СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса "Чтение и развитие речи" 8 вид обучения, 5 класс. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018.

Курс «Чтение  и развитие речи реализуется в рамках предмета «Литература».

Рабочая программа

  • предлагает  свой подход в части последовательности изучения учебного материала;
  • конкретизирует вариативную составляющую содержания образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса "Чтение и развитие речи" 8 вид обучения, 5 класс. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018.»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018.

Курс «Чтение и развитие речи реализуется в рамках предмета «Литература».

Рабочая программа

  • предлагает свой подход в части последовательности изучения учебного материала;

  • конкретизирует вариативную составляющую содержания образования.

Выбор программы мотивирован тем, что она

- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;

- конкретизирует материал для изучения, исходя из возможностей учащихся, программных требований к умениям учащихся по итогам обучения в 5 классе базового уровня.


1.1.Цели и задачи

Цель:

Задачи преподавания чтения и развития речи:

  • отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных пониманию учащихся произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

  • социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

  • Коррегировать артикуляционный аппарат.

  • Коррегировать представления об окружающем мире и обогащать словарь.

  • Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся.

  • Развивать речь, владение техникой речи;

  • Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  • Коррекция уровня общего и речевого развития учащихся, развитие коммуникативных навыков.

  • Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.

1.2.Общая характеристика учебного предмета

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Формы, методы и технологии обучения:

технологии и методики: личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии;

методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, словесный, наглядный, практический.

1.3 Содержание учебного предмета

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.


Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений. Всего за год дети выучат 6-10 стихотворений.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

2. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:

1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.


  1. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018.


  1. Методические рекомендации. Чтение. 5–9 классы. VIII вид. Шишкова М. И.



Календарно-тематическое планирование

п/п

Кол-во

часов

Тема урока

Стр.

учебника

Коррекционная работа

Дата

Раздел 1. Устное народное творчество

1

1

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

3-4

Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.

06.09

2

1

Пословицы и поговорки.

5-6

Развивать память, внимание, мышление.

13.09

3

1

Загадки.

6-8

Коррекция умения рассказывать считалки, потешки.

20.09

4

1

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

8-10

Заучивать пословицы, поговорки и загадки.

27.09

Раздел 2. Сказки

5

1

«Никита Кожемяка» (Русская сказка)

11-13

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

04.10

6

1

Внеклассное чтение «Русские народные сказки»


Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

11.10

7

1

«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)

14-15

Коррегировать навык чтения целыми

словами, без ошибок, выразительно.

18.10


8

1

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

15-18

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

25.10

9

1

«Морозко» (Русская сказка)

18-23

Развивать умения пересказывать отрывки из текста.

01.11

10

1

«Два Мороза» (Русская сказка)

24-27

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

15.11

11

1

«Три дочери» (Татарская сказка)

27-28

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

22.11

12

1

Внеклассное чтение «Сказки народов мира»


Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

29.11

13

1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

29-39

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

06.12

13.12

14

1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

15

1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»



20.12

27.12

16

1

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

41-50

17

1

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»



17.01

24.01

31.01

07.02

18

1

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

19

1

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

20

1

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

21

1

Обобщающий урок по теме «Сказки»

51-52

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.

14.02

Раздел 3. Картины родной природы

22

1

Лето. Г. Скребицкий «Июнь»

53-54

Соблюдение пунктуации.

21.02

23

1

И. Суриков «Ярко солнце светит…»

54-55

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

28.02

24

1

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

55-61

Развивать связную речь.

07.03

14.03

21.03

04.04

25

1

А. Прокофьев «Берёзка»

26

1

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

27

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето»

28

1

Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»

61-62

Расширять словарный запас.

11.04

29

1

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»

62

Соблюдение пунктуации.

18.04

30

1

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям»

200

Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

25.04

31

1

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»

201-203

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

02.05

32

1

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

204-207

Развивать диалогическую речь.

09.05

33

1

Обобщающий урок по теме



23.05

34

1

Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово»


Развивать познавательную деятельность

30.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!