Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной образовательной организации формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
№ | Программный материал | Кол-во | Дата | Коррекционная работа по развитию | Словарь. Практическая работа. Форма проведения контроля знаний, умений учащихся | Содержание программного минимума знаний, умений, навыков учащихся |
6 «А» | 6 «Б» |
1 | Введение (3 ч) живая природа: растения, животные, человек. | 1 ч | 5.09 | 4.09 | зрительно- смыслового восприятия | Растения, животные, человек | Знать, что называют природой и что относится к живой природе. |
2 | Растительный мир. Разнообразие растительного мира на нашей планете | 1ч | 6.09 | 5.09 | мыслительной деятельности | Названия растений | Различать растения. |
3 | Среда обитания растений | 1ч | 12.09 | 11.09 | мыслительной деятельности | Среда обитания | Знать простейшую классификацию растений. |
4 | Строение растений | 1ч | 13.09 | 12.09 | мыслительной деятельности | Части растений | Знать части растений. |
5 | Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники и травы | 1ч | 19.09 | 18.09 | мыслительной деятельности (анализ, сравнение) | Названия растений | Различать дикорастущие и культурные растения. |
6 | Лиственные деревья | 1ч | 20.09 | 19.09 | устойчивости внимания, зрительной ориентации | Названия растений | Уметь называть представителей растительного мира. |
7 | Хвойные деревья | 1ч | 26.09 | 25.09 | осмысленного запоминания | Названия растений. | Уметь называть представителей растительного мира. |
8 | Дикорастущие кустарники | 1ч | 27.09 | 26.09 | аналитико-синтетической деятельности | Названия растений. | Уметь называть представителей растительного мира. |
9 | Культурные кустарники | 1ч | 3.10 | 2.10 | мыслительной деятельности | Названия растений. | Уметь называть представителей растительного мира. |
10 | Травы | 1ч | 4.10 | 3.10 | связной речи на основе наблюдений | Названия растений. | Уметь называть представителей растительного мира. |
11 | Декоративные растения | 1ч | 10.10 | 9.10 | прочного запоминания | Названия растений. | Уметь называть представителей растительного мира. |
12 | Лекарственные растения | 1ч | 11.10 | 10.10 | концентрации внимания | Названия растений. | Уметь называть представителей растительного мира. |
13 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями | 1ч | 17.10 | 16.10 | мыслительных процессов: сравнения, анализа | Названия растений. | Уметь называть представителей растительного мира. |
14 | Растительный мир разных районов Земли | 1ч | 18.10 | 17.10 | осмысленного запоминания. | Названия растений. | Уметь называть представителей растительного мира. |
15 | Растения нашей страны | 1ч | 24.10 | 23.10 | целостного восприятия | Названия растений. | Уметь называть представителей растительного мира. |
16 | Растения вашей местности: дикорастущие и культурные | 1ч | 25.10 | 24.10 | связной речи на основе наблюдений | Названия растений. | Уметь называть представителей растительного мира. |
17 | Красная книга России и вашей области (края) | 1ч | 7.11 | 6.11 | связной речи на основе наблюдений | Красная книга Названия растений | Уметь называть представителей растительного мира. |
18 | Животный мир. Разнообразие животного мира | 1ч | 8.11 | 7.11 | прочного запоминания | Названия животных. | Знать простейшую классификацию животных. |
19 | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов | 1ч | 14.11 | 13.11 | мыслительных процессов: сравнения, анализа | Названия животных. | Различать животных суши и водоемов. |
20 | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие | 1ч | 15.11 | 14.11 | прочного запоминания. | Названия животных. | Знать простейшую классификацию животных. |
21 | Насекомые | 1ч | 21.11 | 20.11 | пространственной ориентации | Названия насекомых. | Различать насекомых. |
22 | Бабочки, стрекозы, жуки | 1ч | 22.11 | 21.11 | логического мышления | Названия насекомых. | Различать насекомых. |
23 | Кузнечики, муравьи, пчелы | 1ч | 28.11 | 27.11 | умения устанавливать причинно-следственные связи. | Названия насекомых. | Различать насекомых. |
24 | Рыбы | 1ч | 29.11 | 28.11 | зрительного и слухового восприятия. | Названия рыб. | Знать признаки рыб. |
25 | Морские и речные рыбы | 1ч | 5.12 | 4.12 | устойчивости внимания, зрительной ориентации | Морские и речные рыбы | Знать признаки рыб. |
26 | Земноводные: лягушки, жабы | 1ч | 6.12 | 5.12 | умения работать с опорным текстом учебника | Земноводные | Знать признаки земноводных. |
27 | Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы | 1ч | 12.12 | 11.12 | прочного запоминания | Пресмыкающиеся | Знать признаки пресмыкающихся |
28 | Птицы | 1ч | 13.12 | 12.12 | зрительного восприятия | Названия птиц | Знать простейшую классификацию птиц. |
29 | Ласточки, скворцы, снегири, орлы | 1ч | 19.12 | 18.12 | прочного запоминания | Названия птиц | Знать признаки птиц |
30 | Лебеди, журавли, чайки | 1ч | 20.12 | 19.12 | памяти на основе запоминания | Названия птиц | Знать признаки птиц |
