СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
| УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР и НО _____________ С.В. Пономарева личная подпись инициалы, фамилия |
«____» ____________2019 г
Кадетская школа «Второй донской Императора Николая II кадетский корпус»
Календарно-тематическое планирование
ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ |
(название учебного предмета, курса) 6 «А», 6 «Б» |
(класс (параллель), в котором изучается учебный предмет, курс) |
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
(уровень общего образования или направление внеурочной деятельности) |
ГАЛИЕВА ЯНА СЕРГЕЕВНА |
(Ф.И.О. педагога, реализующего учебный предмет, курс) |
2019-2020 |
(учебный год)
Рассмотрена на заседании МО Председатель: _____________ /А. А. Размологова/ Протокол №___от____2019 г. | Согласовано Заместитель директора по УР: _______________ /И.И. Дашутина / ____ _____________2019 г. |
Ростов – на – Дону
2019
Календарно-тематическое планирование
Количество часов:
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе:
программа: | Программа общеобразовательных учреждений по (всеобщей истории) к предметной линии учебников (А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы) М.: Просвещение, 2016 Авторская программа и тематическое планирование курса «История России». 6―10 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2017. |
учебник: | Агибалова Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./[Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А. Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с. |
название, автор, издательство, год издания
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Элементы содержания, в том числе кадетского и регионального компонента | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Раздел I. История Средних веков. VI – XV вв. - 28 часов |
| |||||
1. | Введение. Живое Средневековье. Д/з – стр.7 - 11 читать | 1 | Исследовать место эпохи Средних веков в истории с помощью «ленты времени». Изучать историческую карту мира. | Знакомство со структурой учебника и формами работы, эвристическая беседа - характеристика традиционного общества, выявление особенностей эпохи Средневековья, определение его хронологических рамок, места на ленте времени; |
|
|
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века) - 4 ч | ||||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье. Д/з – §1-2, отвечать на вопросы | 1 | Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры. | Работа с картой. Перемещения племен времени Великого переселения. Сравнение действий германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Территории европейских государств раннего Средневековья. Условия жизни, занятия, общественный строй германских племен. Выявление различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв. Значение понятий «вождь», «дружина», «король» Складывание государств у варваров. Своеобразие складывания государства у франков. Особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры |
|
|
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Д/з – § 3 отвечать на вопросы | 1 | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела. | Причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. Работа с картой. Внешняя политика Карла Великого. Сравнение политики Карла и Хлодвига. Характеристика Карла Великого, высказывая суждения, почему его называли Великим. |
|
|
4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI вв. Д/з – § 4 отвечать на вопросы | 1 | Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. | Работа с картой. Территории европейских государств раннего Средневековья. Причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнение королевской власти во Франции, Германии и Англии. Последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Аналогия между Римской империей и Священной Римской империей. |
|
|
5 | Англия в раннее Средневековье. Д/з – §5 пересказ | 1 | Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. | Местоположение на карте Англии, её соседи. Сравнительная характеристика управления государством в Англии и империи Карла Великого. Оценка поступкам и действиям норманнов. Отношения Англии с соседними народами. Изменения в жизни общества. |
|
|
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. - 2 ч | ||||||
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Д/з – §6-7 пересказ | 1 | Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия - наследница Античности и стран Востока. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры | Работа с картой. Местоположение Византии, её соседи. Сравнительная характеристика управления государством в Византии и империи Карла Великого. Оценка поступков и действий Юстиниана как правителя. Отношения Византии с соседними народами. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Изменения в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. |
|
|
7 | Образование славянских государств. Д/з – §8 пересказ | 1 | Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Сравнивать управление государством у западных, южных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств. | Славянские племена и образование у них государственности. Хронология образования Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнительный анализ управления государством у южных, западных и восточных славян. Общее в судьбах славянских государств. Причины различия судеб у славянских государств. РК: славянские племена на Дону |
|
|
Тема 3. Арабы в VI – XI вв. - 1 ч | ||||||
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифат. Д/з – §9-10 отвечать на вопросы | 1 | Сравнение образа жизни арабов и европейцев. Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей, отличие их от европейцев. Называть различия между христианством и исламом. Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей. | Особенности Аравии. Образ жизни и занятия жителей Аравийского полуострова. Определение различий между исламом и христианством. Особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Связь между античным наследием и исламской культурой. Развитие научных областей, достижения учёных. | |
