| | Тема 1.1. Строение атомов. Химических элементов и природа Химической связи | | | | | |
1 | 1 неделя | Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронна: конфигурация атома. Классификация химических элементов (5 р“, 4-элементы). Валентны электроны. Валентность. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1, с. 25 | |
2 | 1 неделя | Практическое занятие № 1. Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системы. | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 43 | |
| | Тема 1.2 Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева | | | | | |
3 | 2 неделя | Практическое занятие № 2. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического, закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2. с. 50 | |
| | Раздел 2. Химические реакции | 10 | | | | |
| | Тема 2.1 Типы химических реакций | | | | | |
4 | 3 неделя | Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окисления восстановления. Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного, баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1, с. 104 | |
5 | 3 неделя | Практическое занятие № 3. Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 64 | |
| | Тема 2.2 Электролитическая диссоциация и ионный обмен | | | | | |
4 6 444 | 4 неделя | Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. Презентация | 1.1. с. 65 | |
7 | 5 неделя | Практическое занятие № 4. Задания на составление ионных реакций | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 70 | |
8 | 5 неделя | Лабораторная работа №1. “Типы химических реакций". Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ и признаков химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов. | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | 1.1. с. 104 | |
| | Раздел 3. Строение и свойства химического анализа | 16 | | | | |
| | Тема 3.1. Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ | | | | | |
9 | 6 неделя | Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1. с. 114 | |
10 | 7 неделя | Практическое занятие №5. Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре. | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с 85 | |
11 | 7 неделя | Практическое занятие №6. Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических веществ, определять принадлежность к классу. Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск информации по названиям, идентификатора, структурным формулам | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с 89 | |
| | Тема 3.2. Физико-химические свойства неорганических веществ | | | | | |
12 | 8 неделя | Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1. с. 148 | |
13 | 9 неделя | Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов 1\- УП групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе. Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот,солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор. | 1.1 с. 114 | |
14 | 9 неделя | Практическое занятие № 7. Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и анфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2 стр. 90-93 | |
| | Тема 3.3. Классификация неорганических веществ | | | | | |
15 | 10 неделя | Лабораторная работа №2. «Идентификация неорганических веществ». Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов. Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств, характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
16 | 11 неделя | Контрольная работа №1. Свойства неорганических соединений | 2 | Урок | | | |
| | Раздел 4.Строение и свойтсва неорганических веществ | 24 | | | | |
| | Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ | | | | | |
17 | 11 неделя | Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений, Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.) высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено) | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1, с.173 | |
18 | 12 неделя | Практическое занятие №8. Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с 100 | |
| | Тема 4.2. Свойства органических веществ | | | | | |
19 | 13 неделя | - предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов; - непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена ткак источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1, с. 189 | |
20 | 13 неделя | - кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1, с. 224 | |
21 | 14 неделя | - азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризацияэтилена как основное направление его использования. Генетическая связь между классами органических соединений | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1, с. 296 | |
22 | 15 неделя | Практическое занятие № 9. Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 140 | |
23 | 15 неделя | Практическое занятие № 10. Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединенийотдельных классов | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с.115-117 | |
24 | 16 неделя | Лабораторная работа № 3. “Превращения органических веществ при нагревании". Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических превращений напримере этана, этилена, ацетилена и др. | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
| | Тема 4.3. Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека | | | | | |
25 | 17 неделя | Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов - источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии композитов, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл показателя предельно допустимой концентрации | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.1, с. 284 | |
26 | 17 неделя | Лабораторная работа № 4. Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение аналитического сигнала сточки зрения химических процессов при протекании качественной реакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
| | Раздел 5.Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций | 4 | | | | |
| | Тема 5.1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие | | | | | |
27 | 18 неделя | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле - Шателье. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 1.2, с. 104 | |
28 | 19 неделя | Практическое занятие № 11. Решение задач по определению скорости реакций от различных факторов | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с. 128 | |
| | Раздел 6. Растворы | 4 | | | | |
| | Тема 6.1. Понятие о растворах | | | | | |
29 | 20 неделя | Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности. Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые! организмы определенных веществ. | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | 2.6. с.77 | |
30 | 21 неделя | Практическое занятие №12. Решение расчетных заданий на растворы. | 2 | | | | |
| | Тема 6.2. Исследования свойств растворов | | | | | |
31 | 21 неделя | Лабораторная работа № 5. Лабораторная работа «Приготовление растворов». Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практико-ориентированными вопросами) и определение среды водных растворов. Решение задач на приготовление растворов | 2 | Лабораторная работа | Приборы и реактивы | Подготовить отчёт | |
| | Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | | | | | |
| | Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека | 6 | | | | |
| | Тема 7.1.Химия в быту и производственной деятельности человека | | | | | |
32 | 22 неделя | Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет). | 2 | Комбинированное занятие | ПК, мультимедийный проектор | | |
33 | 23 неделя | Практическое занятие № 1 .Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия. | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с 150 | |
34 | 23 неделя | Практическое занятие № 2. Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией | 2 | Практическое занятие | Методическое пособие | 1.2, с 150 | |
35 | 23 неделя | Дифферинциированный зачет | 2 | Урок | | | |
| Всего по дисциплине | 70 | | | | |
| В том числе аудиторных | 70 | | | | |
| Из них лабораторно-практических | 38 | | | | |
| На курсовое проектирование | - | | | | |