31 | Птица вашего края. Охрана птиц | 1ч | 26.12 | 25.12 | распределения внимания, выделение главного | Названия птиц | |
32 | Млекопитающие | 1ч | 27.12 | 26.12 | памяти на основе запоминания | Млекопитающие | Знать простейшую классификацию |
33 | Млекопитающие суши | 1ч | 16.01 | 15.01 | устойчивости внимания, зрительной ориентации | Млекопитающие суши | Знать простейшую классификацию |
34 | Млекопитающие морей и океанов | 1ч | 17.01 | 16.01 | .прочного запоминания | Млекопитающие морей | Знать простейшую классификацию |
35 | Домашние животные в городе и деревне | 1ч | 23.01 | 22.01 | ориентировки в пространстве | Названия животных | Знать простейшую классификацию |
36 | Сельскохозяйственные животные: лошади | 1ч | 24.01 | 23.01 | умения находить ответы на вопросы в учебнике. | Названия животных | Знать признаки сельскохозяйственных животных |
37 | Сельскохозяйственные животные: коровы | 1ч | 30.01 | 29.01 | прочного запоминания | Названия животных | Знать признаки сельскохозяйственных животных |
38 | Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы | 1ч | 31.01 | 30.01 | умения давать полные ответы на вопросы. | Названия животных | Знать признаки сельскохозяйственных животных |
39 | Домашние птицы: куры, утки, индюки | 1ч | 6.02 | 5.02 | зрительного и слухового восприятия | Названия домашних птиц | Знать признаки сельскохозяйственных животных |
40 | Уход за животными в живом уголке или дома | 1ч | 7.02 | 6.02 | прочного запоминания | | Знать простейшую классификацию |
41 | Аквариумные рыбки | 1ч | 13.02 | 12.02 | зрительного и слухового восприятия | Названия аквариумных рыбок | Знать простейшую классификацию |
42 | Попугаи, канарейки | 1ч | 14.02 | 13.02 | точного запоминания. | | |
43 | Морские свинки, хомяки, черепахи | 1ч | 20.02 | 19.02 | логического мышления. | | |
44 | Домашние кошки | 1ч | 21.02 | 20.02 | логического мышления | | Знать простейшую классификацию |
45 | Собаки | 1ч | 27.02 | 26.02 | зрительно-смыслового восприятия | | Знать простейшую классификацию |
46 | Животные холодных районов | 1ч | 28.02 | 27.02 | умения выделять главное | Названия животных | Знать простейшую классификацию |
47 | Животные умеренного пояса | 1ч | 6.03 | 5.03 | логического мышления | Названия животных | Знать простейшую классификацию |
48 | Животные жарких районов | 1ч | 7.03 | 6.03 | устойчивости внимания и зрительной ориентации. | Названия животных | Знать простейшую классификацию |
49 | Животный мир нашей страны | 1ч | 13.03 | 12.03 | связной речи на основе наблюдений | Названия животных | Знать простейшую классификацию |
50 | Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России | 1ч | 14.03 | 13.03 | зрительно-смыслового восприятия. | Названия животных | Уметь называть представителей животного мира. |
51 | Животные вашей местности. Красная книга области (края) (на примере Московской области) | 1ч | 20.03 | 19.03 | мышления и зрительной ориентации | Названия животных | Уметь называть представителей животного мира. |
52 | Человек. Как устроен наш организм | 1ч | 21.03 | 20.03 | связной речи на основе наблюдений | Названия органов. | Знать части тела и органы |
53 | Как работает наш организм | 1ч | 3.04 | 2.04 | устойчивости внимания, зрительной ориентации | Названия органов. | Знать , как работают органы. |
54 | Здоровый образ жизни человека | 1ч | 4.04 | 3.04 | концентрации внимания. | Режим дня. Закаливание | Знать правила сохранения здоровья человека, правила закаливания. |
55 | Осанка | 1ч | 10.04 | 9.04 | связной речи на основе наблюдений | Осанка, сколиоз | Знать правила сохранения осанки. |
56 | Органы чувств | 1ч | 11.04 | 10.04 | целостного восприятия | Названия органов чувств. | Знать основные органы чувств |
57 | Правила гигиены и охрана органов чувств | 1ч | 17.04 | 16.04 | мыслительной деятельности (анализ, сравнение) | Гигиена | Уметь соблюдать правила элементарной гигиены. |
58 | Здоровое питание | 1ч | 18.04 | 17.04 | умения устанавливать причинно-следственные связи. | Витамины | Уметь соблюдать правила питания. |
59 | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены | 1ч | 24.04 | 23.04 | зрительно-смыслового восприятия. | Названия органов дыхания, никотин. | Уметь соблюдать правила элементарной гигиены. |
60 | Оказание первой медицинской помощи | 1ч | 25.04 | 24.04-30.04 | мыслительной деятельности | Ушиб, порез, ссадина. | Уметь оказывать простейшую медицинскую помощь. |
61 | Профилактика простудных заболеваний | 1ч | 15.05 | 7.05 | целостного восприятия. | | Знать методы профилактики простудных заболеваний |
62 | Специализация врачей | 1ч | 16.05 | 14.05 | | Специализация врачей | Знать простейшую классификацию |
63 | Медицинские учреждения вашего города. Телефон экстренной помощи | 1ч | 22.05 | 15.05 | | | Знать мед.учреждения |
64 | Обобщающий урок. Неживая природа | 1ч | 23.05 | 21.05 | прочного запоминания | | |
65 | Обобщающий урок. Живая природа | 1ч | 29.05 | 22.05 | устойчивости внимания | | |
66 | Повторение пройденного материала | 1ч | 30.05 | 28.05-29.05 | логического мышления, пространственной ориентации | | |