МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа №13 им.С.В.Залетина» г.Щекино Тульской области
РАССМОТРЕНО на ШМО Протокол №_____от «____»__________20____г. Руководитель ШМО | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______________М. А. Киракосян «___» ____________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СШ №13 им.С.В.Залетина» _________________ А.Н. Филатов «___» ___________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Извечные тайны неба»
на 2017-2018 учебный год
по астрономии
Уровень обучения (класс) среднее (полное) общее образование 11 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Общее количество часов: 18
Количество часов в неделю ___0,5___ Уровень __базовый__
(базовый, профильный)
Учитель ___ Медведева Л.И.
Квалификационная категория ___высшая
г. Щекино
Пояснительная записка
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных светил и явлений.
Курс по астрономии «Извечные тайны неба» призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представления о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении элективного курса играет использование знаний, полученных обучающимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Главная задача элективного курса состоит в том, чтобы систематизировать обширные сведения о природе небесных тел, объяснить существующие закономерности и раскрыть физическую сущность наблюдаемых во Вселенной явлений.
Астрономия – одна из немногих наук, где сохранились до сих пор задачи, в решение которых посильный вклад могут внести обучающиеся.
Широкий интерес молодежи к загадкам Вселенной создает предпосылки для привлечения обучающихся к научным исследованиям.
Астрономия как наука немыслима в отрыве от наблюдений астрономических явлений. В связи с этим наблюдения составляют неотъемлемую часть элективного курса по астрономии, а наглядность играет особую роль.
Повышение познавательного интереса обучающихся достигается умелым подбором материала и методикой работы с ним.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы, наблюдения, проведение семинаров и дискуссий.
Программа элективного курса по астрономии «Извечные тайны неба» рассчитана для обучающихся 11-х классов, интересующихся астрономией и желающих получить первоначальные сведения по астрономии. Курс рассчитан на 18 часов.
Элективный курс по астрономии «Извечные тайны неба» призван дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной, показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной, способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности.
ЦЕЛИ КУРСА:
Сформировать:
Диалектический характер мышления;
Стремление в приобретении новых знаний и умений;
Творческое отношение к порученному делу;
Умения самостоятельно работать с информацией, лабораторным оборудованием;
Умения вести наблюдения.
ЗАДАЧИ КУРСА:
Развивать:
широту кругозора, умение представлять себе в целом картину научных исследований;
умение поставить и сформулировать задачу исследований;
целеустремленность, практичность, организованность;
умение анализировать материал наблюдений и экспериментов;
умение выступать с докладом, сообщением, высказывать и аргументировано отстоять свое мнение;
умение работать в коллективе.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание занятий | Количество часов |
всего | теория | задачи | практ. работы |
1 | Введение. | 1 | 1 | - | - |
2 | Как изучают Вселенную | 3 | 2 | 1 | - |
3 | Солнечная система | 4 | 3 | - | 1 |
4 | Звезды | 3 | 3 | - | - |
5 | Наша Галактика | 2 | 2 | - | - |
6 | Другие галактики | 2 | 2 | - | - |
7 | Жизнь и разум во Вселенной | 2 | 2 | - | - |
8 | Отчеты по проектам | 1 | - | - | 1 |
| ВСЕГО: | 18 | 15 | 1 | 2 |
Содержание программы
элективного курса по астрономии
1 раздел: Введение. ( 1 час )
Над нами звездное небо . Строение Вселенной. История астрономии. Астрономия в эпоху компьютерных технологий.
2 раздел: Как изучают Вселенную.(3 часа)
Элементы сферической астрономии. (1 час)
Источники информации о Вселенной: (1 час)
видимый свет, его волновые свойства, спектр видимого света;
невидимое излучение, диапазоны электромагнитных волн;
квантовые свойства излучения;
космические лучи;
метеориты.
обзор средств и методов регистрации в зависимости от диапазона;
телескопы;
астрофотография;
спектральный анализ;
радиоастрономия;
космические исследования;
роль теоретических исследований.
3 раздел: Солнечная система. (4 часа)
Общая характеристика Солнечной системы. Земля – планета. Луна. Планеты земной группы.
Планеты гиганты. Малые тела Солнечной системы. Межпланетная среда.
Солнце. Происхождение Солнечной системы.
Законы Кеплера. Изготовление солнечных часов.
4 раздел: Звезды . (3 часа)
Звездные каталоги. Собственное движение. Лучевая скорость.
Годичный параллакс и другие методы определения расстояний до звезд. Абсолютная звездная величина и светимость.
Спектры звезд. Эволюция звезд. Двойные звезды. Физические переменные звезды.
5 раздел: Наша Галактика. (2 часа)
Ранние представления о Галактике. Состав Галактики. Форма, размеры, вращение. Межзвездная среда. Типы звездного скопления.
