Пояснительная записка
Рабочая программа по математике, 1 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Рабочая программа составлена на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия №23 г. Химки.
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия №23, города Химки, утвержденный Управлением образования администрации городского округа Химки.
- Основная образовательная программа МБОУ Гимназия №23 г. Химки на 2021-2022 учебный год;
Учебный предмет математика входит в предметную область «Математика и информатика».
Количество учебных часов в год – 132.
Количество учебных часов в неделю – 4.
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.
Метапредметные результаты
-
Регулятивные универсальные учебные действия:
-
Познавательные универсальные учебные действия:
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
-
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Предметные результаты:
- Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся научатся:
-
называть последовательность чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
-
называть и обозначать операции сложения и вычитания;
-
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка).
-
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
-
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
-
находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
-
решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;
в) задачи на разностное сравнение;
-
распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
Обучающие получат возможность научиться:
-
выделять признаки предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал;
-
выделять часть предметов из большей группы на основе общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основе общего признака (родовое отличие);
-
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
-
находить значения выражений, содержащих два действия (сложение и/или вычитание) без скобок;
-
сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
-
решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
-
решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
-
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
-
определять длину данного отрезка;
-
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трех строк и трех столбцов;
-
заполнять таблицу, содержащую не более трех строк и трех столбцов;
-
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
-
таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
-
название компонент и результата действий сложения и вычитания, зависимость между ними;
-
переместительное свойство сложения;
-
единицы измерения длины, объема и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм).
Содержание программы
Общие понятия. 10 ч.
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее назван Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними. 108 ч.
Числа от 1 до 10. Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счета и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские цифры.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20. Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти.
Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основе представлений о целом и частях. Соотношение целого и частей.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приемы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на...», «уменьшить на...», «больше на...», «меньше на...».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19).
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объем и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.
Текстовые задачи.
Задача, ее структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;
в) задачи на разностное сравнение.
Элементы геометрии.
Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др. Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Вычисление длины ломаной как суммы длин ее звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «»; « Уравнения вида а ± х = b; х – а = b.
Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о взаимно однозначном соответствии.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Петерсон, Л. Г. Программа «Учусь учиться» курса математики для 1–4 классов начальной школы / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2011.
2. Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс: учебник : в 3 ч. / Л. Г. Петерсон. – М. : БИНОМ, 2020.
3. Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс. Методические рекомендации : пособие для учителей / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2010.
4. Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. / Л. Г. Петерсон [и др.]. – М. : Ювента, 2010.
Календарно – тематическое планирование по математике.
1 класс.
С-1 и т.д. – номера самостоятельных работ по сборнику: Петерсон Л. Г., Самостоятельные и контрольные работы. Вып.1 – М.: Ювента, 2013
