СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 8 класс по учебнику Драгомилов,Маш

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 8 класс по учебнику Драгомилов,Маш»

Тема урока.

Тип урока.

Лаб. раб.

Элементы содержания.

Требования к уровню

подготовки.

Домашнее задание.

Дата.

Глава 1. Организм человека. Общий обзор. (5 ч)

1.

Науки об организме человека.


Урок изучения и закрепления первичных знаний.


Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.

Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.; их значение и использование в собственной жизни.

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.

Объяснить роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

§ 1, стр. 3-9.


2.

Структура тела. Место человека в живой природе.


Урок изучения и закрепления первичных знаний.


Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Сравнивать человека с представителями класса

Млекопитающие и отряда Приматы и делать выводы на основании сравнения.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

§ 2, стр.10-14, табл. 1.


3.

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.


Л/р № 1. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода».


Комбинированный урок.

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть:

  • - органоиды клетки;

  • -процессы жизнедеятельности клетки;

  • -роль ферментов в процессе обмена веществ;

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных и человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

§ 3, стр.15-19, рис. 5,6.


4.

Ткани.


Л/р № 2. «Клетки и ткани под микроскопом».

Комбинированный урок.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Давать определение понятию ткань..

Называть основные группы тканей человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

§ 4, стр. 20-23, рис. 7, 10.


5.

Системы органов в организме. Уровни организации организма.

Нервная и гуморальная регуляция.


Комбинированный урок.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга: чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны.

Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гормональная регуляция. Органы и системы органов.


Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

§ 5, стр.25-30 , рис.11,12.


Рубрика «Проверьте свои знания ».


Глава 2. Опорно-двигательная система. (8 ч)

6.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.


Л/р №3. «Строение костной ткани»

Л/р №4. «Состав костей».


Урок изучения и закрепления новых знаний.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка. Суставная жидкость.

Называть:

  • особенности строения скелета человека;

  • функции ОДС

Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

Устанавливать взаимосвязь:

  • между строением и функциями костей

  • между строением и функциями скелета.

§ 6, стр. 34-40, рис.13,15,16,17.


7.

Скелет головы и туловища.

Комбинированный урок.


Строение и функции опорной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнее - и нижнечелюстная). Скелет туловища. Позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

Устанавливать взаимосвязь:

между строением и функциями скелета.

§ 7, стр.40-44, рис. 18,19,20,23.


8.

Скелет конечностей.




Комбинированный урок.



Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхних

конечностей (плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пясть, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление к прямохождению и трудовой деятельности.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета.

§ 8,стр.45-48, рис.24,25.


9.

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах

костей.


Комбинированный урок.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах ОДС.

Травмы: переломы, вывихи, растяжения связок.

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки.

  • оказания первой помощи при травмах.

§ 9, стр.48-51.


10.


Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

Работа мышц.


Комбинированный урок.


Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы.

Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Раскрывать сущность биологического процесса работы.

Описывать и объяснить результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

§§ 10,11, стр.51-57, рис. 28,29.



11.

Нарушение осанки и плоскостопие.



Комбинированный урок.

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.


Использовать приобретенные знания и умения для:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма

  • соблюдение мер профилактики нарушения осанки.

§ 12, стр. 57-61.



12.

Развитие опорно-двигательной системы.


Комбинированный урок.

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил ЗОЖ. Развитие ОДС: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факты риска – гиподинамия.

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний ОДС.

§13, стр.63-65. Рубрика «Проверьте свои знания».


13.

Контрольная работа.


Урок контроля и оценки знаний.

Оценка знаний по пройденному материалу.

Повторение пройденного материала.


Глава 3. Кровь. Кровообращение. (8 ч.)

14.

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.


Л/р № 5. «Сравнение крови человека с кровью лягушки».


Комбинированный урок.


Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь и ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Называть признаки биологических объектов:

  • составляющие внутренней среды организма

  • составляющие крови (форменные элементы)

  • составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

§ 14, стр.68-73, рис.39,40.


