СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КТП составлено на уровень 5-9 класс. УМК В.В. Пасечника. Издательство "Дрофа"
Календарно-тематическое планирование
Биология. Бактерии, грибы, растения.
5 класс (35 ч, 1 ч в неделю).
№ урока | Тема урока | Ко-во часов | Дата | ||
план | факт | ||||
Введение 7 часов | 7 |
|
| ||
1 | Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. | 1 |
|
| |
2 | Методы изучения живых организмов. | 1 |
|
| |
3 | Основные царства живой природы. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. | 1 |
|
| |
4 | Среды обитания. | 1 |
|
| |
5 | Факторы среды обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края. | 1 |
|
| |
6 | Обобщающий урок. Экскурсия 1.Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растенийи животных. Лабораторные и практические работы 1 (о).Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. | 1 |
|
| |
7 | Стартовая контрольная работа | 1 |
|
| |
Клеточное строение организмов» (9 часов) | 9 |
|
| ||
8 | Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Лабораторные и практические работы 2.Изучение устройства увеличительных приборов и правила работы с ними | 1 |
|
| |
9 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Растительная клетка. Разнообразие растительных клеток. | 1 |
|
| |
10 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Лабораторные и практические работы 4.Приготовление препарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата) | 1 |
|
| |
11 | Растительная клетка. Пластиды. Лабораторные и практические работы 5.Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид вклетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника | 1
|
|
| |
12
| Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | 1 |
|
| |
13 | Строение и жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторные и практические работы 6. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | 1 |
|
| |
14 | Строение и жизнедеятельность: рост, развитие. | 1 |
|
| |
15 | Понятие «ткань». Ткани растений Лабораторные и практические работы 7.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | 1 |
|
| |
16 | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение орагнизмов. | 1
|
|
| |
Царство Бактерии (2 часа) | 2 |
|
| ||
17 | Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе | 1 |
|
| |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. | 1 |
|
| |
Царство Грибы 5 часов | 5 |
|
| ||
19 | Отличительные особенности грибов. | 1 |
|
| |
20 | Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лабораторные и практические работы 8.Строение плодовых тел шляпочных грибов. | 1 |
|
| |
21 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторные и практические работы 9 Изучение строения плесневых гриба- мукора 10.Строение дрожжей | 1 |
|
| |
22 | Грибы-паразиты. | 1 |
|
| |
23 | Обобщающий урок. | 1 |
|
| |
Царство Растений 12 часов | 10 |
|
| ||
24 | Растения. Ботаника— наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. | 1 |
|
| |
25 | Основные группы растений: водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лабораторные и практические работы 11.Изучение строения водорослей | 1
|
|
| |
26 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | 1 |
|
| |
27 | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. | 1 |
|
| |
28 | Основные группы растений: мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторные и практические работы 12 Изучение внешнего строение мхов (на местных видах). | 1
|
|
| |
29 | Основные группы растений: Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные и практические работы 13.Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща) | 1 |
|
| |
30 | Основные группы растений: Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Лабораторные и практические работы 14.Изучение строение хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере местных видов) | 1 |
|
| |
31 | Основные группы растений: Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы 15 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений» | 1 |
|
| |
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1 |
|
| |
33 | Обобщающий урок. | 1 |
|
| |
34 | Урок-повторение «Царства живой природы: Бактерии и Грибы» | 1 |
|
| |
35 | Урок-повторение «Царства живой природы: Растения» | 1 |
|
| |
| Итого: 35 часов | 2 |
|
|
Тематическое планирование
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (35 ч, 1 ч в неделю).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |||
План | Факт | |||||
Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) | 14 |
|
| |||
1
| Семя. Строение семени. Лабораторные и практические работы № 1, 2. Строение семян двудольных и однодольных растений. |
1 |
|
| ||
2
| Корень. Виды корней. Корневые системы Лабораторные практические работы № 3 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы | 1 |
|
| ||
3 | Зоны корня. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Лабораторные практические работы № 4 Корневой чехлик и корневые волоски | 1 |
|
| ||
4 | Значение корня. Видоизменение корней. | 1 |
|
| ||
5
| Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Лабораторные практические работы № 5 Строение почек. Расположение почек на стебле | 1 |
|
| ||
6
| Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Микроскопическое строение листа. Лабораторные практические работы № 6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | 1 |
|
| ||
7
| Микроскопическое строение листа. Лабораторные практические работы № 7, 8 Строение кожицы листа. Клеточное строение листа. | 1 |
|
| ||
8
| Стебель. Строение и значение стебля. Лабораторные практические работы № 9 Внутреннее строение ветки дерева | 1 |
|
| ||
9
| Видоизменение побегов Лабораторные практические работы № 10 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | 1
|
|
| ||
10
| Строение и значение цветка. Лабораторные практические работы № 11 Изучение строения цветка | 1 |
|
| ||
11
| Соцветия Лабораторные практические работы № 12 Ознакомление с различными видами соцветий | 1 |
|
| ||
12 | Строение и значение плода. Многообразие плодов. Лабораторные практические работы № 13 Ознакомление с сухими и сочными плодами | 1 |
|
| ||
13 | Опыление. Виды опыления. Распространение плодов и семян. | 1 |
|
| ||
14 | Контрольная работа 1«Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 |
|
| ||
Жизнь растений (11 часов) | 11 |
|
| |||
15 | Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание | 1 |
|
| ||
16 | Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: воздушное питание (фотосинтез), | 1
|
|
| ||
17 | Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии дыхание | 1
|
|
| ||
18 | Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: удаление конечных продуктов обмена веществ. Испарение воды растениями. Листопад Экскурсии Зимние явления в жизни растений. | 1 |
|
| ||
19
| Транспорт веществ. Движения. Передвижение воды и питательных веществ в растении Лабораторные практические работы № 14 Передвижение воды и минеральных веществ в растении | 1 |
|
| ||
20
| Рост, развитие и размножение растений. Прорастание семян Лабораторные практические работы № 15 Определение всхожести семян растений и их посев | 1 |
|
| ||
21 | Способы размножения растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений | 1 |
|
| ||
22 | Размножение споровых растений | 1 |
|
| ||
23 | Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. | 1 |
|
| ||
24
| Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений. Лабораторные практические работы № 16 Вегетативное размножение комнатных растений | 1 |
|
| ||
25 | Контрольная работа 2 «Жизнь растений» | 1 |
|
| ||
Классификация растений (7 часов) | 7 |
|
| |||
26 | Классификация растений. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Жизненные формы растений. Знакомство с классификацией цветковых растений. | 1 |
|
| ||
27 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | 1 |
|
| ||
28 | Класс Двудольные растения. Семейства Пасленовые и Бобовые Лабораторные и практические работы 17 «Определение признаков семейства по внешнему строению растений» | 1 |
|
| ||
29 | Класс Двудольные растения. Семейство Сложноцветные | 1 |
|
| ||
30 | Класс Однодольные. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Лабораторные практические работы № 18 «Определение растений при помощи определителя» | 1 |
|
| ||
31 | Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. | 1 |
|
| ||
32 | Экскурсии (виртуальная) Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте. | 1 |
|
| ||
Природные сообщества (3 часа) | 3 |
|
| |||
33 | Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. | 1 |
|
| ||
34 | Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия Природное сообщество и человек. | 1
|
|
| ||
35 | Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Растительный мир родного края. | 1 |
| |||
| Итого: 35 часов |
|
|
Тематическое планирование
Биология. Животные. 7 класс (70 ч, 2 ч в неделю).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
| Введение. 2 часа | 2 |
|
|
1 | Общее знакомство с животными. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. | 1 |
|
|
2 | Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
| Простейшие. 3 часа | 2 |
|
|
3 | Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; колониальные организмы. | 1 |
|
|
4 | Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. | 1 |
|
|
| Многоклеточные животные 21 часов Беспозвоночные животные 14 часов. | 21 |
|
|
5 | Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
6 | Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
7 | Тип Плоские черви, общая характеристика. Многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека | 1 |
|
|
8 | Тип Круглые черви, общая характеристика. Многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. | 1 |
|
|
9 | Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека | 1 |
|
|
10 | Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей. Лабораторные практические работы № 1 «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения» | 1 |
|
|
11 | Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; | 1 |
|
|
12 | Тип Моллюски: биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
13 | Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
