Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.02.2017 года № 82 « Об утверждении Типового положения о специальной (коррекционной) образовательной организации (учреждении) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 08.11.2016 года № 420 «Об утверждении Порядка организации индивидуальной формы обучения в общеобразовательных организациях (учреждениях), организациях (учреждениях) интернатного типа Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 29.06.2018 №652-од «Об организованном начале 2018-2019 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.05.2018№445-од «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 2017-2018 учебном году»
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций ЛНР, которая составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования и служит ориентиром для разработки рабочей программы по предмету,определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования.При разработке данной программы учтены материалы, полученные в ходе реализации целевых программ развития образования последних лет.
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2017.
В период обучения в начальной школе происходит интенсивное психическое развитие ребенка, значимость которого состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития. Среди детей младшего школьного возраста выделяют группу «детей с ограниченными возможностями». Это дети, у которых в силу различных причин развитие психических функций отклоняется от нормы (дети с недостаточным интеллектуальным развитием (задержкой психического развития), различными речевыми нарушениями, особенностями развития эмоционально-волевой сферы и поведения). Бедность запаса знаний об окружающем мире, недостаточная дифференцированность восприятия, колебания внимания и работоспособности, склонность к стереотипным решениям, недостаточное развитие основных мыслительных операций приводят к тому, что школьники не приобретают соответствующих возрастной норме знаний, умений и навыков. Неполноценность познавательной сферы влечет за собой появление речевой недостаточности, тормозит формирование психических функций, нарушает процесс социальной адаптации. В связи с этим необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в развитии.
Младший школьный возраст – это возраст чувственного познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенком усваивается то, что затрагивает его эмоции, интересно ему, поэтому главная задача – вызвать речевую и общую инициативу ребенка через чувственное познание, включение младшего школьника в значимую для него деятельность. Наиболее эффективно это может реализовываться на занятиях с включением элементов продуктивной деятельности.
Основная задача применения продуктивной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы или явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков развития. Значение продуктивной деятельности для всестороннего развития велико и многогранно. Она выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы, то есть формируются предпосылки для становления элементарных математических представлений.
Основными целями данной коррекционной работы являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. В младшем школьном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для развития познавательных процессов детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим индивидуальным темпом.
Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка. Поэтому работа со школьниками в данной программе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаются такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Успешное самостоятельное (под руководством взрослого) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них умение и желание преодолевать трудности. В итоге дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего развития «минимум», но при этом не тормозится продвижение вперед более подготовленных детей.
Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие основные его формы. Целенаправленная продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности мышления детей.
Актуальность применения специальных дидактических игр и упражнений, направленных на формирование способов ориентировки в окружающем мире, состоит в том, чтобы научить выделять существенные связи и отношения между объектами, что в итоге приведет к росту интеллектуальных возможностей. Дети начнут ориентироваться не только на цель. Но и на способы ее достижения. У детей будет формироваться более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начнут осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости. Ориентируясь так же на уровень развития внимания, памяти, зрительно-моторной координации, в занятия включены специальные задания, способствующие их развитию.
В предлагаемой программе основными целями являются ознакомление с окружающим миром, формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Данная цель реализуется через задачи:
обогащение представлений о себе и окружающем мире; учить детей наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде.
учить детей последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию.
Формировать у детей временные представления (лето, осень, зима, весна), учить детей наблюдать за изменениями в природе и погоде.
Расширять ориентировку детей в окружающем. Знакомить детей с предметами окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель).
уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам, введение обобщающих понятий;
развитие психических процессов: зрительного восприятия (цвет, форма, величина предметов), слухового (речевые и неречевые звуки), тактильного, ориентировки в пространстве и времени, зрительного, слухового внимания, памяти;
развитее мелкой моторики, графических умений и навыков продуктивной деятельности;
развитие мыслительных операций:
- анализ свойств исследуемых объектов и явлений
- сравнение свойств предметов
- обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе
- распределение предметов в группы по выбранному свойству
- синтез на основе выбранной структуры
- конкретизация
- классификация
- аналогия
формирование умения понимать правила игры и следовать им;
развитие воображения, творческих способностей;
развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения;
формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;
формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами. Проверять результат своих действий.
Направления реализации рабочей программы
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим направлениям:
Основные приемы обучения
Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, стихи, пословицы), беседа, многократное повторение.
Игровые упражнения с речевым сопровождением.
Продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование ).
Дидактические игры и упражнения с использованием раздаточного материала.
