СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно – тематическое планирование по математике 1 класс "Школа России"
Календарно – тематическое планирование по математике 1 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Планируемые образовательные результаты | Информационные ресурсы, средства обучения | Формы и методы обучения | ||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления 8 ч | |||||||||
1 |
| Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | Пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом; сравнивать числа. | Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке. Умение выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. | Определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе. | Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru Учебник. Электронное приложение к учебнику Рабочая тетрадь в 2-х частях | Фронтальная работа
Самостоятельная работа, взаимопроверка
| ||
2 |
| Пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа). | Считать предметы. Оперирование тематическими понятиями.
| Слушать и понимать речь других. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. | Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить. | ||||
3 |
| Временные представления (раньше, позже, сначала, потом). | Оперировать понятиями «раньше», «потом», «дальше», «ближе», сравнивать предметы и группы предметов. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
| Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||||
4 |
| Столько же. Больше. Меньше. | Сравнивать группы предметов путем установления взаимно однозначного соответствия. | Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
5-6 |
| На сколько больше ?На сколько меньше? | Пересчитывать предметы, сравнивать группы предметов; выявлять существенные признаки в группе предметов. | Сравнивать, анализировать, классифицировать математический материал по разным признакам (на доступном для первоклассника уровне). Слушать и понимать речь других. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||||
7-8 |
| Что узнали. Чему научились. | Иметь представление о разнообразии свойств предметов. Называть свойства предметов. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения учебных задач). | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||||
Числа от 1 до 10. Число 0 28 ч | |||||||||
9 |
| Много. Один. Число и цифра 1. | Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, по заданию учителя менять цвет, форму и размер предметов. Оперировать понятиями «один – много», соотносить цифру с числом 1. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
| ||
10 |
| Число и цифра 2. Как получить число 2. | Сравнивать геометрические фигуры по различным основаниям, классифицировать фигуры, писать цифры 1, 2. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | ||||
11 |
| Число и цифра 3. Как получить число 3. | Знание состава числа 3. Соотносить цифры с числом предметов, писать цифры 1, 2, 3. | Слушать речь других, строить простые речевые высказывания с использованием изученных математических терминов. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru Учебник. Электронное приложение к учебнику Рабочая тетрадь в 2-х частях | Парная работа (решение и проверка примеров, задач)
Индивидуальная работа (карточки) Фронтальная работа
Самостоятельная работа, взаимопроверка
| ||
12 |
| Знаки + (прибавить), – (вычесть), = (полу- чится) | Сравнивать и фиксировать одинаковые и различные группы предметов. Пользоваться математической терминологией. | Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||||
13 |
| Число и цифра 4. | Знание состава чисел 3 и 4. Понимание отличия понятий «число» и «цифра». | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||||
14 |
| Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. | Сравнивать объекты по длине. Пользоваться математической терминологией. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | ||||
15 |
| Число и цифра 5. | Наличие представления о числе 5. Знание состава числа 5. Наличие представлений о пятиугольнике, различать изученные фигуры. | Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
16 |
| Числа от 1 до 5: получение, запись, сравне- ние, соотнесение числа и цифры. Состав чис- ла 5 из двух слагаемых. | Пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом; сравнивать числа.
| Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей.
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
17 |
| Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Луч.
| Наличие представлений о понятиях «точка», «кривая линия», «прямая», «отрезок». | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||||
18 |
| Ломаная линия. Звено, вершина ломаной.
| Выделять ломаную линию среди других фигур, отличать замкнутые линии от незамкнутых, выполнять простейшие геометрические построения. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. | ||||
19 |
| Соотнесение рисунка и числового равенства. Состав чисел от 2 до 5. | Выполнять простейшие геометрические построения (строить замкнутые и незамкнутые ломаные линии с заданным количеством звеньев). | Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
20 |
| Знаки сравнения (больше), | Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар и фиксировать результаты сравнения с помощью знаков. | Работать по предложенному учителем плану. Отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru Учебник. Электронное приложение к учебнику
Рабочая тетрадь в 2-х частях |
| ||
21 |
| Равенство. Неравенство | Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар и фиксировать результаты сравнения с помощью знаков. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с её оценкой товарищами, учителем. | ||||
22 |
| Многоугольник. | Наличие представлений о ломаной линии и многоугольнике, умение их различать. Знание состава чисел 3, 4, 5, 6, 7. Пользоваться математической терминологией. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. | Анализировать свои действия, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
23-24 |
| Числа и цифры 6, 7. | Выполнять простейшие геометрические построения (строить замкнутые и незамкнутые ломаные линии с заданным количеством звеньев). | Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
25-26 |
| Числа и цифры 8, 9. | Знание состава чисел 8, 9. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 9 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
27 |
| Число 10. Запись числа 10.