14 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Лабораторные и практические работы №2 Знакомство с разнообразием ракообразных. | 1 |
|
|
15 | Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. . Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. | 1 |
|
|
16 | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. | 1 |
|
|
17 | Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Поведение насекомых, инстинкты. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Лабораторные и практические работы №3 Изучение представителей отрядов насекомых. | 1 |
|
|
18 | Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. | 1 |
|
|
19 | Контрольная работа по теме «Беспозвоночные животные» | 1 |
|
|
| Тип хордовые 17 часов | 17 |
|
|
20 | Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. | 1 |
|
|
21 | Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Лабораторные практические работы № 4 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб» | 1 |
|
|
22 | Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. | 1 |
|
|
23 | Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. | 1 |
|
|
24 | Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
25 | Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. | 1 |
|
|
26 | Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
27 | Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Лабораторные практические работы № 5 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц» | 1 |
|
|
28 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. | 1 |
|
|
29 | Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Экскурсия Изучение многообразия птиц. | 1 |
|
|
30 | Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. | 1 |
|
|
31 | Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих | 1 |
|
|
32 | Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. | 1 |
|
|
33 | Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных | 1 |
|
|
34 | Многообразие млекопитающих. Отряды млекопитающих Парнокопытные Непарнокопытные. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Многообразие млекопитающих родного края. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. | 1 |
|
|
35 | Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края. | 1 |
|
|
36 | Контрольная работа по теме «Тип хордовые» | 1 |
|
|
| Строение, индивидуальное развитие. Эволюция. 34 часа | 34 |
|
|
| Эволюция строения и функций органов и их систем. 11 часов | 11 |
|
|
37 | Покровы тела. Лабораторные и практические работы №6 Изучение особенностей различных покровов тела. | 1 |
|
|
38 | Опорно-двигательная система. | 1 |
|
|
39 | Способы передвижения животных. Полости тела. | 1 |
|
|
40 | Органы дыхания и газообмен. | 1 |
|
|
41 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 1 |
|
|
42 | Кровеносная система. Кровь. | 1 |
|
|
43 | Органы выделения. | 1 |
|
|
44 | Нервная система, инстинкт, рефлекс. | 1 |
|
|
45 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | 1 |
|
|
46 | Органы размножения, продления рода. | 1 |
|
|
47 | Контрольная работа по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | 1 |
|
|
| Индивидуальное развитие животных. 3 часа | 3 |
|
|
48 | Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. | 1 |
|
|
49 | Развитие животных с превращением и без превращения. | 1 |
|
|
50 | Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторные и практические работы №7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста. | 1 |
|
|
| Развитие животного мира на Земле. 3 часа | 3 |
|
|
51 | Доказательства эволюции животных: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. | 1 |
|
|
52 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 |
|
|
53 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | 1 |
|
|
| Закономерности размещения животных на Земле 2 часа | 2 |
|
|
54 | Ареалы обитания. Миграции. | 1 |
|
|
55 | Закономерности размещения животных. | 1 |
|
|
| Биоценозы 4 часа | 4 |
|
|
56 | Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). | 1 |
|
|
57 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 |
|
|
58 | Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 1 |
|
|
59 | Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных» | 1 |
|
|
| Животный мир и хозяйственная деятельность человека. 5 часов | 5 |
|
|
60 | Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. | 1 |
|
|
61 | Одомашнивание животных. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. | 1 |
|
|
62 | Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. | 1 |
|
|
63 | Рациональное использование животных. | 1 |
|
|
64 | Экскурсия Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных. | 1 |
|
|
| Повторение и контроль 6 часов | 6 |
|
|
65 | Урок-повторение «Беспозвоночные животных» | 1 |
|
|
66 | Урок-повторение «Рыбы. Земноводные» | 1 |
|
|
67 | Урок-повторение «Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие» | 1 |
|
|
68 | Итоговое тестирование за курс биологии «Животные» | 1 |
|
|
69 | Анализ итогового тестирования | 1 |
|
|
70 | Урок-повторение. Летние задания | 1 |
|
|
Тематическое планирование
Биология. Человек. 8 класс (70 ч, 2 ч в неделю).