Упражнения, способствующие формированию и закреплению навыков пространственной ориентировки
Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы.
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на ознакомление с окружающим детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать усвоению детьми соответствующих возрасту знаний, умений, навыков.
Предполагается, что к концу обучения дети:
Смогут ориентироваться в цветах и оттенках
Научатся различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал.
В ходе ознакомления с окружающим у детей формируются представления о предметном мире, созданном руками человека. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Важно научить школьника смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях. При формировании адекватных представлений об окружающем у детей создается чувственная основа для слова. Ребенок подготавливается к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).
В процессе ознакомления с природой у детей формируются образы-представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений природы, а также о жизни и деятельности человека. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию.
В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.
В процессе работы дети должны научиться:
узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;
называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;
определять по изображениям времена года, особенности деятельности детей и взрослых, специфику их одежды в зависимости от времени года;
адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира, в процессе выполнения режимных моментов;
называть изученные группы животных, показывать основные части тела животного.
В процессе коррекционно-педагогической работы у детей складывается представление о себе, они совершают открытие своего «Я». Ребенок выделяет себя в мире вещей и других людей. Он приходит к осознанию своего «Я» через формирование и пробуждение «личной памяти», через появление своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, через приобщение к жизни близких людей, через становление ценностных ориентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью.
Мир человеческих отношений раскрывается перед детьми через представления о добре и зле, о своем и чужом. У ребенка в условиях приюта необходимо развивать социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу о слабом, пожилом. В идеале нужно стремиться к развитию гибкости социального поведения в различных видах общения с детьми и взрослыми.
Взаимодействие ребенка с окружающими предметами направлено на формирование бережного отношения к ним, на признание их значимости в жизни самого малыша и других людей. При общении ребенка с природными явлениями акцент делается не на знакомстве с их строением и функциями, а на эмоционально-чувственном переживании.
Календарно -тематическое « Мир пртроды и человека»
(Кол-во часов в год - 34, количество часов на неделю – 1)
№ | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
| По плану | По факту |
1. | | | Знакомство со школой. Правила школьной жизни. Школьные принадлежности | 1 |
2. | | | Дары осени. Овощи и фрукты. | 1 |
3. | | | Грибы и ягоды. | 1 |
4. | | | Времена года. Осень. Осенние месяцы. | 1 |
5. | | | Одежда | 1 |
6. | | | Обувь | 1 |
7. | | | Головные уборы | 1 |
8. | | | Человек. Строение тела человека. | 1 |
9. | | | Мы живем в городе | 1 |
10. | | | Поздняя осень. Изменение в природе. | 1 |
11. | | | Дикие и домашние животные. | 1 |
12. | | | Геометрические фигуры | 1 |
13. | | | Форма предметов. Величина предметов. | 1 |
14. | | | Цвет предметов. | 1 |
15. | | | Времена года. Зима. Зимние месяцы | 1 |
16. | | | Домашние птицы | 1 |
17. | | | Зимние забавы детей. | 1 |
18. | | | Семья. | 1 |
19. | | | Посуда. | 1 |
20. | | | Наш дом. Что окружает нас дома? | 1 |
21. | | | Правила поведения дома. Опасности в доме. | 1 |
22. | | | Правила дорожного движения | 1 |
23. | | | Все работы хороши (профессии людей) | 1 |
24. | | | Времена года. Весна. Весенние месяцы | 1 |
25. | | | Бытовые и электроприборы | 1 |
26. | | | Мебель | 1 |
27. | | | Зимующие и перелетные птицы | 1 |
28. | | | Транспорт | 1 |
29. | | | Насекомые. | 1 |
30. | | | Времена года. Лето. Летние месяцы | 1 |
31. | | | Что растет на подоконнике | 1 |
32 | | | Кто такие рыбы? | 1 |
33. | | | На что похожа наша планета? | 1 |
34. | | | Что растет на клумбе? | 1 |
.
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно – методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – М. : Просвещение, 2013. — 176 с. Программы специальной (коррекционной) школы VII вида 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2012. – 110 с. |
Учебная литература | Н. Б, Матвеева, М. А. Попова, Т.О. Куртова . 4 класс учебник «Живой мир» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.- Москва. : Просвещение 2014. |
Дополнительная литература | Соломельникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2007 (методическое пособие). Шевченко С. Г. Природа и мы. — Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2000. |
Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________ Т. В. Евсюкова «_______» __________________ 2017 г. | Рассмотрено Протокол заседания методического объединения учителей коррекционного обучения от ______________ № __________ |