Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Т.А. Ладыженской,
Н.В. Ладыженской «Риторика».
Количество часов по программе – 34 ч.
Количество часов по плану - 32 ч.
Количество часов в неделю - 1 ч.
Учебник: Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках: учебная тетрадь для 2 класса в 2 частях.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
| Общение(I часть – 17 часов) | | | |
1 | Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.) | 05.09. | | Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н). Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П). |
| Чему учит риторика | | | |
2 | Наука риторика. | 12.09. | | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н). Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). |
3 | Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания) | 19.09. | |
4 | Говорит–пишет.Твои речевые роли. | 26.09. | |
| Как мы говорим | | | |
5 | Темп. Громкость. (Повторение.) | 03.10. | | Называть несловесные средства общения (Н). Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н). |
6 | То же слово, да не так бы молвить (тон речи). | 10.10. | |
7 | Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. | 17.10. | |
8 | Говорящий взгляд. | 24.10. | |
| Учусь слушать | | | |
9 | Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят, слушаю! | 14.11. | | Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н). Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н). Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н). Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н). Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н). Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н). Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н). |
10 | Слушаем и стараемся понять. | 21.11. | |
11 | Слушаем и выделяем непонятное. | 28.11. | |
12 | Слушаем, как говорят. | 05.12. | |
13 | Слушаем на уроке, слушаем целый день! | 12.12. | |
| Вежливая просьба | | | |
14 | Вежливая просьба. | 19.12. | | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П). Называть речевые формулы вежливой просьбы (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П). |
15 | Скрытая просьба. | 26.02 | |
| Учусь читать и писать | | | |
16 | О чём нам говорит шрифт. | 16.01 | | Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н). Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н). Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н). |
17 | Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы. | 23.01. | |
| Текст (II часть – 17 часов) | | | |
| Тема и основная мысль | | | |
18 | Тема и заголовок текста. | 30.01. | | Определять тему и основную мысль текста (Н). Озаглавливать текст (Н). Выделять опорные слова в тексте (Н). Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н). |
19 | Основная мысль текста. | 6.02. | |
20 | Опорные слова. | 13.02. | |
| Пересказ | | | |
21 | Пересказы. | 20.02. | | Различать подробный и краткий пересказ (П). Пересказывать текст подробно (Н). Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н). Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н). Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н). Составлять план текста для пересказа (Н). |
22 | Краткий пересказ. | 27.02. | |
23 | План. | 05.03. | |
| Вежливый отказ | | | |
24 | Согласие или отказ. | 12.03. | | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н). Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П). Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П). Оценивать степень вежливости отказа (П). Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н). |
25 | Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. | 19.03. | |
| Типы текстов | | | |
26 | Типы текстов | 09.04. | | Различать повествование, описание, рассуждение (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). |
| Рассуждение | | | |
27 | Рассуждение. | 16.04. | | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П). Называть части рассуждения (Н). Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н). Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н). Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н). Различать точные и неточные рассуждения (Н). |
28 | Примеры в рассуждении. | 23.04. | |
29 | Точные и неточные объяснения. | 30.04. | |
| Описание | | | |
30 | Описание, признаки предмета. | 7.05. | | Определять тему, основную мысль описания (Н). Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н). Определять в тексте его описательный фрагмент (Н). Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н). |
31 | Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. | 14.05. | |
32 | Музыкальная страница | |
| Невыдуманный рассказ | | | |
33 | Было или придумано, части рассказа. Хочу вам рассказать. | 21.05. | | Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н). Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н). Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н). |
| Повторение и обобщение | | | |
34 | Чему мы научились на уроках риторики? | 21.05. | | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). |