| Выполнять сложение и вычитание в пределах 10, называть и записывать числа первого десятка, соотносить число и цифру. | Работать по предложенному учителем плану. Отличать верно выполненное задание от неверно выполненного.
| Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
28 |
| Числа от 1 до 10. Повторение и обобщение. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках», с источниками информации. | Выполнять сложение и вычитание в пределах 10, называть и записывать числа первого десятка, соотносить число и цифру. | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать их на уровне, доступном для первоклассника. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
29 |
| Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. | Пользоваться линейкой для построения, измерения отрезков заданной длины, записывать результаты проведенных измерений. | Пользоваться линейкой для построения, измерения отрезков заданной длины, записывать результаты проведенных измерений. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | ||||
30 |
| Увеличить на… Уменьшить на… | Использование понятий «увеличить на…», «уменьшить на…» при составлении схем и при записи числовых выражений. | Использование понятий «увеличить на…», «уменьшить на…» при составлении схем и при записи числовых выражений. | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. | ||||
31-32 |
| Число и цифра 0. Свойства 0.
| Наличие представлений о числе 0, о его свойствах. Изображать 0 на числовом отрезке. Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам. | Наличие представлений о числе 0, о его свойствах. Изображать 0 на числовом отрезке. Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам. | Отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. Работать по предложенному учителем плану. Договариваться, приходить к общему решению. |
|
| ||
33-36 |
| Что узнали. Чему научились. | Знание состава чисел первого десятка. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе. | ||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ( 56 ч. ) | |||||||||
37 |
| Сложение и вычитание. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). □ + 1, 2 – 1. | Знание правила сложения и вычитания с единицей. Прибавлять и вычитать по единице, читать и составлять математические предложения. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru Учебник. Электронное приложение к учебнику Рабочая тетрадь в 2-х частях | Индивидуальная работа (карточки)
Групповая работа
Самостоятельная работа, взаимопроверка (тетради с печатной основой)
Парная работа (решение и проверка примеров, задач)
| ||
38 |
| □+ 1 + 1, □ – 1 – 1. | Знание правила сложения и вычитания с 2. Прибавлять и вычитать по 2, читать и составлять математические предложения. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
39 |
| □+ 2, □ – 2. Приёмы вычислений. | Использовать термины «слагаемое», «сумма» при чтении примеров. | Слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||||
40 |
| Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей. | Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
| ||||
41 |
| Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа за- дачи. Составление задач на сложение и вычитание по рисунку. | Наличие представлений о задаче, её логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), выделять их из произвольных текстов. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
42 |
| Составление задач на сложение и вычитание по рисунку, по схематическому рисунку, по записи решения. | Наличие представлений о задаче, её логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), выделять их из произвольных текстов. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
43 |
| Составление таблицы □± 2. | Знание таблиц сложения и вычитания с числами 1, 2 | Преобразовывать информацию из одной формы в другую | Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru Учебник. Электронное приложение к учебнику
Рабочая тетрадь в 2-х частях | Индивидуальная работа (карточки)
Групповая работа
Самостоятельная работа, взаимопроверка (тетради с печатной основой)
Парная работа (решение и проверка примеров, задач)
| ||
44 |
| Прибавление и вычитание по 2 | Знание таблицы сложения и вычитания с числом 2. Использовать термины «слагаемое», «сумма» при чтении примеров. | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. | Умение анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение признавать собственные ошибки. | ||||