|
Тема 4. Феодалы и крестьяне. - 2 ч | ||||||
9 | Средневековая деревня и её обитатели. Д/з – §11 пересказ | 1 | Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между феодалом и земледельцем регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. | Самостоятельная работа – выделение информации о феодале, крестьянине и их отношениях. Отношения между земледельцем и феодалом, регулирование законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составление кроссворда по одному из пунктов параграфа. |
|
|
10 | В рыцарском замке. Д/з – §12 пересказ | 1 | Доказывать, что с XI по XIII вв. в Европе наблюдается расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений, анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. | Расцвет культуры. в Европе с XI по XIII в. Феодальные отношения. Роль замка в культуре Средневековья. Воспитание рыцаря, его снаряжение, развлечения. |
|
|
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. - 2 ч | ||||||
11 | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Горожане и их образ в жизни. Д/з – §13-15 пересказ, подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). | 1 | Решение проблемной ситуации - почему города стремились к самоуправлению. Сравнение жизни горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. С помощью карты определение центров ремесла и торговли. Анализировать факторы, определявшие жизнь в средневековом городе. | Города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщение сведений об образовании в эпоху Средневековья. Роль университетов в развитии городов. Составление рассказа по иллюстрациям к параграфу. Установление связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Условия возникновения и развития городов. Факторы, определяющие жизнь в средневековом городе. |
|
|
12 | Контрольная работа по теме: «Раннее Средневековье» Д/з – не задано | 1 | Формирование умений, необходимых для осуществления контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Индивидуальное выполнение заданий. | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. |
|
|
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы. - 2 ч | ||||||
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Д/з – §16 пересказ | 1 | Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью. | Характеристика положения и образа жизни трёх основных сословий средневекового общества. Причины усиления королевской власти. События, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Причины появления движения еретиков. Выявление связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью. |
|
|
14 | Крестовые походы. Д/з – §17 пересказ | 1 | Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников походов. Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе Барбароссе, Филиппе II Августе | Работа с картой. Путь Крестовых походов, комментирование его основных событий. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснение целей различных участников Крестовых походов. Итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Фридрих I Барбаросс, Филипп II Август, Ричард Львиное Сердце. |
|
|
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) - 6 ч | ||||||
15 | Как происходило объединение Франции Д/з – §18 пересказ, составить вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») | 1 | Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом, папе БонифацииVIII. | Обсуждение в группах состояния экономики страны, его социальные эффекты. Причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Работа в группах - отобрать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII. | |
|
16 | Что англичане считают началом своих свобод Д/з – §19 пересказ | 1 | Рассказывать о причинах утверждения норманнской династии на английском троне. Группировать материал с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления и значение Великой хартии вольностей. | Причины утверждения нормандской династии на английском троне. Анализ методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Новизна реформ Генриха II Плантагенета. Причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеристика парламента с позиции сословного представительства |
|
|
17 | Столетняя война. Д/з – §20-21 пересказ, составить рассказ о подвиге Жанны д'Арк. | 1 | Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Ж. д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. | Работа с картой. Основные места военных сражений. Причины войны, готовность сторон, основные этапы. Подвиг Жанны д'Арк. Роль города Орлеана в военном противостоянии. | |
|
18 | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии. Д/з – §20-21 пересказ, составить рассказ о подвиге Жанны д'Арк | 1 | Рассказывать о последствиях Столетней войны. Выделять особенности завершения объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и Франции. | Последствия Столетней войны для Франции и Англии. Особенности завершения процесса объединения Франции. Сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализ процессов объединения в Англии и Франции. | |
|
19 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове Д/з – §22 пересказ | 1 | Объяснять причины и особенности реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами, парламентом | Работа с картой. Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Причины и особенности Реконкисты. Характеристика сословно-монархических централизованных государств Пиренейского полуострова. Политика испанских монархов. | |
|
20 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV вв. Д/з – §23 пересказ | 1 | Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. | Особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализ состояния страны с появлением Золотой буллы. Причины ослабления императорской власти. | |
|
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. - 2 ч | ||||||
