№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Примечание |
1 ЧЕТВЕРТЬ |
1. | 05.09. | | Введение (1 ч.). Литература как искусство слова. Роль чтения в жизни человека. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги. Книга художественная и учебная. Учебник литературы и работа с ним. | |
Тема № 1 Из устного народного творчества (6 часов) |
2. | 10.09. | | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор | |
3. | 11.09. | | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Особенности русской народной сказки. Сюжет и проблематика сказок. Сказочные образы. Типы сказок. Отличие бытовой сказки от волшебной. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.) | |
4. | 17.09. | | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-Яги, Кощея Бессмертного. | |
5. | 18.09. | | Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. | |
6. | 24.09. | | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. | |
7. | 25.09. | | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. | |
Тема № 2 Древнерусская литература. Из русской литературы XVIII века. Из русской литературы XIX века (7 ч.+КР 1 ч.) |
8. | 01.10. | | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) «Повесть временных лет» как литературный памятник. Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. | |
9. | 02.10. | | Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765). Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. | |
10. | 08.10. | | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) (Обзор). Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769 — 1844). Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. | Наизусть «Ворона и Лисица». |
11. | 09.10. | | «Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям; инсценирование). | |
12. | 15.10. | | Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ (1783 – 1852). Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский – сказочник). | |
13. | 16.10. | | «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | |
14. | 22.10. | | Контрольная работа: литературный диктант | |
Тема № 3 Из русской литературы XIX века. Часть 1 (7 ч.+РР 1ч.+ВЧ 1ч.+ЛРК 1ч.+КС 1ч.) |
15. | 23.10. | | Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 – 1837). Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Роль книги и чтения в жизни маленького Пушкина. | Наизусть «Няне» |
2 ЧЕТВЕРТЬ |
16. | 05.11. | | Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. | |
17. | 06.11. | | «У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | Наизусть «У лукоморья дуб зеленый...» |
18. | 12.11. | | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. | Наизусть Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» |
19. | 13.11. | | Волшебное в сказке. Воспевание истинной красоты и душевного богатства, осуждение зависти и подлости. Прославление веры в победу добра над злом. Богатство выразительных средств сказки. | |
20. | 19.11. | | Р.Р. № 1 (п.). Характеристика героя. Составление синкана и даймонда. | |
21. | 20.11. | | Внеклассное чтение № 1. | |
22. | 26.11. | | Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 — 1841). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). | |
23. | 27.11. | | «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. | Наизусть «Бородино» (отрывок). |
24. | 03.12. | | Литература родного края. В.М. Гаршин – уроженец Бахмутского уезда. «Сказка о жабе и розе», «Красный цветок». | |
25. | 04.12. | | Контрольное сочинение № 1. | |
Тема № 4 Из русской литературы XIX века. Часть 2 (8 ч.+РР 1ч.+УЭ 1ч.+КС 1ч.) |
26. | 10.12. | | Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852). Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). | |
27. | 11.12. | | «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. | |
28. | 17.12. | | Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821 – 1878). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины | Наизусть «Есть женщины в русских селеньях…» |
29. | 18.12. | | Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. | Наизусть «Крестьянские дети» (отрывок). |
30. | 24.12. | | Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 – 1883). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). | |
31. | 25.12. | | «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. | |
3 ЧЕТВЕРТЬ |
32. | 14.01. | | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. | |
33. | 15.01. | | Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян. | |
34. | 21.01. | | Р.Р. № 2 (у.). Развёрнутый ответ на проблемный вопрос. | |
35. | 22.01. | | Урок-экскурсия (виртуальная). Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново». | |
36. | 28.01. | | Контрольное сочинение № 2. | |
Тема № 5 Из русской литературы XIX века. Часть 3 (6 ч.+ВЧ 1ч.) |
