СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование История России 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по истории России 7 класс (коррекционная школа), учебник "История России". Авторы: Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование История России 7 класс»

Календарно-тематическое планирование по Истории России (7 класс)


Дата.

№ уро-ка.

Тема урока.

Кол-во

ча-сов

Тип урока.

Цели урока.

Наглядные пособия и учебно-методическое оборудование.

Межпредметная связь на уроке.

Предметная деятельность на уроке.


I ЧЕТВЕРТЬ

Раздел I. Введение в историю.


1

История - наука о прошлом.

1

Сообщение новых знаний.

Дать представление об истории как науке.

Портрет С.М. Соловьёва.

Чтение, рус.язык, развитие речи.

Беседа по теме. Работа с текстом учебника. Словарная работа: история, предки.


2

Исторические памятники

1

Комбиниро-ванный.

Дать учащимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаём о прошлом.

Схема «Исторические памятники», предметы и инструменты для археологических раскопок.

Математика, рус. язык

Проверка домашнего задания. Составление схемы. Работа с текстом «Как работают археологи». Практическое задание «Раскопка кувшина из земли». Фронтальная беседа.


3

4

Наша Родина-Россия. Моя родословная.

2

Комбиниро-ванный.

Закрепить и расширить общественно- историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине. Дать элементарные сведения о родословной человека.

Герб, флаг, гимн (аудиозапись), схемы «Генеологическое древо семьи» карта «Народы Российской Федерации», портрет президента.

География, развитие речи, рус.язык

Выполнение задания по схеме. Составление кроссворда. Работа с текстом учебника. Словарная работа: Родина, родословная, генеалогия, род. Решение ребуса. Составление родословной.


5

Счёт лет в истории.

1

Сообщение новых знаний.

Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием.

Карточки с заданиями. Лента времени, часы, календарь

Рус.язык, математика, развитие речи.

Выполнение заданий на карточках. Практическая работа на ленте времени. Фронтальный опрос.


6

Историческая карта.

1

Комбиниро-ванный.

Научить учащихся пользоваться исторической картой. Показать отличие географической карты от исторической.

Карта «Физическая карта России»; «Древне-русское государство Киевская Русь в IX- н.XIIв.», карта в учебнике «Русь в IX-Xвв.»

География, математика, рус.язык, развитие речи, чтение.

Проверка домашнего задания. Беседа по теме. Выполнение заданий по картам. Фронтальный опрос.


7

Повторительно- обобщающий урок по разделу «Введение».

1

Обобщение и система-тизация знаний.

Обобщить и закрепить весь пройденный материал по разделу I.

Лента времени, карта «Россий-ская Федерация», карточки с заданиями.

География, математика, рус. язык.

Работа с учебником. Выполнение заданий по карточкам, на ленте времени. Решение ребуса.

Раздел II. История нашей страны древнейшего периода.


8

Восточные славяне-


предки русских, украинцев и белорусов.

1

Сообщение новых знаний.

Познакомить учащихся с


восточными славянами-предками русских, украинцев и белорусов; показать сущность единства этих народов в соременном обществе.

Карта в учебнике


«Расселение древних славян», задание на карточках, кроссворд.

География,


рус. язык, развитие речи.

Работа с параграфом учебника.


Выполнение заданий на карточках. Чтение рассказа «Древние и современные языки». Разгадывание кроссворда.


9

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

1

Комбиниро-ванный.

Продолжать знакомить учащихся с общественным строем восточных славян: как возникали и из кого состояли племена. Подчеркнуть, что вVI-VIIIвв. у восточных славян возникло социальное неравенство.

Карта в учебнике «Расселение древних славян» карточки с заданиями, пиктограмма.

География, развитие речи, рус. язык, физккультура.

Проверка домашнего задания. Работа с текстом учебника. Словарная работа: вече, община, старейшина. Физминутка. Фронтальная беседа. Выполнение теста.


10

Славянский посёлок.

1

Комбиниро-ванный.

Познакомить учащихся с жизнью, трудом и бытом восточных славян до образования древнерусского государства.

Карта «Киевская Русь», карточки с заданиями

География, рус. язык, развитие речи.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника. Словарная работа: частокол, мазанка, лучина, хлев, изба. Решение кроссворда. Работа с картой.


11,

12

Основные занятия восточных славян.

2

Комбиниро-ванный.

Познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян. Выяснить, почему земледелие считалось основным занятием славян.