21 | Гуситское движение в Чехии Д/з – § 24 пересказ | 1 | Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения. Давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья. | Характеризовать Чехию в XIV в. Отношение общества к католической церкви. Работа в группах - выделить главное в информации о Яне Гусе. Оценить поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Итоги и последствия гуситского движения. | |
|
22 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова Д/з – §25 пересказ | 1 | Объяснять, почему болгары не смогли остановить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. | Знакомство с термином - турки-османы. Причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания. Причины усиления османов. Последствия падения Византии. Самостоятельная работа с опорой на содержание изученной главы учебника. | |
|
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века - 3 ч | ||||||
23 | Образование и философия. Средневековая литература. Д/з – §26-27 таблица составить рассказ-экскурсию по памятникам искусства. | 1 | Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. | Причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Значение понятия «корпоративное общество». Найти аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Мини-дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Дать оценку образованию и его роли в средневековых городах. |
|
|
24 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии Д/з – §28-29, внести информацию в таблицу | 1 | Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять понятия: гуманизм, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека с позиции Петрарки. | Составление рассказа-описания по картине художника. Значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Образ нового человека с позиции средневекового человека. Описание образа нового человека с позиции Петрарки. | |
|
25 | Научные открытия и изобретения. Д/з – §30 пересказ | 1 | Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневековья. Анализ последствий развития мореплавания. | Различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов. Преобладание практических знаний. Защита мини-проектов. |
|
|
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века - 3 ч | ||||||
26 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония Д/з – §31 внести информацию в таблицу | 1 | Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония). Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения искусства в паре, малой группе. Называть особенности буддизма. | Работа с картой. комментирование местоположения Китая. Достижения страны в разные эпохи правления. Восстание Красных повязок. Работа в группах - достижения культуры и искусства. |
|
|
27 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Д/з – § 32 пересказ | 1 | Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков, показывать ее уникальность. | Особенности образа жизни африканских народов и их религии. Устройство обществ доколумбовой Америки. Сравнение культуры майя, ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Работа с картой. Территория расселения народов Центральной Африки. Работа в малых группах - выделить своеобразие африканской культуры. | |
|
28 | Контрольная работа по теме: «Позднее Средневековье» Д/з – не задано | 1 | Формирование умений, необходимых для осуществления контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Индивидуальное выполнение заданий. | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. |
|
|
Раздел II. История России. От Древней к Российскому государству. VIII – XV вв. - 42 часа | ||||||
29 | Введение. Наша Родина – Россия. Д/з – стр. 6 - 8 | 1 | Показывать на карте расселение языковых семей. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Называть основные группы языков. | Хронология и сущность нового этапа российской истории. Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Основные периоды зарубежной истории. Хронология истории России и всеобщей истории. |
|
|
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. - 5 ч | ||||||
30 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. Д/з - §1 отвечать на вопросы | 1 | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. | Актуализация знаний о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств. Отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам. Составление рассказ об их жизни. Определение понятия археологическая культура. |
|
|
31 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Д/з – стр. 15 – 19, подготовить сообщение | 1 | Показывать на карте расселение первых скотоводов, земледельцев и ремесленников. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры занятий скотоводов, земледельцев и ремесленников. | Особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита. Особенности неолитической революции и последствия использования металлов. Работа в группах -первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции) жизни отдельных народов Восточной Европы в древности. Образ жизни греков и народов Северного Причерноморья. Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов. |
|
|
32 | Образование первых государств. Д/з – §2 отвечать на вопросы, контурные карты | 1 | Характеризовать на основе исторической карты территорию образования первых государств Описывать жизнь и быт, верования жителей первых государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. | Определение проблемы и постановка целей урока. Работа с иллюстративным материалом учебника. Термины: дань, плуг. Работа с картой: первые государства соседей восточных славян. |
|
|
33 | Восточные славяне и их соседи. Д/з – §3 пересказ, контурные карты | 1 | Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань. | Территория расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описание жизни и быта, верования славян и их соседей. Анализ отрывков из арабских источников о славянах и русах; установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; составление и анализ генеалогических схем и таблиц. |
|
|
