1873).Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева. Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева. Демонстрация. Романсы на стихи Ф.И.Тютчева. Практическое занятие №9 по теме «Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева». | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | стр.177-187
|
|
|
| Самостоятельная работа №17: | 1 |
|
| Исследование и подготовка реферата: «Ф.И.Тютчев в воспоминаниях современников», «Философские основы творчества Ф.И.Тютчева», «Дружба двух поэтов: Ф.И.Тютчев и Г.Гейне». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Ф.И.Тютчева. |
|
26 | 11 неделя | Тема 3.2. Жизненный и творческий путь А.А.Фета (1820 -1892). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А.Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А.Фета. Демонстрации. Картины,фотографии с изображением природы средней полосыРоссии. Иллюстрации В.М.Конашевича к стихотворениям А.А.Фета. Романсы на стихи Фета. Практическое занятие №10 по теме«Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А.Фета». | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | стр.189-198 |
|
|
| Самостоятельная работа №18: | 1 |
|
| Проведение исследования и подготовка сообщения на однуиз тем: «А.А.Фет — переводчик», «А.А.Фет в воспоминаниях современников»; «Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А.А.Фета», «Жизнь стихотворений А.А.Фета в музыкальном искусстве». |
|
27 | 12 неделя | Тема 3.3. Жизненный и творческий путь А.К.Толстого (1817-1875). Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К.Толстого. Многожанровость наследия А.К.Толстого. Сатирическое мастерство Толстого. Демонстрации. Портреты и фотографии А.К.Толстого.Портреты Козьмы Прутковаработы А.М.Жемчужникова, Бейдельмана, Л.Ф.Лагорио. Романс П.И.Чайковского на стихи А.К.Толстого «Средь шумного бала…». Практическое занятие №11 по теме«Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К.Толстого». | 2 | Комбинированное занятие | ПК, интернет, мультимедийный проектор,презентация. | 1.1 стр.200-204 |
|
|
| Самостоятельная работа №19: | 1 |
|
| Исследование и подготовка сообщения: «А.К.Толстой-прозаик», «А.К.Толстой — драматург», «А.К.Толстой в воспоминаниях современников», «Феномен Козьмы Пруткова», «Жизнь поэзии А.К.Толстого в музыкальном искусстве». Подготовка и проведение заочной экскурсии в музей-усадьбу А.К.Толстого в Красном Роге. |
|
28 | 12 неделя | Тема 3.4. Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова (1821-1878). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А.Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А.Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н.А.Некрасова. Демонстрации. Портреты Н.А.Некрасова.Иллюстрации А.И.Лебедева к стихотворениям поэта. Песни и романсы на стихи Н.А.Некрасова. Практическое занятие №12 по теме «Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова» | 2 | Комбинированное занятие | ПК, интернет, мультимедийный проектор,презентация. | стр.205-222 |
|
|
| Самостоятельная работа №20: | 1 |
|
| Исследование и подготовка сообщения:«Некрасовский “Современник”», «Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников», «Новаторство Н.А.Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)», «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н.А.Некрасова», «Поэмы Н.А.Некрасова», «Н.А.Некрасов как литературный критик», «Произведения Н.А.Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов». |
|
|
| Раздел 4. Литература ХХ века | 2 |
|
|
|
|
29 | 13 неделя | Тема 4.1. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехов, И.С.Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»). Демонстрации. Картины В.А.Серова,М.А.Врубеля,Ф.А.Малявина,Б.М.Кустодиева, К. С. Малевича (по выбору учителя). «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Л.С.Бакст, С.П.Дягилев, К.А.Сомов и др.). Музыка А.К.Глазунова, А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского, С.С.Прокофьева, Н. Я. Мясковского.«Русские сезоны» в Париже С.П.Дягилева. Расцвет оперного искусства. Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.В.Нежданова (материал по выбору учителя). Театр К.С.Станиславского и Вс.Э.Мейерхольда (обзор). Меценатство и его роль в развитии культуры. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация | 1.1.стр.423-433; 2.11.ч.1 стр.7-22; конспект |
|
|
| Самостоятельная работа №21: | 2 | Самостоятельная работа |
