Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
УТВЕРЖДАЮ
Директор_______ Е.Н. Водянцова |
Приказ №_______ от______2019 |
Рабочая программа
По предмету: «Литературное чтение»
1 класс
АООП НОО с ЗПР (вариант 7.2) в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ
Составитель: Малынова Э.С., учитель начальных классов
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология». «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности обучающихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.
Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
учить элементам выразительного чтения;
учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;
учить использовать формы речевого этикета;
познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;
учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе личного опыта или впечатлений;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
воспитывать интерес к книгам и чтению;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Место предмета в учебном плане
Приведенная примерная рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП продолжительность уроков составляет 40 минут. При определении продолжительности уроков в 1 классе используется ступенчатый режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь, май − по 4 урока по 40 минут каждый).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.
В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:
развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко-буквенный анализ слов;
понимание содержания звучащей речи.
В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:
овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;
определение последовательности событий, понимание прочитанного.
В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:
накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.
В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:
В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:
осознание цели речевого высказывания;
умение задавать вопрос по услышанному произведению;
умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.
В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:
умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;
формирование запаса литературных художественных впечатлений;
понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
Личностные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:
принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);
развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;
кодировать и перекодировать информацию;
осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
слушать собеседника и вести диалог;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;
распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:
в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;
в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
формирование потребности в систематическом чтении;
выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе включает следующие разделы:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух.
Говорение (культура речевого общения). Понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета. Передача содержания прослушанного. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание, повествование).
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников с ЗПР.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, загадки). Сказки.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, установление последовательности событий; создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
Наименование раздела | Количество часов |
Подготовительный этап | 17 |
Букварный период | 106 |
Повторение и закрепление пройденного материала | 9 |
Итого | 132 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, темы | Плановые сроки прохождения тем | Фактические сроки | Примечания |
| Подготовительный этап. | | | |
1 | «Азбука» - первая учебная книга. | 02.09 | | |
2 | Речь устная и письменная. | 03.09 | | |
3 | Речь устная и письменная. | 04.09 | | |
4 | Предложение. | 05.09 | | |
5 | Слово и предложение. | 09.09 | | |
6 | Слово и предложение. | 10.09 | | |
7 | Слово. Слог. | 11.09 | | |
8 | Слово. Слог. | 12.09 | | |
9 | Слог. Ударение. | 16.09 | | |
10 | Слог. Ударение | 17.09 | | |
11 | Звуки в окружающем мире и в речи. | 18.09 | | |
12 | Звуки в окружающем мире и в речи. | 19.09 | | |
13 | Гласные и согласные звуки. | 23.09 | | |
14 | Гласные и согласные звуки. | 24.09 | | |
15 | Слог-слияние. | 25.09 | | |
16 | Слог-слияние. | 26.09 | | |
17 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 30.09 | | |
| Букварный период. | | | |
18 | Гласный звук [а], буква А, а. | 01.10 | | |
19 | Гласный звук [а], буква А, а. | 02.10 | | |
20 | Гласный звук [о], буква О, о. | 03.10 | | |
21 | Гласный звук [о], буква О, о. | 14.10 | | |
22 | Гласный звук [и], буквы И, и. | 15.10 | | |
23 | Гласный звук [и], буквы И, и. | 16.10 | | |
24 | Гласный звук [ы], буква ы. | 17.10 | | |
25 | Гласный звук [ы], буква ы. | 21.10 | | |
26 | Гласный звук [у], буквы У, у. | 22.10 | | |
27 | Гласный звук [у], буквы У, у. | 23.10 | | |
28 | Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. | 24.10 | | |
29 | Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. | 28.10 | | |
30 | Повторение. | 29.10 | | |
31 | Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. | 30.10 | | |
32 | Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с | 31.10 | | |
33 | Чтение слов с изученными буквами. | 04.11 | | |
34 | Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. | 05.11 | | |
35 | Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. | 06.11 | | |
36 | Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. | 07.11 | | |
37 | Повторение и закрепление пройденного материала. | 11.11 | | |
38 | Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. | 12.11 | | |
39 | Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. | 13.11 | | |
40 | Закрепление. Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. | 14.11 | | |
41 | Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. | 25.11 | | |
42 | Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. | 26.11 | | |
43 | Закрепление. Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. | 27.11 | | |
44 | Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. | 28.11 | | |
45 | Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. | 02.12 | | |