34 | История заселения территории родного края в древности. Д/з – подготовить 3 вопроса по изученной теме, контурные карты | 1 | Систематизировать исторический материал о народах и государствах на территории нашей страны в древности. Высказывать суждения о значении наследия первых государств для современного общества. Защита мини-проектов. | Работа с исторической картой. Термины, изученные по теме: «Народы и государства на территории нашей страны в древности» Главные события, основные достижения истории и культуры родного края в древности. РК: заселение Донского края |
|
|
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. - 11 ч | ||||||
35 | Первые известия о Руси. Д/з – §4 отвечать на вопросы | 1 | Раскрывать причины и называть первые известия о Руси. Объяснять смысл понятия «Повесть временных лет» | Работа с учебником. Поиск информации о событиях и явлениях прошлого. Анализ информации, содержащейся в летописях. «Повесть временных лет» о начале Руси. |
|
|
36 | Становление Древнерусского государства. Д/з – §5 пересказ, контурные карты | 1 | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на карте «путь из варяг в греки» и русские города, называть ключевые черты племенного управления. | Термины: государство, дружина, князь, воевода. Работа с картой - Путь «из варяг в греки». Русские города, ключевые черты племенного управления. Работа с историческими источниками. |
|
|
37 | Становление Древнерусского государства. Д/з – §5, составить 3 вопроса | 1 | Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье. Работа с историческими источниками. Давать характеристику политики первых князей. | Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Политика первых русских князей, значение реформ княгини Ольги и внешней политики Святослава. |
|
|
38 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. Д/з – §6 пересказ | 1 | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митрополит, епископ. | Термины: устав, оборонительная система, митрополит. Работа с историческими источниками. Политику Владимира Святославовича, значение принятия христианства для дальнейшего развития государства. |
|
|
39 | Русское государство при Ярославе Мудром. Д/з – § 7 отвечать на вопросы | 1 | Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы, боярин, вотчина, холоп. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. | Термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы. Работа в группах - причины междоусобиц. Политика Ярослава Мудрого, группы зависимого населения Руси. Работа с историческими источниками. |
|
|
40 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Д/з – §8 пересказ | 1 | Характеризовать политический строй Древней Руси при наследниках Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Владимира Мономаха. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из «Устава В. Мономаха». | Термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Политика Владимира Мономаха. Причины политической раздробленности. Княжеские усобицы. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. |
|
|
41 | Общественный строй и церковная организация на Руси. Д/з – §9 пересказ | 1 | Характеризовать общественный строй и церковную организацию Руси. Составлять характеристику общественного строя. Объяснять смысл понятий смерды, рядовичи, общество, епископ, бояре, вотчина, закупы, монастырь. Рассказывать о системе управления государством, о собственности на землю. | Термины: бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, рядовичи, смерды, резиденция, митрополит. Положение зависимых слоев населения, церковная организация Руси. |
|
|
42 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Д/з - §10 отвечать на вопросы | 1 | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие. | Термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль. Характеристика культуры Древней Руси. Самостоятельная работа - выявление причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями. Характерные черты культуры стран Европы, особенности культуры Руси. |
|
|
43 | Повседневная жизнь населения. Д/з – §11 отвечать на вопросы | 1 | Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося). | Работа с текстом учебника, историческими документами. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. РК: донские традиции |
|
|
44 | Место и роль Руси в Европе. Д/з - составить рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)» | 1 | Формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. | Международные связи Древней Руси. Коллективная работа с текстом учебника, анализ иллюстративного материала. Работа с контурными картами. |
|
|
45 | Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII в.» Д/з – не задано | 1 | Формирование умений, необходимых для осуществления контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Индивидуальное выполнение заданий. | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. |
|
|
Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. - 5 ч | ||||||
46 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Д/з – §12 пересказ, контурные карты | 1 | Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. | Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). |
|
|
47 | Владимиро-Суздальское княжество. Д/з – §13 пересказ, контурные карты | 1 | Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. | Выдающиеся персоналии- владимиро-суздальские князья. Характеристика государственно- политического устройства княжества. Работа с картой - территориальные границы Владимиро-Суздальского княжества, направление деятельности владимиро-суздальских князей. |
|
|
48 | Новгородская республика. Д/з – §14 пересказ, контурные карты | 1 | Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник. | Термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий. Политическое устройство Владимиро-Суздальского княжества в составе Новгородской республики. |
|
|