№ п/п | Наименование разделов и тем | Стр. учебника | Дата | Виды контроля |
Недели | |
| 1 модуль | | | | |
1 | Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и т.д. | с.3 | 1 1.09-3.09 | | |
2 | Свойства предметов. Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. | с.4-5 | | | |
3 | Свойства предметов. Изменение цвета, формы, размера. | с.6-7 | 2 6-9.09 | | М. д |
4 | Изменение размера. Увеличение и уменьшение. | с.8-9 | | | |
5 | Составление группы по заданному признаку. | с.10-11 | | | |
6 | Выделение части группы. | с.12-13 | | | С/Р. 1 |
7 | Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠. | с.14-15 | 3 13-17.09 | | |
8 | Составление равных и неравных групп. | с.16-17 | | | С/Р.2 |
9 | Сложение групп предметов. Знак +. | с.18 | | | |
10 | Сложение групп предметов. | с. 19 | | | С/Р.3 |
11 | Вычитание групп предметов. Знак – | с.20 | 4 20-24.09 | | |
12 | Вычитание групп предметов. | с.21 | | | С/Р.4 |
13 | Связь между сложением и вычитанием. Выше, ниже. | с.22-23 | | | |
14 | Порядок. | с.24-25 | | | М. д |
15 | Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже. | с.26-27 | 5 27.09-01.10 | | С/Р.5 |
16 | Проверочная работа №1. "Свойства предметов" | с. | | 23.09 | П/Р.1 |
17 | Один – много. На, над, под. Перед, после, между. Рядом. работа над ошибками. | с.28-29 | | | |
18 | Число и цифра 1. Справа, слева, посередине. | с.30 | | | |
| 2 модуль | | | | |
19 | Число и цифра 2. сложение и вычитание чисел. | с.31 | 6 11-15.10 | | |
20 | Число и цифра 3. Состав числа 3. Длиннее, короче. Отрезок. | с.32 | | | |
21 | Сложение и вычитание в пределах 3. | с.33 | | | |
22 | Сложение и вычитание в пределах 3. Шире, уже, толще, тоньше. | с.34 | | | С/Р.6 |
23 | Число и цифра 4. Состав числа 4. | с.35 | 7 18-22.10 | | М. д |
24 | Сложение и вычитание в пределах 4. | с.36-37 | | | |
25 | Числовой отрезок. | с.38-39 | | | |
26 | Числовой отрезок. Сложение и вычитание в пределах 4. | с.40-41 | | | С/Р.7 |
27 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | с.42-43 | 8 25-29.10 | | |
28 | Сложение и вычитание в пределах 5. Параллелепипед, куб, пирамида | с.44-45 | | | |
29 | Столько же. Равенство и неравенство чисел. | с.46-47 | | | |
30 | Сравнение по количеству с помощью знаков = и ≠. | с.48-49 | | | М. д |
31 | Сложение и вычитание в пределах 5. Сравнение по количеству с помощью знаков = и ≠. | с.50-51 | 9 01-05.11 | | |
32 | Сравнение по количеству с помощью знаков "" и " | с.52 | | | |
33 | Сравнение по количеству с помощью знаков "" и " | с.53 | | | С/Р.8 |
34 | Число и цифра 6. Состав числа 6. | с.54-55 | | | |
35 | Сложение и вычитание в пределах 6. | с.56-57 | 10 08-12.11 | | |
36 | Точки и линии. Замкнутые и незамкнутые линии. | с.58-59 | | | |
37 | Компоненты сложения. | с.60-61 | | | |
38 | Области и границы | с.62 | | | |
| 3 модуль | | | | |
39 | Компоненты вычитания. | с.63 | 11 22-26.11 | | С/Р.9 |
40 | Проверочная работа № 2. "Числа 1-6" | с. | | | П/р 2. |
41 | Отрезок и его части. Работа над ошибками. | с.3 | | | II часть |
42 | Число и цифра 7. Состав числа 7. | с.4-5 | | | |
43 | Состав числа 7. Ломаная линия. Многоугольник. | с.6-7 | 12 29.11-03.12 | | С/Р.10 |
44 | Выражения. | с.8-9 | | | |
45 | Выражения. Сравнение выражений. | с.10-11 | | | |
46 | Выражения. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7. | с.12-13 | | | С/Р.11 |
47 | Число и цифра 8. Состав числа 8. | с.14-15 | 13 06-10.12 | | |
48 | Сложение и вычитание в пределах 8. | с.16-17 | | | |
49 | Сложение и вычитание в пределах 8. | с.18-19 | | | С/Р.12 |
50 | Число и цифра 9. Состав числа 9. | с.20-21 | | | |
51 | Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9. | с.22-23 | 14 13-17.12 | | |
52 | Зависимость между компонентами сложения. | с.24-25 | | | |
53 | Зависимость между компонентами вычитания. | с.26-27 | | | |
54 | Проверочная работа № 3. "Числа 1-9. Таблица сложения" | с. | | | П/Р.3 |
55 | Части фигур. Соотношение между целой фигурой и его частями. Работа над ошибками. | с.28-29 | 15 20-24.12 | | М. д |
56 | Части фигур. Навыки счёта в пределах 9, сравнение чисел и выражений | с. 30-31 | | | |
57 | Число 0. Свойства сложения и вычитания с нулём. | с.32-33 | | | |
58 | Число 0. Сравнение с нулём. | с.34-35 | | | |
59 | Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика. | с.36-37 | 16 27-30.12 | | С/Р.14 |
60 | Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9. | с.38-39 | | | |
61 | Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9. | с.40-41 | | | |
62 | Волшебные цифры. Римские цифры. | с.42 | | | М. д |
| 4 модуль | | | | |
63 | Волшебные цифры. Алфавитная нумерация | с.43 | 17 10-14.01 | | С/Р.15 |
64 | Задача. | с.44-45 | | | |
65 | Решение задач на нахождение части и целого. | с.46-47 | | | |