Скопления. Спиральная структура. Галактики. Звездообразования.
6 раздел: Другие галактики. (2 часа)
Открытие галактик. Ближайшие галактики, их типы. Классификация галактик. Физические характеристики и системы галактик.
Эволюция Вселенной и происхождение галактик. Активные галактики, квазары.
7 раздел: Жизнь и разум во Вселенной. (2 часа)
Эволюция жизни на Земле. Поиски жизни на планетах. Планеты у других звезд. Межзвездные перелеты.
Глобальные проблемы человечества. Следы «пришельцев» на Земле. Межзвездная связь.
8 раздел : Отчеты по проектам (1 час)
Календарно – тематическое планирование
№ урока | учебная неделя | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Из них | примечание |
Лабораторные /практические работы | Контроль знаний |
Введение (1 ч) |
1 | 17 неделя | Над нами звездное небо. Строение Вселенной. История астрономии. Астрономия в эпоху компьютерных технологий. | 1 | | | |
Как изучают Вселенную (3 ч) |
2 | 18 неделя | Элементы сферической астрономии | 1 | | | |
3 | 19 неделя | Источники информации о Вселенной | 1 | | | |
4 | 20 неделя | Методы регистрации и анализа астрономической информации | 1 | | | |
Солнечная система (4 ч) |
5 | 21 неделя | Общая характеристика Солнечной системы. Земля – планета. Луна. Планеты земной группы. | 1 | | | |
6 | 22 неделя | Планеты гиганты. Малые тела Солнечной системы. Межпланетная среда. | 1 | | | |
7 | 23 неделя | Солнце. Происхождение Солнечной системы. | 1 | | | |
8 | 24 неделя | Законы Кеплера. Изготовление Солнечных часов. | 1 | 1 | | |
Звезды (3 ч) |
9 | 25 неделя | Звездные каталоги. Собственное движение. Лучевая скорость. | 1 | | | |
10 | 26 неделя | Годичный параллакс и другие методы определения расстояния до звезд. Абсолютная звездная величина и светимость. | 1 | | | |
11 | 27 неделя | Спектры звезд. Эволюция звезд. Двойные звезды. Физические переменные звезды. | 1 | | | |
Наша Галактика (2 ч) |
12 | 28 неделя | Ранние представления о Галактике. Состав Галактики. Форма, размеры, вращение. Межзвездная среда. Типы звездного скопления. | 1 | | | |
13 | 29 неделя | Скопления. Спиральная структура. Галактики. Звездообразования. | 1 | | | |
Другие галактики (2 ч) |
14 | 30 неделя | Открытие галактик. Ближайшие галактики, их типы. Классификация галактик. Физические характеристики и системы галактик. | 1 | | | |
15 | 31 неделя | Эволюция Вселенной и происхождение галактик. Активные галактики, квазары. | 1 | | | |
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) |
16 | 32 неделя | Эволюция жизни на Земле. Поиски жизни на планетах. Планеты у других звезд. Межзвездные перелеты. | 1 | | | |
17 | 33 неделя | Глобальные проблемы человечества. Следы «пришельцев» на Земле. Межзвездная связь. | 1 | | | |
18 | 34 неделя | Отчет по проектам | 1 | | | |
Оценка результатов:
Учащийся должен знать:
устройство и назначение телескопа;
принцип определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям;
основные понятия сферической и практической астрономии;
основные фактические данные о Солнечной системе;
способы определения расстояний до небесных тел;
основные характеристики звезд в сравнении с Солнцем;
способы определения расстояний и размеров звезд;
основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;
основные типы галактик, различия между ними;
примерные значения следующих величин: расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, ее размеры, межгалактические расстояния.
Учащийся должен уметь:
использовать подвижную звездную карту для определения координат звезд;
применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет;
решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу;
применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы звезд;
использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения научной картины мира.
Литература для учащихся:
Горьков В., Авдеев Ю. Космическая азбука. – Мн., Юнацтава, 1988 г.
Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – М., Педагогика, 1981 г.
Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия: Учебник для 10 класса средней школы. – М., Просвещение, 1988 г.
Левитан Е.П. Астрономия: Учебник для 11 класса средней школы. – М., Просвещение, 2000 г.
Литература для учителя:
Пшеничнер Б.Г., Войнов С.С. Внеурочная работа по астрономии. – М., Просвещение, 1989 г.
Воронцов-Вельяминов Б.А. Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1985 г.
Бакулин П.И., Кононович Э.В.,Мороз В.И. Курс общей астрономии. – М., Наука, 1983 г.
Климишин И.А. Астрономия наших дней. – М., Наука, 1980 г.
Субботин Г.П. Сборник задач по астрономии. – М., Аквариум, 1997 г.
Гусев Е.Б. Сборник вопросов и качественных задач по астрономии. – М., Просвещение, 2002 г.