Пояснительная записка
Рабочая программа предметной области «Окружающий мир» предмета «Человек» для обучающихся второго класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью разраб
Федеральный «Закон об образовании в РФ» от 29.12.12. №273.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (далее – Стандарт) от 19.12.2014.
Характеристика обучающегося класса по возможностям обучения
1-й уровень
Обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются с помощью. Они испытывают некоторые трудности в выполнении заданий. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого. Опосредованное запоминание недоступно.
2-й уровень
Навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. Ориентируются в знакомом пространстве, выполняют простые поручения. Нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез – со значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём. Целенаправленная деятельность развита слабо, интерес к деятельности не устойчивый, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес. Учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции. Собственная речь представлена аграмматичной фразой, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. В обращенной речи понимают простые инструкции.
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы. Исходя из данной дифференциации обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи и направления:
формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
представления о собственном теле;
распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
отнесение себя к определенному полу;
развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
формировать представления о возрастных изменениях;
формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
формировать умения обслуживать себя;
формировать умения следить за своим внешним видом;
формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
развитие собственной активности ребенка;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
развитие планирования и контроля деятельности;
развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общая характеристика учебного предмета:
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья»
Принципы организации учебного процесса
Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.
Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала. Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.
Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание, передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и интеграции в общество.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Методы:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты:
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
Использование доступных жестов для передачи сообщения
Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Основное содержание учебного предмета:
Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.
Представления о собственном теле.
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой).
3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Планируемые результаты коррекционной работы:
Уметь называть своё имя.
Уметь показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы)
Уметь реагировать на своё имя поворотом головы
Уметь говорить о себе от первого лица.
Уметь определять у себя половую принадлежность (девочка, мальчик)
Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука, нога, физические потребности –пить, кушать)
Уметь сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях(проситься в туалет, пить, кушать)
Уметь снимать и одевать нижнее бельё (после посещения туалета)
Иметь представление о процессах и алгоритмах мытья рук
Уметь обслуживать себя(держать ложку, пить из кружки)
Знать атрибуты в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка, раковина)
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:
создавать предпосылки;
будет иметь возможность;
создать условия для формирования (чего либо);
с помощью педагога выполняет действия;
предоставить возможность;
сформировать представление (о чем-либо);
создать условия для формирования представления (о чем-либо).
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Тематическое поурочное планирование 2 класс
(2 вариант)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
1-3 | Я – человек! | 3 | |
4 | Моё имя | 1 | |
5 | Я - мальчик | 1 | |
6 | Я - девочка | 1 | |
7-9 | Все люди разные | 3 | |
10-12 | Светлые и темные (разные национальности) | 3 | |
13-14 | Большой, маленький (разный рост) | 2 | |
15 | Мои руки | 1 | |
16 | Уход за руками | 1 | |
17 | Мои ноги | 1 | |
18 | Уход за ногами | 1 | |
19 | Мой рот и язык | 1 | |
20-21 | Уход за полостью рта | 2 | |
22-23 | Уход за зубами | 2 | |
24 | Повторение пройденного материала | 1 | |
25 | Ванная комната | 1 | |
26 | Атрибуты ванной комнаты | 1 | |
27 | Мытье рук | 1 | |
28 | Мое личное полотенце | 1 | |
29 | Я хочу есть, пить | 1 | |
30-32 | Правильное питание. Овощи и фрукты в жизни человека | 3 | |
33 | Культура поведения в столовой | 1 | |
34-35 | К нам пришли гости, накроем на стол | 2 | |
36 | Режим дня | 1 | |
37 | Правила личной гигиены | 1 | |
38 | Повторение пройденного материала | 1 | |
39-40 | Антропово – мой родной посёлок | 2 | |
41-42 | Моя страна – Россия | 2 | |
43 | Предметы для приема пищи: ложка, тарелка, стакан | 1 | |
44-45 | Предметы для приема пищи: чашка, солонка, сахарница, салфетка, клеёнка | 2 | |
46-47 | Умение различать и называть предметы, нужные для приема пищи | 2 | |
48 | Режим питания | 1 | |
49-50 | Обучение пользования столовыми приборами | 2 | |
51-52 | Дифференциация пищи (узнавание, называние) | 2 | |
53 | Правила поведения при приеме пищи | 1 | |
54 | Повторение пройденного материала | 1 | |
55-56 | Обобщающее понятие «Одежда». Дифференциация одежды для девочки и мальчика | 2 | |
57 | Различие лицевой и изнаночной стороны одежды | 1 | |
58 | Последовательность одевания и раздевания | 1 | |
59 | Выбор одежды по погоде | 1 | |
60-61 | Чистка одежды щеткой. Хранение одежды | 2 | |
62-63 | Закрепление навыков застегивания пуговиц, завязывание шнурков | 2 | |
64 | Повторение пройденного материала | 1 | |
65-66 | Обобщающее понятие «Обувь». Сезонная обувь | 2 | |
67-68 | Распознавание обуви по их функциональному использованию. Упражнение в обувании. | 2 | |
69 | Выбор обуви по погоде | 1 | |
70-71 | Уход за обувью с помощью щетки | 2 | |
72-73 | Повторение пройденного материала | 2 | |
74-75 | Культура поведения на празднике | 2 | |
76-77 | Культура поведения за столом | 2 | |
78-79 | Культура поведения на улице | 2 | |
80-81 | Культура поведения в лесу | 2 | |
82-83 | Культура поведения в транспорте | 2 | |
84-85 | Культура поведения в общественных местах | 2 | |
86 | Повторение пройденного материала | 1 | |
87 | Гигиена тела человека | 1 | |
88-90 | Органы пищеварения | 3 | |
91 | Питание человека | 1 | |
92-93 | Правила питания. Профилактика отравлений | 2 | |
94-95 | Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги | 2 | |
96-97 | Левая и правая половина лица | 2 | |
98 | Отождествление себя в зеркале | 1 | |
99 | Повторение пройденного материала | 1 | |