№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание курса | Планируемые результаты | Примечание |
Предметные | Личностные | Метапредметные |
« Искусство в жизни современного человека» (3ч.) |
1/1 | | Искусство вокруг нас. | Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления. Обычаи, обряды, быт, религиозные традиции, культура. Наскальная живопись. Декоративно-прикладное искусство.Стиль. | Понимать классификацию видов искусства; Образно воспринимать произведение в единстве его содержания и формы и выражать свое отношение к ним. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства | П: Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. К: Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, | |
2/2 | | Художественный образ – стиль – язык. | Знать основные закономерности искусства; особенности средств художественной выразительности, языка разных видов искусства. Создавать отзыв о спектакле, выставке, концерта, передач, фильмов, книг. | Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | П: Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью; Умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Р: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. К: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.; Умение строить речевое высказывание соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, последовательность и др.) | |
3/3 | | Наука и искусство. | Уметь разбираться в соотношении научного и художественного творчества; характеризовать многообразие форм худ. воплощения мира; Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и худ. культуры на примерах произведений различных видов искусства | |
« Искусство открывает новые грани мира» (7ч.) |
4/1 | | Искусство рассказывает о красоте Земли. Пейзаж. | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников. Произведения русских и зарубежных мастеров. Скульптура, живопись, графика. Автопортрет. Музыкальный и поэтический фольклор. Русские народные сказки, предания, былины. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. Натюрморт, жанровые картины. Средства искусства. | Различать виды и жанры искусства (пейзаж); Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства; Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями; Анализировать средства изображения пейзажа в текстах, музыке и живописи; составлять музыкально-литературные композиции, презентации «Пейзаж в литературе, музыке, живописи» и обосновывать выбор худ. произведений. | Формирование развитого эстетического чувства, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни. | П: Формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью; умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; построение логической цепи рассуждений; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. К: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя. | |
5/2 | | Зримая музыка. Ч | |
6/3 | | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | Различать виды и жанры искусства (портрет); Сопоставлять языки различных направлений портретной живописи и определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции; Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историко-культурной ретроспективе. Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи; аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений. | Умение вести диалог, аргументировать свою позицию; Формирование развитого эстетического чувства, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни. | |
7/4 | | Как начиналась галерея. НРЭО | |
8/5 | | Музыкальный портрет. | Сопоставлять языки различных направлений портретной живописи и определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции; Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи; Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений; Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях искусства. | |
9/6 | | Портрет композитора в литературе и кино. | |
10/7 | | Обобщение изученного материала по теме: «Многообразие материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства». | Обобщение накопленного жизненно-образного художественного опыта учащихся, закрепление знаний об основных видах и понятиях искусства. | Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примерах произведений различных видов искусства. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства. | П: Сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств. Р: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; К: Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
« Искусство как универсальный способ общения» (7 ч.) |
11/1 | | Мир в зеркале искусства. | Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты разных народов). Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Архитектура. Литература. Метафоры, аллегории, мозаика, эпос, драма. | Определять роль и значение искусства в жизни человека и общества и уметь рассуждать о них; Воспринимать произведения разных видов искусства; Интерпретировать содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового искусства с позиции их эстетической и нравственной ценности. | Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | П: Умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; - умение осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование); -установление причинно-следственных связей, выведение следствий. Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. К: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя. | |
12/2 | | Роль искусства в сближении народов. НРЭО | Анализировать особенности языка и соотносить их с эпохой; «Считывать» информацию, заключенную в памятниках культуры. находить информацию о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности; Создавать свой вариант афиш конкурса или фестиваля. | Осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, родного края. | |
13/3 | | Как происходит передача сообщения в искусстве? | Понимать термины: сонет и переводчик. Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста) выявлять стилистические особенности художественного перевода; | Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | |
14/4 | | Знаки и символы искусства. | Знать понятия: Знаки, символы, натюрморт. Различать и раскрывать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы) и смысл худ. образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля; Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов - дороги, солнца, огня и др. | | |
15/5 | | Художественные послания предков. НРЭО | Различать понятия: Миф, ритуал, обряд. Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности; анализировать синтетический характер образов кино, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма. | Уважение к истории, культурным и историческим памятникам Южного Урала. | |
16/6 | | Музыкально-поэтическая символика огня. | Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | |
17/7 | | Обобщение изученного материала по теме: «Искусство как универсальный способ общения» | Обобщение накопленного жизненно-образного художественного опыта учащихся, закрепление знаний об основных понятиях и направлениях искусства. | Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примерах произведений различных видов искусства. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства. | П: Сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств. Р: Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; К: Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
«Красота в искусстве и жизни» (11ч.) |
