Министерство здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
Утверждаю |
Директор ГБПОУ |
«Саткинский медицинский техникум» |
___________________Н.М. Исламова |
«____»_____________________2018 г |
Рабочая программа
ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ
МДК 03.01. Основы реаниматологии
Специальность: 31.02.01. «Сестринское дело»
2018
Одобрена Председатель ЦМК ________________ «___»________20___г. | Составлена в соответствии Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности Лечебное дело 31.02.01. ___________________________ «___»__________________20___г |
Разработчик: Васильева А. Т. − преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Рецензент:_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
| |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ. МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ………………… | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ. МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ………………….. | 5 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ. МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ……………………. | 6 |
4. условия реализации ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ. МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ……………………. | 15 |
5. Контроль и оценка результатов освоения ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ. МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ ……………………………………………………………………. | 20 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ
МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК 03.01. Основы реаниматологии - является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01. «Сестринское дело» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК.3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК.3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК.3.3.Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при реализации программы дополнительного профессионального образования по специальности 34.02.01. Сестринское дело в соответствии с вышеперечисленными компетенциями.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в ходе освоения программа ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК 03.01. Основы реаниматологии – студент должен:
иметь практический опыт:
– оказания неотложной помощи при неотложных состояниях;
уметь:
– проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма при неотложных состояниях самостоятельно и в бригаде;
– оказывать помощь при воздействии на организм токсических и ядовитых веществ самостоятельно и в бригаде;
– проводить мероприятия по защите пациентов от негативных воздействий при чрезвычайных ситуациях
действовать в составе сортировочной бригады.
знать:
– причины, стадии и клинические проявления терминальных состояний;
– алгоритмы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
– классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций;
– правила работы лечебно-профилактического учреждения в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.3. Количество часов на освоение программы программа ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК 03.01. Основы реаниматологии:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 180 часов, включая:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов, теория 32 часа, практика 64 часа.
– самостоятельной работы обучающегося – 48 часов;
– курсовая работа – нет;
– производственная практика – 36 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ
МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ
Результатом освоения программы ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК 03.01. Основы реаниматологии – является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах |
ПК 3.2. | Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. |
ПК 3.3. | Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ. МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ
3.1. Тематический план ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК 03.01. Основы реаниматологии
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов |
Всего часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК.3.1.-ПК.3.3. | Раздел 1 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях | 180 | 96 | 64 | - | 48 | - | - | 36 |
| Всего: | 180 | 96 | 64 | - | 48 | - | - | 36 |
3.2. Содержание обучения ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК 03.01. Основы реаниматологии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях | | 96 | |
МДК.03.01 Основы реаниматологии | | | |
