СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование "История Древнего Мира"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование "История Древнего Мира"»

п/п урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Виды и формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения урока

по плану

факт

Введение 2 часа

1

Что изучает история

1

Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом.

Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников.

Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика.

Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра).

Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру.

Устный опрос;
Письменный контроль

Стр. 8

2.09


2

Счет лет в истории

1

Устный опрос;
Письменный контроль

Стр. 9-11

5.09


Раздел 1. Жизнь первобытных людей 4 часов

3

Древнейшие люди.

Родовая община охотников и собирателей.

1

Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам.

Рассказывать о занятиях первобытных людей. Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей.

Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали.

Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков.

Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди.

Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф.

Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства.

Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних земледельцев, ремесленников.

Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя.

Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми

Рассказывать, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело.

Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе.

Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать.

Устный опрос;
Письменный контроль

§1, вопросы

стр. 16

§2, вопросы стр. 19



4

Возникновение религиозных верований

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§3, вопросы стр. 23



5

Возникновения земледелия и скотоводства

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§4, вопросы стр. 28



6

Появление неравенства и знати

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§5, вопросы стр. 32



7

Повторение раздела «Жизнь первобытных людей»


Тестирование

Повтор раздела «Жизнь первобытных людей»



Раздел 2. Древний Восток 20 часов.

8

Государство на берегах Нила

1

Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения.

Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие.

Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец.

Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные изображения.

Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники).

Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта.

Рассказывать об организации и вооружении египетского войска.

Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II.

Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне.

Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстраций).

Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в чем заключалась его главная идея.

Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон.

Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов.

Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма). Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта.

Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска

Устный опрос;
Письменный контроль

§6, вопросы стр. 37



9

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§7, вопросы стр. 42



10

Жизнь египетского вельможи

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§8, вопросы стр. 46



11

Военные походы фараонов

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§9, вопросы стр. 51



12

Религия древних египтян

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§10, вопросы стр. 56



13

Искусство, письменность и знания Древнего Египта,


1

Устный опрос;
Письменный контроль

§11, вопросы стр. 61

§12, вопросы стр. 65



14

Древнее Двуречье

1

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в древности людей,

показывать на карте древнейшие города-государства

Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос,

Показывать на карте расположение древнего Вавилонского царства. Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи.

Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника.

Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона.

Устный опрос;
Письменный контроль

§13, вопросы стр. 70



15

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§14, вопросы стр. 74



16

Финикийские мореплаватели

1

Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья.

Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии.

Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит.

Устный опрос;
Письменный контроль

§15, вопросы стр. 77



17

Библейские сказания

1

Называть и показывать на карте древние государства Палестины.

Объяснять, чем известен в истории царь Соломон.

Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет

Устный опрос;
Письменный контроль

§16, вопросы стр. 82



18

Древнееврейское царство

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§17, вопросы стр. 86



19

Ассирийская держава

1

Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска.

Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой.

Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях.

Устный опрос;
Письменный контроль

§18, вопросы стр. 91



20

Возникновение державы Ахеменидов

1

Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества. Возникновение Нововавилонского царства при правлении Навуходоносора II, царства Лидия и Мидия. Предки персов ахемениды.

Объяснять причины военных успехов персидской армии.

Характеризовать систему управления персидской державой.

Рассказывать о религии древних персов.

Устный опрос;
Письменный контроль

§19, вопросы стр. 95



21

Персидская держава «царя царей».

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§20, вопросы стр. 99



22

Индия – страна между Гималаями и океаном

1

Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения.

Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту.

Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит.

Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме.

Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения.

Устный опрос;
Письменный контроль

§21, вопросы стр. 106



23

Индийские варны

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§22, вопросы стр. 111



24

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения.

Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях.

Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства.

Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности.

Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались.

Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия.

Устный опрос;
Письменный контроль

§23, вопросы стр. 115



25

Первый властелин единого Китая

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§24, вопросы стр. 119



26

Китай при династии Хань


Устный опрос;
Письменный контроль

§25, вопросы стр. 125



27

Повторение раздела «Древний Восток»

1

Научаться: систематизировать и обобщать полученные знания по разделу

Тестирование

Повтор раздела «Древний Восток»



Раздел 3. Древняя Греция 20 час

28

Греки и критяне

1

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения.

Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах.

Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь».

Называть главных богов, которым поклонялись древние греки, распознавать их скульптурные изображения.

Объяснять, кто такие титаны и герои.

Устный опрос;
Письменный контроль

§26, вопросы стр. 133



29

Микены и Троя

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§27, вопросы стр. 136



30

Поэмы Гомера «Илиада»,

«Одиссея»

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§28-29, вопросы стр. 141, 146




31

Религия древних греков

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§30, вопросы стр. 150



32

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства.

Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония.

Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти.

Рассказывать о составе и организации полисного войска.

Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями.

Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм.

Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена.

Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией.

Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством.

Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты.

Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции.

Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках.

Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия.

Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции.

Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений греко-персидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе).

Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы.

Устный опрос;
Письменный контроль

§31, вопросы стр. 155



33

Зарождение демократии в Афинах

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§32, вопросы стр. 158



34

Древняя Спарта

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§33, вопросы стр. 162



35

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§34, вопросы стр. 167



36

Олимпийские игры в древности

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§35, вопросы стр. 172



37

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§36, вопросы стр. 177



38

Нашествие персидских войск

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§37, вопросы стр. 182



39

В гаванях афинского порта Пирей

1

Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции.

Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика.

Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук.

Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного высказывания, презентации).

Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях.

Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений.

Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм.

Устный опрос;
Письменный контроль

§38, вопросы стр. 187



40

В городе богини Афины

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§39, вопросы стр. 193



41

В афинских школах и гимназиях

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§40, вопросы стр. 197



42

В афинском театре

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§41, вопросы стр. 202



43

Афинская демократия при Перикле

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§42, вопросы стр. 209



44

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II.

Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами.

Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского.

Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского.

Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского.

Раскрывать смысл понятия «эллинизм».

Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского.

Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира

Устный опрос;
Письменный контроль

§43, вопросы стр. 214



45

Поход Александра Македонского на Восток

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§44, вопросы стр. 220



46

В Александрии Египетской

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§45, вопросы стр. 224



47

Повторение раздела «Древняя Греция»

1

Тестирование

Повтор раздела «Древняя Греция»



Раздел 4. Древний Рим 18 часов.

48

Древнейший Рим

1

Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований историков.

Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, сенат, вето, легион.

Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание).

Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника.

Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов.

Устный опрос;
Письменный контроль

§46, вопросы стр. 230



49

Завоевание Римом Италии

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§47, вопросы стр. 234



50

Устройство Римской республики

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§48, вопросы стр. 239



51

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги).

Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал.

Показывать на исторической карте территории римских

провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций.

Устный опрос;
Письменный контроль

§49, вопросы стр. 244



52

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§50, вопросы стр. 250



53

Рабство в Древнем Риме

1

Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли».

Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля», гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират, вольноотпущенник, гладиатор.

Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов.

Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения).

Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу.

Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме.

Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги).

Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю.

Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали выражения «Жребий брошен!», «Перейти Рубикон».

Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги.

Устный опрос;
Письменный контроль

§51, вопросы стр. 253



54

Земельный закон братьев Гракхов.

Начало гражданских войн

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§52, вопросы стр. 258

§53, вопросы стр. 262




55

Восстание Спартака

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§54, вопросы стр. 266



56

Единовластие Цезаря

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§55, вопросы стр. 271



57

Установление империи

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§56, вопросы стр. 276



58

Соседи Римской империи

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§57, вопросы стр. 280



59

Рим при императоре Нероне

1

Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа.

Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору).

Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями.

Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и провинциях Римской империи.

Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда.

Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы.

Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян.

Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена.

Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную.

Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим.

Устный опрос;
Письменный контроль

§58, вопросы стр. 284



60

Первые христиане и их учение

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§59, вопросы стр. 290



61

Расцвет Римской империи во II веке н.э.

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§60, вопросы стр. 295



62

«Вечный город» во времена империи и его жители

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§61, вопросы стр. 301



63

Римская империя при Константине

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§62, вопросы стр. 305



64

Взятие Рима варварами

1

Устный опрос;
Письменный контроль

§63, вопросы стр. 309



65

Повторение раздела «Древний Рим»

1

Научаться: систематизировать и обобщать полученные знания за пройденный курс

Тестирование

Повтор раздела «Древний Рим»



66

Повторение курса «История древнего мира»

1

Научаться: систематизировать и обобщать полученные знания по разделу

индивидуальный

Повтор курса




Итого

66