| Подготовка заочной экскурсии по Третьяковской галерее. |
|
|
| Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов. | 11 |
|
|
|
|
30 | 13 неделя | Тема 5.1. Особенности развития литературного процесса 20-х годов XX в. Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.535-537; конспект; 2.11 ч.1 стр.266-280 |
|
31 | 14 неделя | Тема 5.2. Маяковский В.В. (1893-1930). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Демонстрации. Абстрактный автопортрет В.Маяковского1918года,рисункиВ.В.Маяковского, плакаты Д.Моора. Практическое занятие №13 по теме«Новаторство поэзии В.Маяковского. Анализ стихотворений». | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация | 1.1 стр.485-506; 2.11 ч.1 стр.237-258 |
|
|
| Самостоятельная работа №22: | 2 |
|
| Исследование и подготовка реферата:«Музыка революции в творчестве В.В.Маяковского»; « Сатира в произведенияхВ.В.Маяковского»; подготовка сценария литературного вечера «В.В.Маяковский и поэты золотого века». |
|
32 | 14 неделя | Тема 5.3.Есенин С.А. (1895-1925). Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи,народно-песенная основа стихов. Поэма «Анна Снегина» -поэма о судьбе человекаи Родины. Лирическое и эпическое в поэме. Демонстрации. Фотографии С.Есенина.Заочная экскурсия по есенинским местам:Константиново - Москва. Песни, романсы на стихи С.Есенина. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.513-532; 2.11 ч.1 стр.203-228
|
|
|
| Самостоятельная работа №23: | 1 | Самостоятельная работа |
| Исследование и подготовка сообщения: «Я б навеки пошел затобой…»; «Тема любви в творчестве С.А.Есенина»; «Тема Родины в творчествеС.А.Есенина и А.А.Блока». |
|
33 | 14неделя | Тема 5.4. Фадеев А.А. (1901-1956). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 2.11 ч.1 стр.280-285
|
|
|
| Раздел 6. Особенности развития литературы 1930-начала 1940-х г. | 25 |
|
|
|
|
34 | 15неделя | Тема 6.1.Особенности развития литературы 1930 - начала 1940-х г. Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов в культуре и литературе. Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве писателей и поэтов. Историческая тема. Сатирическое обличение нового быта. Творчество М.Булгакова. Развитие драматургии в 1930-е годы. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1.стр.537-548 2.11 ч.2 стр.3-19 |
|
35 | 15 неделя | Тема 6.2. Цветаева М.А.(1892-1941). Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1.стр.549-555; 2.11 ч.2 стр.64-78
|
|
36 | 16неделя | Тема 6.3. Мандельштам О. Э. (1891-1938) Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О.Мандельштама. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 2.11 ч.2 стр.80-92
|
|
37 | 16 неделя | Тема 6.4. Платонов А.(1899-1951) Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А.Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Демонстрации.Музыка Д.Д.Шостаковича,И.О.Дунаевского.Картины П.Н.Филонова. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.578-583; 2.11 ч.2 стр.20-37 |
|
38 | 16 неделя | Практическое занятие №14 по теме «Творчество С.Есенина. Творчество М.Цветаевой, О.Мандельштама. Анализ стихотворений». | 2 | Практическое занятие | ПК, интернет, мультимедийный проектор,презентация. | Подготовить по одному стихотворению каждого автора наизусть |
|
|
| Самостоятельная работа №24: | 1 |
|
| Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозыА.Платонова»; «Традиции и новаторство в творчестве А.Платонова». |
|
39 | 17неделя | Тема 6.5. Бабель И. Э. (1894-1940). Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 2.11 ч.1 стр.289-298 |
|
|
| Самостоятельная работа №25: | 1 | Самостоятельная работа |
| Исследование и подготовка сообщения: «Стилистика рассказов И.Э.Бабеля», «Изображение революции в “Конармии” И. Бабеля и романе А. Фадеева “Разгром”». |
|
40 | 17 неделя | Тема 6.6. Булгаков М. А. (1891-1940). Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных». Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н.В.Гоголя) в творчестве М.Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Демонстрации.Фотографии писателя.Иллюстрации русских художников к произведениям М.А.Булгакова. Фрагменты кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В.Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В.Бортко). | 4 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор,презентация
| 1.1стр.568-575; 2.11 ч.2 стр.39-62 |
|
|
| Самостоятельная работа №26: | 2 |
|