46 | Чтение слов с изученными буквами. | 03.12 | | |
47 | Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. | 04.12 | | |
48 | Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. | 05.12 | | |
49 | Звуки [й, э], буквы Е, е. Буква е в начале слова и после гласной. | 09.12 | | |
50 | Звуки [й, э], буквы Е, е. Буква Е, е – показатель мягкости предшествующего согласного. | 10.12 | | |
51 | Повторение. Звуки [й, э], буквы Е, е. Буква Е, е – показатель мягкости предшествующего согласного. | 11.12 | | |
52 | Чтение слов с изученными буквами. | 12.12 | | |
53 | Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. | 16.12 | | |
55 | Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. | 17.12 | | |
56 | Чтение слов с изученными буквами. | 18.12 | | |
57 | Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. | 19.12 | | |
58 | Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. | 23.12 | | |
59 | Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. | 24.12 | | |
60 | Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Сопоставление и сравнение парных звуков [з], [з,], [с], [с,] в слогах и словах. | 25.12 | | |
61 | Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Сопоставление и сравнение парных звуков [з], [з,], [с], [с,] в слогах и словах. | 26.12 | | |
62 | Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. | 09.01 | | |
63 | Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. | 11.01 | | |
64 | Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами. | 13.01 | | |
65 | Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами. | 14.01 | | |
66 | Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. | 15.01 | | |
67 | Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. | 16.01 | | |
68 | Сопоставление слогов и слов с буквами д, т. | 20.01 | | |
69 | Упражнение в чтении слогов, слов, предложений. | 21.01 | | |
70 | Звуки [й, а], буквы Я, я в начале слова и после гласной. | 22.01 | | |
71 | Звуки [й, а], буквы Я, я после мягкого согласного. Многозначные слова. | 23.01 | | |
72 | Звуки [й, а], буквы Я, я после мягкого согласного. Многозначные слова. | 27.01 | | |
73 | Чтение текстов с изученными буквами. | 28.01 | | |
74 | Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. | 29.01 | | |
75 | Сопоставление слогов и слов с буквами г, к. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений. | 30.01 | | |
76 | Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с буквами Г, г. | 03.02 | | |
77 | Согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. | 04.02 | | |
78 | Согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. | 05.02. | | |
79 | Упражнение в чтении слогов, слов с буквами Ч, ч. Многозначные слова. | 06.02 | | |
80 | Буква ь. | 10.02 | | |
81 | Упражнения в чтении слов с буквой ь. | 11.02 | | |
82 | Упражнения в чтении слов с буквой ь. | 12.02 | | |
83 | Чтение текстов с изученными буквами. | 13.02 | | |
84 | Согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 24.02 | | |
85 | Упражнения в чтении слов с буквами Ш, ш. | 25.02 | | |
86 | Упражнения в чтении слов с буквами Ш, ш. | 26.02 | | |
87 | Чтение текстов с изученными буквами. | 27.02 | | |
88 | Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 02.03 | | |
89 | Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 03.03 | | |
90 | Сочетания жи – ши. | 04.03 | | |
91 | Повторение. Сочетания жи – ши. | 05.03 | | |
92 | Звуки [й, о], буквы Ё, ё в начале слова и после гласной. | 09.03 | | |
93 | Звук [, о], буква ё после согласной. | 10.03 | | |
94 | Звук [,о], буква ё после согласной. | 11.03 | | |
95 | Звук [й,], буквы Й, й. Характеристика звука по алгоритму. | 12.03 | | |
96 | Звук [й,], буквы Й, й. Характеристика звука по алгоритму. | 16.03 | | |
97 | Закрепление изученного материала. | 17.03 | | |
98 | Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. | 18.03 | | |
99 | Чтение текстов с буквами Х, х. Обучение чтению по ролям. | 19.03 | | |
100 | Хлеб – всему голова. Главная мысль прочитанных текстов. | 23.03 | | |
101 | Звуки [й, у], буквы Ю, ю. | 24.03 | | |
102 | Звуки [й,у], буквы Ю, ю. Чтение слов, предложений, текстов с буквой ю. | 25.03 | | |
103 | Звуки [й,у], буквы Ю, ю. Чтение слов, предложений, текстов с буквой ю. | 26.03 | | |
104 | Согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 30.03 | | |
105 | Согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 31.03 | | |
106 | Обобщение знаний о звуке [ц], букве Ц. Составление рассказа о цирке. | 01.04 | | |
107 | Звук [э], буквы Э, э. | 02.04 | | |
108 | Звук [э], буквы Э, э. | 13.04 | | |
109 | Чтение текстов с изученными буквами. | 14.04 | | |
110 | Звук [щ,], буквы Щ, щ. | 15.04 | | |
111 | Звук [щ,], буквы Щ, щ. | 16.04 | | |
112 | Сочетания ча –ща, чу – щу. | 20.04 | | |
113 | Чтение слов и предложений с буквами Щ, щ. Загадки про овощи. | 21.04 | | |
114 | Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Сравнение в и ф. | 22.04 | | |
115 | Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. | 23.04 | | |
116 | Чтение текстов с изученными буквами. | 27.04 | | |
117 | Чтение текстов с изученными буквами. | 28.04 | | |
118 | Буквы ь, ъ. | 29.04 | | |
119 | Буквы ь, ъ. | 30.04 | | |
120 | Чтение слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в азбуке. | 04.05 | | |
121 | Чтение слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в азбуке. | 05.05 | | |
122 | Чтение слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в азбуке. | 06.05 | | |
123 | Чтение слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в азбуке. | 07.05 | | |
124 | Чтение слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в азбуке. | 11.05 | | |
| Повторение и закрепление пройденного за год (9 часов). | | | |
125 | Отработка техники чтения. | 12.05 | | |
126 | Повторение и закрепление пройденного материала. | 13.05 | | |
127 | Отработка техники чтения. | 14.05 | | |
128 | Отработка техники чтения. | 18.05 | | |
129 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших произведений. | 19.05 | | |
130 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших произведений. | 20.05 | | |
131 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших произведений. | 21.05 | | |
132 | Повторение изученного за год. | 22.05 | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
От__________2019 г. №_____________
Председатель ШМО
____________________Васьков Г.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Сиваева В.П.
______________2019 г.