Тема 1.1. Общие вопросы реаниматологии при неотложных состояниях | | 32 | |
Тема 1.1.1. Оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе | | | |
Тема 1.1.1.1. Первичная сердечно-легочная реанимация. | Содержание | 10 | |
1 | Реаниматология, интенсивная терапия, анестезиология – новые медицинские специальности, их основные принципы. | | 1 |
2 | История развития реаниматологии. | | 1 |
3 | Организация службы анестезиологии и реаниматологии в РФ в современных условиях. Структура и задачи реаниматологии. | | 1 |
4 | Устройство и оснащение отделений реанимации и интенсивной терапии. | | 1 |
5 | Права и обязанности медицинской сестры реанимационного отделения. | | 2 |
6 | Медицинская документация реанимационного отделения. | | 2 |
7 | Юридические и этические аспекты работы медицинской сестры в отделениях реанимации и интенсивной терапии. | | 2 |
8 | Физиологические показатели жизненно важных функций организма взрослого и ребенка. | | 2 |
9 | Понятие «терминальное состояние». | | 1 |
10 | Виды и клинические проявления терминальных состояний. | | 2 |
11 | Критерии оценки тяжести состояния пациента. | | 2 |
12 | Остановка кровообращения: причины, признаки. | | 2 |
13 | Остановка дыхания: причины, признаки. | | 2 |
14 | Клиническая смерть, признаки, факторы, влияющие на длительность клинической смерти. | | 2 |
15 | Биологическая смерть, признаки. | | 2 |
16 | Внезапная смерть у детей. | | 2 |
17 | Понятие о социальной смерти, смерти мозга. | | 1 |
18 | Показания и противопоказания к проведению комплекса СЛЦР. | | 2 |
19 | Стадии сердечно-легочной и церебральной реанимации, их цели. | | 1 |
20 | Первичный реанимационный комплекс: восстановление и контроль проходимости дыхательных путей (методы), искусственное поддержание дыхания (методы), искусственное поддержание кровообращения (методы). | | 3 |
21 | Специализированный реанимационный комплекс: медикаментозное обеспечение реанимации, диагностика механизма остановки кровообращения, дефибрилляция. | | 2 |
22 | Контроль правильности и эффективности проведения реанимационного комплекса. | | 3 |
23 | Показания к прекращению проведения реанимационного комплекса. | | 2 |
24 | Ошибки и осложнения реанимационного комплекса, их предупреждение. | | 2 |
25 | Техника безопасности при проведении первичной СЛР. | | 3 |
26 | Особенности проведения сердечно-лёгочной реанимации у новорожденных и детей до 1 года. | | 2 |
27 | Понятие о постреанимационной болезни. | | 1 |
Практические занятия | 16 | |
| 1 | Первичная сердечно-легочная реанимация | | |
Тема 1.1.1.2. Нарушения процессов обмена. Инфузионная терапия | Содержание | 2 | |
1 | Инфузионная терапия, понятие, цели, преимущества и недостатки. | | 1 |
2 | Кровезаменители, понятие, классификация, механизмы действия, показания и противопоказания к применению. | | 2 |
3 | Понятие «кислотно-основное состояние». Виды нарушений КОС. | | 2 |
4 | Системы, обеспечивающие постоянство КОС в организме: физико-химическая (буферная) и физиологическая. | | 1 |
5 | Показатели кислотно-основного состояния. | | 1 |
6 | Метаболический ацидоз, понятие, причины развития, пути компенсации организмом, лечение. | | 2 |
7 | Респираторный ацидоз, понятие, причины развития, пути компенсации организмом, лечение. | | 2 |
8 | Метаболический алкалоз, понятие, причины развития, пути компенсации организмом, лечение. | | 2 |
9 | Респираторный алкалоз, понятие, причины развития, пути компенсации организмом, лечение. | | 2 |
10 | Понятие о водно-электролитном балансе. Физиологический обмен воды и электролитов в организме. Виды нарушений ВЭО. | | 1 |
11 | Нарушения обмена воды: А) гипертоническая гипогидратация, понятие, причины, клиника, лечение; Б) изотоническая гипогидратация, понятие, причины, клиника, лечение; В) гипотоническая гипогидратация, понятие, причины, клиника, лечение; Г) гипертоническая гипергидратация, понятие, причины, клиника, лечение; Д) изотоническая гипергидратация, понятие, причины, клиника, лечение; Е) гипотоническая гипергидратация, понятие, причины, клиника, лечение. | | 2 |
12 | Нарушения обмена электролитов: А) нарушения обмена натрия: гипернатриемия и гипонатриемия, причины развития, клиническая картина, лечение. Б) нарушения обмена калия: гиперкалиемия и гипокалиемия, причины развития, клиническая картина, лечение. | | 2 |
13 | Нарушения энергетического и белкового обмена, виды и причины. Медицинские последствия нутритивной недостаточности. | | 2 |
14 | Нутритивная поддержка, понятие. Основные цели нутритивной поддержки. | | 2 |