18/1 | | Что есть красота. | Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.Поэтизация обыденности. Красота и польза. Жанр и стиль. Эстетическое переживание. Эпоха. Поэтизация обыденности. Скульптурный и живописный портреты, икона. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия. Красота и правда в музыкальных произведениях различных Жанров и стилей. Интерпретация. Портрет в литературе, фотографии. Реализм и абстракция; коллаж. | Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства; объяснять их отличие друг от друга; понимать общее и особенное в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства. | Формирование развитого эстетического чувства, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни. | П: Умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; Умение осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование); Установление причинно-следственных связей, выведение следствий. Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Сравнивать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Синтез как составление целого из частей, Подведение под понятие; К: Умение строить речевое высказывание (устное и письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, последовательность и др.) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). | |
19/2 | | Откровенье вечной красоты. | Различать жанры искусства и их роль в жизни человека; Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведения; Различать истинные и ложные ценности; | |
20/3 | | Застывшая музыка. НРЭО | Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях мира, России и Южного Урала; | Осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, родного края. | |
21/4 | | Законы красоты. | Знать понятия: гармония, композиция, ритм, пропорция, симметрия. устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы; понимать значение символов культуры; знать специфические особенности языка; выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных подбирать муз. произведения, соответствующие времени. | Формирование развитого эстетического чувства, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни. | |
22/5 | | Гармония. Ритм. Симметрия. | |
23/6 | | Художественные промыслы Урала. НРЭО | Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор. | Осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, родного края. | П: Умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; Умение осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование); Установление причинно-следственных связей, выведение следствий. Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Сравнивать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Синтез как составление целого из частей, Подведение под понятие; К: Умение строить речевое высказывание (устное и письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, последовательность и др.) | |
24/7 | | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества; анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведений. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени; сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений; раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения. | Формирование развитого эстетического чувства, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни. | |
25/8 | | Радость и красота созидания. | |
26/9 | | Как соотносятся красота и польза. | Различать истинные и ложные ценности; понимать самоценность различных явлений; наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения); понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности. | |
27/10 | | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. | Обсуждать содержание и выразительные средства художественного произведения; раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения; размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы. | |
28/11 | | Обобщение изученного материала по теме: «Красота в искусстве и жизни». | Обобщение накопленного жизненно-образного художественного опыта учащихся, закрепление знаний об основных понятиях искусства. | Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примерах произведений различных видов искусства. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства. | П: Сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств. Р: Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; К: Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
«Прекрасное пробуждает доброе» (7 ч.) |
29/1 | | Преобразующая сила искусства. | Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Функции искусства. Истина, добро, красота. Героические образы в литературе, музыке, живописи. Вокальная, инструментальная музыка. Сюжет, мораль, образ. Народные сказки и предания в музыке.Песенное творчество. Народнве сказки, мифы, легенды в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино. Синтез искусств. | Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства; Устанавливать ассоциативные связей между произведениями разных видов искусств; Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы. Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. | Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | П: Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концептуальный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей, извлекать необходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию) выдвижение гипотез и их обоснование. Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Сравнивать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Синтез как составление целого из частей: Формулирование познавательной цели; Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью; Умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных. К: Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра) Умение формулировать вопрос. | |
30/2 | | Героический пафос в монументальной скульптуре. НРЭО | Уважение к истории, культурным и историческим памятникам Южного Урала. | |
31/3 | | Героические и лирические образы в музыкальных произведениях. | Формирование основ гражданской идентичности личности. | |
32/4 | | Различные образы в произведениях уральских мастеров. НРЭО | Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа Урала и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор. | Осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, родного края. | |
33/5 | | Поэтика и народная мораль в сказах Бажова. НРЭО | |
34/6 | | Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. | Сопоставлять способы изображения персонажей в разных видах и жанрах искусства; Выявлять сходства и различия; Составлять, корректировать рецензию на фильм; Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочной и внешкольных занятиях; | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности. | |
35/7 | | Исследовательский проект «Пола чудес могучая природа» | Темы:: 1) «Пола чудес могучая природа». 2) Весенняя сказка «Снегурочка» | Осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии; Использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации творческой работы. | Реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов. | П: Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Р: Мобилизация сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. К: Использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности. | |
« Воздействующая сила искусства» 9ч. |
