СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование Всеобщая история. История России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование Всеобщая история. История России»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР и НО

_____________ С.В. Пономарева

личная подпись инициалы, фамилия

«____» ____________2019 г


Кадетская школа «Второй донской Императора Николая II кадетский корпус»

Календарно-тематическое планирование


ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

(название учебного предмета, курса)


6 «А», 6 «Б»

(класс (параллель), в котором изучается учебный предмет, курс)


ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень общего образования или направление внеурочной деятельности)


ГАЛИЕВА ЯНА СЕРГЕЕВНА

(Ф.И.О. педагога, реализующего учебный предмет, курс)


2019-2020

(учебный год)



Рассмотрена на заседании МО Председатель:

_____________ /А. А. Размологова/

Протокол №___от____2019 г.


Согласовано Заместитель директора по УР:

_______________ /И.И. Дашутина / ____ _____________2019 г.






Ростов – на – Дону

2019

Календарно-тематическое планирование

Количество часов:

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Планирование составлено на основе:       

программа:

Программа общеобразовательных учреждений по (всеобщей истории) к предметной линии учебников (А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы) М.: Просвещение, 2016

Авторская программа и тематическое планирование курса «История России». 6―10 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2017.

учебник:

Агибалова Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.

История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./[Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А. Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.

название, автор, издательство, год издания


Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Элементы содержания,

в том числе кадетского и регионального компонента

Дата проведения

План

Факт

Раздел I. История Средних веков. VI – XV вв. - 28 часов


1.

Введение. Живое Средневековье.

Д/з – стр.7 - 11 читать


1

  1. Исследовать место эпохи Средних веков в истории с помощью «ленты времени». Изучать историческую карту мира.

Знакомство со структурой учеб­ника и формами работы, эвристическая беседа - характеристика традиционного общества, выявление особенностей эпохи Средневековья, определение его хроноло­гических рамок, места на ленте времени;



Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века) - 4 ч

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье.

Д/з – §1-2, отвечать на вопросы

1

  1. Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры.

Работа с картой. Перемещения племен времени Великого переселения. Сравнение действий германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Территории европейских государств раннего Средневековья. Условия жизни, занятия, общественный строй германских племен. Выявление различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв. Значение понятий «вождь», «дружина», «король» Складывание государств у варваров. Своеобразие складывания государства у франков. Особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры



3

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Д/з – § 3 отвечать на вопросы


1

  1. Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела.

Причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. Работа с картой. Внешняя политика Карла Великого. Сравнение политики Карла и Хлодвига. Характеристика Карла Великого, высказывая суждения, почему его называли Великим.



4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI вв.

Д/з – § 4 отвечать на вопросы

1

  1. Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей.

Работа с картой. Территории европейских государств раннего Средневековья.

Причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнение королевской власти во Франции, Германии и Англии. Последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Аналогия между Римской империей и Священной Римской империей.



5

Англия в раннее Средневековье.

Д/з – §5 пересказ


1

  1. Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.

Местоположение на карте Англии, её соседи. Сравнительная характеристика управления государством в Англии и империи Карла Великого. Оценка поступкам и действиям норманнов. Отношения Англии с соседними народами. Изменения в жизни общества.



Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. - 2 ч

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

Д/з – §6-7 пересказ

1

Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия - наследница Античности и стран Востока.

Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры

Работа с картой. Местоположение Византии, её соседи. Сравнительная характеристика управления государством в Византии и империи Карла Великого. Оценка поступков и действий Юстиниана как правителя. Отношения Византии с соседними народами. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Изменения в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.



7

Образование славянских государств.

Д/з – §8 пересказ

1

Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Сравнивать управление государством у западных, южных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.

Славянские племена и образование у них государственности. Хронология образования Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнительный анализ управления государством у южных, западных и восточных славян. Общее в судьбах славянских государств. Причины различия судеб у славянских государств. РК: славянские племена на Дону



Тема 3. Арабы в VI – XI вв. - 1 ч

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифат.

Д/з – §9-10 отвечать на вопросы


1

Сравнение образа жизни арабов и европейцев. Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей, отличие их от европейцев. Называть различия между христианством и исламом. Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей.

Особенности Аравии. Образ жизни и занятия жителей Аравийского полуострова. Определение различий между исламом и христианством. Особенности образования и его роли в мусульманском обществе.