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||||||||||
План | Факт | ||||||||||||
Введение (1 час) | 1 |
|
| ||||||||||
1 | Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Здоровье и его охрана. | 1 |
|
| |||||||||
| Происхождение человека (3 часа) | 3 |
|
| |||||||||
2 | Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Систематическое положение человека | 1
|
|
| |||||||||
3 | Происхождение современного человека | 1 |
|
| |||||||||
4. | Расы. | 1 |
|
| |||||||||
Строение организма (4 часа) | 4 |
|
| ||||||||||
5 | Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. | 1 |
|
| |||||||||
6 | Клеточное строение организма. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. | 1 |
|
| |||||||||
7 | Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные. Лабораторная работа№1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей» | 1
|
|
| |||||||||
8 | Ткани. Нервная ткань. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Лабораторная работа №2. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения» «Коленный рефлекс» | 1
|
|
| |||||||||
Опорно-двигательная система (8 часов) | 8 |
|
| ||||||||||
9 | Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Строение костей Лабораторная работа №3 Микроскопическое строение кости» | 1
|
|
| |||||||||
10 | Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. | 1 |
|
| |||||||||
11 | Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). | 1 |
|
| |||||||||
12 | Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Лабораторная работа №4«Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома) | 1
|
|
| |||||||||
13 | Работа скелетных мышц и их регуляция Лабораторная работа №5 «Утомление при статической и динамической работе» Лабораторная работа №6 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» |
1
|
|
| |||||||||
14 | Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Лабораторная работа №7 «Выявление нарушения плоскостопия» (выполняется дома). Лабораторная работа 8 «Выявление нарушений осанки» | 1 |
|
| |||||||||
15 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 |
|
| |||||||||
16 | Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система» | 1 |
|
| |||||||||
Внутренняя среда организма (3 часа) | 3 |
|
| ||||||||||
17 | Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Лабораторная работа №9 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки» | 1 |
|
| |||||||||
18 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика | 1 |
|
| |||||||||
19 | Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. | 1 |
|
| |||||||||
Кровеносная и лимфатические системы (7 часов) | 7 |
|
| ||||||||||
20 | Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Движение лимфы по сосудам | 1 |
|
| |||||||||
21 | Движение крови по сосудам. | 1 |
|
| |||||||||
22 | Строение и работа сердца. Автоматия сердца. Сердечный цикл. Лабораторная работа №10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке». Лабораторная работа №11 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. | 1 |
|
| |||||||||
23 | Пульс. Давление крови. Лабораторная работа №12 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Лабораторная работа №13 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления». | 1
|
|
| |||||||||
24 | Гигиена сердечно -сосудистой системы. Профилактика сердечно -сосудистых заболеваний. | 1 |
|
| |||||||||
25 | Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 1 |
|
| |||||||||
26 | Урок-практикум. Оказание первой помощи при повреждениях скелета и кровотечениях | 1 |
|
| |||||||||
Дыхание (5 часов)
| 5 |
|
| ||||||||||
27 | Значение дыхания. Дыхательная система: строение и функции. Голосообразование. | 1 |
|
| |||||||||
28 | Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. | 1 |
|
| |||||||||
29 | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Лабораторная работа№ 14, 15 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха», «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе». | 1 |
|
| |||||||||
30 | Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме, отравлении угарным газом. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Лабораторная работа№16 «Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения» | 1 | |||||||||||
31 | Контрольная работа1 по теме: «Кровеносная и дыхательная система» | 1 | |||||||||||
Пищеварение (6 часов). | 6 | ||||||||||||
32 | Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Питание. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. | 1 | |||||||||||
33 | Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Лабораторная работа № 17 Изучение действия ферментов слюны на крахмал. Лабораторная работа № 18 Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании. | 1 | |||||||||||
34 | Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. | 1 | |||||||||||
35 | Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. | 1 | |||||||||||