15.

Иммунитет.


Комбинированный урок.



Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный).

Дать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа,инфекционных заболеваний.

§ 15, стр. 72-77.


16.

Тканевая совместимость и переливание крови.


Комбинированный урок.


Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор; Анализировать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

§ 16, стр.77-79.


17.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.


Комбинированный урок.



Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры. Вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения.

Давать определения понятиям аорта, артерии, капилляры, вены.

Назвать:особенности строения организма человека - дыхательной системы.

признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов.

Характеризовать:

сущность биологического

процесса – транспорта

веществ;

работу сердца; взаимосвязь между строением и функциями сердца.

§ 17, стр.79-83, рис. 41-44.


18.

Движение лимфы.



Комбинированный урок.


Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.

Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.

Называть особенности строения организма человека – органы лимфатической системы.

Характеризовать:

  • сущность биологического процесса - транспорта веществ.

  • сущность биологического процесса – лимфообращения.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

§ 18, стр. 84-85.


19.

Движение крови по сосудам.


Комбинированный урок.


Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение АД. АД: верхнее и нижнее. Пульс. ЧСС. Перераспределение крови в организме.

Характеризовать сущность биологического процессов:

  • движение крови по сосудам;

Объяснить роль гормонов в организме.

§ 19, стр.86-89.


20

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.


Комбинированный урок.

Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция.

Характеризовать сущность биологического процессов:

  • регуляция жизнедеятельности организма;

  • автоматизма сердечной мышцы.

§ 20, стр. 91-92.


21.

Предупреждения заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.


Комбинированный урок.

СС заболевания, причины и предупреждения (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. ЧСС. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные привычки.

Виды кровотечений. Приемы оказания первой помощи. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

  • профилактика вредных привычек (курения,алкоголизма,наркомании).

§ 21, 22 стр.93-97.

Рубрика «Проверьте свои знания».


Глава 4. Дыхательная система. (5 ч.)

22.

Значение дыхания. Органы дыхания.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань-орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания( легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость).

Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах органы дыхания.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

§ 23, стр. 101 –103

рис. 52,53.


23.

Строение легких.

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.


Л/р №7. «Дыхательные движения. Модель Дондерса».


Комбинированный урок.

Система органов дыхания ( легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания и транспорт веществ.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

§§ 25, 24,стр.103-107.

рис.54.


24.

Регуляция дыхания.


Комбинированный урок.

Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга). Рефлекторная регуляция дыхания.

Гуморальная регуляция дыхания. Защитный рефлекс (чихание и кашель).

Характеризовать типы и сущность регуляции биологического процесса дыхания.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

§ 26, стр. 108-111.


25.

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.


Комбинированный урок.

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровье. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

Называть заболевания органов дыхания; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек; для оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

§§ 27, 28, стр. 111-121.

Рубрика «Проверьте свои знания».


26.

Контрольная работа.

Оценка знаний по пройденному материалу.

Повторение пройденного материала.


Глава 5. Пищеварительная система. (7 ч.)

27.

Значение и состав пищи.


Комбинированный урок.



Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

§ 29, стр.122.


28.

Органы пищеварения.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы

Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения.

§ 30, стр. 125-128, рис.59,61.


29.

Зубы.


Комбинированный урок.

Зуб, его строение. Резцы. Клыки. Коренные зубы. Выпадающие (молочные) и постоянные зубы. Кариес.

Распознавать и описывать формы и функции различных зубов.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

§ 31, стр. 129-131, рис.62,65.


30.

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.


Л/р №8. «Действие ферментов слюны на крахмал».


Л/р №9. «Действие ферментов желудочного сока на белки».


Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка: желудочный сок, пепсин.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы.

Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы

Характеризовать

  • сущность биологического процесса пищеварения,

  • роль ферментов в пищеварении.

§ 32, стр.131-133.


31.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.


Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы

Роль ферментов в пищеварении.