Связь между античным наследием и исламской культурой. Развитие научных областей, достижения учёных.



Тема 4. Феодалы и крестьяне. - 2 ч

9

Средневековая деревня и её обитатели.

Д/з – §11 пересказ

1

Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между феодалом и земледельцем регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.

Самостоятельная работа – выделение информации о феодале, крестьянине и их отношениях. Отношения между земледельцем и феодалом, регулирование законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составление кроссворда по одному из пунктов параграфа.



10

В рыцарском замке.

Д/з – §12 пересказ

1

Доказывать, что с XI по XIII вв. в Европе наблюдается расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений, анализировать роль замка в культуре Средневековья.

Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

Расцвет культуры. в Европе с XI по XIII в.

Феодальные отношения. Роль замка в культуре Средневековья. Воспитание рыцаря, его снаряжение, развлечения.



Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. - 2 ч

11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Горожане и их образ в жизни.

Д/з §13-15 пересказ, подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).

1

Решение проблемной ситуации - почему города стремились к самоуправлению. Сравнение жизни горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. С помощью карты определение центров ремесла и торговли. Анализировать факторы, определявшие жизнь в средневековом городе.

Города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщение сведений об образовании в эпоху Средневековья. Роль университетов в развитии городов. Составление рассказа по иллюстрациям к параграфу. Установление связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Условия возникновения и развития городов. Факторы, определяющие жизнь в средневековом городе.



12

Контрольная работа по теме: «Раннее Средневековье»

Д/з – не задано

1

Формирование умений, необходимых для осуществления контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Индивидуальное выполнение заданий.

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.



Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы. - 2 ч

13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Д/з – §16 пересказ

1

Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.

Характеристика положения и образа жизни трёх основных сословий средневекового общества.

Причины усиления королевской власти.

События, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Причины появления движения еретиков. Выявление связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.



14

Крестовые походы.

Д/з – §17 пересказ

1

Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников походов. Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе Барбароссе, Филиппе II Августе

Работа с картой. Путь Крестовых походов,

комментирование его основных событий.

Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснение целей различных участников Крестовых походов.

Итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Фридрих I Барбаросс, Филипп II Август, Ричард Львиное Сердце.



Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) - 6 ч

15

Как происходило объединение Франции

Д/з – §18 пересказ, составить вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты»)

1

Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом, папе БонифацииVIII.

Обсуждение в группах состояния экономики страны, его социальные эффекты. Причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Работа в группах - отобрать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII.



16

Что англичане считают началом своих свобод

Д/з – §19 пересказ


1

Рассказывать о причинах утверждения норманнской династии на английском троне. Группировать материал с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления и значение Великой хартии вольностей.

Причины утверждения нормандской династии на английском троне. Анализ методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Новизна реформ Генриха II Плантагенета. Причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеристика парламента с позиции сословного представительства



17

Столетняя война.

Д/з – §20-21 пересказ, составить рассказ о подвиге Жанны д'Арк.

1

Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Ж. д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.

Работа с картой. Основные места военных сражений. Причины войны, готовность сторон, основные этапы. Подвиг Жанны д'Арк. Роль города Орлеана в военном противостоянии.



18

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии.

Д/з – §20-21 пересказ, составить рассказ о подвиге Жанны д'Арк

1

Рассказывать о последствиях Столетней войны. Выделять особенности завершения объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.

Последствия Столетней войны для Франции и Англии. Особенности завершения процесса объединения Франции. Сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализ процессов объединения в Англии и Франции.



19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Д/з – §22 пересказ

1

Объяснять причины и особенности реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами, парламентом

Работа с картой. Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.

Причины и особенности Реконкисты.

Характеристика сословно-монархических централизованных государств Пиренейского полуострова. Политика испанских монархов.



20

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV вв.

Д/з – §23 пересказ

1

Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти.

Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.

Особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализ состояния страны с появлением Золотой буллы. Причины ослабления императорской власти.



Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. - 2 ч

21

Гуситское движение в Чехии

Д/з – § 24 пересказ

1

Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения. Давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья.

Характеризовать Чехию в XIV в. Отношение общества к католической церкви. Работа в группах - выделить главное в информации о Яне Гусе. Оценить поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Итоги и последствия гуситского движения.