66 | Взаимообратные задачи. | с.48-49 | | | |
67 | Решение задач на нахождение части и целого. Закрепление. | с.50 | 18 17-21.01 | | |
68 | Решение задач. | с. 51 | | | С/Р.16 |
69 | Разностное сравнение чисел. | с.52-53 | | | |
70 | Задачи на сравнение. Компоненты задачи. | с.54-55 | | | М. д. |
71 | На сколько больше? На сколько меньше? Задачи на нахождение большего числа. | с.56-57 | 19 24-28.01 | | |
72 | Задачи на нахождение меньшего числа. | с.58-59 | | | |
73 | Решение задач на разностное сравнение. Типы задач. | с.60-61 | | | М. д. |
74 | Решение задач на разностное сравнение. Повторение. | с.62-63 | | | С/Р.17 |
75 | Проверочная работа № 4. "Разбиение фигур на части. Задачи на сложение и вычитание". | | 20 31.01-04.02 | | П/Р.4 |
76 | Величины. Длина. Работа над ошибками. | с.3 | | | М. д. III часть |
77 | Величины. Длина. Измерение и построение отрезков данной длины. | с.4-5 | | | |
78 | Измерение длин сторон многоугольников. Периметр. | с.6-7 | | | С/Р.18 |
79 | Величины. Масса. Знакомство с понятием. | с.8-9 | 21 07-11.02 | | |
80 | Величины. Масса. Сравнение массы, решение задач. | с.10-11 | | | |
81 | Объём. Знакомство с понятием «объём». Единица объёма-литр. | с.12-13 | | | |
82 | Свойства величин. | с.14-15 | | | |
83 | Величины и их свойства. | с.16-17 | 22 14-18.02 | | |
84 | Величины и их свойства. | с.18-19 | | | С/Р.19 |
85 | Составные задачи на нахождение целого (одна из частей не известна). Алгоритм решения задач. | с.20 | | | |
86 | Составные задачи на нахождение целого (одна из частей не известна). | с. 21 | | | |
| 5 модуль | | | | |
87 | Уравнения. Решение уравнений вида a + х = b. | с.22-23 | 23 28.02-04.03 | | |
88 | Уравнения. Решение уравнений вида a + х = b. | с.24-25 | | | |
89 | Уравнения. Решение уравнений вида a - х = b. | с.26-27 | | | С/Р.20 |
90 | Уравнения. Решение уравнений вида a - х = b. | с.28-29 | | | |
91 | Уравнения. Решение уравнений вида х - a = b. | с.30-31 | 24 07-11.03 | | |
92 | Решение уравнений вида х - a = b. | с.32-33 | | | С/Р.21 |
93 | Уравнения. Закрепление. | с.34-35 | | | |
94 | Проверочная работа № 5. "Величины. Уравнения" | с. | | | П/Р.5 |
95 | Укрупнение единиц счёта. Работа над ошибками. | с.36-37 | 25 14-18.03 | | |
96 | Укрупнение единиц счёта. Закрепление. | с.38-39 | | | |
97 | Число 10. Состав числа 10. | с.40-41 | | | |
98 | Число 10. Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. | с.42-43 | | | С/Р.23 |
99 | Составные задачи на нахождение части целого, где целое неизвестно. | с.44 | 26 21-25.03 | | |
100 | Составные задачи на нахождение части целого. Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. | с.45 | | | С/Р.24 |
101 | Счёт десятками. Круглые числа. | с.46-47 | | | |
102 | Счёт десятками. Круглые числа. | с.48-49 | | | |
103 | Круглые числа. Решение уравнений и задач с круглыми числами. | с.50-51 | 27 28.03-01.04 | | |
104 | Дециметр. | с.52 | | | |
105 | Круглые числа. Дециметр. | с.53 | | | |
106 | Проверочная работа № 6. "Десяток. Круглые числа" | | | | С/Р.25 |
| 6 модуль | | | | |
107 | Счёт десятками и единицами. Работа над ошибками. | с.54 | 28 11-15.04 | | |
108 | Счёт десятками и единицами. Закрепление. | с.55 | | | |
109 | Название и запись чисел до 20. | с.56-57 | | | |
110 | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. | с.58-59 | | | |
111 | Числа 1 – 20. Закрепление сложения и вычитания в пределах 20. | с.60-61 | 29 18-22.11 | | |
112 | Числа 1 – 20. Закрепление изученного. | с.- | | | С/Р.26 |
113 | Нумерация двузначных чисел. Разрядные слагаемые. | с.62-63 | | | |
114 | Натуральный ряд. | с.64-65 | | | |
115 | Сравнение двузначных чисел. | с.66-67 | 30 25-29 | | |
116 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | с.68-69 | | | С/Р.27 |
117 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | с.70-71 | | | |
118 | Сложение и вычитание двузначных чисел. Закрепление. | с.72-73 | | | С/Р.28 |
119 | Таблица сложения. | с.74-75 | 31 02.05-06.05 | | |
120 | Сложение в пределах 20 с переходом через десяток. Алгоритм сложения. | с.76-77 | | | |
121 | Сложение в пределах 20 с переходом через десяток. | с.78-79 | | | С/Р.29 |
122 | Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Алгоритм вычитания. | с.80-81 | | | |
123 | Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. | с.82-83 | 32 09-13.05 | | С/Р.30 |
124 | Комплексная контрольная работа. | | | | К/Р |
125 | Состав числа второго десятка. Работа над ошибками. | с.84-85 | | | |
126 | Состав числа второго десятка. | с.86-87 | | | |
127 | Таблица сложения. Закрепление | с.88-89 | 33 16-20.05 | | |
128 | Проверочная работа № 7. "Сложение и вычитание в пределах 20" | | | | К/Р.7 |
129-132 | Задачи на повторение. Работа над ошибками Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. | с.90-95 | | | С/Р. 31 |