СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека" 3 класс (для детей ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека" 3 класс (для детей ОВЗ)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека" 3 класс (для детей ОВЗ)»

Пояснительная записка


Нормативно – правовая база

Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании».

Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.02.2017 года № 82 « Об утверждении Типового положения о специальной (коррекционной) образовательной организации (учреждении) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Луганской Народной Республики».

Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 08.11.2016 года № 420 «Об утверждении Порядка организации индивидуальной формы обучения в общеобразовательных организациях (учреждениях), организациях (учреждениях) интернатного типа Луганской Народной Республики».

Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 29.06.2018 №652-од «Об организованном начале 2018-2019 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».

Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.05.2018№445-од «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 2017-2018 учебном году»

Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций ЛНР, которая составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования и служит ориентиром для разработки рабочей программы по предмету,определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования.При разработке данной программы учтены материалы, полученные в ходе реализации целевых программ развития образования последних лет.

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2017.


В период обучения в начальной школе происходит интенсивное психическое развитие ребенка, значимость которого состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития. Среди детей младшего школьного возраста выделяют группу «детей с ограниченными возможностями». Это дети, у которых в силу различных причин развитие психических функций отклоняется от нормы (дети с недостаточным интеллектуальным развитием (задержкой психического развития), различными речевыми нарушениями, особенностями развития эмоционально-волевой сферы и поведения). Бедность запаса знаний об окружающем мире, недостаточная дифференцированность восприятия, колебания внимания и работоспособности, склонность к стереотипным решениям, недостаточное развитие основных мыслительных операций приводят к тому, что школьники не приобретают соответствующих возрастной норме знаний, умений и навыков. Неполноценность познавательной сферы влечет за собой появление речевой недостаточности, тормозит формирование психических функций, нарушает процесс социальной адаптации. В связи с этим необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в развитии.

Младший школьный возраст – это возраст чувственного познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенком усваивается то, что затрагивает его эмоции, интересно ему, поэтому главная задача – вызвать речевую и общую инициативу ребенка через чувственное познание, включение младшего школьника в значимую для него деятельность. Наиболее эффективно это может реализовываться на занятиях с включением элементов продуктивной деятельности.

Основная задача применения продуктивной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы или явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков развития. Значение продуктивной деятельности для всестороннего развития велико и многогранно. Она выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы, то есть формируются предпосылки для становления элементарных математических представлений.

Основными целями данной коррекционной работы являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. В младшем школьном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для развития познавательных процессов детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим индивидуальным темпом.

Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка. Поэтому работа со школьниками в данной программе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаются такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Успешное самостоятельное (под руководством взрослого) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них умение и желание преодолевать трудности. В итоге дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего развития «минимум», но при этом не тормозится продвижение вперед более подготовленных детей.

Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие основные его формы. Целенаправленная продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности мышления детей.

Актуальность применения специальных дидактических игр и упражнений, направленных на формирование способов ориентировки в окружающем мире, состоит в том, чтобы научить выделять существенные связи и отношения между объектами, что в итоге приведет к росту интеллектуальных возможностей. Дети начнут ориентироваться не только на цель. Но и на способы ее достижения. У детей будет формироваться более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начнут осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости. Ориентируясь так же на уровень развития внимания, памяти, зрительно-моторной координации, в занятия включены специальные задания, способствующие их развитию.

В предлагаемой программе основными целями являются ознакомление с окружающим миром, формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Данная цель реализуется через задачи:

  • обогащение представлений о себе и окружающем мире; учить детей наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде.

  • учить детей последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию.

  • Формировать у детей временные представления (лето, осень, зима, весна), учить детей наблюдать за изменениями в природе и погоде.

  • Расширять ориентировку детей в окружающем. Знакомить детей с предметами окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель).

  • уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам, введение обобщающих понятий;

  • развитие психических процессов: зрительного восприятия (цвет, форма, величина предметов), слухового (речевые и неречевые звуки), тактильного, ориентировки в пространстве и времени, зрительного, слухового внимания, памяти;

  • развитее мелкой моторики, графических умений и навыков продуктивной деятельности;

  • развитие мыслительных операций:

- анализ свойств исследуемых объектов и явлений

- сравнение свойств предметов

- обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе

- распределение предметов в группы по выбранному свойству

- синтез на основе выбранной структуры

- конкретизация

- классификация

- аналогия

  • формирование умения понимать правила игры и следовать им;

  • развитие воображения, творческих способностей;

  • развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить

простейшие умозаключения;

  • формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

  • формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами. Проверять результат своих действий.



Направления реализации рабочей программы

Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим направлениям:

  • Обогащение представлений о себе и окружающем мире.

  • Формирование представлений о свойствах предметов: цвет и оттенки цвета, форма, размер.