22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Д/з – §25 пересказ


1

Объяснять, почему болгары не смогли остановить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов.

Называть последствия падения Византии.

Знакомство с термином - турки-османы.

Причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания. Причины усиления османов. Последствия падения Византии. Самостоятельная работа с опорой на содержание изученной главы учебника.



Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века - 3 ч

23

Образование и философия. Средневековая литература.

Д/з – §26-27 таблица составить рассказ-экскурсию по памятникам искусства.

1

Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.

Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.

Причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Значение понятия «корпоративное общество». Найти аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Мини-дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Дать оценку образованию и его роли в средневековых городах.



24

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

Д/з – §28-29, внести информацию в таблицу

1

Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять понятия: гуманизм, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека с позиции Петрарки.

Составление рассказа-описания по картине художника. Значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Образ нового человека с позиции средневекового человека. Описание образа нового человека с позиции Петрарки.



25

Научные открытия и изобретения.

Д/з – §30 пересказ

1

Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневековья. Анализ последствий развития мореплавания.

Различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов. Преобладание практических знаний. Защита мини-проектов.



Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века - 3 ч

26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

Д/з – §31 внести информацию в таблицу

1

Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония). Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения искусства в паре, малой группе. Называть особенности буддизма.

Работа с картой. комментирование местоположения Китая. Достижения страны в разные эпохи правления. Восстание Красных повязок. Работа в группах - достижения культуры и искусства.



27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

Д/з – § 32 пересказ

1

Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков, показывать ее уникальность.

Особенности образа жизни африканских народов и их религии. Устройство обществ доколумбовой Америки. Сравнение культуры майя, ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Работа с картой. Территория расселения народов Центральной Африки. Работа в малых группах - выделить своеобразие африканской культуры.



28

Контрольная работа по теме: «Позднее Средневековье»

Д/з – не задано

1

Формирование умений, необходимых для осуществления контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Индивидуальное выполнение заданий.

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.



Раздел II. История России. От Древней к Российскому государству. VIIIXV вв. - 42 часа

29

Введение. Наша Родина – Россия.

Д/з – стр. 6 - 8


1

Показывать на карте расселение языковых семей. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Называть основные группы языков.

Хронология и сущность нового этапа российской истории. Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Основные периоды зарубежной истории. Хронология истории России и всеобщей истории.



Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. - 5 ч

30

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

Д/з - §1 отвечать на вопросы

1

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Актуализация знаний о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств. Отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам. Составление рассказ об их жизни. Определение понятия археологическая культура.



31

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

Д/з – стр. 15 – 19, подготовить сообщение

1

Показывать на карте расселение первых скотоводов, земледельцев и ремесленников.

Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры занятий скотоводов, земледельцев и ремесленников.

Особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита. Особенности неолитической революции и последствия использования металлов. Работа в группах -первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции) жизни отдельных народов Восточной Европы в древности. Образ жизни греков и народов Северного Причерноморья. Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов.



32

Образование первых государств.

Д/з – §2 отвечать на вопросы, контурные карты

1

Характеризовать на основе исторической карты территорию образования первых государств

Описывать жизнь и быт, верования жителей первых государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Определение проблемы и постановка целей урока. Работа с иллюстративным материалом учебника. Термины: дань, плуг. Работа с картой: первые государства соседей восточных славян.



33

Восточные славяне и их соседи.

Д/з – §3 пересказ, контурные карты


1

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань.

Территория расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описание жизни и быта, верования славян и их соседей. Анализ отрывков из арабских источников о славянах и русах; установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; составление и анализ генеалогических схем и таблиц.



34

История заселения территории родного края в древности.

Д/з – подготовить 3 вопроса по изученной теме, контурные карты

1

Систематизировать исторический материал о народах и государствах на территории нашей страны в древности. Высказывать суждения о значении наследия первых государств для современного общества. Защита мини-проектов.

Работа с исторической картой. Термины, изученные по теме: «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

Главные события, основные достижения истории и культуры родного края в древности.

РК: заселение Донского края



Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. - 11 ч

35

Первые известия о Руси.

Д/з – §4 отвечать на вопросы

1

Раскрывать причины и называть первые известия о Руси.