45 |
| Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
| Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. | ||||
46-47 |
| Что узнали. Чему научились. | Решать задачи изученных видов, знать таблицы сложения и вычитания с 1, 2. Сравнивать группы предметов и записывать результат с помощью математических знаков. | Работать по предложенному учителем плану. Отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
48-49 |
| □+ 3, □ – 3. Приёмы вычислений. | Решать задачи изученных видов, знать таблицы сложения и вычитания с 1, 2, 3. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||||
50 |
| Сравнение длин отрезков. | Выделять в задаче условие, вопрос; самостоятельно анализировать задачу, находить ход ее решения. Правильно оформлять задачу в рабочей тетради. | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
51 |
| Составление таблицы □ ± 3. | Знание таблиц сложения и вычитания с числами 1, 2, 3. Решать примеры изученных видов с опорой на таблицу сложения. Читать примеры на сложение и вычитание различными способами. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Умение анализировать свои действия и управлять ими. | ||||
52 |
| Закрепление. Сложение и соответствующие случаи вычитания. | Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
53 |
| Закрепление. Решение задач. | Выделять в задаче условие, вопрос; самостоятельно анализировать задачу, находить ход ее решения. Правильно оформлять задачу в рабочей тетради. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; аргументировать собственную точку зрения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
54 |
| Решение задач. Дополнение условия задачи числом, постановка вопросов, запись решения задачи в таблице. | Сравнивать группы предметов и записывать результат сравнения с помощью математических знаков. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Понимание роли математических действий в жизни человека. | Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru Учебник. Электронное приложение к учебнику Рабочая тетрадь в 2-х частях | Индивидуальная работа (карточки)
Групповая работа
Самостоятельная работа, взаимопроверка (тетради с печатной основой)
Парная работа (решение и проверка примеров, задач)
| ||
55-58 |
| Что узнали. Чему научились.
| Сравнивать группы предметов и записывать результат сравнения с помощью математических знаков. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Понимание роли математических действий в жизни человека. | ||||
59-60 |
| Проверим себя и оценим свои достижения. | Использовать термины «слагаемое», «сумма» при чтении примеров. Решать задачи изученных видов, правильно оформлять решение в рабочей тетради. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её учителем. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе. | ||||
61-62 |
| Закрепление. Решение задач и примеров. | Использовать термины «слагаемое», «сумма» при чтении примеров. Решать задачи изученных видов, правильно оформлять решение в рабочей тетради. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Понимание роли математических действий в жизни человека. | ||||
63-64 |
| Контроль и учёт знаний. | Решать примеры на вычитание на основе знания состава чисел. Выполнять простейшие геометрические построения. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. | ||||
65 |
| □ ± 1, □ ± 2, □ ± 3. Повторение и обобщение | Решать примеры на вычитание на основе знания состава чисел | Применять знания | Признавать собственные ошибки | ||||
66 |
| Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | Выделять в задаче условие, вопрос; самостоятельно анализировать задачу, находить ход ее решения. Правильно оформлять задачу в рабочей тетради. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; аргументировать собственную точку зрения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
67 |
| Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | Самостоятельно анализировать задачу, находить условие и вопрос, ход решения, ошибки, допущенные в ходе решения задачи. | Применять знания и способы действий в измененных условиях .Работать по предложенному учителем плану. | Принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. | ||||
68-69 |
| □ + 4, □ – 4. Приёмы вычислений. | Знание таблицы сложения и вычитания с числом 4. Решать примеры с «окошками». | Применять знания и способы действий в измененных условиях.
| Понимание роли математических действий в жизни человека.
| Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru Учебник. Электронное приложение к учебнику Рабочая тетрадь в 2-х частях | Индивидуальная работа (карточки)
Групповая работа
Самостоятельная работа, взаимопроверка (тетради с печатной основой)
Парная работа (решение и проверка примеров, задач)
| ||
70 |
| Задачи на разностное сравнение чисел. | Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |
| ||||
71-72 |
| Составление таблицы □ ± 4. Решение задач. | Решать задачи изученных видов, пользоваться изученными приемами сложения и вычитания. Знание состава чисел первого десятка. Знание таблицы сложения и вычитания с числом 4. Решать примеры с «окошками». | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. | Признавать собственные ошибки | ||||
73-74 |
| Перестановка слагаемых и её применение для случаев □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □+ 9. | Знать состав чисел первого десятка, применять правило перестановки слагаемых при сложении вида: + 5, 6, 7, 8, 9. | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. | Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||||
75-76 |
| Составление таблицы □ + 5, □+ 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. | Знание состава чисел первого десятка. Применять правило перестановки слагаемых при сложении вида: + 5, 6, 7, 8, 9. | Конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов–связок и определять их истинность. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
77 |
| Решение задач. | Решать задачи изученных видов. Решение нестандартных задач, головоломок. Применять переместительное свойство сложения на практике. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
| ||||
78 |
| Что узнали. Чему научились. | Знание состава чисел первого десятка. Применять переместительное свойство сложения на практике. | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. |
| ||||
79-80 |
| Связь между суммой и слагаемыми. Подго- товка к решению задач в 2 действия. | Знание о взаимосвязи между компонентами сложения. Использовать это знание длярешение примеров. Решать задачи на разностное сравнение. | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
81 |
| Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей. | Знание названий компонентов сложения и вычитания. Грамотно использовать математическую терминологию в речи. | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
82-83 |
| Состав чисел 6, 7. Вычитание вида 6 – □, 7 – □. | Знание названий компонентов сложения и вычитания. Грамотно использовать математическую терминологию в речи. | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru Учебник. Электронное приложение к учебнику Рабочая тетрадь в 2-х частях | Индивидуальная работа (карточки)
Групповая работа
Самостоятельная работа, взаимопроверка (тетради с печатной основой)
Парная работа (решение и проверка примеров, задач)
| ||
84-85 |
| Состав чисел 8, 9. Вычитание вида 8 – □, 9 – □. | Выполнять вычисления вида: 8 – □, 9 – □,находить неизвестное слагаемое, выполнять построение отрезков заданной длины. | Слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
86-87 |
| 10 – □. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания | Знание состава числа 10. Выполнять вычисления вида 10 – □, находить неизвестные компоненты сложения. | Слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
88 |
| Килограмм. | Наличие представления о килограмме как о единице измерения массы. Применять свой жизненный опыт для решения математических задач. Практически решать задачи на взвешивание с помощью модели весов. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Умение анализировать свои действия и управлять ими. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе. | ||||
89 |
| Литр. | Наличие представлений о понятии «объем». Сравнивать сосуды различной вместимости на практике. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. | ||||
90 |
| Что узнали. Чему научились. | Наличие представления о килограмме как о единице измерения массы. Применять свой жизненный опыт для решения математических задач. Практически решать задачи на взвешивание с помощью модели весов. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Умение анализировать свои действия и управлять ими. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе. | ||||
91 |
| Проверим себя и оценим свои достижения. | Решать примеры, основываясь на знании состава чисел, решать задачи изученных видов, работать самостоятельно. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. |
| |||
ЧИСЛА ОТ 1 до 20. НУМЕРАЦИЯ. ( 12 ч ) | |||||||||
92 |
| Названия и последовательность чисел второго десятка. | Знание состава чисел первого десятка. Образовывать, называть, сравнивать, записывать, классифицировать, заменять числа в пределах 20. | Слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. |
|
| ||
93 |
| Образование чисел из одного десятка и не- скольких единиц. | Знание особенностей названия чисел второго десятка и порядка их следования при счете. Объяснять, как образуются числа второго десятка. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Применятьзнания и способы действий в измененных условиях. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
94 |
| Запись и чтение чисел. | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 20. Знание нумерации чисел второго десятка. | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. | Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru Учебник. Электронное приложение к учебнику Рабочая тетрадь в 2-х частях | Индивидуальная работа (карточки)
Групповая работа
Самостоятельная работа, взаимопроверка (тетради с печатной основой)
Парная работа (решение и проверка примеров, задач)
| ||
95 |
| Дециметр. Соотношение дециметра и санти- метра. | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие – в более крупные, и наоборот, выполнять простейшие геометрические построения, измерение отрезков. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Умение анализировать свои действия и управлять ими. | ||||
96 |
| Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. | Решать задачи и примеры изученных видов, представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых. Знание нумерации чисел второго десятка. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Развитие интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
| ||||
97 |
| Подготовка к изучению таблицы сложения чисел в пределах 20. | Владение понятиями «разряд», «разрядные слагаемые». Представлять числа второго десятка в виде суммы разрядных слагаемых, решать задачи изученных видов. | Отличать верно выполненное задание от неверно выполненного, работать по предложенному учителем плану. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Понимание роли математических действий в жизни человека.