15 | Основные принципы нутритивной поддержки. | | 2 |
16 | Варианты и методы нутритивной поддержки. | | 2 |
17 | Парентеральное питание, определение, виды, цель. Показания и противопоказания к парентеральному питанию. Правила проведения. Препараты для парентерального питания. | | 2 |
Практические занятия Нарушений процессов обмена. Инфузионная терапия | 4 | |
Тема 1.2. Оказание неотложной помощи при внутренних болезнях | | 24 | |
Тема 1.2.1. Неотложная помощь при острой дыхательной недостаточности и острой сердечно-сосудистой недостаточности. | Содержание | 8 | |
1 | Этиология, механизм развития неотложного состояния, классификация по причинам, стадии, клиника, доврачебная помощь, лекарственные средства, способы их введения. | | 1 |
2 | Неотложная помощь при стенокардии, инфаркте миокарда. Этиология, механизм развития неотложного состояния, доврачебная помощь, лекарственные средства, способы их введения | | 2 |
3 | Неотложная помощь при острой правожелудочковой недостаточности, острой левожелудочковой недостаточности (сердечная астма, отек легких). Этиология, механизм развития неотложного состояния, доврачебная помощь, лекарственные средства, способы их введения | | 2 |
4 | Неотложная помощь при гипертонических кризах. Этиология, механизм развития неотложного состояния, доврачебная помощь, лекарственные средства, способы их введения | | 2 |
5 | Неотложная помощь при ТЭЛА. Этиология, механизм развития неотложного состояния, доврачебная помощь, лекарственные средства, способы их введения | | 2 |
6 | Неотложная помощь при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок). Этиология, механизм развития неотложного состояния, доврачебная помощь, лекарственные средства, способы их введения. | | 3 |
Практические занятия | 16 | |
1 | Неотложная помощь при острой дыхательной недостаточности. | | 2 |
2 | Неотложная помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности | | 2 |
Тема 1.3. Неотложные состояния в хирургии и травматологии | | 20 | |
Тема 1.3.1. Неотложная помощь и тактика медсестры при ранениях, кровотечениях, термических повреждениях | Содержание | 2 | |
1 | Раны, виды, клиника, осложнения. Неотложная помощь и тактика медсестры. | | 1-2 |
2 | Кровотечения, виды, клиника, осложнения. Неотложная помощь и тактика медсестры. | | 1-2 |
3 | Ожоги, виды. Степени, площадь ожоговой поверхности. Ожоговая болезнь. Неотложная помощь и тактика медсестры. | | 1-2 |
4 | Отморожения, ознобления, общее замерзание. Причины, клиника, осложнения. Неотложная помощь и тактика медсестры. | | 1-2 |
Практические занятия | 4 | |
1 | Неотложная помощь и тактика медсестры при ранениях, кровотечениях, термических повреждениях | | |
Тема 1.3.2. Неотложная помощь и тактика медсестры при закрытых механических повреждениях | Содержание | 2 | |
1 | Закрытые повреждения головы, грудной клетки, таза, позвоночника, конечностей. Неотложная помощь и тактика медсестры. | | 1-2 |
Практические занятия | 4 | |
1 | Неотложная помощь и тактика медсестры при закрытых механических повреждениях | | |
Тема 1.3.3. Неотложная помощь и тактика медсестры при синдроме «острого живота» | Содержание | 2 | |
1 | Синдром «острого живота». Причины, клиника, осложнения. Неотложная помощь и тактика медсестры | | 1-2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Неотложная помощь и тактика медсестры при синдроме «острого живота» | | |
Тема 1.3.4. Неотложная помощь и тактика медсестры при шоках различного генеза | Содержание | 2 | |
1 | Шоки различного генеза (травматический, ожоговый, геморрагический, гемотрансфузионный). | | |
2 | Причины, клиника. Неотложная помощь и тактика медсестры. | | |
Практические занятия | 2 | |
1 | Неотложная помощь и тактика медсестры при шоках различного генеза | | |
Тема 1.4. Оказание неотложной помощи при отравлениях | | 6 | |
Тема 1.4.1. Диагностика и принципы оказания медицинской помощи при воздействии ядов и острых отравлениях на догоспитальном этапе | Содержание | 2 | |
1 | Понятия «токсикология», «отравление», «яд». | | 2 |
2 | Отравления, классификация, фазы отравлений. | | 2 |
3 | Яды, классификация ядов, пути поступления ядов в организм, типы действия ядов на организм. | | 2 |
4 | Синдромы токсического поражения органов и систем. | | 2 |
5 | Диагностика острых отравлений на догоспитальном этапе. Особенности диагностики острых отравлений у детей. | | 3 |
6 | Особенности обследования пациентов при токсических поражениях. Диагностические критерии. | | 3 |
7 | Методы экспресс- диагностики отравлений. | | 3 |