Объяснять смысл понятия «Повесть временных лет»

Работа с учебником. Поиск информации о событиях и явлениях прошлого. Анализ информации, содержащейся в летописях. «Повесть временных лет» о начале Руси.



36

Становление Древнерусского государства.

Д/з – §5 пересказ, контурные карты

1

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Показывать на карте «путь из варяг в греки» и русские города, называть ключевые черты племенного управления.

Термины: государство, дружина, князь, воевода. Работа с картой - Путь «из варяг в греки». Русские города, ключевые черты племенного управления. Работа с историческими источниками.



37

Становление Древнерусского государства.

Д/з – §5, составить 3 вопроса

1

Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье. Работа с историческими источниками. Давать характеристику политики первых князей.

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Политика первых русских князей, значение реформ княгини Ольги и внешней политики Святослава.



38

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Д/з – §6 пересказ


1

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Объяснять смысл понятий митрополит, епископ.

Термины: устав, оборонительная система, митрополит. Работа с историческими источниками. Политику Владимира Святославовича, значение принятия христианства для дальнейшего развития государства.



39

Русское государство при Ярославе Мудром.

Д/з – § 7 отвечать на вопросы

1

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы, боярин, вотчина, холоп. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.

Термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы. Работа в группах - причины междоусобиц. Политика Ярослава Мудрого, группы зависимого населения Руси. Работа с историческими источниками.



40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Д/з – §8 пересказ


1

Характеризовать политический строй Древней Руси при наследниках Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Владимира Мономаха. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из «Устава В. Мономаха».

Термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Политика Владимира Мономаха. Причины политической раздробленности. Княжеские усобицы. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.



41

Общественный строй и церковная организация на Руси.

Д/з – §9 пересказ

1

Характеризовать общественный строй и церковную организацию Руси. Составлять характеристику общественного строя. Объяснять смысл понятий смерды, рядовичи, общество, епископ, бояре, вотчина, закупы, монастырь.

Рассказывать о системе управления государством, о собственности на землю.

Термины: бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, рядовичи, смерды, резиденция, митрополит. Положение зависимых слоев населения, церковная организация Руси.



42

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

Д/з - §10 отвечать на вопросы

1

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.

Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие.

Термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль. Характеристика культуры Древней Руси. Самостоятельная работа - выявление причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями.

Характерные черты культуры стран Европы, особенности культуры Руси.



43

Повседневная жизнь населения.

Д/з – §11 отвечать на вопросы




1

Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося).

Работа с текстом учебника, историческими документами. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. РК: донские традиции



44

Место и роль Руси в Европе.

Д/з - составить рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)»

1

Формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.

Международные связи Древней Руси. Коллективная работа с текстом учебника, анализ иллюстративного материала. Работа с контурными картами.



45

Контрольная работа по теме: «Русь в IX – первой половине XII в.»

Д/з – не задано

1

Формирование умений, необходимых для осуществления контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Индивидуальное выполнение заданий.

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.







Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. - 5 ч

46

Политическая раздробленность в Европе и на Руси.

Д/з – §12 пересказ, контурные карты

1

Составлять характеристику Владимира Мономаха.

Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность.

Называть хронологические рамки периода раздробленности.

Раскрывать причины и последствия раздробленности.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).



47

Владимиро-Суздальское княжество.

Д/з – §13 пересказ, контурные карты

1

Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества.

Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.

Выдающиеся персоналии- владимиро-суздальские князья. Характеристика государственно- политического устройства княжества. Работа с картой - территориальные границы Владимиро-Суздальского княжества, направление деятельности владимиро-суздальских князей.



48

Новгородская республика.

Д/з – §14 пересказ, контурные карты

1

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли.

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.

Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник.

Термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий.

Политическое устройство Владимиро-Суздальского княжества в составе Новгородской республики.



49

Южные и юго-западные русские княжества.

Д/з – стр. 123 – 128 работа с документами

1

Характеризовать особенности географического положения земель. Рассказывать об особенностях политической жизни. Решать творческие задачи. Правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий. Заполнение таблицы сравнения политического устройства Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств. Выступления с заранее подготовленными сообщениями по теме.



50

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в середине XII – начале XIII в.»

Д/з – составить кроссворд

1

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.