  • Сравнение предметов и групп предметов.

  • Пространственно-временные представления.

Основные приемы обучения

  • Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, стихи, пословицы), беседа, многократное повторение.

  • Игровые упражнения с речевым сопровождением.

  • Продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование ).

  • Дидактические игры и упражнения с использованием раздаточного материала.

  • Упражнения, способствующие формированию и закреплению навыков пространственной ориентировки

  • Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Ожидаемые результаты реализации рабочей программы.

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на ознакомление с окружающим детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать усвоению детьми соответствующих возрасту знаний, умений, навыков.

Предполагается, что к концу обучения дети:

  • Расширят запас представлений об окружающем мире

  • Смогут ориентироваться в цветах и оттенках

  • Научатся различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал.

В ходе ознакомления с окружающим у детей формируются представления о предметном мире, созданном руками человека. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Важно научить школьника смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях. При формировании адекватных представлений об окружающем у детей создается чувственная основа для слова. Ребенок подготавливается к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

В процессе ознакомления с природой у детей формируются образы-представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений природы, а также о жизни и деятельности человека. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию.

В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.

В процессе работы дети должны научиться:

  • узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;

  • называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;

  • определять по изображениям времена года, особенности деятельности детей и взрослых, специфику их одежды в зависимости от времени года;

  • адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира, в процессе выполнения режимных моментов;

  • называть изученные группы животных, показывать основные части тела животного.

В процессе коррекционно-педагогической работы у детей складывается представление о себе, они совершают открытие своего «Я». Ребенок выделяет себя в мире вещей и других людей. Он приходит к осознанию своего «Я» через формирование и пробуждение «личной памяти», через появление своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, через приобщение к жизни близких людей, через становление ценностных ориентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью.

Мир человеческих отношений раскрывается перед детьми через представления о добре и зле, о своем и чужом. У ребенка в условиях приюта необходимо развивать социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу о слабом, пожилом. В идеале нужно стремиться к развитию гибкости социального поведения в различных видах общения с детьми и взрослыми.

Взаимодействие ребенка с окружающими предметами направлено на формирование бережного отношения к ним, на признание их значимости в жизни самого малыша и других людей. При общении ребенка с природными явлениями акцент делается не на знакомстве с их строением и функциями, а на эмоционально-чувственном переживании.







Календарно -тематическое « Мир пртроды и человека»

(Кол-во часов в год - 34, количество часов на неделю – 1)


Дата проведения


Тема занятия

Количество часов



По плану

По факту

1.



Знакомство со школой. Правила школьной жизни. Школьные принадлежности

1

2.



Дары осени. Овощи и фрукты.

1

3.



Грибы и ягоды.

1

4.



Времена года. Осень. Осенние месяцы.


1

5.



Одежда

1

6.



Обувь

1

7.



Головные уборы

1

8.



Человек. Строение тела человека.


1

9.



Мы живем в городе

1

10.



Поздняя осень. Изменение в природе.


1

11.




Дикие и домашние животные.

1

12.



Геометрические фигуры


1

13.



Форма предметов. Величина предметов.


1

14.



Цвет предметов.


1

15.



Времена года. Зима. Зимние месяцы


1

16.



Домашние птицы

1

17.




Зимние забавы детей.

1

18.



Семья.


1

19.



Посуда.


1

20.



Наш дом. Что окружает нас дома?

1

21.



Правила поведения дома. Опасности в доме.

1

22.



Правила дорожного движения


1

23.



Все работы хороши (профессии людей)

1

24.




Времена года. Весна. Весенние месяцы

1

25.




Бытовые и электроприборы

1

26.



Мебель


1

27.




Зимующие и перелетные птицы

1

28.



Транспорт


1

29.



Насекомые.


1

30.



Времена года. Лето. Летние месяцы

1

31.



Что растет на подоконнике

1

32



Кто такие рыбы?

1

33.



На что похожа наша планета?

1

34.



Что растет на клумбе?

1


.








Перечень учебно – методического обеспечения



Учебно – методическое обеспечение

Название, автор, издательство, год издания

Программы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – М. : Просвещение, 2013. — 176 с.

  2. Программы специальной (коррекционной) школы VII вида 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2012. – 110 с.


Учебная литература

Н. Б, Матвеева, М. А. Попова, Т.О. Куртова . 4 класс учебник «Живой мир» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.- Москва. : Просвещение 2014.

Дополнительная литература

Соломельникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2007 (методическое пособие).

Шевченко С. Г. Природа и мы. — Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2000.





Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________________ Т. В. Евсюкова

«_______» __________________ 2017 г.

Рассмотрено

Протокол заседания

методического объединения

учителей коррекционного обучения

от ______________ № __________