№ | Тема | Примечание | Дата |
| Введение .Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности. | |
| Устное народное творчество . Предания как поэтическая автобиография народа. | Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа | |
| Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. | Понимать тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования | |
| Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. | Определять отношение авторов-рассказчиков к Садко, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.) | |
| Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев. | Понимать смысл произведений | |
| Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | Понимать смысл похвалы, поучения Владимира Мономаха. | |
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности. | Видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций. | |
| Из русской литературы 18 в. .М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. | Понимать особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы. | |
| Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. | Понимать философский и иносказательный смысл стихотворений. | |
| Из русской литературы 19 в. . А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. | Понимать особенности творческого процесса поэта (с.95-96). | |
| Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы. | Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра. | |
| «Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I. | Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра, оценивать отношение автора к изображаемому. | |
| А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе. | Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому. | |
| Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. | Понимать ее идейный замысел, тему Смутного времени на Руси. | |
| Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. | Понимать ее идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина, идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе). | |
| Р.р. Классное сочинение (2). «Образ Самсона Вырина в повести». | Оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), используя текст изученных произведений. | |
| М.Ю. Лермонтов.Душа и лира поэта. | Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа. | |
| М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | Понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе. | |
| Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы. | Понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев. | |
| Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям. | Понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев. | |
| Р.р. Классное сочинение (3) по «Песне...». | Понимать, что такое тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. | |
| Вн.чт. А.Толстой «Князь Серебряный». Историческое прошлое в поэме Лермонтова и в романе. | Понимать роль исторического фона в повествовании. | |
| Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | Понимать роль исторического фона в повествовании. | |
| Тарас Бульба и его сыновья. | Понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа. | |
| Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. | Понимать нравы и обычаи Запорожской Сечи как символа доблести и мужества казачества.. | |
| Р.р. Анализ эпизода «Осада польского города Дубно». | Понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына. | |
| Прославление боевого товарищества, прославление товарищества (главы 7 - 8). | Понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям. | |
| Р.Р. Характеристика литературного героя. Противопоставление Остапа Андрию. | Понимать нравственную проблематику повести. | |
| Вн.чт. Н.В.Гоголь «Страшная месть». Патриотический пафос и фантастические образы повести. | Понимать, в чем заключается патриотический пафос повести | |
| И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | Составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей. | |
| И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. | Понимать нравственный смысл стихотворений в прозе. | |
| Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | Понимать жанровые особенности поэмы. | |
| H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Понимать авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым. | |
| А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | Понимать конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания. | |
| М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры. | объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина | |
| Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. | Понимать идейно-тематическое содержание сказки. | |
| Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | Понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье. | |
| А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения. | Понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета, авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев | |
| Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | Понимать идейно-тематическую направленность произведения. | |
| Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения. | Оценивать творческую манеру поэтов (Жуковского, Бунина, А.Толстого). | |
| Из русской литературы 20 века. (21). И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Понимать содержание рассказа, его проблематику. | |
| Вн.чт. И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | Обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы. | |
| М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Понимать отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства. | |
| «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. | Понимать поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом. | |
| Р.р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство». | Понимать поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом. | |
| «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей. (Домашнее сочинение. | Понимать поступки литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою. | |
| В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».Роль поэзии в жизни человека и общества. | Понимать роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе. | |
| В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | Понимать тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения. | |
| Л.Н. Андреев «Кусака».Нравственные проблемы рассказа. (Д.З. Письменный отзыв). | Понимать нравственную проблематику произведения. | |
| А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. (Д.З. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»). | Понимать, кто друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. | |
| А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. | Понимать идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте. | |
| Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. | Оценивать творческую манеру поэта. | |
| Ритмы и образы военной лирики. Урок мужества. | Понимать смысл стихотворений о войне. | |
| Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | Понимать особенности жанра, композиции, темы произведения. | |
| Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | Понимать, что такое «тема» и «идея», план анализа эпического произведения. | |
| Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | Понимать нравственную проблематику рассказа. | |
| «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. | Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | |
| А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика. | Понимать размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое. | |
| Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. | Публицистика, мемуары как жанр литературы. | |
| Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда». | Передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ. | |
| Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта. | Понимать особенности художественной образности дагестанского поэта | |
| Из зарубежной литературы. Р. Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | Объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта. | |
| Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. | Понимать художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении. | |
| 0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе. | |
| Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | Понимать стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле. | |
| Итоговый урок «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский). | Понимать влияние литературы на человека. | |
| Резерв | | |
|