Предметы старины; игрушки; лук со стрелами, карточки с заданиями.

Рус.язык, чтение, развитие речи.

Проверка домашнего задания. Беседа по теме. Опережающее задание (доклады, подготовленные учениками). Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в тетрадях, на карточках.


13

Ремёсла восточных славян.

1

Комбиниро-ванный.

Дать представление об основных ремёслах восточных славян. Обратить внимание учащихся на трудолюбие славян.

Предметы старины, карточки с заданиями.

Рус.язык, развитие речи, чтение.

Опрос учащихся. Беседа по теме. Работа с текстом учебника. Словарная работа: гончар, кузнец, бондарь. Выполнение теста на карточках.


14

Обычаи восточных славян.

1

Комбиниро-ванный.

Формировать представление о традициях и обычаях восточных славян, показать живучесть в народе древних поверий и праздневств.

Каравай, обереги кроссворд «Обычай», карточки с заданиями, пословицы о труде.

Чтение, рус. язык.

Повторение изученного материала (задания на карточках). Беседа по теме. Словарная работа: обычаи, традиции, тризна, плач. Работа с текстом. Демонстрация оберегов.


15, 16

Верования восточных славян.


2

Комбиниро-ванный.

Формировать представление о религии восточных славян.

Кроссворд «Обычаи», карточки с заданиями.

Рус.язык, развитие речи, чтение,


рисование

Проверка домашнего задания с помощью кроссворда. Работа с текстом. Словарная работа:


язычество, святилище, идол, жертва. Выполнение задания на карточках. Домашнее задание: нарисовать лешего или водяного.

II ЧЕТВЕРТЬ


17

Соседи восточных славян.

1

Сообщение новых знаний.

Дать представление о жизни и занятиях соседей восточных славян; показать различные взаимоотношения восточных славян с соседями.

Карта «Древне-русское государство Киевская Русь в IX- н.XIIв.», кар-ты в учебнике «Восточные славяне и их соседи», «Путь из варяг в греки»; карточки с заданиями.

География, чтение, рус. язык.

Работа по карте, с текстом учебника. Беседа по теме. Выполнение заданий на карточках. Решение филворда. Итоговая беседа.


18

Славянские воины и богатыри.

1

Комбиниро-ванный.

Дать представление о военном искусстве славян, воспитывать у учащихся чувство патриотизма.

Бутафорский набор (шлем, щит, меч, колчан). Кроссворд «Вооружение славянского воина», карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- н.XII в.», картина «Три богатыря».

География, рус. язык, развитие речи, чтение.

Проверка домашнего задания с помощью карты. Беседа по теме. Демонстрация оружия славян. Работа с текстом. Словарная работа: секира, палица, ратник, засека. Описание картины «Три богатыря». Составление кроссворда «Вооружение славянского воина»


19

Объединение вос-точных славян под властью Рюрика.

1

Сообщение новых знаний.

Довести до понимания учащихся причины объединения восточных славян под властью Рюрика.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- н.XII в.», иллюстрации по теме.

Развитие речи, геогра-фия, чтение, рус. язык.

Работа с текстом. Беседа по теме. Работа по карте. Выполнение задания в тетрадях. Фронтальный опрос.


20

Повторительно- обобщающий урок.

1

Обобщение и система-тизация знаний.

Обобщить и система-тизировать материал древнейшего периода

нашей страны.

Карта «Древнерусское госураство Киевская Русь в IX- н.XIIв.», задания на карточках, аппликации.

География, рус. язык, развитие речи, чтение.

Работа с текстом учебника. Выполнение заданий по карточкам, по карте. Расшифрование анаграмм. Игры «Отгадай героя», «Историческая азбука», «Аукцион».

Раздел III. Киевская Русь.


21

Образование государства восточных славян Киевской Руси.

1

Сообщение новых знаний.

Дать представление об образовании древнерусского государства.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- н.XII в.», картина К.В.Лебедева «Полюдье», лента времени.

География, рус. язык, развитие речи, чтение.

Беседа по теме. Работа с текстом, по карте. Беседа по картине. Фронтальная беседа.


22

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

1

Комбиниро-ванный.

Показать на примере деятельности первых русских князей основные направления внутренней и внешней политики Руси.

Задания на кар-точках, карта «Древнерусское государство Киев-ская Русь в IX- н.XII в.», лента времени.

Рус. язык, чтение, география.

Проверка домашнего задания с помощью карты. Беседа по теме. Рисование генеалогического древа династии Рюриковичей. Выполнение заданий на карточках.


