Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Загорские дали».
141367, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район,
городское поселение Сергиев Посад, поселок Загорские дали, дом 9-а.
тел. факс - 548-35-48
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ
«Загорские дали»
_________Соловьева А.В.
приказ №___ от "___"_____2018г.
Рабочая программа кружка
Основы духовно-нравственной культуры народов России
8 А класс
(базовое изучение)
Составитель: Белых Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
2018 - 2019 учебный год
Данная рабочая программа кружка «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ «Загорские дали»;
Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «СОШ «Загорские дали»;
Примерной программы по Основам духовно-нравственной культуры народов России (М.: ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 2016г.).
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на преподавание ОДКНР в 8 классе в объёме 1 часа в неделю, т.е. 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Личностные результаты:
- осознание основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в современном мире, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, гражданское и этнокультурное самосознание, основанное на свободном принятии ценностей многонационального российского общества;
- уважительное отношение к своей стране, её истории, любви к родному краю, народу, своей семье; гуманное, толерантное отношение к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, межличностной культуры общения и самоопределения ценностей в социокультурном российском обществе;
- мотивация к развитию творческих способностей и самовыражение личности в этнокультурных и общероссийских традициях и культурных нормах.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий.
Планируемые результаты освоения содержания программы:
Обучающиеся должны знать:
- специфику нравственных норм и необходимость их соблюдения;
- историю своей семьи и уметь его представить; оценивать вклад своих предков в общественную копилку историко-культурных достижений на фоне основных этапов истории страны;
- понимать роль дружбы и товарищества в жизни человека как важнейших ценностей; анализировать и регулировать собственные взаимоотношения с другими членами малой группы;
- характеризовать особенности национально-государственного и территориального устройства Российской Федерации
Обучающиеся должны уметь:
- применять полученные знания о категориях нравственности для самоанализа и корректировки собственного поведения в обществе;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов, выражать собственное отношение к различным способам их разрешения;
- объяснять возможные причины отклоняющегося поведения и описывать негативные последствия его наиболее опасных форм;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные, а также применять полученную информацию для определения собственной позиции; соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями;
- формировать личное положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни и осознанно выбирать критерии безопасных условий жизни;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия различных социальных групп на человека и делать личностные выводы относительно собственной роли в малой группе;
- находить, извлекать и анализировать информацию о достижениях и проблемах культуры из источников различного типа;
- описывать общие духовные ценности всего российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- критически воспринимать явления массовой культуры;
- выявлять тенденции национализма и религиозного экстремизма в жизни современного общества, прежде всего в молодежной среде, и активно противостоять им; выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике собственное правильное поведение в этой сфере;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности, приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятий «гражданин» и «гражданство»;
- осознавать образ единого и целостного мира при разнообразии культур, национальностей и религий, а также при уважении к истории и культуре всех народов.
Содержание программы
Я – Человек 6ч
Представления о сущности, происхождении и смысле жизни человека в различных культурах и религиях: одна из самых глубоких, вечных, непостижимых и волнующих человеческих тайн – «Что есть я сам?». Человек творец и продукт культуры. Познание человеком самого себя и окружающего мира.
Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа в фольклоре и в разных религиозных традициях народов России.
Человек как духовное и нравственное существо. Общечеловеческие ценности, представления о добре и зле в различных этнокультурах и религиях (на многочисленных примерах из мифов, былин, сказок и т.п.).
Созидательная деятельность человека, человеческий труд. Творчество человека.
Физические и духовные потребности человека и их удовлетворение. Жизнь и физическое здоровье человека как ценности. Понимание здоровья и болезни в различных культурах и религиях. Взаимосвязь физического и нравственного здоровья. Вредные привычки (алкоголизм, наркомания, курение и др.) и необходимость борьбы с ними в свете культурного опыта человечества. Безопасность человеческой жизни.
Я, моя семья и мои друзья 6ч
Нравственные основы семьи. Любовь в семье и почитание старших. Отражение любви к женщине в культуре и искусстве разных народов.
Родительский долг и отношение родителей к детям. Почитание старших и забота о младших. Мать и ее роль в семье. Отец – глава семьи. Роль мужчины и женщины в этнокультурах народов России.
Семейные конфликты и пути их разрешения с точки зрения разных этнокультурных, религиозных и современных светских традиций.
Ответственность людей при создании семьи. Факторы, способствующие укреплению семьи. Семейный уклад, семейные праздники и памятные даты. Символы и традиции семьи. Родословная и семейный альбом. История семьи на фоне истории моего народа, моей страны.
