СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 6 класс (литература)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 6 класс (литература)»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

протокол № ____ от _____________ г.


Согласовано с заместителем директора по УВР

Нефедовой Е.В.

__________________________________



Рабочая программа по литературе для 6 классов Б, Ж

на 2022/2023 учебный год

Котова Наталья Анатольевна

учитель русского языка и литературы









Тамбов

2022






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.


- Федеральный закон от 9 декабря 2012 года N 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию,

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

- Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

-  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

-  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 № 819 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

-  Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 № 03–1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и 234 учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году» разъяснен порядок использования учебно-методических комплектов в период перехода на обновленные ФГОС 2021.

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 22.03.2021 No 115; 

-Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;

- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга  от 15.04.2022 No 801-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2022/2023 учебном году»

1.2. Сведения о программе.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).

1.3. Обоснование выбора программы.

В этой возрастной группе формируются преставления о специфике лит-ры как искусства слова, развития умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности уч-ся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры худ-ого произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению худ-ой лит-ры, проектной деятельности уч-ся.

Курс лит-ры строится с опорой на текстуальное изучение худ-ых произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

1.4. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». В 6 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа в соответствии со всеми вариантами учебных планов.

1.5. Информация о количестве учебных часов.

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (35 недели). Всего в год – 105 часа.

1.6. Формы организации образовательного процесса.

  • основная форма — урок

  • экскурсии

  • проектная деятельность

  • применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий , онлайн-курсы, обеспечивающие для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»

1.7. Технологии обучения.

Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.

- развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода,

- метод проектов, игровые, развивающего обучения,

- обучения в сотрудничестве (групповые технологии),

- проблемного обучения,

- развития исследовательских навыков,

- информационно-коммуникационные,

- здоровьесбережения,

- технология уровневой дифференциации,

- технология мастерских на уроках русского языка и литературы

1.8. Механизмы формирования ключевых компетенций.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях.

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

Языковая компетенция – способность обучающихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических норм согласования, управления, построения предложений разных видов.

Лингвистическая  компетенция – обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения обучающихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

Коммуникативная компетенция – предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

Формирование всех выше перечисленных компетенций происходит и на уроках литературы.

Развитию названных компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения.


1.9. Виды и формы контроля.

     Согласно уставу ГБОУ Гимназии №61  и локальному акту общеобразовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). 

Формами контроля может быть:

  • зачет,

  •  практическая работа, 

  • контрольная работа;

  • тестирование;

  • доклады, рефераты, сообщения.


  1. Содержание образования

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Теория лит-ры. Мораль в басне, аллегория, иносказание.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах»

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

3. Планируемые результаты освоения рабочей программы

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

·         умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·         умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·         умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·         умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

·         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·         умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·         умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·         смысловое чтение;

·         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

·         умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

·         формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

·         понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

·         понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

·         умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

·         определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

·         приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

·         формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

·         собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

·         понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

·         восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

·         умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

·         написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

·         понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

·         понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

протокол № ____ от _____________ г.


Согласовано с заместителем директора по УВР

Нефедовой Е.В.

__________________________________



Календарно-тематическое планирование по литературе для 6Б, 6Ж классов

на 2022/2023 учебный год

Котова Наталья Анатольевна

учитель русского языка и литературы









Тамбов

2022





Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 Б классе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Литература, учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч., 6 класс, - 9-е изд. – М.: Просвещение, 2013с на 2022-2023 уч.год (105 часов, 3 часа в неделю)



п/п

Кол-во

часов

Тема урока, основное содержание

Домашнее

задание

Дата проведения

План

6Б, 6Ж

Факт

ВВЕДЕНИЕ

1.

1

Художественное произведение. Автор и герои

Прочитать статью учебника об обрядовом фольклоре (стр. 6 – 10), подготовить выразительное чтение песен, вопросы (стр. 10 – 11).

01-02.09



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


2.

1

Обрядовый фольклор


Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки»; подобрать интересные пословицы и поговорки, связанные с годичным земледельческим циклом.

Придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.

Прочитать статью учебника «Древнерусская литература»; «Сказание о белгородском киселе».

05-09.09



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


3.

1

Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Пересказ «Сказания о белгородском киселе», вопросы (стр. 24)

05-09.09



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА


4.