23

Укрепление власти князя.

1

Комбиниро-ванный.

Дать представление об укреплении власти князя.

Задания на карточках, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- н.XIIв.», лента времени.

География, рус. язык, развитие речи, чтение.

Повторение домашнего задания. Игра «Исторический снежный ком». Работа с учебником. Выполнение заданий по карточкам.


24

Оборона Руси от врагов.

1

Комбиниро-ванный.

Дать представление об обороне Руси о врагов.

Карта «Древнерусское гос-тво Киевская Русь в IX- н.XIIв.», карточки с заданиями.

Рус.язык, развитие речи, чтение, география.

Проверка домашнего задания. Работа с текстом. Словарная работа: дозорные, каган. Демонстрация картины. Выполнение заданий по карточкам.


25

Крещение Руси при князе Владимире.

1

Комбиниро-ванный.

Дать представление о крещении при князе Владимире в 889 г.

Картина К.Лебедева «Крещение киевлян», лента времени, карта «Киевская Русь IX-XII вв.»

География, рус. язык, развитие речи, чтение.

Фронтальная беседа. Выполнение заданий в тетради. Игра «Историческая азбука». Работа с текстом. Словарная работа: патриарх, метрополит.


26

Былины - источник знаний о Киевской Руси.

1

Комбиниро-ванный.

Доказать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси.

Былины «Садко», «Вольга и Микула Селянович», картина «Три богатыря».

Чтение, развитие речи

Учащиеся дают ответы, опираясь на схему в учебнике. Беседа по теме. Чтение былин. Демонстрация картины.


27


28

Культура и искусство Киевской Руси

2

Комбиниро-ванный

Показать, что в н.XIIв. культура Киевской Руси достигла своего расцвета

Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси». Карта «Киевская Русь IX-XII в.».

Рус. язык, чтение, география.

Работа с текстом учебника. Словарная работа: алтарь, иконы, фрески, мозаика. Демонстрация иллюстраций. Показ на карте. Итоговая беседа.


29

Княжеское и боярское подворье.

1

Комбиниро-ванный.

Дать общее представление о частной жизни князей, дружинников, бояр.

Макет терема, аппликации «Одежда князя».

Чтение, рус. язык, развитие речи, рисование.

Фронтальный опрос. Работа с учебником. Словарная работа: горница, терем, челядь, воевода. Игра «Одень князя». Выполнение теста. Домашнее задание: изобразить жизнь князя в рисунках.


30

Жизнь и быт людей в Киевской Руси.

1

Комбиниро-ванный.

Показать тяжёлую жизнь простых людей; рассказать о жизни в вотчине.

Таблица-план, «Из истории русского костюма»

Рус. язык, развитие речи, чтение.

Проверка домашнего задания. Изучение темы по плану. Работа с текстом. Словарная работа: усадьба, вотчина, смерды. Фронтальная беседа.


III ЧЕТВЕРТЬ


31

Правление Ярослава Мудрого.

1

Сообщение новых знаний.

Доказать, что при княжении Ярослава Мудрого были созда-ны предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII в.

Картина И.Билибина «Суд во времена Русской Правды», иллюстрация «Софийский собор», лента времени.

Рус. язык, чтение, математика.

Беседа по теме урока. Работа с текстом, с лентой времени. Демонстрация иллюстрации. Работа с рассказом «Законы о наследстве». Словарная работа: вира, закон, куны.


32

Образование и грамотность на Руси.


2

Комбиниро-ванный.

Дать представление о распространении грамотности и образования в Киевской Руси.

Видеофильм «Из истории русской письменности. Первая русская книга».

Чтение, рус. язык, развитие речи.

Опрос по домашнему заданию. Работа с параграфом учебника. Словарная работа: Библия, устав, пергамент. Просмотр видеофильма. Тест.


33

Летописи и летописцы.

1

Комбиниро-ванный.

Дать представление о древних записях, летописях.

Иллюстрация «Памятник монаху-летописцу» стих-ние А.С. Пушкина из произведения «Борис Годунов»

Чтение, рус. язык, развитие речи.

Проверка домашнего задания. Изучение новой темы. Словарная работа: летопись, летописец, свиток. Чтение стихотворения. Фронтальная беседа.


34

Киевский князь Владимир Мономах.

1

Сообщение новых знаний.

Довести до понимания учащихся значение деятельности Мономаха.

Карточки с заданиями.