8 | Дифференциальная диагностика отравлений на догоспитальном этапе. | | 3 |
9 | Принципы и этапы оказания неотложной помощи при острых отравлениях. | | 3 |
10 | Методы естественной активной детоксикации при воздействии токсических веществ. | | 3 |
11 | Методы искусственной детоксикации при воздействии токсических веществ. | | 2 |
12 | Антидотная терапия острых отравлений. Антидоты, понятие, классификация, принципы назначения. | | 3 |
13 | Симптоматическая терапия острых отравлений. | | 2 |
14 | Алгоритм оказания неотложной помощи при остром отравлении на догоспитальном этапе взрослым и детям. | | 3 |
15 | Показания к госпитализации. | | 3 |
Практические занятия | 4 | |
1 | Диагностика, дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи при воздействии ядов и острых отравлениях на догоспитальном этапе. | | |
Тема 1.5. Оказание неотложной помощи детям | | 14 | |
Тема 1.5.1. Сестринская помощь при неотложных состояниях у детей Терминальные состояния и СЛР у новорожденных | Содержание | 2 | |
1 | Гипертермический синдром | | 1 |
2 | Сестринская помощь при судорожном синдроме | | 1 |
3 | Терминальные состояния и СЛР у новорожденных | | 1 |
Практические занятия | 12 | |
1 | Сестринская помощь при неотложных состояниях у детей. Терминальные состояния и СЛР у новорожденных | | |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03 | 48 | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Решение ситуационных задач, тестовых заданий; Отработка манипуляций на фантомах; Работа со справочной литературой; Отработка алгоритмов по оказанию неотложной помощи; По каждой изучаемой теме согласно рабочей программе рекомендуется делать обзор дополнительной литературы в виде написания рефератов. Сообщение, составление алгоритмов неотложной помощи, анализ состояния пациентов, ведение сестринской истории болезни, заполнение листов наблюдения за пациентом, составление памяток, рекомендаций по предотвращению НС, для ухода за пациентом в домашних условиях, исследования по УИРС (объем работы и темы преподаватель определяет по каждой дисциплине индивидуально). Выбор тактики и оказание неотложной медицинской помощи при внутренних болезнях. Решение ситуационных задач; Работа с лекционным материалом, учебниками, справочниками и другими источниками информации; Составить конспект по заданию преподавателя Составить таблиц, схем, алгоритмов, карт сестринского процесса оказания неотложной помощи при различных состояниях в хирургии и травматологии Работа со словарем медицинских терминов Курация пациентов с написанием сестринской истории болезни. Реферативная работа Составление плана обследования и лечения пациентов. Составление плана наблюдения и ухода за пациентами. Составление таблиц (схем) дифференциальной диагностики. Работа с лекционным материалом, дополнительной, справочной литературой и другими источниками информации. Анализ последовательной ситуации. Составление плана бесед с пациентами. Составление алгоритмов подготовки пациентов к различным методам исследования. Курация тематических пациентов. Написание учебной истории болезни. Оформление документации. Отработка практических манипуляций в кабинете доклинической практики. Просмотр видеоматериалов по темам занятий. Написание обязательных контрольных работ. Составить алгоритмы оказания неотложной помощи при различных состояниях у детей Составить карты сестринского процесса оказания неотложной помощи при различных состояниях у детей | | |
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ Работа в различных отделениях ЛПУ и их подразделениях, участие в лечебно-диагностических мероприятиях, курация пациентов(по профилю специальности). | 36 | |
Примерная тематика курсовых работ (проектов) | | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) | - | |
Всего: | 180 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ. МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ
4.1. Материально-техническое обеспечение
Учебные кабинеты доклинической и клинической практики основ реаниматологии, терапевтических и хирургических дисциплин.
Оборудование учебных кабинетов:
1.Мебель и стационарное учебное оборудование:
– доска учебная;
– стол для преподавателя;
– столы для студентов;
– стул для преподавателя;
– стулья для студентов;
– шкаф книжный;
– шкафы для хранения наглядных пособий;
– шкафы для хранения учебно-методических комплексов и дидактических материалов;
– информационный стенд для студента;
– компьютерные столы и кресла для преподавателя и студентов.
