СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование элективного курса по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Астрономия – одна из немногих наук, где сохранились до сих пор задачи, в решение которых посильный вклад могут внести обучающиеся.

Широкий интерес молодежи к загадкам Вселенной создает предпосылки для привлечения обучающихся к научным исследованиям.

Астрономия как наука немыслима в отрыве от наблюдений астрономических явлений. В связи с этим наблюдения составляют неотъемлемую часть  элективного курса по астрономии, а наглядность играет особую роль.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование элективного курса по астрономии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа №13 им.С.В.Залетина» г.Щекино Тульской области


РАССМОТРЕНО на ШМО

Протокол №_____от

«____»__________20____г.

Руководитель ШМО

СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР

______________М. А. Киракосян

«___» ____________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ №13 им.С.В.Залетина»

_________________ А.Н. Филатов


«___» ___________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Извечные тайны неба»

на 2017-2018 учебный год


по астрономии



Уровень обучения (класс) среднее (полное) общее образование 11 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Общее количество часов: 18

Количество часов в неделю ___0,5___ Уровень __базовый__

(базовый, профильный)

Учитель ___ Медведева Л.И.

Квалификационная категория ___высшая




г. Щекино




Пояснительная записка

Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных светил и явлений.

Курс по астрономии «Извечные тайны неба» призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представления о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Особую роль при изучении элективного курса играет использование знаний, полученных обучающимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.

Главная задача элективного курса состоит в том, чтобы систематизировать обширные сведения о природе небесных тел, объяснить существующие закономерности и раскрыть физическую сущность наблюдаемых во Вселенной явлений.

Астрономия – одна из немногих наук, где сохранились до сих пор задачи, в решение которых посильный вклад могут внести обучающиеся.

Широкий интерес молодежи к загадкам Вселенной создает предпосылки для привлечения обучающихся к научным исследованиям.

Астрономия как наука немыслима в отрыве от наблюдений астрономических явлений. В связи с этим наблюдения составляют неотъемлемую часть элективного курса по астрономии, а наглядность играет особую роль.

Повышение познавательного интереса обучающихся достигается умелым подбором материала и методикой работы с ним.

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы, наблюдения, проведение семинаров и дискуссий.

Программа элективного курса по астрономии «Извечные тайны неба» рассчитана для обучающихся 11-х классов, интересующихся астрономией и желающих получить первоначальные сведения по астрономии. Курс рассчитан на 18 часов.

Элективный курс по астрономии «Извечные тайны неба» призван дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной, показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной, способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности.


ЦЕЛИ КУРСА:

Сформировать:

  • Диалектический характер мышления;

  • Стремление в приобретении новых знаний и умений;

  • Творческое отношение к порученному делу;

  • Умения самостоятельно работать с информацией, лабораторным оборудованием;

  • Умения вести наблюдения.


ЗАДАЧИ КУРСА:

Развивать:

  • широту кругозора, умение представлять себе в целом картину научных исследований;

  • умение поставить и сформулировать задачу исследований;

  • целеустремленность, практичность, организованность;

  • умение анализировать материал наблюдений и экспериментов;

  • умение выступать с докладом, сообщением, высказывать и аргументировано отстоять свое мнение;

  • умение работать в коллективе.


Учебно-тематический план

п/п


Содержание занятий

Количество часов

всего

теория

задачи

практ.

работы

1

Введение.

1

1

-

-

2

Как изучают Вселенную

3

2

1

-

3

Солнечная система

4

3

-

1

4

Звезды

3

3

-

-

5

Наша Галактика

2

2

-

-

6

Другие галактики

2

2

-

-

7

Жизнь и разум во Вселенной

2

2

-

-

8

Отчеты по проектам

1

-

-

1


ВСЕГО:

18

15

1

2

















Содержание программы

элективного курса по астрономии


1 раздел: Введение. ( 1 час )


  • Над нами звездное небо . Строение Вселенной. История астрономии. Астрономия в эпоху компьютерных технологий.


2 раздел: Как изучают Вселенную.(3 часа)


  • Элементы сферической астрономии. (1 час)

  • Источники информации о Вселенной: (1 час)

  • видимый свет, его волновые свойства, спектр видимого света;

  • невидимое излучение, диапазоны электромагнитных волн;

  • квантовые свойства излучения;

  • космические лучи;

  • метеориты.

  • Методы регистрации и анализа астрономической информации ( 1 час)

    • обзор средств и методов регистрации в зависимости от диапазона;

    • телескопы;

    • астрофотография;

    • спектральный анализ;

    • радиоастрономия;

    • космические исследования;

    • роль теоретических исследований.


3 раздел: Солнечная система. (4 часа)


  • Общая характеристика Солнечной системы. Земля – планета. Луна. Планеты земной группы.

  • Планеты гиганты. Малые тела Солнечной системы. Межпланетная среда.

  • Солнце. Происхождение Солнечной системы.

  • Законы Кеплера. Изготовление солнечных часов.


4 раздел: Звезды . (3 часа)

  • Звездные каталоги. Собственное движение. Лучевая скорость.