| Подготовка заочной экскурсии по одному из музеевМ.А.Булгакова |
|
41 | 18 неделя | Тема 6.7. Шолохов М. А. (1905-1984). Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.Шолохова.Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н.Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Демонстрации. Иллюстрации О.Г.Верейского к роману«Тихий Дон».Фрагмен-ты из кинофильма режиссера С.А.Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957-1958 годы). | 4 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.584-594; 2.11 ч.2 стр.172-199 |
|
|
| Самостоятельная работа №27: | 1 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Исследование и подготовка сообщения«Казачьи песни вромане-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения». |
|
|
| Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. | 13 |
|
|
|
|
42 | 18 неделя | Тема 7.1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки и А.Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль др.). Публицистика военных лет (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой). Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Собо- лева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др. Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 2.11 ч.2 стр.202-236
|
|
43 | 18 неделя | Тема 7.2. Ахматова А. А. (1889-1966). Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Демонстрации. Портреты А.А.Ахматовой кисти К.С.Петрова-Водкина,Ю.П.Анненкова, А.Модильяни. И.В.Моцарт «Реквием». Иллюстрации М.В.Добужинского к книге «Подорожник». Практическое занятие №15 по теме«Лирика А.Ахматовой». | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.556- 565; 2.11 ч.2 стр.146-162 |
|
|
| Самостоятельная работа №28: | 4 |
|
| Исследование и подготовка реферата: «Гражданские и патриотические стихи А.Ахматовой и советская литература»; «Трагедия“стомильоного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А.Ахматовой. |
|
44 | 19 неделя | Тема 7.3. Пастернак Б. Л. (1890-1960). Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человекаприроды в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л.Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.Роман «Доктор Живаго».История создания и публикации романа.Жанровоесвоеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции ее решение в романе Б.Л.Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа. Демонстрации. Видеофильм«Борис Пастернак».А.Скрябин. 1-я и2-я сонаты;Ф.Шопен. Этюды; И.Стравинский. Музыка к балету «Петрушка». Б.Л.Пастернак. «Прелюдия». М.Врубель. «Демон». Живописно-графические работы Л.О.Пастернака. Диктант по тексту, подготовленному учащимися, на уроке русского языка. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.598-605; 2.11 ч.2 стр.129-144 |
|
|
| Самостоятельная работа №29: | 1 | Самостоятельная работа | ПК, интернет | Исследование и подготовка сообщения«Взгляд на Гражданскую войну из1920-х и из1950-х годов-в чем разница?». |
|
45 | 19 неделя | Практическое занятие №16 по теме «Своеобразие лирики Б.Пастернака». | 2 | Практическое занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | Подготовить чтение стихотворение автора наизусть |
|
|
| Раздел 8. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов | 4 |
|
|
|
|
46 | 20 неделя | Тема 8.1. Особенности развития литературы в 50-80-х годах XX века. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950-1980-х годов. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы. Демонстрации.Достижения в академической музыке(балет«Спартак»А.Хачатуряна (1954), «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956) и «Патетическая оратория»(1959) Г. Свиридова, 10-я и 11-я («1905 год») симфонии (1953, 1957), 3-6-й струнный квартеты (1946—1956) Д.Шостаковича, 1-я симфония С.Прокофьева (1952)). Освоение опыта русского и европейского авангарда: творчество Э. Денисова, А.Шнитке, С. Губайдулиной и др. Обращение к сюжетам классической литературы в балетном искусстве: Т.Хренников («Любовью за любовь», 1976; «Гусарская баллада», 1979), А.Петров («Сотворение мира», 1971; вокально-хореографические симфонии «Пушкин», 1979), В.Гаврилин («Анюта», 1980), А. Шнитке («Лабиринты», 1971; «Эскизы», 1985). Развитие бардовской песни, рок-музыки. Формирование новых направлений в изобразительном искусстве. Архитектура 1950-1980-х годов. Развитие отечественной кинематографии. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор, презентация. | 1.1 стр.607-613; 2.11.ч.2 стр. 332-333; конспект |
