СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование "Человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование "Человек"»

Пояснительная записка

Рабочая программа предметной области «Окружающий мир» предмета «Человек» для обучающихся второго класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью разраб

  • Федеральный «Закон об образовании в РФ» от 29.12.12. №273.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (далее – Стандарт) от 19.12.2014.





Характеристика обучающегося класса по возможностям обучения

1-й уровень

Обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются с помощью. Они испытывают некоторые трудности в выполнении заданий. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого. Опосредованное запоминание недоступно.

2-й уровень

Навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. Ориентируются в знакомом пространстве, выполняют простые поручения. Нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез – со значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём. Целенаправленная деятельность развита слабо, интерес к деятельности не устойчивый, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес. Учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции. Собственная речь представлена аграмматичной фразой, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. В обращенной речи понимают простые инструкции.

Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы. Исходя из данной дифференциации обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся.



Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.



Задачи и направления:



  • формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

  • представления о собственном теле;

  • распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

  • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

  • отнесение себя к определенному полу;

  • развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

  • формировать представления о возрастных изменениях;

  • формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

  • формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

  • формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

  • формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

  • формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

  • формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

  • формировать умения обслуживать себя;

  • формировать умения следить за своим внешним видом;

  • формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  • развитие собственной активности ребенка;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности;

  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.



Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие реципрокной координации;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.



Общая характеристика учебного предмета:

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья»



Принципы организации учебного процесса



  • Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

  • Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

  • Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

  • Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.

  • Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала. Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.

  • Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание, передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и интеграции в общество.

  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.



Методы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

  • Метод мониторинга;

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.



Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета



Предметные результаты:

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов

  • Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

  • Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

  • Использование доступных жестов для передачи сообщения

  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

  • Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.



Базовые учебные действия:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.





Основное содержание учебного предмета:



  1. Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.

  • Представления о собственном теле.

  • Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

  • Отнесение себя к определенному полу.

  • Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.

  • Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.

  • Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой).

3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.



Планируемые результаты коррекционной работы:

  • Уметь называть своё имя.

  • Уметь показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы)

  • Уметь реагировать на своё имя поворотом головы

  • Уметь говорить о себе от первого лица.

  • Уметь определять у себя половую принадлежность (девочка, мальчик)

  • Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука, нога, физические потребности –пить, кушать)

  • Уметь сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях(проситься в туалет, пить, кушать)

  • Уметь снимать и одевать нижнее бельё (после посещения туалета)

  • Иметь представление о процессах и алгоритмах мытья рук

  • Уметь обслуживать себя(держать ложку, пить из кружки)

  • Знать атрибуты в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка, раковина)

  • При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:

  • создавать предпосылки;

  • будет иметь возможность;

  • создать условия для формирования (чего либо);

  • с помощью педагога выполняет действия;

  • предоставить возможность;

  • сформировать представление (о чем-либо);

  • создать условия для формирования представления (о чем-либо).



Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий



Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.







Тематическое поурочное планирование 2 класс

(2 вариант)





№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

1-3

Я – человек!

3


4

Моё имя

1


5

Я - мальчик

1


6

Я - девочка

1


7-9

Все люди разные

3


10-12

Светлые и темные (разные национальности)

3


13-14

Большой, маленький (разный рост)

2


15

Мои руки

1


16

Уход за руками

1


17

Мои ноги

1


18

Уход за ногами

1


19

Мой рот и язык

1


20-21

Уход за полостью рта

2


22-23

Уход за зубами

2


24

Повторение пройденного материала

1


25

Ванная комната

1


26

Атрибуты ванной комнаты

1


27

Мытье рук

1


28

Мое личное полотенце

1


29

Я хочу есть, пить

1


30-32

Правильное питание. Овощи и фрукты в жизни человека

3


33

Культура поведения в столовой

1


34-35

К нам пришли гости, накроем на стол

2


36

Режим дня

1


37

Правила личной гигиены

1


38

Повторение пройденного материала

1


39-40

Антропово – мой родной посёлок

2


41-42

Моя страна – Россия

2


43

Предметы для приема пищи: ложка, тарелка, стакан

1


44-45

Предметы для приема пищи: чашка, солонка, сахарница, салфетка, клеёнка

2


46-47

Умение различать и называть предметы, нужные для приема пищи

2


48

Режим питания

1


49-50

Обучение пользования столовыми приборами

2


51-52

Дифференциация пищи (узнавание, называние)

2


53

Правила поведения при приеме пищи

1


54

Повторение пройденного материала

1


55-56

Обобщающее понятие «Одежда». Дифференциация одежды для девочки и мальчика

2


57

Различие лицевой и изнаночной стороны одежды

1


58

Последовательность одевания и раздевания

1


59

Выбор одежды по погоде

1


60-61

Чистка одежды щеткой. Хранение одежды

2


62-63

Закрепление навыков застегивания пуговиц, завязывание шнурков

2


64

Повторение пройденного материала

1


65-66

Обобщающее понятие «Обувь». Сезонная обувь

2


67-68

Распознавание обуви по их функциональному использованию. Упражнение в обувании.

2


69

Выбор обуви по погоде

1


70-71

Уход за обувью с помощью щетки

2


72-73

Повторение пройденного материала

2


74-75

Культура поведения на празднике

2


76-77

Культура поведения за столом

2


78-79

Культура поведения на улице

2


80-81

Культура поведения в лесу

2


82-83

Культура поведения в транспорте

2


84-85

Культура поведения в общественных местах

2


86

Повторение пройденного материала

1


87

Гигиена тела человека

1


88-90

Органы пищеварения

3


91

Питание человека

1


92-93

Правила питания. Профилактика отравлений

2


94-95

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги

2


96-97

Левая и правая половина лица

2


98

Отождествление себя в зеркале

1


99

Повторение пройденного материала

1