2.Мебель и медицинское оборудование:
– кровать функциональная с постельными принадлежностями;
– кушетка;
– прикроватная тумбочка;
– стойка для системы внутривенных вливаний;
– стол манипуляционный;
– шкаф медицинский.
3.Инструктивно-нормативная документация:
– Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (общие и профессиональные компетенции);
– законы Российской Федерации об образовании, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины;
– инструкции по охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с профилем кабинета;
– перечень материально-технического и учебно-методического оснащения кабинета.
4.Учебно-программная документация:
– примерные программы по дисциплинам модуля;
– рабочие программы по дисциплинам модуля;
– календарно-тематические планы;
5.Учебно-методическая документация:
– учебно-методические комплексы и дидактический материал по разделам и темам модуля;
– учебно-методические пособия управляющего типа;
– методические пособия для самоподготовки студентов;
– учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе;
– сборник тестовых заданий и задач;
– схема учебной сестринской истории болезни;
– методические учебные материалы (на электронных носителях);
– учебная и справочная литература;
– компьютерные программы (обучающие, контролирующие);
– электронные учебники (учебные пособия) по разделам и темам модуля;
– сборник рекомендуемых курсовых работ по завершению модуля;
– материалы для промежуточной аттестации студентов и итоговой государственной аттестации выпускников по профессиональному модулю специальности 34.02.01. «Сестринское дело».
6.Аппаратура, приборы, технические средства обучения:
– тонометр;
– фонендоскоп;
– компьютеры для преподавателя и студентов;
– мультимедийный проектор;
– интерактивная доска;
7.Наглядные пособия:
– таблицы, стенды, микростенды, схемы, рисунки;
– фантомы, муляжи;
– наборы и аннотации лекарственных препаратов;
– видеофильмы;
– электронные презентации по темам;
– электрокардиограммы;
– результаты лабораторных исследований (в норме и при патологии).
8.Медицинский инструментарий и предметы ухода за пациентом.
9.Лекарственные препараты и медикаменты.
10.Аптечка для оказания первой помощи студентам и сотрудникам.
11.Информационно-методический уголок:
-график проведения обязательных контрольных работ;
-перечень обязательных манипуляций;
– график отработок пропущенных занятий;
– виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
– перечень тем для самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
– образцы ведения дневника практических занятий, технологической практики;
– инструкция по технике безопасности;
– инструкция по пожарной безопасности;
– вопросы к семинарам;
– список обязательной и дополнительной литературы;
– информация по работе предметного кружка и др.
Кабинет терапевтических дисциплин
1.Аппаратура, приборы:
– аппарат Боброва, ингаляторы карманные, пикфлоуметр, небулайзер (в отделениях стационара), шприц-ручка с картриджами, электрокардиограф портативный, глюкотесты, ЭКГ-аппарат.
2.Наглядные пособия:
– фантомы и муляжи - накладка на резинках для отработки навыка в/в инъекций, фантом головы, фантом головы с желудком, фантом промежности (мужской, женский), фантом многофункциональный, фантом руки, фантом таза для постановки клизмы, фантом ягодиц для в/м инъекций, муляжи, изображающие отдельные патологические симптомы и др.;
– электрокардиограммы и записи с результатами других функциональных исследований;
– аудиокассеты с записью перкуторных и аускультативных данных (в норме и при патологии).
3.Медицинская документация.
4.Лекарственные препараты и медикаменты:
– наборы медикаментов, применяемые при лечении пациентов терапевтического профиля.
Кабинет детских болезней
1.Аппаратура, приборы:
– весы медицинские, весы медицинские для взвешивания детей, кювез, ростомер вертикальный, ростомер для новорожденного.
2.Наглядные пособия:
– фантомы и муляжи:-кукла-фантом Новорожденный ребенок», фантом головы, фантом таза для клизм, фантом руки для внутривенного вливания.
3.Медицинская документация:
– история развития новорожденного, история развития ребенка, карта профилактических прививок, контрольная карта диспансерного наблюдения, медицинское свидетельство о рождении.