37. | 29.01. | | Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820 — 1892). Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина». Величественность, широта, простор изображенной картины. «Задрожали листы...». Изображение поэтом впечатлений от быстро меняющихся картин и состояний природы. Смысл противопоставления «шумящей мглы» и «теплого гнездышка». | Наизусть «Весенний дождь» |
38. | 04.02. | | Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828 – 1910). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). | |
39. | 05.02. | | «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | |
40. | 11.02. | | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. | |
41. | 12.02. | | Антон Павлович ЧЕХОВ (1860 – 1904). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | |
42. | 18.02. | | Внеклассное чтение № 2. А.П. Чехов. Рассказы (по выбору учителя). | |
43. | 19.02. | | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Времена года как устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроений радости и веселья, грусти и печали. Функции природы в поэтическом произведении. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок). И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). А.Н.Майков. «Ласточки». И.3.Суриков. «Зима» (отрывок). | Наизусть Одно стихотворение по выбору учащихся |
Тема № 6 Из русской литературы XX века. Часть 1 (8 часов) |
44. | 25.02. | | Иван Алексеевич БУНИН (1870 – 1953). Краткие сведения о поэте. Поэтические картины природы. Гармония состояния природы и человека. «Живопись словом», народные мотивы пейзажной лирики. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли | Наизусть Одно стихотворение по выбору учащихся |
45. | 26.02. | | Владимир Галактионович КОРОЛЕНКО (1853 – 1921). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). | |
46. | 04.03. | | «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. | |
47. | 05.03. | | Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье. | |
48. | 11.03. | | Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895 — 1925). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). | Наизусть Одно из стихотворений по выбору учащихся |
49. | 12.03. | | «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Поэзия С.Есенина — искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах. | |
50. | 18.03. | | Константин Георгиевич ПАУСТОВСКИЙ (1892 – 1968). Краткий рассказ о писателе. | |
51. | 19.03. | | «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | |
4 ЧЕТВЕРТЬ |
Тема № 7 Из русской литературы XX века. Часть 2 (8 ч.+КР 1ч.) |
52. | 01.04. | | Самуил Яковлевич МАРШАК (1887 – 1964). Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака. | |
53. | 02.04. | | «Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы – сказки. | |
54. | 08.04. | | Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (1899 – 1951). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | |
55. | 09.04. | | Виктор Петрович АСТАФЬЕВ (1924 – 2001). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. | |
56. | 15.04. | | Поэты о Великой Отечественной войне (1941 — 1945 гг.) Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | Наизусть Одно стихотворение о войне по выбору учащихся |
57. | 16.04. | | Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню — долгий зимний вечер...». Дм. Кедрин «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка». Н.М. Рубцов «Родная деревня». Дон-Аминадо «Города и годы» | |
58. | 22.04. | | «Писатели улыбаются». Саша ЧЕРНЫЙ (1880 — 1932) «Кавказский пленник» | |
59. | 23.04. | | «Игорь — Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. | |
60. | 30.04. | | Контрольная работа № 2: тестирование | |
Тема № 8 Из зарубежной литературы (6 ч .) |
61. | 06.05. | | Роберт Льюис СТИВЕНСОН (1850 – 1894). Краткие сведения о писателе. «Вересковый мед». Прославление в балладе мужества и свободолюбия человека, неподвластного завоевателям. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Фольклорные элементы в произведении. | Наизусть «Вересковый мед» (отрывок по выбору учащихся) |
62. | 07.05. | | Даниель ДЕФО (1660 – 1731). «Робинзон Крузо» (в сокращении). Краткие сведения о писателе. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации. | |
63. | 13.05. | | Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах. | |
64. | 14.05. | | Ханс Кристиан АНДЕРСЕН (1805-1875). Краткие сведения о писателе, его детстве. «Снежная королева». Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке. | |
65. | 20.05. | | Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки. Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью. Авторская оценка героев произведения. | |
66. | 21.05. | | Джек ЛОНДОН (1876 — 1916). Краткий рассказ о писателе. «Сказание и Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. | |