Решать исторические задачи периода раздробленности.

Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. Причины раздробленности Руси, положительные и отрицательные последствия раздробленности, характеристики личности и деятельность наиболее значимых правителей периода.



Тема 4. Русские земли в середине XIII – XIV в. - 10 ч

51

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

Д/з – § 15 отвечать на вопросы, контурные карты

1

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Объяснять причины изменения политической картины мира.

Работа с картой - территория Монгольской империи. Причины военных успехов Чингисхана. Положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии.




52

Батыево нашествие на Русь.

Д/з – § 16 пересказ

1

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Объяснять причины успеха монголов.

Походы Батыя на Русь. Работа с исторической картой - направления походов Батыя, последствия монголо-татарского нашествия на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Распределение в таблицу основных событий в хронологическом порядке. Термины: стан, фураж, иго, дань.

РК: монголо-татарское нашествие на Дону



53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Д/з – § 17 пересказ, контурные карты

1

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.

Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.

Начать составление характеристики Александра Невского.

Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Термины: орден крестоносцев, ополченцы.



54

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.

Д/з – § 18 отвечать на вопросы

1

Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения.

Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход».

Термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция. Политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды. Последствия ига. Работа с историческими источниками в группах.



55

Литовское государство и Русь

Д/з – §19 пересказ, контурные карты

1

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.

Характеризовать политику литовских князей.

Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель.

Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому.

Литовское княжество – работа с исторической картой. Значение присоединения Литовского княжества к Русскому государству. Работа с учебником. Составление краткого конспекта к параграфу.



56

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.

Д/з – §20 пересказ, контурные карты

1

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.

Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

Предпосылки объединения Русского государства. Оценка личности и политики Ивана Калиты. Самостоятельная работа - сделать вывод о причинах возвышения Москвы. Работа с исторической картой.



57

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

Д/з – §21 отвечать на вопросы, контурные карты

1

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище». Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Столкновение Руси с Ордой. Воспроизведение событий Куликовской битвы с опорой на карту. Характеристика личности и деятельности князя Д. Донского. Значение победы на Куликовом поле для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы.

РК: казаки на Куликовом поле



58

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.

Д/з – §22 пересказ

1

Давать общую характеристику русской культуры XII-XIII веков. Называть выдающиеся памятники культуры указанного периода. Извлекать полезную информацию из литературных источников. Владеть хронологическими знаниями данного периода.

Работать с историческими документами.

Работа с исторической картой. Термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны. Общая характеристика русской культуры XIII — XIV веков, выдающиеся памятники культуры XIII — XIV в. Работа с учебником и дополнительной литературой.



59

Родной край в истории и культуре Руси.

Д/з – составить кроссворд

1

Систематизировать знания о родном крае. Характеризовать общие черты и особенности развития родного края.

Высказывать суждения о значении наследия культуры родного края для современного общества.

Общая характеристика истории и культуры Донского края в середине XII - начале XIII в. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». РК: культура Донского края



60

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине XIII – XIV в.»

Д/з – не задано

1

Систематизировать исторический материал о народах и государствах на территории нашей страны в середине XIII – XIV в.

Выполнять индивидуальные

задания.

Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. Главные события, основные достижения истории и культуры Руси в середине XII - начале XIII вв.




Тема 5. Формирование единого Русского государства - 8 ч

61

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Д/з – §23 отвечать на вопросы

1

Показывать на исторической карте рост территории русских земель XV в. Объяснять причины и последствия централизации русских земель. Делать вывод об источниках конфликта между князьями, извлекать полезную информацию из исторических источников.

Актуализация знаний по предыдущим темам. Место Руси в развитии истории и культуры европейских стран. Централизация русских земель. Работа с исторической картой. Мир и русские земли к началу XV века. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и русских землях. Упадок Византии и его последствия.



62

Московское княжество в первой половине XV в.

Д/з – §24 пересказ

1

Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.

Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.

Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы

Василий I. Московская усобица второй четверти XV в., её значение для процесса объединения русских земель. Работа с картой - расширение территории Московского княжества; причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного; составление схемы «Династия Московских князей»;



63

Распад Золотой Орды и его последствия.

Д/з – §25 пересказ

1

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Объяснять значение создания единого Русского государства.