36/1 | | Искусство и власть. | Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Виды искусства. Живопись, плакаты, песни о ВО войне. Музыка к к/ф. Реклама и настенная живопись, амулеты, языческие идолы. Авторская песня, рок-музыка, джаз. Экранизация опер, балетов, мюзиклов, к/ф 40-50-х гг. Рекламные видеоклипы. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников. Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Муз. жанры (вокально-хоровой, инструментально-симфонический). Виды храмов. Духовная музыка. Храмы г.Челябинска. | Сопоставлять художественные образы, символизирующих власть; Выявлять сходства и различия этих образов, называть общие (типические) черты; Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств; Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением; Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств; Анализировать худ произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусства; Оценивать произведения разных видов искусства с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. | Внутренняя мотивация учения; Формирование основ гражданской идентичности личности. | П: Формулирование познавательной цели; Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью; Умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; Построение логической цепи рассуждений; Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концептуальный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей; - извлекать необходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию). К: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя. | |
37/2 | | Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. | Развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни. | |
38/3 | | Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства. | |
39/4 | | Какими средствами воздействует искусство? | Знать понятия: Сюжет, композиция, фактура, содержание, ритм пропорции, форма. Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе; Передавать графически композиционное построение картины; Выявлять особенности построения музыки (формы); Сопоставлять композиции произведений изобразительного и музыкального искусства; Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох. | Формирование основ гражданской идентичности личности; Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства. | |
40/5 | | Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии. | |
41/6 | | Храмовый синтез искусств. НРЭО | Понимать термин: храм Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств; Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений; Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии; соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.; Формировать эстетический кругозор родного края. | Уважение к истории, культурным и историческим памятникам Южного Урала; Осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа; | |
42/7 | | Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. НРЭО | |
43/8 | | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | Понимать термины: Театр, кино, мюзикл, рок-опера,балет. Определять роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении; Подбирать и анализировать различные худ. произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства. | |
44/9 | | Обобщение изученного материала по теме: «Воздействующая сила искусства». | Обобщение накопленного жизненно-образного опыта учащихся, закрепление знаний об основных понятиях и направлениях искусства. | Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примерах произведений различных видов искусства. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства. | П: Сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств. Р: Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; К: Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
«Искусство предвосхищает будущее» (7 ч.) |
45/1 | | Какие знания даёт искусство? | Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предсказания в искусстве. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий XX-XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. | Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека; Приводить примеры научного значения художественного знания; Выявлять жизненные ассоциации музыки. | Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | П: Умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; Осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование); -установление причинно-следственных связей, выведение следствий; Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; сравнивать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, К: Слушать собеседника и вести диалог; Участвовать в коллективном обсуждении; Принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
46/2 | | Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. НРЭО | Понимать термины: Иносказание, метафора аллегория, олицетворение. Уметь называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего; Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства; современных видеороликах известных компаний. | |
47/3 | | Предсказания в искусстве. | Размышлять о соотношении науки и искусства; составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства; Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения; интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня. | Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | |
48/4 | | Художественное мышление в авангарде науки. | Приводить примеры научного значения художественного знания; Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека; Оценивать произведение с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира; интерпретировать художественные образы произведений абстрактного искусства; Выявлять скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства; Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо искусства; Выявлять жизненные ассоциации музыки. | Формировать развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни. | |
49/5 | | Художник и учёный. | |
50/6 | | Авангард в музыке и живописи. | |
51/7 | | Обобщение изученного материала по теме: «Воздействующая сила искусства». | Обобщение накопленного художественного опыта учащихся, закрепление знаний о направлениях в искусстве. | Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примерах произведений различных видов искусства. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства. | П: Сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств. Р: Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; К: Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
«Дар созидания. Практическая функция» (11 ч.) |
52/1 | | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. | Понимать термины: Промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн. Ориентироваться в художественном многообразии окружающей действительности, эмоционально воспринимать и оценивать произведения различных видов искусства с позиций традиций и новаторства. | Формировать развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни. | П: Формулирование познавательной цели; Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью; Умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; Построение логической цепи рассуждений; Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; Подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу; составлять планы тем; работать над формулировками и терминами, понятиями; сопоставлять тексты двух учебников; использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концептуальный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей; - извлекать необходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию). К: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения; Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Участвовать в коллективном обсуждении; Принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
