ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа разработана на основе программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 Гиагинского района в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы А.А.Плешаков, УМК «Школа России», планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
Цель программы:
Формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий.
Задачи программы:
Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ № 11
В учебном плане МБОУ СОШ № 11 на изучение предмета окружающий мир в 3 классе отводится 2 ч в неделю, в год — 68 ч (34 учебные недели), в том числе проведение практических, проверочных работ в виде тестов, экскурсий.
Тематическое планирование учебного материала.
№ | Наименование раздела | Авторская программа | Рабочая программа | В том числе на: |
экскурсии | проверочные работы | практические работы | проектные работы | Региональный компонент |
1 | Как устроен мир | 6 | 6 | 2 | | | 1 | 2 |
2 | Эта удивительная природа | 18 | 18 | 2 | 1 | 6 | 1 | 5 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | 10 | | 1 | 3 | 1 | |
4 | Наша безопасность | 7 | 7 | | 1 | 1 | 1 | |
5 | Чему учит экономика | 12 | 12 | | 1 | 3 | 1 | 6 |
6 | Путешествия по городам и странам | 15 | 15 | | 1 | | | |
| Итого | 68 | 68 | 4 | 5 | 13 | 5 | 13 |
В авторскую программу были внесены изменения. Добавлены часы РОСО.
Содержание рабочей программы
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Природа Адыгеи. Красная книга Адыгеи.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Водоёмы Адыгеи. Растительный мир Адыгеи. Растения занесённые в Красную книгу Адыгеи. Животные Адыгеи. Животные, занесённые в Красную книгу Адыгеи.
Экскурсии: Разнообразие растений,Разнообразие животных Адыгеи
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке. Природные богатства Адыгеи. Растениеводство в Адыгее. Животные Адыгеи. Промышленность Адыгеи.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Республика Адыгея на карте.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:
Обучающиеся получат возможность узнать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ обеспечение
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
3. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
4. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
5. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2012.
6. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2011.
Технические средства обучения. Информационно-коммуникативные средства.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер лазерный.
4. Мультимедийная установка, интерактивная доска.
5. Аудиоцентр.
Календарно – тематическое планирование
по окружающему миру 3 класс
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Д/з | Дата по плану | Дата по факту |
«Как устроен мир» ( 6 часов) |
1 РОСО | Природа. Разнообразие природы и ее ценность для людей. Природа Адыгеи. Экскурсия с.4-9 | 1 | | | |
2 | Человек. Ступеньки познания. с.10-15 | 1 | | | |
3 | Проект «Богатства отданные людям». с.16-17 | 1 | | | |
4 | Общество. Что такое государство? с.18-23 | 1 | | | |
5 | Что такое экология. с.24-28 | 1 | | | |
6 РОСО | Природа в опасности! Красная книга Адыгеи. Экскурсия. С.29-34 | 1 | | | |
«Эта удивительная природа» ( 18 часов) |
7/1 | Тела, вещества, частицы. с.36-40 | 1 | | | |
8/2 | Разнообразие веществ. Практическая работа № 1 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». с.41-45 | 1 | | | |
9/3 | Воздух и его охрана. Практическая работа № 2 «Свойства воздуха». с.46-50 | 1 | | | |
10/4 РОСО | Вода и жизнь. Практическая работа № 3 «Свойства воды». Водоемы Адыгеи. Презентация. с.51-54 | 1 | | | |
11/5 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 4 «Круговорот воды в природе». с.55-58 | 1 | | | |
12/6 | Берегите воду! с.59-63 | 1 | | | |
13/7 | Что такое почва. Практическая работа № 5 «Состав почвы». с.64-68 | 1 | | | |