49 | Южные и юго-западные русские княжества. Д/з – стр. 123 – 128 работа с документами | 1 | Характеризовать особенности географического положения земель. Рассказывать об особенностях политической жизни. Решать творческие задачи. Правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. | Термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий. Заполнение таблицы сравнения политического устройства Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств. Выступления с заранее подготовленными сообщениями по теме. |
|
|
50 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в середине XII – начале XIII в.» Д/з – составить кроссворд | 1 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Решать исторические задачи периода раздробленности. | Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. Причины раздробленности Руси, положительные и отрицательные последствия раздробленности, характеристики личности и деятельность наиболее значимых правителей периода. |
|
|
Тема 4. Русские земли в середине XIII – XIV в. - 10 ч | ||||||
51 | Монгольская империя и изменение политической картины мира. Д/з – § 15 отвечать на вопросы, контурные карты | 1 | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины изменения политической картины мира. | Работа с картой - территория Монгольской империи. Причины военных успехов Чингисхана. Положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии. |
|
|
52 | Батыево нашествие на Русь. Д/з – § 16 пересказ | 1 | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов. | Походы Батыя на Русь. Работа с исторической картой - направления походов Батыя, последствия монголо-татарского нашествия на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Распределение в таблицу основных событий в хронологическом порядке. Термины: стан, фураж, иго, дань. РК: монголо-татарское нашествие на Дону |
|
|
53 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом Д/з – § 17 пересказ, контурные карты | 1 | Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Начать составление характеристики Александра Невского. | Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Термины: орден крестоносцев, ополченцы. |
|
|
54 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Д/з – § 18 отвечать на вопросы | 1 | Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход». | Термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция. Политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды. Последствия ига. Работа с историческими источниками в группах. |
|
|
55 | Литовское государство и Русь Д/з – §19 пересказ, контурные карты | 1 | Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому. | Литовское княжество – работа с исторической картой. Значение присоединения Литовского княжества к Русскому государству. Работа с учебником. Составление краткого конспекта к параграфу. |
|
|
56 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Д/з – §20 пересказ, контурные карты | 1 | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. | Предпосылки объединения Русского государства. Оценка личности и политики Ивана Калиты. Самостоятельная работа - сделать вывод о причинах возвышения Москвы. Работа с исторической картой. |
|
|
57 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Д/з – §21 отвечать на вопросы, контурные карты | 1 | Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище». Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия. | Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Столкновение Руси с Ордой. Воспроизведение событий Куликовской битвы с опорой на карту. Характеристика личности и деятельности князя Д. Донского. Значение победы на Куликовом поле для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы. РК: казаки на Куликовом поле |
|
|
58 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в. Д/з – §22 пересказ | 1 | Давать общую характеристику русской культуры XII-XIII веков. Называть выдающиеся памятники культуры указанного периода. Извлекать полезную информацию из литературных источников. Владеть хронологическими знаниями данного периода. Работать с историческими документами. | Работа с исторической картой. Термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны. Общая характеристика русской культуры XIII — XIV веков, выдающиеся памятники культуры XIII — XIV в. Работа с учебником и дополнительной литературой. |
|
|
59 | Родной край в истории и культуре Руси. Д/з – составить кроссворд | 1 | Систематизировать знания о родном крае. Характеризовать общие черты и особенности развития родного края. Высказывать суждения о значении наследия культуры родного края для современного общества. | Общая характеристика истории и культуры Донского края в середине XII - начале XIII в. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». РК: культура Донского края |
|
|
60 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине XIII – XIV в.» Д/з – не задано | 1 | Систематизировать исторический материал о народах и государствах на территории нашей страны в середине XIII – XIV в. Выполнять индивидуальные задания. | Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. Главные события, основные достижения истории и культуры Руси в середине XII - начале XIII вв. |
|
|
Тема 5. Формирование единого Русского государства - 8 ч | ||||||
61 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Д/з – §23 отвечать на вопросы | 1 | Показывать на исторической карте рост территории русских земель XV в. Объяснять причины и последствия централизации русских земель. Делать вывод об источниках конфликта между князьями, извлекать полезную информацию из исторических источников. | Актуализация знаний по предыдущим темам. Место Руси в развитии истории и культуры европейских стран. Централизация русских земель. Работа с исторической картой. Мир и русские земли к началу XV века. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и русских землях. Упадок Византии и его последствия. |
|
|
62 | Московское княжество в первой половине XV в. Д/з – §24 пересказ | 1 | Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы | Василий I. Московская усобица второй четверти XV в., её значение для процесса объединения русских земель. Работа с картой - расширение территории Московского княжества; причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного; составление схемы «Династия Московских князей»; |