Переваривание пищи в 12-персной кишке. Ферменты поджелудочной железы, роль печени в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

  • Давать определение понятию фермент.

  • Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы человека.

  • Характеризовать

  • сущность биологического процесса пищеварения,

  • роль ферментов в пищеварении.

§ 33, стр.134-137.


32.

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.


Комбинированный урок.


Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки их влияние на состояние здоровья.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания

  • для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;

  • профилактики вредных привычек;

  • оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

§ 34, стр. 138-141.


33.

Заболевания органов пищеварения.


Комбинированный урок.

Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций. Симптомы аппендицита.

Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; профилактики вредных привычек.

§35,стр.141-143.

Рубрика «Проверьте свои знания».


Глава 6. Обмен веществ и энергии. Витамины. (4 ч.)

34.

Обменные процессы в организме.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен.

Характеризовать

  • сущность обмена веществ и превращение энергии в организме;

  • обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

§ 36, стр.147-148.


35.

Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов.





Комбинированный урок.


Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки.

Давать определение понятиям:

пластический и энергетический обмен.

Характеризовать

  • сущность обмена веществ и превращение энергии в организме;

  • обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

§ 37, стр. 149-152.


36.

Витамины.


Комбинированный урок.



Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А1,В1,С, D. Проявление авитаминозов («куриная слепота», бери – бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они находятся.

Характеризовать роль витаминов в организме.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов.

§ 38, стр.153-156.


37.

Контрольная работа.

Оценка знаний по пройденному материалу.

Повторение пройденного материала.


Глава 7. Мочевыделительная система. (2ч.)

38.

Строение и работа почек.



Комбинированный урок.





Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов выделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма.

Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах органы мочевыделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

§ 39, стр. 157-158, рис.70.


39.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.



Комбинированный урок.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Использовать приобретенные знания для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы.

  • профилактика вредных привычек.

§ 40, стр.159-162.


Глава 8. Кожа. (3 ч.)

40.

Кожа. Строение и значение кожи.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

Называть особенности строения кожи человека, функции кожи.

Называть функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

§ 41, стр.163-164, рис.71.


41.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.


Комбинированный урок.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.


Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

§ 42, стр.165-167.


42.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

Оказание первой помощь при тепловом и солнечном ударах.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и профилактика ранений.

Нарушения кожных покровов и их причины.



Использовать приобретенные знания

  • для соблюдения мер профилактики заболеваний;

  • оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях.

§43, стр. 168-170.


Рубрика

«Проверьте свои знания».


Глава 9. Эндокринная система. (3 ч.)

43.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.


Комбинированный урок.

Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, их строение и функции.

Называть

  • Особенности строения и работы желез эндокринной системы;

  • железы внутренней/внешней секреции;

§§ 44,45, стр. 173, рис.72.


44.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.




Комбинированный урок.

Гормоны. Гормоны гипофиза ( болезни связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза; гормоны щитовидной железы базедова болезнь). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, сахарный диабет). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез.

Знать: роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.


§ 45, стр.174-176.


45.

Контрольная работа.

Оценка знаний по пройденному материалу.

Повторение пройденного материала


Глава 10. Нервная система. (4 ч).

46.

Значение, строение и функционирование нервной системы.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.

Давать определения понятию рефлекс.

Называть:

  • особенности строения нервной системы;

  • принцип деятельности нервной системы;

  • функции нервной системы.

§ 46, стр.178-179,рис.76.


47.

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Нейрогормональная регуляция.


Комбинированный урок.



Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы.

Нейрогормональная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.


Называть

  • отделы нервной системы, их функции;

  • подотделы вегетативной нервной системы, их функции.

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать

  • сущность регуляции жизнедеятельности организма;

  • роль нервной системы и гормонов в организме.

§§ 47, 48стр.181-186, рис.76.


48.

Спинной мозг.


Комбинированный урок.



Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть:

  • особенности строения спинного мозга;

  • функции спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

§ 49, стр.186-189, рис.77,79.


49.

