Пояснительная записка
Программа кружка изобразительное искусство разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд»
под редакцией Б. М. Неменского, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания.Направленность детского объединения – художественная.
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
-Конвенция ООН о правах ребенка
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г,регистрационный номер 17785); Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Программа кружка предполагает в большом объѐме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребѐнка. Практическая деятельность ребѐнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объѐма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Цель: раскрытие творческого потенциала ребѐнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
расширение методов познания окружающей действительности;
формирование культуры личности ребѐнка во всех проявлениях;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально
– ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
По авторской программе на изучение предмета отводиться 36 часов (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 100» рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
1.Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
2.Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию творческих способностей являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
3.Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- развитие высокой мотивации учебного процесса;
- развитие всех форм мышления младшего школьника;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
4.Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей следующие умения:
- обучение умению ставить цели;
- характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- организовывать свою деятельность;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- творчески откликаться на события окружающей жизни.
5.Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:
- создание собственного оригинального продукта, достижение нужного результата, ;
- знание отличительных особенностей основных видов и жанров изобразительного искусства, ведущих элементов изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главных и дополнительных, холодных и теплых цветов, основ цветоведения;
- умение передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимание, что такое натюрморт, пейзаж, светотень, воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет, линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- передача геометрической основы формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнение декоративных и оформительских работ на заданные темы;
- владение гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал.
Содержание учебного предмета
Рисование пейзажей родного края, пейзажей зимней и осенней природы. Творческие работы по изготовлению новогодних карнавальных масок, изготовление афиши к спектаклю, изготовление праздничной открытки. Тематические рисунки«Я и моя семья», «Правила дорожные знать каждому положено», «Братья наши меньшие», «Птицы – наши друзья», «Мы рисуем цветы», «Зимние забавы», «Любимые герои». Рисование по представлению увлечений, космоса, подводного мира, былинных богатырей, фантастических персонажей сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.; Иллюстрация сказок «Три медведя», «Мои любимые сказки», «Петушок – золотой гребешок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Гуси – лебеди», «Приключения Чиполлино».
Тематическое планирование
№ п\п | Тема урока Название темы | Планируемые результаты (предметные) Содержание урока (Ученик должен знать Содержание урока (Ученик должен знать) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Рисунок – тест « Впечатление о лете». Фломастеры | Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. | 03.09 |
2 | «Осенний день» | Рисование листьями; техника «по сырому». Акварель. Маркер. | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | 10.09 |
3 | «Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями | Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | Строить речевые высказывания в устной форме. | Умение слушать и вступать в диалог | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать их выполнение. выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей. | 17.09 |
4 | «Кленовый лист». Конструктивное рисование | Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | 24.09 |
5 | «Воздушный шар». | Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям | Устанавливать аналогии. | Ученик получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | 01.10 |
6 | «Воздушный шар». Коллективная работа ко Дню учителя | Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям | Устанавливать аналогии. | Ученик получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | 08.10 |
7 | Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) | Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени | Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности | Строить речевые высказывания. | Умение слушать и вступать в диалог. | Адекватно воспринимать оценку учителя | 15.10 |
8-9 | «Праздничный букет»- коллективная работа | Умение использовать выразительные возможности художественные материалы: красками, пастелью, бумагой, пластилином. | Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным, фантазировать в создании предметов, видеть красоту в природе | Строить речевые высказывания. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своѐ собственное мнение и позицию. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 22.10 |
10 | «Изображать можно пятном». | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». | Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Адекватно воспринимать оценку учителя | 29.10 |
11 | «Изображать можно пятном». | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке. Развитие этических чувств. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Проводить сравнениет и классификацию по заданным критериям. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнения и позицию. Задавать вопросы. Использовать речь для регуляции своего действия. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 12.11 |
12 | «Силуэт дерева». | Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Строить речевые высказывания в устной форме. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. | 19.11 |
13 | «Грустный дождик». | Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Строить речевые высказывания в устной форме. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале | 26.11 |
14 | «Красоту нужно уметь замечать». | Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своѐ собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. | 03.12 |
15 | «Узоры снежинок». | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своѐ собственное мнение и позицию | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале | 10.12 |
16 | Рисуем дерево тампованием. | Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Ученик научиться основам тематического рисунка, выделять существенную информацию из прозаических произведений. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своѐ собственное мнение и позицию. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 17.12 |
17-18 | Рисуем дерево тампованием. | Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Ученик научиться основам тематического рисунка, выделять существенную информацию из прозаических произведений. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своѐ собственное мнение и позицию. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 24.12 |
19 | «К нам едет Дед Мороз». | Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своѐ собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. | 14.01 |
20 | «Портрет Снегурочки». | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Строить речевые высказывания в устной форме. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале | 21.01 |
21 | «Зимний лес». | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни. | Проводить групповые наблюдения на экскурсии «Времена года». Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времѐн года. | Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов. | Планировать своѐ действие возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | 28.01 |
22 | «Снежная птица зимы». | Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу. | Приводить примеры использования человеком богатсв природы. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке, на озере) | Планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации. | 04.02 |
23 | «Снежная птица зимы». | Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу. | Приводить примеры использования человеком богатсв природы. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке, на озере) | Планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации. | 11.02 |
24 | «Дом снежной птицы». | Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своѐ собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале. | 18.02 |
25 | «Кто живёт под снегом». | Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Строить речевые высказывания в устной форме. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале | 04.03 |
26 | «Красивые рыбы». | Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности . Строить понятные для партнѐра высказывания. Работа в группах и самостоятельно с источником информации об окружающем мире. | Планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации. | 11.03 |
27-28 | «Мы в цирке». | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке. Развитие эстетических чувств. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнения и позицию. Задавать вопросы Использовать речь для регуляции своего действия | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 18.03 |
29 | «Волшебная птица весны». | Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формировать учебно- познавательный интерес к учебному материалу | Характеризовать условия необходимые для жизни животных. Строить рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей. Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные | Формировать уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учѐтом позиции всех участников | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. | 08.04 |
30 | «Моя мама». | Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей | Формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Готовить рассказ по результатам экскурсии в музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края | Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности , в том числе ситуации столкновения интересов. | Планировать своѐ действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | 15.04 |
31 | «Цветы и травы». | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики». | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Строить речевые высказывания в устной форме. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале | 22.04 |
32 | «Цветы и бабочки». | Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своѐ собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале | 13.05 |
33 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своѐ собственное мнение и позицию. | Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале | 20.05 |
34 | Заключительное занятие. | выставка работ, награждение активных кружковцев | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке. Развитие этических чувств. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничест ве. Формулировать собственное мнения и позицию. Задавать вопросы. Использовать речь для регуляции своего действия. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 27.05 |
Использованная литература:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
2. Рутковская А. А. Рисование в начальной школе. Издательский дом «Нева»;М. 2007
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
4. Неменский Б. М. Мудрость красоты. Книга для учителя. М. «Просвещение» 2005.
5. Виноградова Н. Ф.Всѐ о младшем школьнике. М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2005
6. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
7. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
8.Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
9.Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
10.Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
11.Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
12.Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
13.Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
14.Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
15.Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
16.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
17.Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
18.Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
19.Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
20.Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
21.Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
22.Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.