Развитие речи, чтение, рус. язык.

Беседа по теме. Словарная работа: бармы, царский венец. Работа с текстом. Выполнение заданий на карточках.


35

Рост и укрепление древнерусских городов.


1

Сообщение новых знаний.

Формировать у учащихся знания об укреплении древнерусского города.

Макет (плакат) древнерусского города.

Рус. язык, развитие ре-чи, чтение.

Работа по плану. Демонстрация макета. Беседа по теме. Работа с текстом учебника. Словарная рабо-та: торг, посад, кремль, тысяцкий.


36

Повторительно- обобщающий урок по разделу «Киевская Русь».

1

Обобщение и система-тизация знаний.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о Киевской Руси.

Карта «Древне-русское гос-ство Киевская Русь в IX- н.XIIв.», карточки с зада-ниями, картины «Крещение Руси», «Три богатыря», лента времени.

География, рус. язык, развитие речи, чтение, математика.

Работа с учебником. Игра «Снежный ком». Выполнение заданий по карточкам. Игра «Одень князя и крестьянина». Работа с картой. Самостоятельная работа.


Раздел IV. Распад Киевской Руси.


37

Причины распада Киевской Руси.

1

Сообщение новых знаний.

Объяснить причины обособления княжеств.

Карта «Древнерусское гос-ство Киевская Русь в IX- н.XII в.».

География, рус. язык, развитие речи, чтение.

Беседа по теме. Работа с картой. Работа с текстом учебника. Словарная работа: раз-




дробленность, вотчина. Составление схемы «Причины распада Киевской Руси». Беседа по вопросам.


38

Образование самостоятельных княжеств.

1

Комбиниро-ванный.

Дать представление о периоде раздробленности княжеств Киевской Руси.

Карта «Древнерусское гос-ство Киевская Русь в IX- н.XIIв.», атлас «История России», задания на карточках.

Чтение, рус. язык, развитие речи, география.

Опрос по домашнему заданию. Рассказ учителя. Индивидуальная работа с атласом. Работа с текстом учебника. Словарная работа: период раздробленности. Выполнение заданий по карточкам.


39

Киевское княжество в XII в.

1

Комбиниро-ванный.

Киевское княжество в условиях раздробленности.

Карточки с заданиями, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- н.XII в.».

Рус. язык, география, чтение.

Выполнение заданий по карточкам. Беседа по теме. Работа по карте. Работа с текстом учебника. Словарная работа: титул. Фронтальная беседа.


40

Владимиро- Суздальское княжество.

1

Комбиниро-ванный.

Углубить знания учащихся об образо-вании самостоятель-ных княжеств; позна-комить с Владимиро- Суздальским княжеством.


Карта «Древнерусское государ-ство Киевская Русь в IX-н.XIIв.», задания на карточках.

География, рус. язык, чтение.

Проверка домашнего задания. Изучение новой темы. Показ на карте. Работа с текстом учебника. Самостоятельная работа. Схема Московского Кремля. Выполнение заданий по карточкам.


41


42

Господин Великий Новгород.

Торговля и ремёсла Новгородской земли.

2

Комбиниро-ванный.

Формировать представление о Великом Новгороде.

Лента времени, картина А.Васнецова «Новгородский торг»; былина «Садко»

Математика, география, рус. язык, чтение, развитие речи.

Опрос по домашнему заданию. Показ на карте. Беседа по теме. Работа с текстом учебника. Игра «Экскурсия по Новгороду» Словарная работа: пристань, пошлина. Демонстрация картины «Новгородский торг». Работа с былиной. Тест.


43

Новгородское вече.

1

Комбиниро-ванный.

Дать учащимся представление о политической жизни Новгорода.

Картина А.Васнецова «Новгородское вече», схема управления Новгородской республикой, карточки с заданиями.

Развитие речи, рус. язык, чтение, география.

Проверка домашнего задания. Игра «Историческая азбука». Рассказ учителя. Проблемный вопрос. Работа с текстом учебника. Демонстрация картины «Новгородское вече». Словарная работа: вече, посадник, тысяцкий. Работа со схемой. Тест. Решение кроссворда.


44

45

Русская культура в XII- XIII вв.


2

Комбиниро-ванный.

Раскрыть отличительные черты культуры XII- XIII вв.

Фото: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, предметы художественного ремесла


Рус. язык, развитие речи, чтение, чтение.