53/2 | | Архитектура исторического города. НРЭО | Знать понятие: Архитектура. Изображать в виде чертежа план-схему средневекового города, передавая характерные черты русского, европейского, восточного города; Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах; Описывать особенности изображения городов на старинных гравюрах; Уважать культуру другого народа. | Осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, родного края. | |
54/3 | | Архитектура современного города. НРЭО | Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; Изучать облик своего города (района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства; Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями, определять особенности материалов; Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда. | Уважение к истории, культурным и историческим памятникам Южного Урала. | |
55/4 | | Специфика изображений в полиграфии. | Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | Знать понятия: Полиграфия, полиграфическая промышленность. Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала; Анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации. разрабатывать и выполнять макет в технике коллажа или компьютерной графики журнала, компакт-диска и т.п. | Реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности. при воплощении (создании) художественных образов. | |
56/5 | | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. НРЭО | Знать понятия: Дизайн, стиль: классицизм, модерн, арт-деко, минимализм, хай-тек и т.д. Уметь определять стили дизайна; анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства; Осознавать ценность культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства Южного Урала. | Осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, родного края. | |
57/6 | | Декоративно-прикладное искусство. | Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. | Уметь анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства; Соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства. подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов; Оценивать художественные образы различных искусств с позиций эстетических и практических функций. | Формировать развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни. | |
58/7 | | Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства. | Функции лёгкой и серьёзной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтаж. «Клиповость» современного худ. мышления. Массовые и общедоступные искусства. | Понимать: Музыка: серьезная, легкая, танцевальная, маршевая, фотография. Определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки; Аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности. определять жанры киноискусства, приводить примеры; Выявлять эстетическую, нравственную, и практическую направленность театральных постановок и фильмов; Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма; Систематизировать телевизионные передачи по жанрам; анализировать средства художественной выразительности и делать собственные умозаключения, выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека; Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи. | |
59/8 | | Изобразительная природа кино. НРЭО | Осознание своей национальной принадлежности через знания культуры своего народа, родного края. | |
60/9 | | Музыка в кино. | Умение вести диалог, аргументировать свою позицию. | |
61/10 | | Загадки музыкальных хитов. НРЭО | Интерпретировать музыкальное произведение разных исполнителей; Разрабатывать и проводить конкурс «Музыкальные пародии»; Составлять программы концертов, музыкальных фестивалей; На основе анализа произведений формулировать вопросы дискуссии; Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях мира, России и Урала. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности. | |
62/11 | | Обобщение изученного материала по теме: « Дар созидания. Практическая функция» | Обобщение накопленного жизненно-образного художественного опыта учащихся, закрепление знаний об основных понятиях и направлениях искусства. | Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примерах произведений различных видов искусства. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства. | П: Сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств. Р: Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; К: Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
«Искусство и открытие мира для себя» (8 ч.) |
63/1 | | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Литературные страницы | Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. | Размышлять о произведениях различных видов искусства,высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей); Определять место, которое занимают изобразительные искусства, музыка, литература, театр, кино и др. | Формировать развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни. | П: Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Умение осуществлять смысловое чтение (понимать фактуальный, концептуальный и подтекстовый смысл текстов разных жанров и стилей, извлекать необходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию) выдвижение гипотез и их обоснование. Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; сравнивать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование. К: Понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства | |
64/2 | | Симметрия и асимметрия в искусстве. | Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства. | |
65/3 | | Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры. | Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. | Анализировать содержание, эмоциональный строй, ИВС произведений разных видов искусства; Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности. | |
66/4 | | Известные поэты и писатели о предназначении творчества. | |
67/5 | | Творческое воображение режиссёра как основа развития сюжета спектакля. НРЭО | Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. | Осознавать особенности художественного языка различных видов искусства, интерпретировать и воплощать художественные образы в различных видах творческой деятельности; Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа. | Реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов. | |
68/6 | | Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. | Понимать особенности воплощения художественного образа в различных видах современного искусства (мультимедийное искусство, электронная музыка, цифровое фото и др.) | |
69/7 | | Исследовательский проект «Пушкин – наше всё» | Темы:: 1)«Пушкин – наше всё»; Создание художественного образа А.С.Пушкина средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр). 2)«Влияние классической/популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных» | Осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии; Использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации творческой работы. | Реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов. | П: Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Р: Мобилизация сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. К:Использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности. | |
70/8 | | Обобщение материала, изученного за год. | Обобщение накопленного жизненно-образного художественного опыта учащихся, закрепление знаний об основных понятиях и направлениях искусства, которые они приобрели, знакомясь с темами года. | Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примерах произведений различных видов искусства. | Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства. | П: Сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств. Р: Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; К: Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | |