Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника Литература: учебник для 7 класса общеобр. учреждений: в 2 ч./авт.-сост. Меркин Г.С.- 2 изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник».
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Кол-во часов | дата | примечание |
план | факт |
1. | Введение.(1ч.) Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. | Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения. | 1 | | | |
Русский фольклор. (2ч.) |
2. | Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | Событие в былине, поэтическая речь, своеобразие характера персонажа. | 1 | | | |
3. | Лирические песни. Лирическое и эпическое начало в песне. | Своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне. | 1 | | | |
Древнерусская литература (1 ч.) | | | |
4. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы. | Мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. | 1 | | | |
Русская литература 18 века. (2 ч.) |
5. | В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». | | 1 | | | |
6. | Элегия «Море» | | 1 | | | |
Русская литература 19 века. – ( 11ч. + 1ч. Р.Р.) |
7. | А.С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» | | 1 | | | |
8. | Любовь к родине, уважение к предкам, человек и природа. | Стихотворения «Два чувства дивно близки нам…», «Туча» | 1 | | | |
9. | Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». | | 1 | | | |
10. | «Песнь о вещем Олеге»:судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина. | Мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. | 1 | | | |
11. | Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. | Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка | 1 | | | |
12. 13. | «Повести Белкина»: «Станционный смотритель», «Метель» | | 2 | | | |
14. | Поэзия пушкинской эпохи. Стихотворения Н.М. Языкова и Е.А. Баратынского. | | 1 | | | |
15. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Три пальмы», «Родина», «Узник», «Утёс». | | 1 | | | |
16. | Н.В. Гоголь. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». | Н.В. Гоголь в Петербурге. Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. | 1 | | | |
17. | Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. | Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла. | 1 | | | |
18. | Р.Р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Шинель» | | 1 | | | |
19. | Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Фонтан», «Цицерон». | «Молчи, скрывайся и таи…», | 1 | | | |
20. | А.А. Фет. Стихотворения «Как беден наш язык!», «Вечер…». | «Сияла ночь. Луной был полон сад…». | 1 | | | |
Поэзия 2-й половины 19 века. (1 ч.) |
21. | Красота родного края в лирике А.К. Толстого и А.Н. Майкова | Стихотворения «Край ты мой, родимый край…», «Нива». | 1 | | | |
22. | Н.А. Некрасов.Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда». | Доля народная — основная тема произведений поэта | 1 | | | |
Проза 19 века. (10ч. + 1ч. Р/Р) |
23. | И.С. Тургенев. Рассказ «Певцы». | Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян. Отношение автора к героям рассказа. | 1 | | | |
24. | Стихотворение в прозе «Нищий». | Тематика; художественное богатство стихотворения. | 1 | | | |
25. 26. | Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. | Образный мир произведения. | 2 | | | |
27. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». | 1 | | | |
28. | Своеобразие сюжета; проблематика сказок. | Труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя. | 1 | | | |
29. | Р.Р. Сочинение по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. | | 1 | | | |
30. | Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (отдельные главы). | | 1 | | | |
31. | Рассказ «Севастополь в декабре месяце». | Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | 1 | | | |
32. | А.П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Жалобная книга», «Смерть чиновника». | | 1 | | | |
33. | Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. | Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. | 1 | | | |
Проза конца 19 – начала 20-х веков. (3ч.) |
34. | М. Горький. Повесть «Детство» (главы по выбору) | | 1 | | | |
35. | «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). | Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла. | 1 | | | |
36. | А.И. Куприн. Рассказы «Чудесный доктор»,«Allez!». | Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея | 1 | | | |
Поэзия конца 19 – начала 20-х веков. (3 ч.) |
37. | И.А. Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер…». К.Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего…» | | 1 | | | |
38. | Лирика А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилёва, М.И. Цветаевой, О.Мандельштама | Стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…», «Капитаны», «Рябину рубили зорькою…», «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…»») | 1 | | | |
39. | В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. | 1 | | | |
Поэзия 20-50-х годов 20 века. (1 ч.) |
40. | Б.Л. Пастернак. «Определение поэзии». Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться!..», «Если жизнь тебя обманет» | Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека. | 1 | | | |
Проза о Великой Отечественной войне. (2 ч.) |
41. | Б.Л. Васильев. Повесть «Летят мои кони» (фрагмент). | | 1 | | | |
42. | Рассказ «Экспонат№…». | Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | 1 | | | |
Проза о детях. (4ч.) |
43. | В.Г. Распутин. Дорога добра в рассказе «Уроки французского». | | 1 | | | |
44. | Воспитание нравственных качеств, художественное восприятие мира. | | 1 | | | |
45. | Ю.П. Казаков. Рассказы «Тихое утро», «Оленьи рога». | Поступки главных героев рассказов. | 1 | | | |
46. | Роль описания природы в раскрытии внутреннего мира героев. | | 1 | | | |
Русская литература 20-х годов. (8ч. + 1ч. Р/Р.) |
47. 48. | М.А. Булгаков. Знакомство с писателем. Повесть «Роковые яйца». Сюжет, герои повести. | | 2 | | | |
49. | А.П. Платонов. Талант мастера и человека в рассказе «В прекрасном и яростном мире» | | 1 | | | |
50. | М.М. Зощенко. Рассказы «Аристократка», «Баня». | | 1 | | | |
51. | Проблематика произведений, герои, особенности стилевой манеры. | | 1 | | | |
52. | А. Т. Твардовский. Стихотворение «В тот день, когда окончилась война…». | | 1 | | | |
53. | Поэма «Василий Тёркин» («Книга про бойца»). | Война, героизм, чувство долга – основные мотивы военной лирики А.Т. Твардовского. | 1 | | | |
54. | В.М. Шукшин. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя. | | 1 | | | |
55. | Р.Р. Сочинение-эссе «Размышляем о прочитанном» | | 1 | | | |
Поэзия 2-й половины 20 века. (1ч.) |
56. | Лирика А.А. Вознесенского, Н.М. Рубцова, А.И. Фатьянова. | Стихотворения «Муромский сруб», «В горнице», «Давно мы дома не были» | 1 | | | |
Проза русской эмиграции. (1ч.) |
57. | И.С. Шмелёв. Рассказ «Русская песня». | Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. | 1 | | | |
Проза и поэзия о подростках и для подростков авторов последних десятилетий. 1ч. |
58. | Д. Сабитова. Книга «Где нет зимы». | Сострадание, понимание, толерантность в мире героев. | 1 | | | |
Литература народов России. (1ч .) |
59. | Лирика Кайсына Кулиева» | | 1 | | | |
Зарубежная литература. (8 ч.) | | | |
60. | Зарубежный фольклор. Народные баллады | «Власть денег», «Робин Гуд и мясник» | 1 | | | |
61. | Гомер. «Одиссея» (фрагменты из поэмы) | | 1 | | | |
62. | Д. Дефо «Робинзон Крузо». Главы из романа. | | 1 | | | |
63. | Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Фрагменты из романа. | | 1 | | | |
64. | Зарубежная проза о детях и подростках. | М. Твен. «Приключения Гекельберри Финна». Главы из романа. | 1 | | | |
65. | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | Добро, справедливость, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. | 1 | | | |
66. | Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы. | Р. Киплинг. Сказка «Отчего у Верблюда горб» | 1 | | | |
67. | Современная зарубежная проза. | КейтДиКамилло. Сказочная повесть «Удивительное путешествие кролика Эдварда» | 1 | | | |
68. | Итоговая контрольная работа за курс 7 класса. | | 1 | | | |
69-70. | Резервные уроки | | 2 | | | |