№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения урока |
по плану | факт |
Введение 2 часа |
1 | Что изучает история | 1 | Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом. Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников. Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика. Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра). Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру. | Устный опрос; Письменный контроль | Стр. 8 | 2.09 | |
2 | Счет лет в истории | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | Стр. 9-11 | 5.09 | |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей 4 часов |
3 | Древнейшие люди. Родовая община охотников и собирателей. | 1 | Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам. Рассказывать о занятиях первобытных людей. Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей. Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали. Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков. Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди. Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф. Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства. Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних земледельцев, ремесленников. Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя. Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми Рассказывать, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело. Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе. Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать. | Устный опрос; Письменный контроль | §1, вопросы стр. 16 §2, вопросы стр. 19 | | |
4 | Возникновение религиозных верований | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §3, вопросы стр. 23 | | |
5 | Возникновения земледелия и скотоводства | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §4, вопросы стр. 28 | | |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §5, вопросы стр. 32 | | |
7 | Повторение раздела «Жизнь первобытных людей» | | Тестирование | Повтор раздела «Жизнь первобытных людей» | | |
Раздел 2. Древний Восток 20 часов. |
8 | Государство на берегах Нила | 1 | Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения. Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие. Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец. Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные изображения. Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники). Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта. Рассказывать об организации и вооружении египетского войска. Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II. Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне. Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстраций). Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в чем заключалась его главная идея. Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон. Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов. Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма). Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта. Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска | Устный опрос; Письменный контроль | §6, вопросы стр. 37 | | |
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §7, вопросы стр. 42 | | |
10 | Жизнь египетского вельможи | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §8, вопросы стр. 46 | | |
11 | Военные походы фараонов | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §9, вопросы стр. 51 | | |
12 | Религия древних египтян | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §10, вопросы стр. 56 | | |
13 | Искусство, письменность и знания Древнего Египта, | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §11, вопросы стр. 61 §12, вопросы стр. 65 | | |
14 | Древнее Двуречье | 1 | Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в древности людей, показывать на карте древнейшие города-государства Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, Показывать на карте расположение древнего Вавилонского царства. Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи. Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника. Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона. | Устный опрос; Письменный контроль | §13, вопросы стр. 70 | | |
15 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §14, вопросы стр. 74 | | |
16 | Финикийские мореплаватели | 1 | Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья. Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии. Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит. | Устный опрос; Письменный контроль | §15, вопросы стр. 77 | | |
17 | Библейские сказания | 1 | Называть и показывать на карте древние государства Палестины. Объяснять, чем известен в истории царь Соломон. Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет | Устный опрос; Письменный контроль | §16, вопросы стр. 82 | | |
18 | Древнееврейское царство | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §17, вопросы стр. 86 | | |
19 | Ассирийская держава | 1 | Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска. Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой. Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях. | Устный опрос; Письменный контроль | §18, вопросы стр. 91 | | |
20 | Возникновение державы Ахеменидов | 1 | Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества. Возникновение Нововавилонского царства при правлении Навуходоносора II, царства Лидия и Мидия. Предки персов ахемениды. Объяснять причины военных успехов персидской армии. Характеризовать систему управления персидской державой. Рассказывать о религии древних персов. | Устный опрос; Письменный контроль | §19, вопросы стр. 95 | | |
21 | Персидская держава «царя царей». | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §20, вопросы стр. 99 | | |
22 | Индия – страна между Гималаями и океаном | 1 | Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения. Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту. Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит. Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме. Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения. | Устный опрос; Письменный контроль | §21, вопросы стр. 106 | | |
23 | Индийские варны | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §22, вопросы стр. 111 | | |
24 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения. Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях. Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства. Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности. Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались. Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия. | Устный опрос; Письменный контроль | §23, вопросы стр. 115 | | |
25 | Первый властелин единого Китая | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §24, вопросы стр. 119 | | |
26 | Китай при династии Хань | | Устный опрос; Письменный контроль | §25, вопросы стр. 125 | | |
27 | Повторение раздела «Древний Восток» | 1 | Научаться: систематизировать и обобщать полученные знания по разделу | Тестирование | Повтор раздела «Древний Восток» | | |
Раздел 3. Древняя Греция 20 час |
28 | Греки и критяне | 1 | Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения. Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах. Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея». Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь». Называть главных богов, которым поклонялись древние греки, распознавать их скульптурные изображения. Объяснять, кто такие титаны и герои. | Устный опрос; Письменный контроль | §26, вопросы стр. 133 | | |
29 | Микены и Троя | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §27, вопросы стр. 136 | | |