1

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенность языка XVIII столетия

Прочитать статью учебника «Русская басня»; выразительное чтение басни И.И. Дмитриева, вопросы (стр. 30).

05-09.09



5.

1

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Осёл и воробей». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна

с. 31-33(конспект, пересказ), с. 34-35(выразительное чтение)

12-16.09



6.

1

Контрольная работа по теме «Басни»

с.45-50(конспект, пересказ), с.51 устно ответить на вопросы, с.53-54(наизусть "Узник"), дать определение понятию "аллегория"

12-16.09



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА


7.

1

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Лицейские годы.Стихотворение «Узник»

Прочитать статью учебника о лицейских годах Пушкина (стр. 45 – 51), составить план статьи; рассказать о детстве Пушкина, его семье. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».

Выучить стихотворение наизусть, сочинение по анализу стихотворения «Зимнее утро». Индивид.: подготовить выразительное чтение воспоминаний друзей Пушкина.

12-16.09



8.

1

Стихотворение

«Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

Выразительное чтение стихотворения.

Знать двусложные размеры стиха, подобрать примеры ямба и хорея. Прочитать «Барышня-крестьянка».

19-23.09



9.

1

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина»

Пересказ указанного отрывка, вопросы.

Пересказ указанного отрывка, вопросы.

19-23.09



10.

1

А.С. Пушкин. «Выстрел»

с.59-63(конспект, пересказ), прочитать 1-6 главы(с.63-90)+вопросы по этим главам с.138-139

19-23.09



11.

1

А.С. Пушкин. «Дубровский»

с.90-116(с 7главы-13)+ вопросы по этим главам с.139-140

26-30.09



12.

1

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвол

По "Дубровскому" составить тезисный план по каждой главе, с.143-145(отвечаем на вопросы), подготовиться к целостному анализу романа.

с.138-140(устно ответить на все вопросы).

26-30.09



13.

1

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям

РР. "Какие обстоятельства заставили стать разбойником Дубровского" План сочинения: 1. Владимир Дубровский в Петербурге. 2. Письмо Орины Егоровны Владимиру Дубровскому. 3. Приезд Владимира в Кистеневку. 4. Что узнал Владимир из документов отца и рассказов крестьян? 5. Смерть отца. 6. Дубровский становится разбойником. Пересказ должен быть очень кратким. Не следует увлекаться изложением подробностей и разговоров. В конце сочинения необходимо сделать вывод.

26-30.09



14-15

2

РР. "Какие обстоятельства заставили стать разбойником Дубровского"

С. 146-148(конспект, пересказ), с.149-150(пересказ, конспект), с.150 (наизусть)

03-07.10

03-07.10




16

-

17

2

Анализ работ.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи»

с.149-150(пересказ, конспект), с.150 (наизусть)

2ур. с.151-152(конспект, пересказ), с.152-153 наизусть до слов:"...Не прав твой, о небо, святой приговор"..

03-07.10




18

1

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

с. 161-162,163-164(конспект, пересказ)

10-15.10



19

1

Контрольная

работа по стихотворениям

М.Ю. Лермонтова

Повторение

10-15.10




20

1

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг»

с.164-189 (прочитать, пересказать,записать всех героев)

2ур. с.189-191(устно ответить на вопросы)+с.191 (творческое задание письменно)

10-15.10



21

-

22

2

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа

с. 193-194(написать конспект), с. 195(произвести анализ стихотворения, дать определения: эпитет-..., олицетворение-..., звукопись-...(определения наизусть), попробовать найти все эти выразительные средства в произведении(с. 195 вопросы 2-4 письменно))

17-22.10

17-22.10



23

1

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте

с.196-197 "С поляны коршун поднялся" разобрать стихотворение, вопр. 197(размышляем о прочитанном подготовить ответы(можно в тетради, можно устно)), дать определение "антитеза"-это, найти её в тексте

17-22.10



24

-

25

2

Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…»

2ур.

Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения

с.196-197 "С поляны коршун поднялся" разобрать стихотворение, вопр. 197(размышляем о прочитанном подготовить ответы(можно в тетради, можно устно)), дать определение "антитеза"-это, найти её в тексте. С.197-199 (выраз.чтение), найти известные выразительные средства в стихотворении "Листья".