| ||||
98 |
| Что узнали. Чему научились | Применять освоенные знания в нестандартных математических ситуациях. Придумывать вопросы к условию задачи. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
99-102 |
| Преобразование условия и вопроса задачи. Ре- шение задач в 2 действия. | Решать задачи изученных видов, пользоваться изученными приемами сложения и вычитания. Знание состава чисел первого десятка. Знание таблицы сложения и вычитания с числом 4. Решать примеры с «окошками». | Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
103 |
| Контроль и учёт знаний. |
|
|
| ||||
ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (22ч.) | |||||||||
104 |
| Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | Знание состава чисел в пределах 10,переместительного свойства сложения. Решать примеры в два действия (вида 6 + 4 + 3); объяснять выбранный порядок действий. | Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. | Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru Учебник. Электронное приложение к учебнику Рабочая тетрадь в 2-х частях | Индивидуальная работа (карточки)
Групповая работа
Самостоятельная работа, взаимопроверка (тетради с печатной основой)
Парная работа (решение и проверка примеров, задач)
| ||
105 |
| □ + 2, □ + 3. □ | Выполнять сложение с переходом через десяток для случаев +2, +3, +4. Использовать числовой луч для решения примеров. | Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, оценивать результат работы. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
106 |
| □ + 4. | Выполнять сложение с переходом через десяток для случаев +4. Использовать числовой луч для решения примеров | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур). | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
107 |
| □ + 5. | .Выполнять сложение с переходом через десяток для случаев + 5. Использовать числовой луч для решения примеров. | Слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. | ||||
108 |
| □ + 6. | Выполнять сложение с переходом через десяток для случаев + 6. Использовать числовой луч для решения примеров. | Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
109 |
| □ + 7. | Выполнять сложение с переходом через десяток для случаев + 7. Использовать числовой луч для решения примеров. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур). | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. | ||||
110 |
| □ + 8, □ + 9. | Выполнять сложение с переходом через десяток для случаев + 8, + 9. Использовать числовой луч для решения примеров. | Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. | ||||
111-112 |
| Таблица сложения. | Пользоваться таблицей сложения для решения примеров на сложение в пределах 20. | Конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов–связок и определять их истинность. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
113-114 |
| Что узнали. Чему научились. | Решать задачи и примеры изученных видов. Пользоваться таблицей сложения для решения примеров на сложение в пределах 20. | Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
115 |
| Общий приём вычитания с переходом через десяток | Наличие представления о способе выполнения вычитания через десяток. Составлять краткую запись задачи, обосновывая выбор действия. | Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru Учебник. Электронное приложение к учебнику Рабочая тетрадь в 2-х частях | Индивидуальная работа (карточки)
Групповая работа
Самостоятельная работа, взаимопроверка (тетради с печатной основой)
Парная работа (решение и проверка примеров, задач)
| ||
116 |
| 11 – □ | Знание приемов решения примеров нового вида, знать состав числа 11. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Применятьзнания и способы действий в измененных условиях. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | ||||
117 |
| 12-□ | Знание приемов решения примеров нового вида, знание состава чисел 11, 12. | Слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Развитие интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
| ||||
118 |
| 13-□ | Решать задачи и примеры изученных видов. Понимать приемы решения примеров нового вида, называть состав числа 13. | Выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. Договариваться, приходить к общему решению.
| Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
119 |
| 14-□ | Решать задачи и примеры изученных видов. Рассказывать о приемах решения примеров нового вида, знание состава числа 14. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического и вычислительного характера. | ||||
120 |
| 15-□ | Решать задачи и примеры изученных видов. Знание приемов решения примеров нового вида, знать 16-состав числа 15. | Конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение признавать собственные ошибки. | ||||
121 |
| 16-□ | Решать задачи и примеры изученных видов. Знание приемов решения примеров нового вида, знание состава числа 16. | Слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. | ||||
122 |
| 17- □ 18-□ 19-□ | Решать задачи и примеры изученных видов. Знание приемов решения примеров нового вида, знание состава чисел 17, 18, 19. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. | ||||
123 |
| Закрепление. | Сравнивать число и числовые выражения; записывать краткую запись задачи схемой; измерять стороны геометрических фигур. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
124 |
| Что узнали. Чему научились. Знакомство с проектом «Математика вокруг нас. Цвет, размер, форма. Узоры и орнаменты». | Решать примеры на сложение и вычитание, основываясь на знании нумерации чисел второго десятка. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. | ||||
125 |
| Повторение | Решать примеры, основываясь на знании состава чисел, решать задачи изученных видов, работать самостоятельно. | Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
|
| ||
126 |
| Контроль и учёт зна- ний. | Сравнивать число и числовые выражения; делать краткую запись задачи чертежом, схемой; производить взаимопроверку; измерять стороны геометрических фигур и записывать результаты замеров. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
| Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Умение анализировать свои действия. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе. | ||||
Итоговое повторение ( 6 ч ) | |||||||||
127 |
| Счёт, чтение, запись, сравнение натуральных чисел первого и второго десятка. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. | Находить значения выражений; решать простые задачи; знать последовательность чисел; решать примеры в пределах 20. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
| Развитие интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. | Сайты: 1) Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru 2) Копилка уроков kopilkaurokov.ru 3) Про школу proshkolu.ru 4) Завуч.инфо zavuch.ru 5) Интернет- урок InternetUrok.ru Учебник. Электронное приложение к учебнику Рабочая тетрадь в 2-х частях | Индивидуальная работа (карточки)
Групповая работа
Самостоятельная работа, взаимопроверка (тетради с печатной основой)
Парная работа (решение и проверка примеров, задач)
| ||
128 |
| Сложение и вычитание в пределах первого и второго десятка. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. | Решать примеры на сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток. | Отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. Работать по предложенному учителем плану. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. | ||||
129 |
| Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. | Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схем). | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий | ||||
130 |
| Решение текстовых задач изученных видов арифметическим способом. Представление текста задачи с помощью таблицы, краткой записи или другой модели. Планирование хода решения задачи. | Выделять в задаче условие, вопрос; самостоятельно анализировать задачу, находить ход ее решения. Правильно оформлять задачу в рабочей тетради. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Развитие интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. | ||||
131 |
| Закрепление по теме «Геометрические фигуры. Измерение длины». Распознавание и называние геометрических фигур. Выделение фигур на чертеже. | Пользоваться геометрическим материалом. Составлять краткую запись к задачам; решать простые и составные задачи. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства. | Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Признавать собственные ошибки. |
|
| ||
132 |
| Проверим себя и оценим свои достижения. Задания базового и повышенного уровня. | Решать примеры, основываясь на знании состава чисел, решать задачи изученных видов. | Соотносить результаты проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. |
МКОУ «Новиковская средняя общеобразовательная школа им.Федорова Н.Д.»
Бийского района
Алтайского края
«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор школы
_________/Стахнёва О.Н. _________/Дорохова Т.В. _________/Риммер Л.А.
Протокол №____от Приказ № _____ от
«____»_______2018 г. «____»________2018 г. «____»______ 2018 г.
Рабочая программа
по математике
( предметная область "Математика и информатика")
для 1 класса, начальная ступень, базовый уровень
на 2018-2019 уч.год
Рабочая программа составлена на основе авторской
программы. "Математика", Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С .В. М.:Просвещение, 2016г.
Составитель: Стахнева О.Н.,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
с.Новиково
2018 г.