30 | Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея» | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §28-29, вопросы стр. 141, 146 | | |
31 | Религия древних греков | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §30, вопросы стр. 150 | | |
32 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства. Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония. Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти. Рассказывать о составе и организации полисного войска. Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями. Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм. Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена. Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией. Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством. Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты. Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции. Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках. Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия. Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции. Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений греко-персидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе). Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы. | Устный опрос; Письменный контроль | §31, вопросы стр. 155 | | |
33 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §32, вопросы стр. 158 | | |
34 | Древняя Спарта | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §33, вопросы стр. 162 | | |
35 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §34, вопросы стр. 167 | | |
36 | Олимпийские игры в древности | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §35, вопросы стр. 172 | | |
37 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §36, вопросы стр. 177 | | |
38 | Нашествие персидских войск | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §37, вопросы стр. 182 | | |
39 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции. Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика. Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук. Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного высказывания, презентации). Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях. Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений. Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм. | Устный опрос; Письменный контроль | §38, вопросы стр. 187 | | |
40 | В городе богини Афины | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §39, вопросы стр. 193 | | |
41 | В афинских школах и гимназиях | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §40, вопросы стр. 197 | | |
42 | В афинском театре | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §41, вопросы стр. 202 | | |
43 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §42, вопросы стр. 209 | | |
44 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II. Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами. Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского. Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского. Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского. Раскрывать смысл понятия «эллинизм». Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского. Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира | Устный опрос; Письменный контроль | §43, вопросы стр. 214 | | |
45 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §44, вопросы стр. 220 | | |
46 | В Александрии Египетской | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §45, вопросы стр. 224 | | |
47 | Повторение раздела «Древняя Греция» | 1 | Тестирование | Повтор раздела «Древняя Греция» | | |
Раздел 4. Древний Рим 18 часов. |
48 | Древнейший Рим | 1 | Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований историков. Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, сенат, вето, легион. Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание). Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника. Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов. | Устный опрос; Письменный контроль | §46, вопросы стр. 230 | | |
49 | Завоевание Римом Италии | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §47, вопросы стр. 234 | | |
50 | Устройство Римской республики | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §48, вопросы стр. 239 | | |
51 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги). Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал. Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций. | Устный опрос; Письменный контроль | §49, вопросы стр. 244 | | |
52 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §50, вопросы стр. 250 | | |
53 | Рабство в Древнем Риме | 1 | Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли». Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля», гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират, вольноотпущенник, гладиатор. Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов. Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения). Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу. Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме. Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги). Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю. Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали выражения «Жребий брошен!», «Перейти Рубикон». Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги. | Устный опрос; Письменный контроль | §51, вопросы стр. 253 | | |
54 | Земельный закон братьев Гракхов. Начало гражданских войн | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §52, вопросы стр. 258 §53, вопросы стр. 262 | | |
|
55 | Восстание Спартака | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §54, вопросы стр. 266 | | |
56 | Единовластие Цезаря | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §55, вопросы стр. 271 | | |
57 | Установление империи | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §56, вопросы стр. 276 | | |
58 | Соседи Римской империи | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §57, вопросы стр. 280 | | |
59 | Рим при императоре Нероне | 1 | Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа. Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору). Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями. Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и провинциях Римской империи. Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда. Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы. Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян. Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена. Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную. Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим. | Устный опрос; Письменный контроль | §58, вопросы стр. 284 | | |
60 | Первые христиане и их учение | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §59, вопросы стр. 290 | | |
61 | Расцвет Римской империи во II веке н.э. | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §60, вопросы стр. 295 | | |
62 | «Вечный город» во времена империи и его жители | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §61, вопросы стр. 301 | | |
63 | Римская империя при Константине | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §62, вопросы стр. 305 | | |
64 | Взятие Рима варварами | 1 | Устный опрос; Письменный контроль | §63, вопросы стр. 309 | | |
65 | Повторение раздела «Древний Рим» | 1 | Научаться: систематизировать и обобщать полученные знания за пройденный курс | Тестирование | Повтор раздела «Древний Рим» | | |
66 | Повторение курса «История древнего мира» | 1 | Научаться: систематизировать и обобщать полученные знания по разделу | индивидуальный | Повтор курса | | |
| Итого | 66 | | | | | | |