|
|
| Самостоятельная работа №30: | 2 |
| ПК, презентации, мультимедийный проектор | Исследование и подготовка доклада:«Развитие литературы1950-1980-х годов в контексте культуры»; «Отражениеконфликтов истории в судьбах литературных героев». |
|
|
| Раздел9. Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы | 8 |
|
|
|
|
47 | 20 неделя | Тема 9.1. Основные направления и течения художественной прозы 1950-1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова, В.Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений. Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личностиистории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.). Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы. Демонстрации.Творчество художников-пейзажистов ХХ века.Экранизация произведений прозаиков 1950-1980-х годов. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, презентации, мультимедийный проектор | 1.1 стр.616-620; 2.11 ч.2 стр.329-369 |
|
48 | 20 неделя | Практическое занятие №17 по теме «Художественное своеобразие рассказов В.М.Шукшина ». | 2 | Практическое занятие | ПК, интернет, мультимедийный проектор | Исследование и подготовка сообщения по теме «Художественное своеобразие рассказов В.М.Шукшина»(по выбору студентов на примере 2-3 рассказов)». |
|
49 | 21 неделя | Практическое занятие №18 по теме «Написание рецензии на повесть о Великой Отечественной войне (Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Быков «Сотников»)». | 2 | Практическое занятие | ПК, интернет , мультимедийный проектор |
|
|
|
| Самостоятельная работа №31: | 2 |
| ПК, интернет , мультимедийный проектор | Исследование и подготовка доклада: «Развитие автобиографической прозы в творчестве К.Паустовского,И.Эренбурга» (автор по выбору); «Развитие жанра фантастики в произведениях А.Беляева, И.Ефремова, К.Булычева и др.» (автор по выбору); «Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В.Аксенова, Д.Гранина, Ю.Трифонова, В.Дудинцева и др.» (автор по выбору преподавателя); «Отсутствие деклараций, простота, ясность - художественные принципы В.Шаламова»; «Жанровое своеобразие произведений В.Шукшина “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”: рассказ или новелла?»; «Художественное своеобразие прозы В.Шукшина (по рассказам “Чудик”», “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”)»; «Философский смысл повести В.Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы». |
|
|
| Раздел 10. Творчество поэтов в 1950-1980-е годы. | 3 |
|
|
|
|
50 | 21 неделя | Тема 10.1 Творчество поэтов в 1950-1980-е годы. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950-1980-х годов. Поэзия Н.Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н.Рубцова. Поэзия Р.Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р.Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р.Гамзатова. Поэзия Б.Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б.Окуджавы. Поэзия А.Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А.Вознесенского. Демонстрации.Эстрадная песня,авторская песня,рок-поэзия.Тема родины вживописи 1950-1980-х годов. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, интернет , мультимедийный проектор | 1.1.стр.620-623; 2.11 ч.2 стр.281-311 |
|
|
| Самостоятельная работа №32: | 1 |
| ПК, интернет , мультимедийный проектор | Исследование и подготовка сообщения: «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»; «ПоэзияН.Заболоцкого, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, А.Вознесенского в контексте русской литературы». |
|
|
| Раздел 11. Драматургия 1950-1980-х годов. | 13 |
|
|
|
|
51 | 22 неделя | Тема 11.1. Особенности драматургии 1950-1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950-1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В.Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А.Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А.Володина, Э.Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б.Брехта на режиссуру Ю.Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970-1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы.Драматургия В.Розова,А.Арбузова, А.Володина в 1970-1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А.Вампилова. «Поствампиловская драма». Демонстрации.Экранизация пьес драматургов1950-1980-х годов. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, интернет , мультимедийный проектор, презентации | 1.1 стр.623-626; конспект; 2.11 ч.2 стр.346-351; |
|
|
| Самостоятельная работа №33: | 2 |
| ПК, интернет , мультимедийный проектор | Исследование и подготовка докладао жизни и творчестве одного из драматургов 1950-1980-х годов; «Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов1950-1980-х годов»(автор по выбору). |
|
52 | 22 неделя | Тема 11.2. Твардовский А. Т.(1910-1971). Сведения из биографии А.Т.Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.Т.Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А.Т.Твардовский - главный редактор журнала «Новый мир». Демонстрация. Иллюстрации к произведениям А.Твардовского. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, интернет , мультимедийный проектор | 1.1 стр.638-642; 2.11 ч.2 стр.245-263 |
|
|
| Самостоятельная работа №34: | 1 |
| ПК, интернет , мультимедийный проектор | Исследование и подготовка сообщения: «Тема поэта и поэзии в русской лирикеXIX-XXвеков», «Образы дорогии дома в лирике А.Твардовского». |
|
53 | 22 неделя | Тема 11.3. Солженицын А. И. (1918-2008). Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А.Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А.И.Солженицына. Демонстрация. Кадры из экранизаций произведений А.И.Солженицына. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, интернет , мультимедийный проектор | 1.1 стр.632-636; 2.11 ч.2 стр.265-279 |
|
|
| Самостоятельная работа №35: | 1 |
| ПК, интернет , мультимедийный проектор | Исследование и подготовка сообщения: «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы». |
|
54 | 23 неделя | Тема 11.4. Вампилов А. В. (1937-1972). Обзор жизни и творчества А.Вампилова. Проза А.Вампилова. Нравственная проблематика пьес А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А.Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А.Вампилова. Демонстрация. Кадры из экранизаций пьес А.Вампилова. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, интернет , мультимедийный проектор презентации | 1.1. стр.644-647; 2.11 ч.2 стр.346-351; конспект |
|
|
| Самостоятельная работа №36: | 1 |
| ПК, интернет , мультимедийный проектор | Исследование и подготовка доклада: «Гоголевские традиции в драматургии Вампилова»; «Мотив игры впьесах А.Вампилова “Утиная охота” и А.Арбузова “Жестокие игры”». |
|
|
| Раздел 12. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции). | 3 |
|
|
|
|
55 | 24 неделя | Тема 12.1.Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б.Зайцева, В.Набокова, Г.Газданова, Б.Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б.Ширяева, Д.Кленовского, И.Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г.Владимова. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, интернет , мультимедийный проектор | 2.11 ч.1 стр.69-76,стр.77-82,стр.92-99; 2.11 ч.2 стр.311-319; конспект |
|
|
| Самостоятельная работа №37: | 1 |
| ПК, интернет , мультимедийный проектор | Исследование и подготовка сообщения: «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции». |
|
|
| Раздел 13. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов. | 3 |
|
|
|
|
| 24 неделя | Тема 13.1.Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ - начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А.Рыбакова, В.Дудинцева, В.Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. Проза А.Солженицына, В.Распутина, Ф.Искандера, Ю.Коваля, В.Маканина, С.Алексиевич, О.Ермакова, В.Астафьева, Г.Владимова, Л.Петрушевской, В.Пьецуха, Т.Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б.Ахмадулиной, Т.Бек, Н.Горбаневской, А.Жигулина, В.Соколова, О.Чухонцева, А.Вознесенского, Н.Искренко, Т.Кибирова, М.Сухотина и др. Духовная поэзия С.Аверинцева, И.Ратушинской, Н.Горбаневской и др. Развитие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени. Демонстрация.Живопись,музыка,архитектура1980-2000-х годов.
Дифференцированный зачёт.
| 1
1
| Комбинированное занятие | ПК, интернет , мультимедийный проектор , презентации | 1.1 стр.648-650; конспект; 2.11 ч.2 стр.319-327 |
|
|
| Самостоятельная работа №38: | 1 |
| ПК, интернет , мультимедийный проектор | Исследование и подготовка сообщения: «Особенности массовой литературы конца ХХ-ХХIвека»; «Фантастика в современной литературе». |
|
| ИТОГО | Всего по дисциплине | 182 |
|
|
|
|
| В том числе аудиторных | 122 |
|
|
|
| |
| Из них лабораторно-практических | 36 |
|
|
|
| |
| На курсовое проектирование | - |
|
|
|
|
|