Головной мозг: строение и функции.


Комбинированный урок.



Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Мозжечок. Средний мозг. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть

  • особенности строения и отделы головного мозга;

  • отделы головного мозга;

  • функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

§ 50, стр.190-191, рис.80,81.

Рубрика «Проверьте свои знания».


Глава 11. Органы чувств. Анализаторы. (5 ч.)


50.

Как действуют органы чувств и анализаторы.

Орган зрения и зрительный анализатор.



Комбинированный урок.


Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки. Стекловидное тело. Зрительный нерв и анализатор.

Давать определение понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

  • органы чувств человека;

  • анализаторы;

  • особенности строения органов обоняния, осязания и их анализатор.

  • Особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

§§ 51,52, стр.196-199, рис.82,83.


51.

Заболевания и повреждения глаз.




Комбинированный урок.

Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.



Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

  • воздействие факторов риска на здоровье;

  • влияние собственных поступков на здоровье.

§ 53, стр.201-202, рис.85.


52.

Орган слуха и равновесия.





Комбинированный урок.

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Улитка. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат-орган равновесия.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать:

  • воздействие факторов риска на здоровье;

  • влияние собственных поступков на здоровье.

§ 54, стр. 206-207, рис.88.


53.

Органы осязания, обоняния, вкуса.


Комбинированный урок.


Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Называть особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов.

§ 55, стр.208-210.

Рубрика «Проверьте свои знания».


54.

Контрольная работа.

Оценка знаний по пройденному материалу.

Повторение пройденного материала.


Глава 12. Поведение и психика. (5 ч.)

55.

Врожденные и приобретенные формы поведения.


Комбинированный урок.


Врожденные формы поведения; Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Психология и поведение человека.

Давать определение понятиям: безусловный и условный рефлексы

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать

  • особенности работы головного мозга;

  • сущность регуляции жизнедеятельности организма.

§§ 56,57, стр. 213-217.


56.

Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение.




Комбинированный урок.


Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловный и условный рефлексы, их биологическое значение.

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы и условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

  • особенности работы головного мозга;

  • биологическое значение безусловный и условный рефлексы;

  • сущность регуляции жизнедеятельности организма;

  • значение сна для организма.

§§ 58,59, стр.218-223.


57.

Особенности ВНД. Познавательные процессы.


Комбинированный урок.



Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности и появлений речи и осознанных действий. Особенности мышления, его развитие. Память, виды.

Называть особенности ВНД.

Характеризовать особенности ВНД и поведения человека( речь, память, мышление), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

  • организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков).

§ 60, стр.224-226.


58.

Воля и эмоции.

Внимание.


Комбинированный урок.


Особенности психики человека: осмысленность восприятия, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Эмоции.Воля. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Называть особенности ВНД и поведения.

Характеризовать особенности ВНД и поведения человека речь, память, мышление), их значение.

§ 61, стр.227-231.


59.

Работоспособность. Режим дня.


Комбинированный урок.


Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.

Давать определение понятию утомление.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья.


§ 62,стр. 232-234.

Рубрика «Проверьте свои знания».


Индивидуальное развитие человека. (5 ч.)



60.

Половая система человека.


Комбинированный урок.

Мочеполовая система.Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация.Мужская половая система. Образование сперматозоидов.Гигиена промежности.

Называть особенности строения женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности.

§ 63, стр. 238-241, рис. 93, 94, 95.



61.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.



Комбинированный урок.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем. (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.


Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ - инфекции.

§ 64, стр.241-243.



62.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.




Комбинированный урок.

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ.

Давать определение понятию размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции; профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

§ 65, стр. 244-248, рис. 97,98,99.



63.

О вреде наркогенных веществ.

Личность и ее особенность.


Комбинированный урок

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ.. Вредные и полезные привычки. Влияние наркогенных на здоровье и судьбу человека.

Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, способности.

Объяснить зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Называть психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

§ 66, стр. 249-251.



64.

Контрольная работа.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.



5