4.Лекарственные препараты и медикаменты:
– наборы медикаментов, применяемые в педиатрии.
Кабинет реаниматологии
Фантомы и муляжи:
– фантом для катетеризации мочевого пузыря у женщин;
– фантом для катетеризации мочевого пузыря у мужчин;
– фантом руки (в/в вливание);
– фантом ягодиц для в/м инъекций;
– фантом для постановки клизм;
– фантом для промывания желудка;
– фантом головы;
– фантом для проведения элементарной реанимации (искусственной вентиляции легких непрямого массажа сердца);
Медицинский инструментарий:
– воздуховоды различных модификаций;
– груша для раздувания манжеток интубационных трубок;
– жгут резиновый;
– зажим;
– зонд желудочный;
– игла инъекционная;
– интубационные трубки;
– капельницы одноразовые всех модификаций;
– катетер резиновый;
– крафт-пакеты;
– лабораторная посуда;
– маски наркозные;
– мешок "Амбу";
– набор игл для катетеризации центральных вен;
– наборы для определения группы, крови и совместимости;
– ножницы;
– пилочки для ампул;
– инцет анатомический;
– подключичные катетеры всех размеров;
– проводник для интубационных трубок;
– роторасширитель;
– сумка медицинская;
– цапки для белья;
– шпатель;
– шприцы одноразовые всех емкостей;
– языкодержатель.
Предметы ухода за пациентом:
– клеенка медицинска;
– компрессная бумага;
– круг подкладной;
– кружка Эсмарха;
– лейкопластырь;
– лоток почкообразный;
– мыло;
– пакет перевязочный;
– перевязочный материал;
– перчатки резиновые;
– поильник;
– полотенце;
– постельное белье;
– пузырь для льда;
– судно;
– термометры и др.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основная:
1. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе [Электронный ресурс]: учебник / А. Л. Вёрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова и др.; под ред. А. Л. Вёрткина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. –
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435793.html Авторы А.Л. Вёрткин, Л.А. Алексанян, М.В. Балабанова
2. Основы реаниматологии [Электронный ресурс]: учебник / Сумин С.А., Окунская Т.В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. –
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970433645.html Авторы Сумин С.А., Окунская Т.В.
3. Первая помощь при травмах и заболеваниях [Электронный ресурс] / Демичев С.В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. –
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970417744.html Авторы Демичев С.В.
4. Сестринское дело в хирургии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Стецюк В.Г. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970434611.html Авторы Стецюк В.Г.
Дополнительная:
1. Библиография. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" [Электронный ресурс]: учеб. пос. / Мухина С.А., Тарновская И.И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. –
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970437551.html Авторы Мухина С.А., Тарновская И.И.
2. Медицинские манипуляции [Электронный ресурс] / Марк Стоунхэм, Джон Вэстбрук. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.medcollegelib.ru/book/IGTR0001.html
Авторы Марк Стоунхэм, Джон Вэстбрук.
3. Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. В. Широкова и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432563.html Авторы Широкова Н.В., Островская И.В., Клюйкова И.Н., Морозова Н.А., Морозова Г.И., Гусева И.А.
4. Скорая медицинская помощь. Руководство для фельдшеров [Электронный ресурс] / Верткин А.Л. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. –
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970419571.html Авторы Верткин А.Л.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия проводятся в кабинетах доклиники, в кабинетах симуляционного (фантомного) обучения, компьютерных классах, отделениях стационара (реанимационное, интенсивной терапии).
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях» является освоение обучающимися дисциплин математического и общего естественно научного цикла, общепрофессиональных дисциплин, МДК и дисциплин модуля «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода).
МДК и дисциплины модуля «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационном процессах» должны осваиваться обучающимися с опережением соответствующих разделов модуля «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Педагогические (медицинско - педагогические) кадры, обеспечивающие обучение по междисциплинарному курсу:
Преподаватели с высшим медицинским образованием, соответствующего профилю модуля «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях» и специальности «Сестринское дело» с опытом деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Квалификация педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: – руководители производственной практики-специалисты сестринского дела (квалификация - медицинская сестра).
