КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8а КЛ. 67 часов, 2 часа в неделю 2018-2019 учебный год
Учебник Биология Авторы:Драгомилов А.Г., Маш Р.Д../Линия Пономаревой И.Н. Издательство: Вентана-Граф
Составитель Толилова Н.А.
№ п/п | Тема урока Введение в науки о человеке -3 часа | Содержание | К/Ч | УУД | Дом. задание | Дата проведения урока |
Пл. | Факт. |
1 | Комплекс наук, изучающих организм человека | Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | 1 | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. Предметные результаты Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе. Уметь характеризовать социальную сущность человека | §1 | 03.09 | |
2 | Научные методы изучения человеческого организма. | Наблюдение, измерение,эксперимент. | | Запись в тетради | 07.09 | |
3 | Место человека в системе животного мира. Сходство и отличия человека и животных. | Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. | 1 | § 2. | 14.09 | |
4 | Общие свойства организма человека -2 часа Клетка-основа строение, жизнедеятельности и развития организмов. Ткани и органы. | Строение, химический состав, жизненные свойства. | | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). Предметные результаты Знать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости. Уметь распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки; сравнивать клетки растений и животных . Распознавать и описывать ткани человека; сравнивать раз-личные ткани человека и устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями | § 3,4 | 17.09 | |
5 | Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Л/Р «Выявление особенностей строения клеток разных тканей» | Организм человека как биосистема. | 1 | §5 | 21.09 | |
6 | Опора и движение – 8 часов Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. | Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. | | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). Предметные результаты Знать особенности строения скелета. Уметь распознавать на таблицах и на модели основные части скелета, устанавлиать взаимосвязь строения и функций костей | §6, тетрадь | 24.09 | |
7 | Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. | Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. | 1 | Запись в тетради | 28.09 | |
8 | Скелет головы и туловища. Л/Р «Выявление особенностей строения позвонков» | | 1 | §7 | 01.10 | |
9 | Скелет конечностей. | | 1 | § 8 | 05.10 | |
10 | Мышцы и их функции. Работа мышц. | | 1 | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной лите-ратурой, логично излагать материал; умение работать с информацией: са-мостоятельно вести поиск источников (справочные изда-ния на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку ин-формации. Личностные: Фор-мирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению Предметные результаты Уметь: распознавать на таблицах основные группы мышц человека; устанавливать взаимосвязь стро-ения и функций мышц | § 10,11 | 08.10 | |
11 | Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Л/Р «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия» | Гиподинамия | 1 | §12. Отчёт о лаб.р. | 12.10 | |
12 | Профилактика травматизма. Обобщение по теме «Опорно-двигательная система» | Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 1 | §9 повторить §6-11 | 15.10 | |
13 | Кровь и кровообращение – 11часов Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость) | Значение постоянства внутренней среды организма. | 1 | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно мо-делировать и про-водить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. Предметные результаты Знать признаки биологических объектов. Уметь: характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы на основе сравнения Знать сущность биологического процесса лимфообразования. Уметь понимать сущность транс-порта веществ. | § 14. До клеток крови | 19.10 | |
14 | Состав крови..Л/Р «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки» | Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты | 1 | § 14, эритроциты отчет о лаб.р. | 22.10 | |
15 | Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. | Свертывание крови. | | §16 | 26.10 | |
16 | Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. | | | Записи в тетради | 09.11 | |
17 | Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. | Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. | 1 | § 14 лейкоциты §15 | 12.11 | |
18 | Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. | | | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку ин-формации. Личностные: Формирование познавательных интересов Знать признаки биологического объекта (сердца), сущность биологического процесса (работы сердца). Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца | §18, 19 | 16.11 | |
19 | Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Л/Р«Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления» | Движение лимфы по сосудам. | 1 | § 17 до строения сердца | 19.11 | |
20 | Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. | Движение лимфы по сосудам. | 1 | Предметные результаты Знать признаки биологического объекта (сердца), сущность биологического процесса (работы сердца). Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь | §17 до строения кр.сосудов | 23.11 | |
21 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. | | | § 20,21 | 26.11 | |
22 | Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.Обобщение по теме «Кровь. Кровообращение» | | 1 | § 22 | 30.11 | |
23 | Дыхание – 4 часа Дыхательная система:состав,строение,функции. | | 1 | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).Предметные результаты Знать особенности строения дыхательной системы. Уметь: распознавать на таблицах, муляжах основные органы дыхательной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания; характеризовать механизм вдоха и выдоха, его значение для жизни человека | § 23 | 03.12 | |
24 | Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. | . | 1 | § 24,25 | 07.12 | |
25 | Регуляция дыхания. . ПР/Р «Измерение жизненной ёмкости лёгких. Дыхательные движения» | Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья | 1 | § 26 | 10.12 | |
26 | Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Обобщение по теме «Дыхательная система» | Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. | 1 | § 27,28 | 14.12 | |
27 | Пищеварение – 6 часов Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: состав, строение, функции. | Ферменты. | 1 | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку ин-формации. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). Уметь: характеризовать сущность процесса питания и пищеварения; распознавать на таблицах и муляжах основные органы пищеварительной системы человека; устанавливать связь между строением и функциями органов пищеварения Уметь: использо-вать приобретён-ные знания для соблюдения мер профилактики вредных привы-чек, оказания пер-вой помощи при отравлении ядо-витыми грибами и растениями, проведения наблюдений за состоянием собственного ор-ганизма | § 29, 30 | 17.12 | |
28 | Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. | Глотание. | 1 | § 31 | 21.12 | |
29 | Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. | Аппетит. | 1 | § 32 | 24.12 | |
30 | Пищеварение в тонком кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. | 1 | § 33 | 11.01 | |
31 | Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.. | Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. | 1 | § 34 повторить §29-33 | 14.01 | |