36 | Регуляция деятельности пищеварительной системы. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. | 1 | |||||||||||
37 | Гигиена питания, предотвращение желудочно- кишечных заболеваний. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. |
1
|
|
| |||||||||
9. Обмен веществ и энергии ( 4 часа) | 4 |
|
| ||||||||||
38 | Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. | 1 |
|
| |||||||||
39. | Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. | 1
|
|
| |||||||||
40. | Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи. Лабораторная работа№19«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». Лабораторная работа №20 Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. | 1
|
|
| |||||||||
41. | Контрольная работа 2 по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ». | 1 |
|
| |||||||||
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов) | 5 |
|
| ||||||||||
42 | Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. | 1 |
|
| |||||||||
43 | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Лабораторная работа №21 Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. | 1 |
|
| |||||||||
44 | Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Терморегуляция при разных условиях среды. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Лабораторная работа № 22, 23 Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки. Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды. | 1 |
|
| |||||||||
45 | Поддержание температуры тела Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. | 1 |
|
| |||||||||
46 | Обобщение по теме «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция» | 1 |
|
| |||||||||
Нервная система (5 часов) | 5 |
|
| ||||||||||
47. | Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Значение нервной системы | 1 |
|
| |||||||||
48. | Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | 1 |
|
| |||||||||
49 | Головной мозг. Лабораторная работа № 24 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» Лабораторная работа № 25 Рефлексы продолговатого и среднего мозга. | 1
|
|
| |||||||||
50 | Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Функции переднего мозга | 1 |
|
| |||||||||
51 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие. Лабораторная работа № 26 Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении. | 1 |
|
| |||||||||
Анализаторы (5 часов) | 5 |
|
| ||||||||||
52 | Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. | 1 |
|
| |||||||||
53 | Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Оптическая система глаза. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Иллюзии и их коррекция. Лабораторная работа№ 27 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». Лабораторная работа№ 28 «Поиск слепого пятна» | 1 |
|
| |||||||||
54 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. | 1 |
|
| |||||||||
55. | Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение Лабораторная работа№ 29 Определение остроты слуха | 1 |
|
| |||||||||
56 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Влияние экологических факторов на органы чувств. | 1 |
|
| |||||||||
Высшая нервная деятельность (5 часов) | 5 |
|
| ||||||||||
57 | Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. | 1 |
|
| |||||||||
58 | Безусловные и условные рефлексы, их значение. Открытие центрального торможения. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Лабораторная работа №30 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» | 1 |
|
| |||||||||
59. | Сон и бодрствование. Стадии сна. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Сновидения. | 1 |
|
| |||||||||
60. | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. | 1 |
|
| |||||||||
61 | Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Лабораторная работа №31 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом» | 1 |
|
| |||||||||
Эндокринная система (3 часа)
| 3 |
|
| ||||||||||
62 | Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. | 1 |
|
| |||||||||
63 | Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Причины сахарного диабета. Регуляция функций эндокринных желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. | 1 |
|
| |||||||||
64 | Контрольная работа 3 по темам: «Анализаторы. Нервная и эндокринная системы» | 1 |
|
| |||||||||
Индивидуальное развитие организма (3 часов) | 3 |
|
| ||||||||||
65 | Половая система: строение и функции. | 1 |
|
| |||||||||
66. | Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды.. | 1 |
|
| |||||||||
67. | Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. | 1 |
|
| |||||||||
| Здоровье человека и его охрана (3 часа) | 3 |
|
| |||||||||
68 | Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | 1 |
|
| |||||||||
69 | Контрольная работа 4 за курс 8 класса | 1 |
|
| |||||||||
70 | Анализ работы. Повторение материала | 1 |
|
|
Тематическое планирование
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю).