  • Годичный параллакс и другие методы определения расстояний до звезд. Абсолютная звездная величина и светимость.

  • Спектры звезд. Эволюция звезд. Двойные звезды. Физические переменные звезды.


5 раздел: Наша Галактика. (2 часа)


  • Ранние представления о Галактике. Состав Галактики. Форма, размеры, вращение. Межзвездная среда. Типы звездного скопления.

  • Скопления. Спиральная структура. Галактики. Звездообразования.


6 раздел: Другие галактики. (2 часа)


  • Открытие галактик. Ближайшие галактики, их типы. Классификация галактик. Физические характеристики и системы галактик.

  • Эволюция Вселенной и происхождение галактик. Активные галактики, квазары.


7 раздел: Жизнь и разум во Вселенной. (2 часа)


  • Эволюция жизни на Земле. Поиски жизни на планетах. Планеты у других звезд. Межзвездные перелеты.

  • Глобальные проблемы человечества. Следы «пришельцев» на Земле. Межзвездная связь.

8 раздел : Отчеты по проектам (1 час)






Календарно – тематическое планирование

урока

учебная

неделя

Наименование разделов и

тем уроков

Всего часов

Из них

примечание

Лабораторные /практические работы

Контроль знаний

Введение (1 ч)

1

17 неделя

Над нами звездное небо. Строение Вселенной. История астрономии. Астрономия в эпоху компьютерных технологий.

1




Как изучают Вселенную (3 ч)

2

18 неделя

Элементы сферической астрономии

1




3

19 неделя

Источники информации о Вселенной

1




4

20 неделя

Методы регистрации и анализа астрономической информации

1




Солнечная система (4 ч)

5

21 неделя

Общая характеристика Солнечной системы. Земля – планета. Луна. Планеты земной группы.

1




6

22 неделя

Планеты гиганты. Малые тела Солнечной системы. Межпланетная среда.

1




7

23 неделя

Солнце. Происхождение Солнечной системы.

1




8

24 неделя

Законы Кеплера. Изготовление Солнечных часов.

1

1



Звезды (3 ч)

9

25 неделя

Звездные каталоги. Собственное движение. Лучевая скорость.

1




10

26 неделя

Годичный параллакс и другие методы определения расстояния до звезд. Абсолютная звездная величина и светимость.

1




11

27 неделя

Спектры звезд. Эволюция звезд. Двойные звезды. Физические переменные звезды.

1




Наша Галактика (2 ч)

12

28 неделя

Ранние представления о Галактике. Состав Галактики. Форма, размеры, вращение. Межзвездная среда. Типы звездного скопления.

1




13

29 неделя

Скопления. Спиральная структура. Галактики. Звездообразования.

1




Другие галактики (2 ч)

14

30 неделя

Открытие галактик. Ближайшие галактики, их типы. Классификация галактик. Физические характеристики и системы галактик.

1




15

31 неделя

Эволюция Вселенной и происхождение галактик. Активные галактики, квазары.

1




Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

16

32 неделя

Эволюция жизни на Земле. Поиски жизни на планетах. Планеты у других звезд. Межзвездные перелеты.

1




17

33 неделя

Глобальные проблемы человечества. Следы «пришельцев» на Земле. Межзвездная связь.

1




18

34 неделя

Отчет по проектам

1






Оценка результатов:


Учащийся должен знать:

  • устройство и назначение телескопа;

  • принцип определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям;

  • основные понятия сферической и практической астрономии;

  • основные фактические данные о Солнечной системе;

  • способы определения расстояний до небесных тел;

  • основные характеристики звезд в сравнении с Солнцем;

  • способы определения расстояний и размеров звезд;

  • основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;

  • основные типы галактик, различия между ними;

  • примерные значения следующих величин: расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, ее размеры, межгалактические расстояния.

Учащийся должен уметь:

  • использовать подвижную звездную карту для определения координат звезд;

  • применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет;

  • решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу;

  • применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы звезд;

  • использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения научной картины мира.

Литература для учащихся:


    1. Горьков В., Авдеев Ю. Космическая азбука. – Мн., Юнацтава, 1988 г.

    2. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – М., Педагогика, 1981 г.

    3. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия: Учебник для 10 класса средней школы. – М., Просвещение, 1988 г.

    4. Левитан Е.П. Астрономия: Учебник для 11 класса средней школы. – М., Просвещение, 2000 г.



Литература для учителя:


  1. Пшеничнер Б.Г., Войнов С.С. Внеурочная работа по астрономии. – М., Просвещение, 1989 г.

  2. Воронцов-Вельяминов Б.А. Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1985 г.

  3. Бакулин П.И., Кононович Э.В.,Мороз В.И. Курс общей астрономии. – М., Наука, 1983 г.

  4. Климишин И.А. Астрономия наших дней. – М., Наука, 1980 г.

  5. Субботин Г.П. Сборник задач по астрономии. – М., Аквариум, 1997 г.

  6. Гусев Е.Б. Сборник вопросов и качественных задач по астрономии. – М., Просвещение, 2002 г.