№ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания |
Жанровое многообразие музыки (17 часов) |
1 | | Классика и современность. Музыка И.С.Баха и 21 век | Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого |
2 | | Современные обработки классических произведений | Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя. |
3 | | Жанровое многообразие музыки | Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки |
4 | | Песня – самый демократичный жанр музыки | Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Роль песни в жизни человека. Значение песни в жизни человека. Мелодия – душа песни. Виды исполнения песен. Строение песни: вступление, отыгрыши, заключение, куплетная форма |
5 | | Патриотическая тема в музыке и эстрадная песня |
6,7 | | Проникновение фольклора в современную музыку | Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи: кантри, фолк-рок, аутентичный фольклор и др. |
8 | | Вокальные жанры и их развитие в музыке разных эпох. | Продолжить знакомство с песенными жанрами: серенада, баллада, ария – и особенностями их развития в разные исторические эпохи. |
9, 10 | | Тема любви – вечная тема в искусстве | Жизненная основа художественных образов. Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната. Соната в тв-ве Бетховена |
Развитие танцевальных жанров в сценической музыке. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль |
11 | | Иоганн Штраус – король вальса | Значение танца в жизни человека. Разнообразие танцев разных времён и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.) Продолжить знакомство с тв-вом Штрауса. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора. |
12 | | Жанр вальса в «серьезной» и «легкой музыке» | Развитие танцевальных жанров в инструментальной музыке. Продолжить знакомство с тв-вом М.Глинки. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора |
13,14 | | Вальс, как музыкальная иллюстрация к литературному произведению | Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки. Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. |
15,16 | | Интонации и ритмы марша | Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры Жанры маршевой музыки. |
17 | | Выдающиеся исполнительские коллективы | Знакомство с тв-вом знаменитых исполнительских коллективов |
Музыкальный стиль (18 часов) |
| | Джаз. Корни и стоки. Симфоджаз | Продолжить знакомство с историей развития джазовой музыки, её истоками (спиричуэл, блюз). творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ в., первооткрыватель симфоджаза. Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие лёгкой и серьёзной музыки в рамках симфоджаза |
| | Рок-опера | Рок-опера. Состав инструментов. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев. |
21,22 | | Авторская песня | Углубленное знакосмство с историей развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни |
23,24 | | Духовная музыка | Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром – хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М. Березовского |
25 | | Обращение композиторов к образцам духовной музыки при создании музыкальных произведений |
26 | | Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке | Характерные признаки музыкального барокко (конец XVI – XVIII в.), его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Особенности стиля барокко. Продолжить знакомство с тв-вом А.Вивальди. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора |
| | Характерные признаки музыкального классицизма | Сонатная форма. «Венская классическая школа». Великие представители классицизма: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, К. Глюк, М. Глинка. Состав симфонического оркестра. Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством |
27 | | «…И музыка, которой нет конца…» Эпоха Романтизма в музыке | Более углубленное знакомство с тв-вом Паганини. Выразительные возможности скрипки, её создатели и современные исполнители. |
28 | | Творческий стиль С.Рахманинова | Продолжить знакомство с жизнью и творчеством С. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере «Рапсодии на тему Паганини». Исполнительские интерпретации |
29,30 | | Историческая хроника А.Пушкина и опера М.Мусоргского «Борис Годунов» | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил. Музыкальные образы оперных героев |
31 | | Всегда современный Чайковский | Образный мир произведений П.Чайковского. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора |
32 | | Мы помним… Мы гордимся… Песни великого подвига | Роль музыки в годы ВОвойны, тематика воинского подвига советского народа; деятели культуры |
33 | | Музыка кинематографа | Роль музыки в кино и на телевидении |
34 | | Традиции и новаторство в тв-ве С.Прокофьева. Стилизация и полистилистика. | Образный мир произведений С. Прокофьева. Своеобразие его творчества, чувство стиля и мир образов композитора. Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Полистилистика в музыке 20-21 вв, как «многоголосие» , диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Стили и направления современной популярной музыки. |
35 | | Обобщающий урок. |