Выучить наизусть понравившееся стихотворение

24-28.10

24-28.10




2 четверть


26

-

27

2

А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности

с.210-212(конспект, пересказ), выразительное чтение "Железная дорога"с.213-219

24-28.10

7-11.11



28

-

29

2

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций

Размышляем о прочитанном с. 220, вопрос 8 письменно

7-11.11

7-11.11



30

1

В/ч

Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова

Какое из изученных произведений Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Некрасова понравилось вам больше всего и почему?(написать мини-сочинение на черновиках. План: 1. слово об авторе,2. анализ выбранного произведения(о чём оно)(в этом пункте плана можно ориентироваться на вопросы, которые идут сразу после произведения и на вопросы из раздела "Размышляем о прочитанном") 3. вывод(чему учит это произведение, почему понравилось))

14-18.11



31

-

32


2

Контрольное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

Анализ работ

С. 224-226(конспект, пересказ), вопр. с 226 письменно,дать определение "сказ-это...", с.226-243(записываем героев)

14-18.11

14-18.11



33

-

34

2

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести

1ур.с.243-263(читаем пересказываем)

2ур. Дочитываем сказ, + выписать цитаты характеризующие левшу - Платова

21-25.11

21-25.11



35

-

36

2

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова „Железная дорога“ и сказе Н.С. Лескова „Левша“»

с.243-263(читаем пересказываем)Дочитываем сказ, + найти в тексте цитаты характеризующие левшу - Платова, с.268-269(ответы на вопросы найти по тексту)

2ур. Прочитать, пересказать, записать героев "Человек на часах". Сделать иллюстрацию понравившегося эпизода, подтвердив цитатой из текста

21-25.11

28-1.12



37


1


В/ч

Н.С. Лесков. «Человек на часах»

С.273-277(конспект, пересказ). Прочитать рассказ Чехова «Пересолил»(записать героев, пересказать)

28-1.12



ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ


38

-

41

3

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил»

«Лошадиная фамилия»

Юмор и сатира в рассказах Чехова

Прочитать рассказ "Лошадиная фамилия"(записать персонажей, пересказать)

28-1.12

5-9.12

5-9.12



42

-

43

2

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий», разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора

с. 282-284(выразительное чтение)+иллюстрация к стихотворению

5-9.12

12-16.12



РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА


44

-

46

3

Е.А. Баратынский. «Весна! Весна! Как воздух чист…», «Чудный град…».

Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике.

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике.

Литературные места России

С. 285-286(выразительное чтение)+иллюстрация к стихотворению

2ур. С. 287 (выразительное чтение)+иллюстрация к стихотворению

3ур. с.288 вопросы устно, с. 289-297 (конспект-пересказ)


12-16.12

12-16.12

19-23.12



47

1

Контрольная

работа по литературе XIX века



19-23.12



ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА


48


-

49

2


Анализ работ.. А.И.Куприн. Слово об авторе


«Чудесный доктор»

Устное рисование: сделать устные иллюстрации к эпизодам, которые произвели наибольшее впечатление. Прочитать рассказы «Июльская жара», «Корова».

Прочитать «Алые паруса».

19-23.12

26-30.12



3четверть



50

-

52

3

А.С. Грин. Слово об авторе.

«Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведени

Стр. 28, вопросы и задания. Прочитать «Кладовая солнца»

26-30.12

26-30.12

9-14.01



53

-

54

2

А.П. Платонов. Слово о писателе «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас.

«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова

Устное рисование: сделать устные иллюстрации к эпизодам, которые произвели наибольшее впечатление. Прочитать рассказы «Июльская жара», «Корова».

Прочитать «Алые паруса».

9-14.01

9-14.01



55-56

2

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»


Подготовить пересказы истории Антипыча, эпизодов «Митраша в беде» и «Приключения Насти в лесу» от лица героев (три группы учеников), для желающих – иллюстрации. Выразительное чтение указанного эпизода. Отзыв о сказке-были. Подготовиться к сочинению.

22.01-27.01

29.01-03.02




57

-

58

2

РР. Подготовка к контрольному сочинению «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Контрольное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Выразительное чтение стихотворений о войне.

29.01-03.02

29.01-03.02




СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. – 6ч.


59

-

60

2

Слово о поэтах фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д. Самойлов. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

1. Выучить одно стихотворение наизусть (по выбору).