14/8 | Разнообразие растений. Экскурсия. с.69-73 | 1 | | | |
15/9 | Солнце, растения и мы с вами. с.74-77 | 1 | | | |
16/10 | Размножение и развитие растений. Охрана растений. Практическая работа №6 «Размножение и развитие растений». с.78-86 | 1 | | | |
17/11 РОСО | Растительный мир Адыгеи. Презентация. Экскурсия. | 1 | | | |
18/12 | Разнообразие животных. с.87-93 | 1 | | | |
19/13 | Кто что ест. Цепи питания. с.94-97 | 1 | | | |
20/14 РОСО | Проект «Разнообразие природы родного края». с.98-99 | 1 | | | |
21/15 РОСО | Размножение и развитие животных. Охрана животных. Животные Адыгеи. Презентация. с.100-111 | 1 | | | |
22/16 РОСО | Красная книга Адыгеи, ее значение. | 1 | | | |
23/17 | В царстве грибов. с.112-117 | 1 | | | |
24/18 | Великий круговорот жизни. Проверочная работа №1. с.118-120 | 1 | | | |
«Мы и наше здоровье» ( 10 часов) |
25/1 | Организм человека. Практическая работа №7 «Измеряем рост человека». с.122-125 | 1 | | | |
26/2 | Органы чувств. с.126-129 | 1 | | | |
27/3 | Надежная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». с.130-133 | 1 | | | |
28/4 | Опора тела и движение. с.134-137 | 1 | | | |
29/5 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». с.138-143 | 1 | | | |
30/6 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». с.144-146 | 1 | | | |
31/7 | Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа №2 | 1 | | | |
32/8 | Презентация проектов «Богатства отданные людям»; «Разнообразие природы родного края»; «Школа кулинаров». | 1 | | | |
33/9 | Умей предупреждать болезни. с.147-149 | 1 | | | |
34/10 | Здоровый образ жизни. с.150-153 | 1 | | | |
«Наша безопасность» ( 7 часов) |
35/1 | Огонь, вода и газ. с.4-7 | 1 | | | |
36/2 | Чтобы путь был счастливым. с.8-13 | 1 | | | |
37/3 | Дорожные знаки. с.14-17 | | | | |
38/4 | Проект «Кто нас защищает». с.18-19 | 1 | | | |
39/5 | Опасные места. с.20-24 | 1 | | | |
40/6 | Природа и наша безопасность. Проверочная работа №3. с.25-30 | 1 | | | |
41/7 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». с.31-36 | 1 | | | |
«Чему учит экономка» (12 часов) |
42/1 | Для чего нужна экономика. с.38-41 | | | | |
43/2 | Природные богатства и труд людей -основа экономики. с.42-45 | 1 | | | |
44/3 РОСО | Полезные ископаемые. Практическая работа №11 «Полезные ископаемые». Полезные ископаемые Адыгеи. с.46-50 | 1 | | | |
45/4 РОСО | Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями». Растениеводство в Адыгее. с.51-55 | 1 | | | |
46/5 РОСО | Животноводство- одна из отраслей сельского хозяйства. Животноводство в Адыгее. с.56-59 | 1 | | | |
47/6 РОСО | Какая бывает промышленность. Промышленность Адыгеи. с.60-63 | 1 | | | |
48/7 РОСО | Проект «Экономика родного края». с.64-65 | 1 | | | |
49/8 | Что такое деньги. Практическая работа №13 «Знакомство с различными монетами». с.66-70 | 1 | | | |
50/9 | Государственный бюджет. с.71-74 | 1 | | | |
51/10 | Семейный бюджет. с.75-78 | 1 | | | |
52/11 | Экономика и экология. Проверочная работа №4 с.79-84 | 1 | | | |
53/12 РОСО | Экология родного края. | 1 | | | |
«Путешествие по городам и странам» (17 часов) |
54-55 1-2 | Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич. с.86-89 | 2 | | | |
56-57 3-4 | Золотое кольцо России: Плес, Ярославль, Кострома. с.90-92 | 2 | | | |
58/5 | Золотое кольцо России: Иваново, Суздаль, Владимир. с.93-97 | 1 | | | |
59/6 | Проект «Музей путешествий». с.98-99 | 1 | | | |
60/7 | Наши ближайшие соседи. с.100-107 | 1 | | | |
61/8 | На севере Европы. с.108-117 | 1 | | | |
62/9 | Что такое Бенилюкс. с.118-124 | 1 | | | |
63/10 | В центре Европы. с.125-131 | 1 | | | |
64/11 | Путешествуем по Франции. с.132-137 | 1 | | | |
65/12 | Путешествуем по Великобритании. с.138-141 | 1 | | | |
66/13 | На юге Европы. с.142-48 | 1 | | | |
67/14 | По знаменитым местам мира. с.149-153 | 1 | | | |
68/15 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. | 1 | | | |