СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование кружка "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 8 класса

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование внеурочных занятий по ОДКНР в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование кружка "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 8 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Загорские дали».

141367, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район,

городское поселение Сергиев Посад, поселок Загорские дали, дом 9-а.

тел. факс - 548-35-48





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ

«Загорские дали»

_________Соловьева А.В.

приказ №___ от "___"_____2018г.






Рабочая программа кружка

Основы духовно-нравственной культуры народов России

8 А класс

(базовое изучение)







Составитель: Белых Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории













2018 - 2019 учебный год

Данная рабочая программа кружка «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ «Загорские дали»;

  • Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «СОШ «Загорские дали»;

  • Примерной программы по Основам духовно-нравственной культуры народов России (М.: ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 2016г.).



Место учебного предмета в учебном плане



Рабочая программа рассчитана на преподавание ОДКНР в 8 классе в объёме 1 часа в неделю, т.е. 34 часа в год.



Планируемые результаты изучения учебного предмета:



Личностные результаты:

- осознание основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в современном мире, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, гражданское и этнокультурное самосознание, основанное на свободном принятии ценностей многонационального российского общества;

- уважительное отношение к своей стране, её истории, любви к родному краю, народу, своей семье; гуманное, толерантное отношение к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, межличностной культуры общения и самоопределения ценностей в социокультурном российском обществе;

- мотивация к развитию творческих способностей и самовыражение личности в этнокультурных и общероссийских традициях и культурных нормах.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий.

Планируемые результаты освоения содержания программы:



Обучающиеся должны знать:

- специфику нравственных норм и необходимость их соблюдения;

- историю своей семьи и уметь его представить; оценивать вклад своих предков в общественную копилку историко-культурных достижений на фоне основных этапов истории страны;

- понимать роль дружбы и товарищества в жизни человека как важнейших ценностей; анализировать и регулировать собственные взаимоотношения с другими членами малой группы;

- характеризовать особенности национально-государственного и территориального устройства Российской Федерации

Обучающиеся должны уметь:

- применять полученные знания о категориях нравственности для самоанализа и корректировки собственного поведения в обществе;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов, выражать собственное отношение к различным способам их разрешения;

- объяснять возможные причины отклоняющегося поведения и описывать негативные последствия его наиболее опасных форм;

- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные, а также применять полученную информацию для определения собственной позиции; соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями;

- формировать личное положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни и осознанно выбирать критерии безопасных условий жизни;

- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия различных социальных групп на человека и делать личностные выводы относительно собственной роли в малой группе;

- находить, извлекать и анализировать информацию о достижениях и проблемах культуры из источников различного типа;

- описывать общие духовные ценности всего российского народа и выражать собственное отношение к ним;

- критически воспринимать явления массовой культуры;

- выявлять тенденции национализма и религиозного экстремизма в жизни современного общества, прежде всего в молодежной среде, и активно противостоять им; выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике собственное правильное поведение в этой сфере;

- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности, приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятий «гражданин» и «гражданство»;

- осознавать образ единого и целостного мира при разнообразии культур, национальностей и религий, а также при уважении к истории и культуре всех народов.


Содержание программы

Я – Человек 6ч

Представления о сущности, происхождении и смысле жизни человека в различных культурах и религиях: одна из самых глубоких, вечных, непостижимых и волнующих человеческих тайн – «Что есть я сам?». Человек творец и продукт культуры. Познание человеком самого себя и окружающего мира.

Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа в фольклоре и в разных религиозных традициях народов России.

Человек как духовное и нравственное существо. Общечеловеческие ценности, представления о добре и зле в различных этнокультурах и религиях (на многочисленных примерах из мифов, былин, сказок и т.п.).

Созидательная деятельность человека, человеческий труд. Творчество человека.

Физические и духовные потребности человека и их удовлетворение. Жизнь и физическое здоровье человека как ценности. Понимание здоровья и болезни в различных культурах и религиях. Взаимосвязь физического и нравственного здоровья. Вредные привычки (алкоголизм, наркомания, курение и др.) и необходимость борьбы с ними в свете культурного опыта человечества. Безопасность человеческой жизни.

Я, моя семья и мои друзья 6ч

Нравственные основы семьи. Любовь в семье и почитание старших. Отражение любви к женщине в культуре и искусстве разных народов.

Родительский долг и отношение родителей к детям. Почитание старших и забота о младших. Мать и ее роль в семье. Отец – глава семьи. Роль мужчины и женщины в этнокультурах народов России.

Семейные конфликты и пути их разрешения с точки зрения разных этнокультурных, религиозных и современных светских традиций.