2. Прочитать «Последние холода» А. А. Лиханова.

А.А. Лиханов. «Последние холода».(прочитать, пересказать, записать героев, проблематика)

05.02-10.02

05.02-10.02




61

-

62

2

А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война

Прочитать «Конь с розовой гривой».

05.02-10.02

12.02-17.02




63

-

64

2

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа

Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору). Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских» слов.

12.02-17.02

12.02-

17.02




65

1

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева „Конь с розовой гривой“»

Вопросы (стр. 106 – 107). Сочинение.

19.02-

24.02




66

-

67

2

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени

Пересказ эпизода (по выбору), вопросы (стр. 147 – 148).

19.02-24.02

19.02-24.02



68

1

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика

Вопросы и задания (стр. 148 – 149).

Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

26.02-03.03




69

-

70

2

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности рассказов Шукшина.

Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Прочитать статьи учебника (стр. 152 – 154), вопросы (стр. 154). Прочитать рассказ «Критики».

Вопросы и задания (стр. 201).

26.02-03.03

26.02-03.03




71

-

72

2

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

Вопросы и задания (стр. 184).

05.03-10.03

05.03-10.03





73.

1

Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Прочитать статью учебника (стр. 186 – 192), сделать рисунки по мотивам стихотворений (по желанию).

05.03-10.03




74

-

76

3

А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению

Выучить одно стихотворение наизусть.

Вопросы 3, 4 (стр. 193).

12.03-17.03

12.03-17.03

12.03-17.03





77

-

78

2


А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения

Вопрос 5 (стр. 193).

19.03-24.03

19.03-24.03




79

-

80

2

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Прочитать «Тринадцатый подвиг Геракла».

19.03-24.03

02.04-07.04




81

-

82

2

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Теме Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.


К мифам

С.176-177, с. 177-183(прочитать, записать героев, знать текст), с.183 вопросы 1,2 письменно(2 вопрос отдельно на листе(на сдачу мини-сообщение))

02.04-07.04

02.04-07.04



83

-

85

3

Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».


2УРОК

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ

«Борьба богов-олимпийцев с титанами», «Олимп», «Пан», «Мидас», «Пандора» и др.


РР «Один из подвигов Геракла»

с.184 ("Обогащаем свою речь" от слов "...прочитать самостоятельно...«Борьба богов-олимпийцев с титанами», «Олимп», «Пан», «Мидас», «Пандора» и др."), из каждого произведения записать героев и сказать, кто он.

К рр 1. Кто такой Геракл. Из-за чего он стал совершать подвиги?

2. Описать подробно выранный подвиг.Рассказать, почему именно он. Ваше отношение.

3. Почему Геракл был любимым героем греков? Увековечение в памятниках.


09.04-14.04

09.04-14.04

09.04-14.04




86

-

87.

1

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Контрольная работа

Вопросы (стр. 214). Прочитать статью учебника о Гомере; прочитать отрывок из «Одиссеи: ответить на вопросы (стр. 248).

От 2 урока Конспект о Геродоте. Прочитать "Легенда об Арионе", пересказать. Письменно ответить на вопрос:чем миф отличается от сказки.

16.04-21.04

16.04-21.04



88


1

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

Прочитать роман «Дон Кихот», вопросы (стр. 251).

16.04-21.04




89

1

Контрольная

работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера

Повторение

24.04-28.04




90

-

91

2

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

Отзыв о романе.

Прочитать статью учебника (стр. 252 – 253), баллады, вопросы (стр. 258).

24-28.04

24-28.04



92

-

93

2

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Прочитать статью учебника (стр. 258 – 260), «Матео Фальконе», вопросы (стр. 277).

1-5.05



94

-

95

2

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

Прочитать «Приключения Гекльберри Финна».

1-5.05



96

-

97

2

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

Характеристика героя (письменно).

1-5.05

8-12.05



98

1

Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

Прочитать статью учебника (стр. 279 – 282), вопросы (стр. 282), «Маленький принц».

8-12.05



99


1

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Вопросы (стр. 299).


8-12.05



100

1

Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

Отзыв о произведении.

15-19.05



101

-

103

3

Обобщение материала по зарубежной литературе.


15-19.05

15-19.05

22-26.05



104

-

105

2

Подведение итогов. Рекомендации на лето


22-26.05

22-26.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!