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
| Введение. Биология как наука (3 ч) | 3 | План | Факт |
1 | Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. | 1 |
|
|
2 | Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. | 1 |
|
|
3 | Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов. | 1 |
|
|
| Молекулярный уровень (10 ч) | 10 |
|
|
4 | Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме | 1 |
|
|
5 | Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы | 1 |
|
|
6 | Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: липиды | 1 |
|
|
7 | Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: белки | 1 |
|
|
8 | Лабораторные и практические работы 1 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой. | 1 |
|
|
9 | Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: нуклеиновые кислоты | 1 |
|
|
10 | Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: АТФ и другие органические соединения. | 1 |
|
|
11 | Биологические катализаторы. | 1 |
|
|
12 | Вирусы. | 1 |
|
|
13 | Контрольная работа № 1 «Молекулярный уровень» | 1 |
|
|
| Клеточный уровень (14 ч) | 14 |
|
|
14 | Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка— структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. | 1 |
|
|
15 | Клеточная теория. Основные положения клеточной теории. | 1 |
|
|
16 | Строение клетки. Функции органоидов клетки. Многообразие клеток. | 1 |
|
|
17 | Лабораторные и практические работы 2 Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом. | 1 |
|
|
18 | Прокариоты, эукариоты | 1 |
|
|
19 | Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. | 1 |
|
|
20 | Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. | 1 |
|
|
21 | Автотрофы, гетеротрофы. | 1 |
|
|
22 | Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. | 1 |
|
|
23 | Рост, развитие и жизненный цикл клеток. | 1 |
|
|
24 | Хромосомный набор клетки. Гены. | 1 |
|
|
25 | Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). | 1 |
|
|
26 | Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. | 1 |
|
|
27 | Обобщающий урок «Клеточный уровень» | 1 |
|
|
28 | Контрольная работа № 2 «Клеточный уровень» | 1 |
|
|
| Организменный уровень (13 ч) | 13 |
|
|
29 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. | 1 |
|
|
30 | Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое размножение. | 1 |
|
|
31 | Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. | 1 |
|
|
32 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 |
|
|
33 | Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Генотип и фенотип. | 1 |
|
|
34 | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. | 1 |
|
|
35 | Анализирующее скрещивание. Лабораторные и практические работы 3 Решение генетических задач на моногибридное скрещивание | 1 |
|
|
36 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 |
|
|
37 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Лабораторные и практические работы 4 Составление родословных | 1 |
|
|
38 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрёст хромосом. | 1 |
|
|
39 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции Лабораторные и практические работы 5 «Изучение изменчивости организмов» | 1 |
|
|
40 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды. | 1 |
|
|
41 | Контрольная работа № 3 «Организменный уровень». | 1 |
|
|
| Популяционно-видовой уровень (8 ч) | 8 |
|
|
42 | Искусственный отбор. Селекция. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. | 1 |
|
|
43 | Образование видов— микроэволюция. Вид, признаки вида, критерии вида. | 1 |
|
|
44 | Лабораторные и практические работы 6 Изучение морфологического критерия вида. | 1 |
|
|
45 | Структура вида. Вид как основная систематическая категория живого. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. | 1 |
|
|
46 | Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. | 1 |
|
|
47 | Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | 1 |
|
|
48 | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных Виртуальная экскурсия Причины многообразия видов в природе. | 1 |
|
|
49 | Приспособленность и её относительность. Макроэволюция.. | 1 |
|
|
| Экосистемный уровень (6 ч) | 6 |
|
|
50 | Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Лабораторные и практические работы 7 Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания | 1 |
|
|
51 | Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Естественная экосистема (биогеоценоз). Структура экосистемы. Лабораторные и практические работы 8 Строение растений в связи с условиями жизни Лабораторные и практические работы 9 Описание экологической ниши организма. | 1 |
|
|
52 | Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. | 1 |
|
|
53 | Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Лабораторные и практические работы 10 Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума. Лабораторные и практические работы 11 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) | 1 |
|
|
54 | Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах Экологическая сукцессия. | 1 |
|
|
55 | Контрольная работа № 4 «Популяционно-видовой уровень. Экосистемный уровень» | 1 |
|
|
| Биосферный уровень (13 ч) | 13 |
|
|
56
| Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.. | 1 |
|
|
57 | Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. | 1 |
|
|
58 | Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 |
|
|
59 | Круговорот веществ и энергии в биосфере. | 1 |
|
|
60 | Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. | 1 |
|
|
61 | Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | 1 |
|
|
62 | Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. | 1 |
|
|
63
| Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Защита экологического проекта. | 1 |
|
|
64 | Итоговая контрольная работа | 1 |
|
|
65 | Повторение по главе «Основы цитологии – науки о клетке». | 1 |
|
|
66 | Экскурсия Изучение и описание экосистемы своей местности. | 1 |
|
|
67 | Экскурсия «В краеведческий музей и на Печищинский геологический разрез» Лабораторные и практические работы 12 Изучение палеонтологических доказательств эволюции. | 1 |
|
|
68 | Обобщение всего курса. Подведение итогов | 1 |
|
|