Ответственность людей при создании семьи. Факторы, способствующие укреплению семьи. Семейный уклад, семейные праздники и памятные даты. Символы и традиции семьи. Родословная и семейный альбом. История семьи на фоне истории моего народа, моей страны.

Межличностные взаимоотношения людей в малых группах. Ученический коллектив. Мои друзья и их роль в моей жизни. Дружба и ее отражение в культуре.

Я и мой народ 9ч

Россия - многонациональная страна, различные народы и этнокультуры на территории нашей страны. Расселение коренных народов на карте России, их численность, субъектность.

Роль традиционных религий в развитии культур народов России. Особенности и различия культур в языках, верованиях, традициях. Общие исторические, культурные, языковые, религиозные особенности у разных народов России. Принцип «свободы совести».

Обзор основных традиционных религиозных культур России: христианской православной, исламской, буддийской, иудейской. Их особенности и роль в истории России.

Происхождение, важнейшие этапы истории, культура и религия моего народа.

Календарный цикл праздников и памятных дат моего народа. Религиозные праздники, периоды ограничений (посты) и их смысл.

Здоровый образ жизни в моей национальной культуре. Закаливание, физические упражнения в национальных традициях. Национальная кухня и ее традиции. Особенности быта и устройство дома в моей национальной культуре. Особенности ведения домашнего хозяйства (село и город). Домашняя утварь и ее ритуальный смысл.

Традиции общения, добрососедства и гостеприимства. Национальный характер и его проявление в различных ситуациях.

Особенности языка народного искусства. Мотивы природы и жизнь человека в традиционной музыке, устном словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве моего народа. Необходимость сохранения аутентичных форм фольклора как части общекультурного наследия всех народов России. Традиционная культура как база, основа развития современной культуры.

Отражение героического прошлого в эпосе моего народа как основа его исторической памяти. Важнейшие памятники истории, культуры и религии моего народа, народные святыни как духовный источник становления национального характера и составная часть общекультурного наследия всех народов России.

Причины возникновения национализма, экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Способы противодействия влиянию тоталитарных религиозных культов и террористических организаций на молодежь.

Я – гражданин России 9ч

«Большая» и «малая» Родина. Отношение к России в литературе, музыке, поэзии, живописи, в народной культуре.

Роль русского народа и русской культуры в истории нашей страны, в формировании культурного облика России и общенациональной культуры. Русская культура за рубежом. Русский мир.

Русский язык как средство межнационального общения и культурного взаимодействия.

Конституция России – главный закон жизни россиян. Правила межнационального общения и диалога в свете Конституции и законодательства России.

Национальный характер россиянина. Правила гостеприимства и сотрудничества.

Важнейшие достижения российской культуры, искусства, науки, образования. Место отечественной культуры в мировой культуре.

Столица России – Москва, ее роль в истории и вклад в культуру нашей страны. Мой регион (республика, город, район) в составе России, его особенности, история и роль в развитии страны.

Герои России. Великие победы России. Духовные ценности российской культуры и как их сохранить и приумножить. Святыни нашего Отечества (храмы, памятники, памятные комплексы, природные памятники, символы и т.п.).

Патриотизм. Ответственность за Родину. Наш долг перед Родиной.

Защита проектов 4ч





№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Я - Человек

6

2

Я, моя семья и мои друзья

6

3

Я и мой народ

9

4

Я – гражданин России

9

5

Обобщение изученного материала и защита проектов

4

Итого

34



Формы организации занятий:



- открытие нового знания (лекция, инсценировка, экскурсия, беседа, диспут, конференция, игра);

- рефлексия (диалог, ролевая игра, деловая игра);

- развивающий контроль (викторина, защита проектов, конкурсы).



Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Плано

вые

сроки прохо

ждени

я

Скорр

ектиро

ванны

е сроки прохо

ждения

Я – Человек 6ч

1

Техника безопасности.

Происхождение и сущность человека

Приводят примеры основных видов деятельности человека, выделяют их сущностные характеристики, объясняют роль мотивов в этой деятельности в целях самоанализа;

оценивают на конкретных примерах роль основных видов деятельности в жизни человека и общества

04.09


2

Человек как творец и продукт культуры

Отвечают на проблемный вопрос: что такое культура и в чём состоит её сущность?

11.09


3

Человек и природа

Отвечают на проблемный вопрос: в чем состоит общность и специфика отношения к природе в культуре разных народов; влияет ли на отношение к природе та или иная религиозная традиция?

