СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование литературы в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная программа: Литература: 5-9 кл: примерная программа для общеобразоват. организаций (основное общее образование) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 4-е изд. доп. и перераб. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование литературы в 5 классе»

Примерная программа: Литература: 5-9 кл: примерная программа для общеобразоват. организаций (основное общее образование) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 4-е изд. доп. и перераб. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.


Учебник: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В. И. Коровин, В.П. Журавлев, Москва, Просвещение, 2013, 2-е издание Количество и виды контрольных работ

Класс

5

Всего часов

66

Количество часов в неделю

2 часа в неделю

Текстуальное изучение произведений

57

Внеклассное чтение

2

Литература родного края

1

Контрольная работа

2

Контрольное сочинение

2

Развитие речи

2

График проверочных работ

Вид контроля

Дата план

Дата факт

Внеклассное чтение № 1

20.11.


Внеклассное чтение № 2

18.02.


Литература родного края

03.12.


Контрольная работа № 1

22.10.


Контрольная работа № 2

30.04.


Контрольное сочинение № 1

04.12.


Контрольное сочинение № 2

28.01.


Развитие речи № 1 (п.)

19.11.


Развитие речи № 2(у.)

21.01.



Рекомендуемые нормы чтения


Класс

Чтение вслух

(кол-во слов в мин.)

Чтение про себя

(кол-во слов в мин.)

5

120-130

170


Сроки проверки контрольных и самостоятельных работ


Вид работы

Сроки проверки

Литературный диктант (5-11 класс)

к следующему уроку

Развернутый ответ на вопрос (5-11 класс)

к следующему уроку

Изложение и сочинение (5-8 класс)

в течение 5 дней

Контрольное тестирование

к следующему уроку

Выполнение заданий творческого характера

на усмотрение учителя





















п/п

Дата план

Дата факт

Тема

Примечание

1 ЧЕТВЕРТЬ

1.

05.09.


Введение (1 ч.). Литература как искусство слова. Роль чтения в жизни человека. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги. Книга художественная и учебная. Учебник литературы и работа с ним.


Тема № 1 Из устного народного творчества (6 часов)

2.

10.09.


Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор


3.

11.09.


Русские народные сказки. «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Особенности русской народной сказки. Сюжет и проблематика сказок. Сказочные образы. Типы сказок. Отличие бытовой сказки от волшебной. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)


4.

17.09.


«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-Яги, Кощея Бессмертного.


5.

18.09.


Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.


6.

24.09.


«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.


7.

25.09.


«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.


Тема № 2 Древнерусская литература.

Из русской литературы XVIII века. Из русской литературы XIX века (7 ч.+КР 1 ч.)

8.

01.10.


Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) «Повесть временных лет» как литературный памятник. Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.


9.

02.10.


Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765). Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.


10.

08.10.


Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) (Обзор). Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769 — 1844). Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.

Наизусть «Ворона и Лисица».

11.

09.10.


«Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям; инсценирование).


12.

15.10.


Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ (1783 – 1852). Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский – сказочник).


13.

16.10.


«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.


14.

22.10.


Контрольная работа: литературный диктант


Тема № 3 Из русской литературы XIX века. Часть 1 (7 ч.+РР 1ч.+ВЧ 1ч.+ЛРК 1ч.+КС 1ч.)

15.

23.10.


Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 – 1837). Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Роль книги и чтения в жизни маленького Пушкина.

Наизусть «Няне»

2 ЧЕТВЕРТЬ

16.

05.11.


Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.


17.

06.11.


«У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Наизусть

«У лукоморья дуб зеленый...»

18.

12.11.


«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным.

Наизусть

Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

19.

13.11.


Волшебное в сказке. Воспевание истинной красоты и душевного богатства, осуждение зависти и подлости. Прославление веры в победу добра над злом. Богатство выразительных средств сказки.


20.

19.11.


Р.Р. № 1 (п.). Характеристика героя. Составление синкана и даймонда.


21.

20.11.


Внеклассное чтение № 1.


22.

26.11.


Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 — 1841). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).


23.

27.11.


«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Наизусть

«Бородино» (отрывок).

24.

03.12.


Литература родного края. В.М. Гаршин – уроженец Бахмутского уезда. «Сказка о жабе и розе», «Красный цветок».


25.

04.12.


Контрольное сочинение № 1.


Тема № 4 Из русской литературы XIX века. Часть 2 (8 ч.+РР 1ч.+УЭ 1ч.+КС 1ч.)

26.

10.12.


Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852). Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).


27.

11.12.


«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.


28.

17.12.


Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821 – 1878). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины

Наизусть

«Есть женщины в русских селеньях…»

29.

18.12.


Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Наизусть

«Крестьянские дети» (отрывок).

30.

24.12.


Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 – 1883). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).


31.

25.12.


«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права.


3 ЧЕТВЕРТЬ

32.

14.01.


Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.


33.

15.01.


Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.


34.

21.01.


Р.Р. № 2 (у.). Развёрнутый ответ на проблемный вопрос.


35.

22.01.


Урок-экскурсия (виртуальная). Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново».


36.

28.01.


Контрольное сочинение № 2.


Тема № 5 Из русской литературы XIX века. Часть 3 (6 ч.+ВЧ 1ч.)

37.

29.01.


Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820 — 1892). Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина». Величественность, широта, простор изображенной картины. «Задрожали листы...». Изображение поэтом впечатлений от быстро меняющихся картин и состояний природы. Смысл противопоставления «шумящей мглы» и «теплого гнездышка».

Наизусть

«Весенний дождь»

38.