5. Контроль и оценка результатов освоения ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ. МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ
Результаты (освоенные ПК) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 3.1. Организовывать и оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. | Умение сделать обоснованный выбор тактики доврачебной помощи. Демонстрация правильной последовательности, точности и соответствия объемов тактики диагнозу. Правильное выполнение мероприятий по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма при неотложных состояниях. Демонстрация точного выполнения лечебных вмешательств в соответствии с алгоритмами. | Экспертное наблюдение и оценка в рамках контроля результатов: тестирования; устных ответов; решения проблемно-ситуационных задач; выполнения алгоритмов манипуляций; деятельности на учебной и производственной практике. |
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных состояниях. | Умение сделать обоснованный выбор лечебных вмешательств. Правильное выполнение мероприятий при воздействии на организм токсических и ядовитых веществ. Демонстрация выполнения лечебных вмешательств в соответствии с алгоритмами. | Экспертное наблюдение и оценка в рамках контроля результатов: тестирования; устных ответов; решения проблемно-ситуационных задач; выполнения алгоритмов манипуляций. |
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. | Демонстрация навыков взаимодействия с членами профессиональной (сортировочной) бригады. Правильное проведение мероприятий по защите пациентов от негативных воздействий при чрезвычайных ситуациях. Правильное оформление медицинской документации установленного образца. | Экспертное наблюдение и оценка осуществления профессиональной деятельности на практических занятиях, на учебной и производственной практике. |
| | Дифференцированный зачет по производственной практике. |
| | Комплексный экзамен по модулю. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только иформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Правильность понимания социальной значимости профессии медицинской сестры. Проявление устойчивого интереса к профессии. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы профессионального модуля. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Способность рационально организовывать собственную деятельность. Способность к самооценке эффективности и качества выполненных работ. | Экспертное наблюдение и оценка в рамках контроля результатов решения проблемно-ситуационных задач. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Проведение рефлексии результатов обучения после каждого занятия. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Оперативность поиска и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач и личностного развития. | Экспертное наблюдение и оценка в рамках контроля результатов защиты реферативных работ. Соответствие реферата установленным требованиям. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Владение информационно-коммуникационными технологиями и правильность их использования в профессиональной деятельности медицинской сестры. | Экспертное наблюдение и оценка динамики достижений студента в учебной деятельности. Экспертная оценка ведения дневника производственной практики. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Способность работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами и их окружением. Достижение в процессе общения поставленной цели, конструктивное разрешение противоречий. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы. профессионального модуля. Характеристика руководителей производственной практики на студента из ЛПО. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | Ответственность за работу команды, результат выполнения заданий. Готовность к принятию группового решения и ответственности за его последствия. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Характеристика руководителей производственной практики на студента из ЛПО. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Осознанное стремление к профессиональному и личностному развитию, самообразованию. | Экспертное наблюдение и оценка представленных в портфолио результатов повышения личностного и квалификационного уровня. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности, рациональность их использования, умение перестроиться и адаптироваться в новых условиях профессиональной деятельности. | Наблюдение и оценка выполнения мероприятий профессиональной деятельности на практических занятиях, производственной практике. |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | Толерантность к проявлению социальных, культурных и религиозных различий. Бережность отношения к историческому наследию и культурным традициям народа. | Экспертное наблюдение и оценка в рамках контроля результатов защиты реферативных работ. |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | Демонстрация бережного отношения к окружающей среде, приверженность принципам гуманизма. Соблюдение этических норм и правил поведения в обществе. | Экспертное наблюдение и оценка осуществления профессиональной деятельности на практических занятиях, производственной практике. |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Способность организовывать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение и оценка выполнения манипуляций по алгоритму действий с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | Систематичность ведения пропаганды здорового образа жизни с целью профилактики заболеваний и повышения качества жизни. | Экспертное наблюдение и оценка осуществления профессиональной деятельности на практических занятиях и производственной практике. |
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Эффективность использования полученных профессиональных знаний и приобретенного практического опыта при исполнении воинской обязанности. | Экспертное наблюдение и оценка в процессе учебных сборов, соревнований, военно-спортивных игр. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
*