18.09


4

Человек как нравственное существо

Анализируют понятия: доброта, честность, совесть, долг, милосердие, сострадание, ответственность, свобода, трудолюбие, взаимопомощь и другие нравственные ценности?

25.09


5

Человек - созидатель

Отвечают на проблемный вопрос: совместимы ли «гений» и «злодейство»?

02.10


6

Человеческие потребности и их удовлетворение

Выявляют взаимосвязь нравственного и физического здоровья.

09.10


Итого 6ч

Я, моя семья и мои друзья 6ч

7

Что такое семья?

Отвечают на вопрос: почему семья является важнейшей ценностью для всех религиозных культур?

16.10


8

Члены семьи и их роль. Воспитание в семье

Определяют роль членов семьи в этнокультуре народов России.

23.10


9

Семейные взаимоотношения

Рассказывают о семейных традициях. Строят родословное древо.

06.11


10

Семейные взаимоотношения

Определяют ответственность людей при создании семьи.

13.11


11

Семья в современном мире

Отвечают на проблемный вопрос: Могут ли традиционные семейные ценности помочь современной семье в ее жизни?

20.11


12

Я и мои друзья

Выявляют роль друзей в своей жизни.

27.11


Итого 6ч

Я и мой народ 9ч

13

Россия – многонациональная страна

Выясняют как соотносятся друг с другом понятия народ, нация, народность.

04.12


14

Роль религии в жизни человека и общества

Выясняют роль традиционных религий в развитии культур народов России, особенности и различия культур в языках, верованиях, традициях. Находят общие исторические, культурные, языковые, религиозные особенности у разных народов России.

11.12


15

Традиционные религиозные культуры в России

Знакомятся с основными традиционными религиозными культурами России: христианской православной, исламской, буддийской, иудейской.

18.12


16

Историческая судьба моего народа

Определяют место своего народа в сложении многонационального единства всех народов России?

25.12


17

Техника безопасности. Традиции моего народа

Знакомятся с традициями народов России.

15.01


18

Язык традиционной культуры

Выявляют необходимость сохранения аутентичных форм фольклора как части общекультурного наследия всех народов России.

22.01


19

Герои, памятники и святыни моего народа

Анализируют фольклорные произведения, отражающие героическое прошлое народов России.

29.01


20

Герои, памятники и святыни моего народа

Отвечают на вопрос: почему необходимо чтить героев, памятники и святыни народов России?

05.02


21

Необходимость борьбы с национализмом,

экстремизмом и ксенофобией

Выявляют причины возникновения национализма, экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Знакомятся со способами противодействия влиянию тоталитарных религиозных культов и террористических организаций на молодежь.

12.02


Я – гражданин России 9ч

Итого 9ч

22

Россия – наша большая Родина

Характеризуют особенности национально-государственного и территориального устройства Российской Федерации.

19.02


23

Роль русского народа и русского языка в истории

России

Раскрывают достижения российского народа как результат культурного взаимодействия всех наций и народностей исторически входящих в состав России.

26.02


24

Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях

Раскрывают сущность патриотизма, гражданственности, приводят примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; объясняют и конкретизируют примерами смысл понятий

«гражданин» и «гражданство».

05.03


25

Объединяющие основы и ценности национальных

культур

Отвечают на вопросы:

  • Что объединяет различные культуры народов мира и России?

  • Как культуры различных народов России взаимно дополняют и обогащают друг друга?

  • Как формируется и развивается общероссийская культура?

12.03


26

Российская культура и ее роль в мировой культуре

Знакомятся с важнейшими достижениями российской культуры, искусства, науки, образования. Определяют место отечественной культуры в культуре мировой.

19.03


27

Москва и её роль в политической и культурной жизни

Определяют роль Москвы в истории страны.

09.04


28

Сергиев Посад – жемчужина Золотого кольца России

Обзорная экскурсия по историческим местам Сергиева Посада.

16.04


29

Общенациональные святыни России

Виртуальная экскурсия по святым местам нашего Отечества (храмы, памятники, памятные комплексы, природные памятники, символы и т.п.).

23.04


30

Гражданин России

Отвечают на вопрос: что означает быть гражданином своей страны?

30.04


Итого 9ч

Защита проектов 4ч

31

Повторение и обобщение культурных программ

Обобщают изученный материал, отвечают на проблемные вопросы.

07.05


32

Защита проектов

Представляют проектные работы по разделам курса.

14.05


33

Защита проектов

Представляют проектные работы по разделам курса.

21.05


34

Защита проектов

Представляют проектные работы по разделам курса.

28.05


Итого 4 ч

Всего 34 ч