Межличностные взаимоотношения людей в малых группах. Ученический коллектив. Мои друзья и их роль в моей жизни. Дружба и ее отражение в культуре.
Я и мой народ 9ч
Россия - многонациональная страна, различные народы и этнокультуры на территории нашей страны. Расселение коренных народов на карте России, их численность, субъектность.
Роль традиционных религий в развитии культур народов России. Особенности и различия культур в языках, верованиях, традициях. Общие исторические, культурные, языковые, религиозные особенности у разных народов России. Принцип «свободы совести».
Обзор основных традиционных религиозных культур России: христианской православной, исламской, буддийской, иудейской. Их особенности и роль в истории России.
Происхождение, важнейшие этапы истории, культура и религия моего народа.
Календарный цикл праздников и памятных дат моего народа. Религиозные праздники, периоды ограничений (посты) и их смысл.
Здоровый образ жизни в моей национальной культуре. Закаливание, физические упражнения в национальных традициях. Национальная кухня и ее традиции. Особенности быта и устройство дома в моей национальной культуре. Особенности ведения домашнего хозяйства (село и город). Домашняя утварь и ее ритуальный смысл.
Традиции общения, добрососедства и гостеприимства. Национальный характер и его проявление в различных ситуациях.
Особенности языка народного искусства. Мотивы природы и жизнь человека в традиционной музыке, устном словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве моего народа. Необходимость сохранения аутентичных форм фольклора как части общекультурного наследия всех народов России. Традиционная культура как база, основа развития современной культуры.
Отражение героического прошлого в эпосе моего народа как основа его исторической памяти. Важнейшие памятники истории, культуры и религии моего народа, народные святыни как духовный источник становления национального характера и составная часть общекультурного наследия всех народов России.
Причины возникновения национализма, экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Способы противодействия влиянию тоталитарных религиозных культов и террористических организаций на молодежь.
Я – гражданин России 9ч
«Большая» и «малая» Родина. Отношение к России в литературе, музыке, поэзии, живописи, в народной культуре.
Роль русского народа и русской культуры в истории нашей страны, в формировании культурного облика России и общенациональной культуры. Русская культура за рубежом. Русский мир.
Русский язык как средство межнационального общения и культурного взаимодействия.
Конституция России – главный закон жизни россиян. Правила межнационального общения и диалога в свете Конституции и законодательства России.
Национальный характер россиянина. Правила гостеприимства и сотрудничества.
Важнейшие достижения российской культуры, искусства, науки, образования. Место отечественной культуры в мировой культуре.
Столица России – Москва, ее роль в истории и вклад в культуру нашей страны. Мой регион (республика, город, район) в составе России, его особенности, история и роль в развитии страны.
Герои России. Великие победы России. Духовные ценности российской культуры и как их сохранить и приумножить. Святыни нашего Отечества (храмы, памятники, памятные комплексы, природные памятники, символы и т.п.).
Патриотизм. Ответственность за Родину. Наш долг перед Родиной.
Защита проектов 4ч
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Я - Человек | 6 |
2 | Я, моя семья и мои друзья | 6 |
3 | Я и мой народ | 9 |
4 | Я – гражданин России | 9 |
5 | Обобщение изученного материала и защита проектов | 4 |
Итого | 34 |
Формы организации занятий:
- открытие нового знания (лекция, инсценировка, экскурсия, беседа, диспут, конференция, игра);
- рефлексия (диалог, ролевая игра, деловая игра);
- развивающий контроль (викторина, защита проектов, конкурсы).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Плано вые сроки прохо ждени я | Скорр ектиро ванны е сроки прохо ждения |
Я – Человек 6ч |
1 | Техника безопасности. Происхождение и сущность человека | Приводят примеры основных видов деятельности человека, выделяют их сущностные характеристики, объясняют роль мотивов в этой деятельности в целях самоанализа; оценивают на конкретных примерах роль основных видов деятельности в жизни человека и общества | 04.09 | |
2 | Человек как творец и продукт культуры | Отвечают на проблемный вопрос: что такое культура и в чём состоит её сущность? | 11.09 | |
3 | Человек и природа | Отвечают на проблемный вопрос: в чем состоит общность и специфика отношения к природе в культуре разных народов; влияет ли на отношение к природе та или иная религиозная традиция? | 18.09 | |
4 | Человек как нравственное существо | Анализируют понятия: доброта, честность, совесть, долг, милосердие, сострадание, ответственность, свобода, трудолюбие, взаимопомощь и другие нравственные ценности? | 25.09 | |