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника. Составление плана. Работа с рассказом для дополнительного чтения «Белокаменное строительство на Руси». Закрепление изученного материала.


46

Повторительно- обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси».

1

Обобщение и система-тизация знаний.

Обобщить и система-тизировать знания учащихся по периоду Киевской Руси XII в.4 о распаде Киевской Руси.

Лента времени, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-н.XIIв.», кроссворд.

Математика, рус. язык, чтение, раз-витие речи, география.

Беседа по разделу. Работа с лентой времени. Самостоятельная работа. Работа с картой. Тест. Игра «Историческая азбука». Решение кроссворда.

Раздел V. Борьба с иноземными завоевателями.


47

Монголо-татары.

1

Сообщение новых знаний.

Дать сведения о жизни, быте монголо-татар.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в», военный рек-визит, таблица «Монголо-татары и русские».

География, рус. язык, развитие речи, чтение.

Показ на карте. Беседа по теме. Словарная работа: пастбище, юрта, караулы, орда. Заполнение таблицы. Работа с рассказом «Как жили монголо-татары». Беседа по вопросам.


48

Нашествие монголо-татар на Русь.

1

Комбиниро-ванный.

Формировать представление о нашествии монголо-татар на русскую землю.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», лента времени, карточки с опорными словами.

Чтение, развитие речи, география.

Показ на карте. Проверка домаш. задания. Работа с текстом учебника, с картой, с лентой времени. Возможен просмотр фильма «История государства Российского. Нашествие». Беседа по вопросам.


49

50

Героическая борьба русских людей против монголо-татар.

2

Комбиниро-ванный.

Показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо – татарами.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», лента времени, грамзапись «Е.Коловрат».

Чтение, развитие речи, география.

Опрос по домашнему заданию. Рассказ учителя. Работа с грамзаписью. Беседа по вопросам. Работа с текстом учебника, лентой времени. Тест.


51

Русь под монголо - татарским игом.

1

Комбиниро-ванный.

Формировать представление, что монголо-татарское иго было бедствием для завоеванных народов.

Картина С. Ива-нова «Баскаки», карточки с заданиями, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в»

Развитие речи, рус. язык, чтение, география.

Фронтальный опрос. Показ на карте. Работа с рассказом для дополнительного чтения. Словарная работа: иго, баскаки, ярлык, Золотая Орда. Выполнение заданий по карточкам.




52

Воронежский край во время татаро -монгольского нашествия. Краеведческий материал.

1

Комбиниро-ванный.

Формировать представление о нашествии монголо-татар на Воронежский край.

Иллюстративный материал.

Математика, чтение,

рус. язык.


Опрос по домашнему заданию. Рассказ учителя. Работа с иллюстрациями. Беседа по вопросам.

IV ЧЕТВЕРТЬ (16 ч)


53

Рыцари – крестоносцы.

1

Сообщение новых знаний.

Познакомить с вооружением и военным опытом рыцарей – крестоносцев.




Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», иллюстрация «Вооружение рыцарей-крестоносцев».

Развитие речи, рус. язык, чтение, география.

Проверка домашнего задания. Рассказ учителя. Словарная работа: Ливония, рыцарь, Великий магистр. Беседа по вопросам. Показ на карте. Опережающее задание ( о рус. воинах). Игра «Историческая азбука».


54

Александр Невский и новгородская дружина.

1

Сообщение новых знаний.

Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского.

Портрет Александра Невского (художник П.Д. Корин).

Развитие речи, рус. язык, чтение.

Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Беседа по вопросам.


55

Невская битва.

1

Комбиниро-ванный.

Рассказать о борьбе русского народа со шведами в 1240 г.

Схема Невской битвы (учебник) карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.».

Математика, география, рус. язык, чтение.

Опрос по домашнему заданию. Рассказ учителя.

Работа с текстом учебника. Словарная работа: герцог. Работа со схемой. Фронтальная беседа.


56

Ледовое побоище.

1

Комбиниро-ванный.

Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», схема сравнения (учебник), карточки с заданиями.

Развитие речи, рус. язык, чтение, география.

Работа по карточкам. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника, со схемой, с картой. Беседа по вопросам.


57

Повторение раздела «Борьба Руси с иноземными завоевателями»

1

Обобщение и система-тизация знаний.

Закрепить и обобщить знания о борьбе русского народа за независимость в XIII веке.

Лента времени, карточки с заданиями, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.».

Математика, география, рус. язык, чтение.