04.02.


Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828 – 1910). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).


39.

05.02.


«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.


40.

11.02.


Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.


41.

12.02.


Антон Павлович ЧЕХОВ (1860 – 1904). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.


42.

18.02.


Внеклассное чтение № 2. А.П. Чехов. Рассказы (по выбору учителя).


43.

19.02.


Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Времена года как устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроений радости и веселья, грусти и печали. Функции природы в поэтическом произведении. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок). И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). А.Н.Майков. «Ласточки». И.3.Суриков. «Зима» (отрывок).

Наизусть

Одно стихотворение по выбору учащихся

Тема № 6 Из русской литературы XX века. Часть 1 (8 часов)

44.

25.02.


Иван Алексеевич БУНИН (1870 – 1953). Краткие сведения о поэте. Поэтические картины природы. Гармония состояния природы и человека. «Живопись словом», народные мотивы пейзажной лирики.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли

Наизусть

Одно стихотворение по выбору учащихся

45.

26.02.


Владимир Галактионович КОРОЛЕНКО (1853 – 1921). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).


46.

04.03.


«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести.


47.

05.03.


Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.


48.

11.03.


Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895 — 1925). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Наизусть

Одно из стихотворений по выбору учащихся

49.

12.03.


«Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Поэзия С.Есенина — искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах.


50.

18.03.


Константин Георгиевич ПАУСТОВСКИЙ (1892 – 1968). Краткий рассказ о писателе.


51.

19.03.


«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.


4 ЧЕТВЕРТЬ

Тема № 7 Из русской литературы XX века. Часть 2 (8 ч.+КР 1ч.)

52.

01.04.


Самуил Яковлевич МАРШАК (1887 – 1964). Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака.


53.

02.04.


«Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы – сказки.


54.

08.04.


Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (1899 – 1951). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.


55.

09.04.


Виктор Петрович АСТАФЬЕВ (1924 – 2001). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.


56.

15.04.


Поэты о Великой Отечественной войне (1941 — 1945 гг.) Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Наизусть

Одно стихотворение о войне по выбору учащихся

57.

16.04.


Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню — долгий зимний вечер...». Дм. Кедрин «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка». Н.М. Рубцов «Родная деревня». Дон-Аминадо «Города и годы»


58.

22.04.


«Писатели улыбаются». Саша ЧЕРНЫЙ (1880 — 1932) «Кавказский пленник»


59.

23.04.


«Игорь — Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.


60.

30.04.


Контрольная работа № 2: тестирование


Тема № 8 Из зарубежной литературы (6 ч .)

61.

06.05.


Роберт Льюис СТИВЕНСОН (1850 – 1894). Краткие сведения о писателе.

«Вересковый мед». Прославление в балладе мужества и свободолюбия человека, неподвластного завоевателям. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Фольклорные элементы в произведении.

Наизусть

«Вересковый мед» (отрывок по выбору учащихся)

62.

07.05.


Даниель ДЕФО (1660 – 1731). «Робинзон Крузо» (в сокращении).

Краткие сведения о писателе. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации.


63.

13.05.


Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения. Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах.


64.

14.05.


Ханс Кристиан АНДЕРСЕН (1805-1875). Краткие сведения о писателе, его детстве. «Снежная королева». Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке.


65.

20.05.


Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки. Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью. Авторская оценка героев произведения.


66.

21.05.


Джек ЛОНДОН (1876 — 1916). Краткий рассказ о писателе.

«Сказание и Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.




Для заучивания наизусть

Крылов И.А. Одна-две басни.

Пушкин А.С. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый…»

Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина (по выбору учителя).

Лермонтов М.Ю. «Бородино» (отрывок).

Некрасов Н.А. «Есть женщины в русских селеньях…», «Крестьянские дети» (отрывок).

Фет А.А. Одно стихотворение

Одно-два стихотворения поэтов XIX века о Родине и родной природе (по выбору учащихся).

Есенин С.А. Одно стихотворение (по выбору учащихся).

Одно стихотворение о войне (по выбору учащихся).

Бунин И.А. Одно стихотворение (по выбору учащихся)

Стивенсон Р.Л. «Вересковый мед» (отрывок по выбору учащихся).

Литература родного края

Произведения, которые рекомендуются к изучению в этом разделе

(при желании учитель их может заменить)


Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

5 класс

Устное народное творчество

Устное народное творчество донецкого края. Пословицы, поговорки, загадки о донецком крае.

Донбасс и календарные обряды и традиции.

Г.И. Успенский – автор первых публикаций шахтерского фольклора. А. Ионов – собиратель донецкого фольклора. «Добрые дела не исчезают». Петр Тимофеев – энтузиаст собирания донецкого фольклора.

Называет малые формы устного народного творчества;

- объясняет понятие «фольклор»; приводит примеры загадок, пословиц, поговорок о донецком крае; различает пословицы и поговорки;

- создает устное связное высказывание с опорой на изучаемый материал;

- рассказывает о собирателях фольклора донецкого края;

Литературные сказки

Сказочные мотивы в творчестве Иосифа Курлата (сб. «Мы с вами с усами», «Беспокойный сосед» и др.).

В.М. Гаршин – уроженец Бахмутского уезда. «Сказка о жабе и розе», «Красный цветок».

выразительно читает сказки с соблюдением правильной интонации;

- знает содержание изученных сказок;

- пересказывает их;

- составляет характеристику сказочных героев по их поступкам и поведению;

- объясняет различия между стихотворной и прозаической речью;

- отличает литературную сказку от народной.