Распад Золотой Орды. Разгром Тимуром Золотой Орды. Причины и последствия распада Золотой Орды; Образование новых государств на юго-востоке и их взаимоотношения с Русью. Социально-экономическое и политическое развитие новых государств; работа с исторической картой - новые государства на рубежах Руси;



64

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

Д/з – §26 пересказ

1

Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.

Завершить составление характеристики Ивана III.

Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.

Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.

Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье.

Термины: Боярская дума, воевода, герб, кормление, держава, местничество, налоги, скипетр; Присоединение Новгорода.

Ликвидация ордынского владычества на Руси. Политика Ивана III. Хан Ахмад. Стояние на р. Угра. Присоединение Тверского княжества. Завершение объединения русских земель.



65

Русская православная церковь в XV - начале XVI в.

Д/з – стр. 96 – 101, подготовить презентацию

1

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.

Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим».

Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси.

Изменения в положении Русской православной церкви. Роль православной церкви в становлении российской государственности;

Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью; Флорентийская уния. Монастыри и их роль. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».



66

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в XIII – XV вв.»

Д/з – составить кроссворд


1

Называть выдающиеся исторические памятники указанного периода. Извлекать полезную информацию из литературных источников.

Владеть хронологическими знаниями данного периода.

Работать с историческими документами. Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступление учащихся, оценивать свои достижения.

Обобщение и систематизация исторического материала по теме: «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»; общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе. Выполнение проверочных заданий по истории России данного периода;

РК: История и культура родного края.



67

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Д/з – §27 пересказ

1

Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи. Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий. Самостоятельно строить высказывания.

Знатные люди. Помещики. Крестьяне. Горожане, Казачество. Судебник Ивана III. Термины: казаки, пожилое, посадские люди, чин, привилегии; Социальное развитие Русского государства XV века; Причины и значение принятия судебника Иваном III;



68

Формирование культурного пространства единого Российского государства.

Д/з – подготовиться к контрольной работе, повторить термины

1

Называть главные события, основные достижения истории и культуры единого Российского государства. Обсуждать выступление учащихся, оценивать свои достижения.

Особенности русской культуры. Общественная мысль и летописание. Литература. Зодчество. Живопись. основные жанры религиозной и светской литературы данного периода;

Стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника);



69

Промежуточная аттестация.

Д/з – не задано

1

Формирование умений, необходимых для осуществления контрольной функции. Контроль и самоконтроль изученных понятий. Индивидуальное выполнение заданий.

Систематизация и обобщение по изученному материалу в формате контрольной работы.



70

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «История России. От Древней к Российскому государству. VIII – XV вв.»

Д/з – не задано

1

Определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.». Составлять описание исторических объектов, памятников.

Структурировать знания, самостоятельно выделять и формулировать цели, ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.




Лист корректировки календарно-тематического планирования


Предмет ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Класс 6 «А», 6 «Б»

Учитель Галиева Яна Сергеевна

2019-2020 учебный год


№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано




















































































































































Лист экспертной оценки календарно-тематического планирования


Предмет ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Уровень образования ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Класс 6 «А», 6 «Б»

Составитель ГАЛИЕВА ЯНА СЕРГЕЕВНА


№ п/п

Параметры

Техническая экспертиза

Содержательная экспертиза

1.

Титульный лист



2.

Календарно-тематическое планирование:



2.1

- количество часов всего, в неделю



2.2

- программа, учебник



2.3

- последовательная нумерация уроков;



2.4

- название темы (раздела)



2.5

- количество часов на изучение



2.6

- основные виды деятельности учащихся



2.7

- элементы содержания, в том числе кадетского и регионального компонента



2.8

- планируемая и фактическая дата проведения урока




Техническую и экспертизу проводил:


_______________________________________ _____________________________________ _______________ _________

ФИО должность подпись дата

Содержательную экспертизу проводил:


_______________________________________ _____________________________________ _______________ _________

ФИО должность подпись дата


ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следует выбрать одну из перечисленных альтернативных позиций: календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса может быть рекомендовано к использованию в кадетской школе 2ДКК ДГТУ/ календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса следует рекомендовать на доработку)



______________________________________________________________________________________________________

(руководитель методического объединения)



______________________________________________________________________________________________________

(заместитель директора)


3