5 | Человек - созидатель | Отвечают на проблемный вопрос: совместимы ли «гений» и «злодейство»? | 02.10 | |
6 | Человеческие потребности и их удовлетворение | Выявляют взаимосвязь нравственного и физического здоровья. | 09.10 | |
Итого 6ч |
Я, моя семья и мои друзья 6ч |
7 | Что такое семья? | Отвечают на вопрос: почему семья является важнейшей ценностью для всех религиозных культур? | 16.10 | |
8 | Члены семьи и их роль. Воспитание в семье | Определяют роль членов семьи в этнокультуре народов России. | 23.10 | |
9 | Семейные взаимоотношения | Рассказывают о семейных традициях. Строят родословное древо. | 06.11 | |
10 | Семейные взаимоотношения | Определяют ответственность людей при создании семьи. | 13.11 | |
11 | Семья в современном мире | Отвечают на проблемный вопрос: Могут ли традиционные семейные ценности помочь современной семье в ее жизни? | 20.11 | |
12 | Я и мои друзья | Выявляют роль друзей в своей жизни. | 27.11 | |
Итого 6ч |
Я и мой народ 9ч |
13 | Россия – многонациональная страна | Выясняют как соотносятся друг с другом понятия народ, нация, народность. | 04.12 | |
14 | Роль религии в жизни человека и общества | Выясняют роль традиционных религий в развитии культур народов России, особенности и различия культур в языках, верованиях, традициях. Находят общие исторические, культурные, языковые, религиозные особенности у разных народов России. | 11.12 | |
15 | Традиционные религиозные культуры в России | Знакомятся с основными традиционными религиозными культурами России: христианской православной, исламской, буддийской, иудейской. | 18.12 | |
16 | Историческая судьба моего народа | Определяют место своего народа в сложении многонационального единства всех народов России? | 25.12 | |
17 | Техника безопасности. Традиции моего народа | Знакомятся с традициями народов России. | 15.01 | |
18 | Язык традиционной культуры | Выявляют необходимость сохранения аутентичных форм фольклора как части общекультурного наследия всех народов России. | 22.01 | |
19 | Герои, памятники и святыни моего народа | Анализируют фольклорные произведения, отражающие героическое прошлое народов России. | 29.01 | |
20 | Герои, памятники и святыни моего народа | Отвечают на вопрос: почему необходимо чтить героев, памятники и святыни народов России? | 05.02 | |
21 | Необходимость борьбы с национализмом, экстремизмом и ксенофобией | Выявляют причины возникновения национализма, экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Знакомятся со способами противодействия влиянию тоталитарных религиозных культов и террористических организаций на молодежь. | 12.02 | |
Я – гражданин России 9ч |
Итого 9ч |
22 | Россия – наша большая Родина | Характеризуют особенности национально-государственного и территориального устройства Российской Федерации. | 19.02 | |
23 | Роль русского народа и русского языка в истории России | Раскрывают достижения российского народа как результат культурного взаимодействия всех наций и народностей исторически входящих в состав России. | 26.02 | |
24 | Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях | Раскрывают сущность патриотизма, гражданственности, приводят примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; объясняют и конкретизируют примерами смысл понятий «гражданин» и «гражданство». | 05.03 | |
25 | Объединяющие основы и ценности национальных культур | Отвечают на вопросы: Что объединяет различные культуры народов мира и России? Как культуры различных народов России взаимно дополняют и обогащают друг друга? Как формируется и развивается общероссийская культура? | 12.03 | |
26 | Российская культура и ее роль в мировой культуре | Знакомятся с важнейшими достижениями российской культуры, искусства, науки, образования. Определяют место отечественной культуры в культуре мировой. | 19.03 | |
27 | Москва и её роль в политической и культурной жизни | Определяют роль Москвы в истории страны. | 09.04 | |
28 | Сергиев Посад – жемчужина Золотого кольца России | Обзорная экскурсия по историческим местам Сергиева Посада. | 16.04 | |
29 | Общенациональные святыни России | Виртуальная экскурсия по святым местам нашего Отечества (храмы, памятники, памятные комплексы, природные памятники, символы и т.п.). | 23.04 | |
30 | Гражданин России | Отвечают на вопрос: что означает быть гражданином своей страны? | 30.04 | |
Итого 9ч |
Защита проектов 4ч |
31 | Повторение и обобщение культурных программ | Обобщают изученный материал, отвечают на проблемные вопросы. | 07.05 | |
32 | Защита проектов | Представляют проектные работы по разделам курса. | 14.05 | |
33 | Защита проектов | Представляют проектные работы по разделам курса. | 21.05 | |
34 | Защита проектов | Представляют проектные работы по разделам курса. | 28.05 | |
Итого 4 ч |
Всего 34 ч |