32 | Профилактика отравлений и гепатитаОбобщение по теме «Пищеварительная система» | | 1 | § 35 | 18.01 | |
33 | Обмен веществ и энергии – 6 часов Обмен веществ и превращение энергии. Обмен органических и неорганических веществ. | Две стороны обмена веществ и энергии. | 1 | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, делать обобщения и выводы). Уметь: использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ | § 36 | 21.01 | |
34 | Энергетический обмен и питание. Нормы питания. | Пищевые рационы. Регуляция обмена веществ. | 1 | § 37 | 25.01 | |
35 | Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. | | 1 | § 38 | 28.01 | |
36 | Покровы тела. | Уход за кожей, волосами, ногтями. | | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, делать обобщения и выводы). Знать: особенности строения кожи, функции кожи. распознавать на таблицах основные части кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. Знать о роли кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Уметь использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, для их профилактики | §41 | 01.02 | |
37 | Поддержание температуры тела. Роль кожи в процессах терморегуляции. | Терморегуляция при разных условиях среды. | | §42 | 04.02 | |
38 | Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | | | §43 | 08.02 | |
39 | Выделение – 2часа Мочевыделительная система: состав, строение, функции. | Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. | | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.Знать: особенности строения выделительной системы; органы мочевыделительной системы. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы Роль различных систем в удалении ненужных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи | §39 | 11.02 | |
40 | Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа» | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. | | §40 | 15.02 | |
41 | Нейрогуморальная регуляция функций организма -7 часов Регуляция функций организма, способы регуляции. | Механизмы регуляции функций. | 1 | Знать: особенности строения и функции нервной системы; определение понятия «рефлекс»; отделы нервной системы и их функции; особенности строения и функции спинного и головногомозга. Уметь давать характеристику роли спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма; характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; объяснять роль нервной; составлять схему рефлекторной дуги системы и гормонов в организме; различать функции соматической и вегетативной нервной системы | §48 | 18.02 | |
42 | Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. | Нервы, нервные волокна и нервные узлы. | 1 | § 47 | 22.02 | |
43 | Спинной мозг.Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. | | 1 | § 49 | 25.02 | |
44 | Головной мозг.Большие полушария головного мозга. Л/Р «Изучение строения головного мозга» | Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. | 1 | § 50 | 01.03 | |
45 | Железы и их классификация. Эндокринная система. | Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. | | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Личностные: Овладение интеллектуальными умениями Знать определение понятия «гормоны»; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте и развитии организма, в поведении | §44 | 04.03 | |
46 | Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. | | | § 45 | 11.03 | |
47 | Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.Обобщение по темам «Нервная система. Эндокринная система.» | | | Записи в тетради | 15.03 | |
48 | Сенсорные системы (анализаторы) – 5 часов Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. | | 1 | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Знать особенности строения органов чувств и анализаторов; заболевания органов зрения и слуха. Уметь распознавать на таблицах их основные час-ТИ, описывать их; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье | § 51 | 18.03 | |
49 | Глаз и зрение. Оптическая система глаза. ПР/Р «Изучение строения и работы органа зрения» | Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки.. | 1 | § 52 | 22.03 | |
50 | Нарушения зрения и их предупреждение | | 1 | § 53 | 01.04 | |
51 | Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. | | 1 | § 54 | 05.04 | |
52 | Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Обобщение по теме «Анализаторы» | Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. | 1 | § 55 | 08.04 | |
53 | Высшая нервная деятельность - 6 часов Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность человека. | РаботыИ.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. | 1 | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. Знать определения основных понятий; особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; | §58 Записи в тетради | 12.04 | |
54 | Безусловные и условные рефлексы, их значение. | Познавательная деятельность мозга. | 1 | § 56 | 15.04 | |
55 | Эмоции, память, мышление, речь. | | | § 61 | 19.04 | |
56 | Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. | | 1 | § 59,62 | 22.04 | |
57 | Особенности психики человека. | Осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. | | Знать: основные виды темперамента; определение терминов «мотив» и «потребность»; значение потребностей в жизни человека. Уметь: характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека | §57,60, 67 | 26.04 | |
58 | Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. | Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | 1 | Записи в тетради | 29.04 | |
59 | Здоровье человека и его охрана -4 часа Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. | 1 | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. Уметь объяснять зависимость собственного здоровья от следования тем или иным привычкам | Записи в тетради | 03.05 | |
60 | Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). | | 1 | §66 Записи в тетради | 06.05 | |
61 | Человек и окружающая среда. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. | Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. | | Записи в тетради | 10.05 | |
62 | Размножение и развитие – 5 часов Половая система: состав, строение, функции. | | 1 | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. Знать особенности строения женской и мужской половых систем; основные виды наследственных и врожденных заболеваний. Уметь: называть отличительные признаки женской и мужской половых систем, объяснять хромосомный механизм развития организма по тому или иному типу; объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | § 63 | 13.05 | |
63 | Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка.Половое созревание. | Роды. | | §65 | 17.05 | |
64 | Наследование признаков у человека.Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | Роль генетических знаний в планировании семьи. | 1 | § 64 до СПИДа | 20.05 | |
65 | Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. | | 1 | § 64 о СПИДе | 24.05 | |
66 | Обобщение по теме «Индивидуальное развитие организма» Контрольная работа. Обобщение знаний по всему курсу. Анализ контр.работы | | 1 | | 27.05 | |
| Систематизировать и обобщить знания по темам курса биологии 8класса. Умение определять цель работы, планировать её выполнение; структурировать учебный материал; сравнивать и делать выводы на основании сравнений. | | | |
67 | ПР/Р «Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье» | | 1 | Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | | 31.05 | |