1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018.
Курс «Чтение и развитие речи реализуется в рамках предмета «Литература».
Рабочая программа
Выбор программы мотивирован тем, что она
- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;
- конкретизирует материал для изучения, исходя из возможностей учащихся, программных требований к умениям учащихся по итогам обучения в 5 классе базового уровня.
1.1.Цели и задачи
Цель:
Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных пониманию учащихся произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Коррегировать артикуляционный аппарат.
Коррегировать представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Коррекция уровня общего и речевого развития учащихся, развитие коммуникативных навыков.
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
1.2.Общая характеристика учебного предмета
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Формы, методы и технологии обучения:
технологии и методики: личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии;
методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, словесный, наглядный, практический.
1.3 Содержание учебного предмета
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений. Всего за год дети выучат 6-10 стихотворений.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
2. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018.
Методические рекомендации. Чтение. 5–9 классы. VIII вид. Шишкова М. И.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Стр. учебника | Коррекционная работа | Дата |
Раздел 1. Устное народное творчество |
1 | 1 | Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. | 3-4 | Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. | 06.09 |
2 | 1 | Пословицы и поговорки. | 5-6 | Развивать память, внимание, мышление. | 13.09 |
3 | 1 | Загадки. | 6-8 | Коррекция умения рассказывать считалки, потешки. | 20.09 |
4 | 1 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» | 8-10 | Заучивать пословицы, поговорки и загадки. | 27.09 |
Раздел 2. Сказки |
5 | 1 | «Никита Кожемяка» (Русская сказка) | 11-13 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | 04.10 |
6 | 1 | Внеклассное чтение «Русские народные сказки» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | 11.10 |
7 | 1 | «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) | 14-15 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. | 18.10 |
8 | 1 | «Золотые руки» (Башкирская сказка) | 15-18 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | 25.10 |
9 | 1 | «Морозко» (Русская сказка) | 18-23 | Развивать умения пересказывать отрывки из текста. | 01.11 |
10 | 1 | «Два Мороза» (Русская сказка) | 24-27 | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. | 15.11 |
11 | 1 | «Три дочери» (Татарская сказка) | 27-28 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | 22.11 |
12 | 1 | Внеклассное чтение «Сказки народов мира» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | 29.11 |
13 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 29-39 | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. | 06.12 13.12 |
14 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
15 | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | | | 20.12 27.12 |
16 | 1 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | 41-50 |
17 | 1 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | | | 17.01 24.01 31.01 07.02 |
18 | 1 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» |
19 | 1 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» |
20 | 1 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» |
21 | 1 | Обобщающий урок по теме «Сказки» | 51-52 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. | 14.02 |
Раздел 3. Картины родной природы |
22 | 1 | Лето. Г. Скребицкий «Июнь» | 53-54 | Соблюдение пунктуации. | 21.02 |
23 | 1 | И. Суриков «Ярко солнце светит…» | 54-55 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | 28.02 |
24 | 1 | А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) | 55-61 | Развивать связную речь. | 07.03 14.03 21.03 04.04 |
25 | 1 | А. Прокофьев «Берёзка» |
26 | 1 | Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» |
27 | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» |
28 | 1 | Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь» | 61-62 | Расширять словарный запас. | 11.04 |
29 | 1 | По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» | 62 | Соблюдение пунктуации. | 18.04 |
30 | 1 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» | 200 | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. | 25.04 |
31 | 1 | По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» | 201-203 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. | 02.05 |
32 | 1 | Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 204-207 | Развивать диалогическую речь. | 09.05 |
33 | 1 | Обобщающий урок по теме | | | 23.05 |
34 | 1 | Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово» | | Развивать познавательную деятельность | 30.05 |