СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование "Литература 7 класс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование "Литература 7 класс"»



Календарно - тематическое планирование по

литературе в 7 КЛАССАХ.

вторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина);

под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение). 68 часов, 2 часа в неделю.

Учитель: Данилова Э. В.

Тема

Примечание

Дата

Введение .Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности.


Устное народное творчество . Предания как поэтическая автобиография народа.

Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа


Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

Понимать тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования


Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.

Определять отношение авторов-рассказчиков к Садко, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.)


Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев.

Понимать смысл произведений


Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

Понимать смысл похвалы, поучения Владимира Мономаха.


«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности.

Видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций.


Из русской литературы 18 в. .М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова.

Понимать особенности поэтического языка

М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы.



Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина.

Понимать философский и иносказательный смысл стихотворений.



Из русской литературы 19 в. .

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

Понимать особенности творческого процесса поэта (с.95-96).


Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы.

Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра.


«Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I.

Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра, оценивать отношение автора к изображаемому.


А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому.


Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена.

Понимать ее идейный замысел, тему Смутного времени на Руси.


Проза А.С. Пушкина.

«Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.

Понимать ее идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина, идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе).


Р.р. Классное сочинение (2). «Образ Самсона Вырина в повести».

Оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), используя текст изученных произведений.


М.Ю. Лермонтов.Душа и лира поэта.

Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа.


М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе.


Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы.

Понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев.



Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям.

Понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев.


Р.р. Классное сочинение (3) по «Песне...».


Понимать, что такое тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой.


Вн.чт. А.Толстой «Князь Серебряный». Историческое прошлое в поэме Лермонтова и в романе.

Понимать роль исторического фона в повествовании.


Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

Понимать роль исторического фона в повествовании.


Тарас Бульба и его сыновья.

Понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа.


Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

Понимать нравы и обычаи Запорожской Сечи как символа доблести и мужества казачества..


Р.р. Анализ эпизода «Осада польского города Дубно».

Понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына.


Прославление боевого товарищества, прославление товарищества (главы 7 - 8).

Понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям.


Р.Р. Характеристика литературного героя. Противопоставление Остапа Андрию.

Понимать нравственную проблематику повести.


Вн.чт. Н.В.Гоголь «Страшная месть». Патриотический пафос и фантастические образы повести.

Понимать, в чем заключается патриотический пафос повести


И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей.


И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.

Понимать нравственный смысл стихотворений в прозе.


Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

Понимать жанровые особенности поэмы.



H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Понимать авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым.


А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло

Репнин».

Понимать конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания.


М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры.

объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина


Вн.чт.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.

Понимать идейно-тематическое содержание сказки.


Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье.


А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения.

Понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета, авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев


Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

Понимать идейно-тематическую направленность произведения.


Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.

Оценивать творческую манеру поэтов (Жуковского, Бунина, А.Толстого).


Из русской литературы 20 века. (21). И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Понимать содержание рассказа, его проблематику.


Вн.чт. И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

Обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы.


М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Понимать отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства.


«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

Понимать поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом.


Р.р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».

Понимать поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом.


«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей. (Домашнее сочинение.

Понимать поступки литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою.


В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».Роль поэзии в жизни человека и общества.

Понимать роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе.


В.В. Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Понимать тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения.


Л.Н. Андреев «Кусака».Нравственные проблемы рассказа.

(Д.З. Письменный отзыв).

Понимать нравственную проблематику произведения.


А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

(Д.З. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»).

Понимать, кто друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.


А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.

Понимать идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте.


Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике.

Оценивать творческую манеру поэта.


Ритмы и образы военной лирики. Урок мужества.

Понимать смысл стихотворений о войне.


Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Понимать особенности жанра, композиции, темы произведения.


Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Понимать, что такое «тема» и «идея», план анализа эпического произведения.


Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Понимать нравственную проблематику рассказа.


«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе.

Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.


А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.

Понимать размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое.


Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

Публицистика, мемуары как жанр литературы.


Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда».

Передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ.


Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Понимать особенности художественной образности дагестанского поэта


Из зарубежной литературы.

Р. Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта.


Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

Понимать художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении.



0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе.


Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

Понимать стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.


Итоговый урок «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский).

Понимать влияние литературы на человека.


Резерв








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!