|
|
63 | Распад Золотой Орды и его последствия. Д/з – §25 пересказ | 1 | Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Объяснять значение создания единого Русского государства. | Распад Золотой Орды. Разгром Тимуром Золотой Орды. Причины и последствия распада Золотой Орды; Образование новых государств на юго-востоке и их взаимоотношения с Русью. Социально-экономическое и политическое развитие новых государств; работа с исторической картой - новые государства на рубежах Руси; |
|
|
64 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Д/з – §26 пересказ | 1 | Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Завершить составление характеристики Ивана III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье. | Термины: Боярская дума, воевода, герб, кормление, держава, местничество, налоги, скипетр; Присоединение Новгорода. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Политика Ивана III. Хан Ахмад. Стояние на р. Угра. Присоединение Тверского княжества. Завершение объединения русских земель. |
|
|
65 | Русская православная церковь в XV - начале XVI в. Д/з – стр. 96 – 101, подготовить презентацию | 1 | Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси. | Изменения в положении Русской православной церкви. Роль православной церкви в становлении российской государственности; Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью; Флорентийская уния. Монастыри и их роль. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». |
|
|
66 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в XIII – XV вв.» Д/з – составить кроссворд | 1 | Называть выдающиеся исторические памятники указанного периода. Извлекать полезную информацию из литературных источников. Владеть хронологическими знаниями данного периода. Работать с историческими документами. Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступление учащихся, оценивать свои достижения. | Обобщение и систематизация исторического материала по теме: «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»; общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе. Выполнение проверочных заданий по истории России данного периода; РК: История и культура родного края. |
|
|
67 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. Д/з – §27 пересказ | 1 | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи. Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий. Самостоятельно строить высказывания. | Знатные люди. Помещики. Крестьяне. Горожане, Казачество. Судебник Ивана III. Термины: казаки, пожилое, посадские люди, чин, привилегии; Социальное развитие Русского государства XV века; Причины и значение принятия судебника Иваном III; |
|
|
68 | Формирование культурного пространства единого Российского государства. Д/з – подготовиться к контрольной работе, повторить термины | 1 | Называть главные события, основные достижения истории и культуры единого Российского государства. Обсуждать выступление учащихся, оценивать свои достижения. | Особенности русской культуры. Общественная мысль и летописание. Литература. Зодчество. Живопись. основные жанры религиозной и светской литературы данного периода; Стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника); |
|
|
69 | Промежуточная аттестация. Д/з – не задано | 1 | Формирование умений, необходимых для осуществления контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Индивидуальное выполнение заданий. | Систематизация и обобщение по изученному материалу в формате контрольной работы. |
|
|
70 | Повторительно-обобщающий урок по разделу: «История России. От Древней к Российскому государству. VIII – XV вв.» Д/з – не задано | 1 | Определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.». Составлять описание исторических объектов, памятников. | Структурировать знания, самостоятельно выделять и формулировать цели, ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. |
|
|
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Класс 6 «А», 6 «Б»
Учитель Галиева Яна Сергеевна
2019-2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист экспертной оценки календарно-тематического планирования
Предмет ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Уровень образования ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Класс 6 «А», 6 «Б»
Составитель ГАЛИЕВА ЯНА СЕРГЕЕВНА
№ п/п | Параметры | Техническая экспертиза | Содержательная экспертиза |
1. | Титульный лист |
|
|
2. | Календарно-тематическое планирование: |
|
|
2.1 | - количество часов всего, в неделю |
|
|
2.2 | - программа, учебник |
|
|
2.3 | - последовательная нумерация уроков; |
|
|
2.4 | - название темы (раздела) |
|
|
2.5 | - количество часов на изучение |
|
|
2.6 | - основные виды деятельности учащихся |
|
|
2.7 | - элементы содержания, в том числе кадетского и регионального компонента |
|
|
2.8 | - планируемая и фактическая дата проведения урока |
|
|
Техническую и экспертизу проводил:
_______________________________________ _____________________________________ _______________ _________
ФИО должность подпись дата
Содержательную экспертизу проводил:
_______________________________________ _____________________________________ _______________ _________
ФИО должность подпись дата
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следует выбрать одну из перечисленных альтернативных позиций: календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса может быть рекомендовано к использованию в кадетской школе 2ДКК ДГТУ/ календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса следует рекомендовать на доработку)
______________________________________________________________________________________________________
(руководитель методического объединения)
______________________________________________________________________________________________________
(заместитель директора)
3