Беседа по вопросам. Показ на карте. Работа с лентой времени. Выпол-нение заданий на карточках. Игра «Третий лишний», «Оденьте князя, дружинника». Вывод по уроку.

Раздел VI. Начало объединения Русских земель.


58

Возвышение Москвы.

1

Сообщение новых знаний.

Раскрыть причины возвышения Москвы.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX и н.XII в.», карточки с заданиями.

Чтение, рус. язык, развитие речи, география.

Беседа по теме. Демонстрация иллюстрации «Древний город». Выполнение заданий в тетрадях. Работа с текстом учебника. Работа с картой. Тест.


59

Московский князь Иван Калита,

его успехи.

1

Комбиниро-ванный.

Рассказать о деятельности московского князя.

Картина А.Васнецова «Москва при Иване Калите», графические рисунки.

Развитие речи, рус. язык, чтение.

Проверка домашнего задания. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Беседа по вопросам. Работа с рисунками. Выполнение заданий (устно).


60

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.

1

Сообщение новых знаний.

Показать, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения.

Карта «Древне-русское государство Киевская Русь в IX и н.XII в.», таблица-план, рисунки учащихся.

Развитие речи, рус. язык, чтение, география.

Вводное слово учителя. Работа по плану. Словарная работа: десятина, оброк, дворяне. Выполнение заданий в тетрадях. Работа с текстом. Фронтальный опрос.


61

Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском.

1

Комбиниро-ванный.

Дать характеристику московскому князю, его деятельности перед Куликовской битвой.

Картина А.М. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени.

Чтение, рус. язык, развитие речи, география.

Опрос по домашнему заданию. Рассказ по содержанию учебника. Работа с текстом. Сравнение картин. Рассказ учителя о борьбе с монголо-татарами.


62

Сергий Радонежский.

1

Комбиниро-ванный.

Рассказать о жизни святого Сергия Радонежского.

Иконописный портрет Сергея Радонежского.

Развитие речи, рус. язык, чтение.

Беседа по вопросам. Монологический рассказ. Рассказ учителя. Словарная работа: пустынь, игумен, отшельник, послушник. Фронтальный опрос.


63

Битва на Куликовом поле.

1


Рассказать о борьбе русского народа за независимость.

Карта «Древне-русское государство Киевская Русь в IX и н.XII в.», схема Куликовской битвы, лента времени.

Развитие речи, рус. язык, чтение, география.

Беседа по вопросам. Работа со схемой. Словарная работа: пехота, воевода, полк. Беседа по иллюстрации. Тест.


64

Значение Куликовской битвы для русского народа.

1

Комбиниро-ванный.

Показать, как повлияла победа в Куликовской битве на дальнейшее развитие страны.

Иллюстрация «Памятник на Куликовом поле».

География, рус. язык, чтение.

Проверка домашнего задания. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника, с иллюстрацией. Коллективная работа с поговорками. Итоговая беседа.


65

Иван III. Освобождение от иноземного ига.

1

Комбиниро-ванный.

Дать представление об освобождении русских земель от иноземного ига.

Лента времени, карточки с опорными словами, стихот. Н.Кончаловского.

Математика, география, рус. язык, чтение.

Опрос по домашнему заданию. Рассказ учителя. Демонстрация картины. Работа с текстом учебника, со стихотворением. Тест.


66

Укрепление Московского государства.

1

Комбиниро-ванный.

Определить изменения в социально – экономическом развитии Московского государства.

Картина Н. Шустова «ИванIII топчет ханскую басму», карточки с заданиями.

Чтение, рус. язык, развитие речи, география.

Беседа по домашнему заданию. Работа с текстом учебника. Словарная работа: монархия. Опережающее задание (о строительстве Московского Кремля). Итоговая беседа.


67

Повторение раздела «Начало объединения русских земель».

1

Обобщение и система-тизация знаний.

Закрепить и обобщить знания о жизни и труде народа за независимость, начале объединения русских земель вокруг Москвы.

Картины «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», «Москва при Иване Калите», схема Куликовской битвы, карточки с заданиями.

Математика, география, рус. язык, чтение.

Беседа по вопросам. Сравнение картин. Работа по карте, со схемой. Выполнение заданий на карточках.





68

Повторение основных событий и деятелей, изученных за год.

1

Обобщение и систематиза-ция знаний.

Систематизация и контроль знаний.

Иллюстративный материал.

Рус. язык, математика, чтение.

Выполнение контрольной работы.


Всего – 68 ч.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!