СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование «Обучение грамоте и развитие речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие речи»

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование «Обучение грамоте и развитие речи»»

Пояснительная записка


Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие речи» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.Ф. Голованова), обязательного минимума, в соответствии с Базисным учебным планом.

Согласно программе в период обучения грамоте на уроки чтения отводится 4 часа в неделю, на уроки литературного чтения – 4 часа в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Обучение грамоте» отведено 4 часа в неделю (92часа), на изучение курса «Литературное чтение» – 4 часа в неделю (40 часов). Всего – 132 часа в год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.

2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:

– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Содержание курса

Виды речевой деятельности:

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.

Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово и предложение

Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Орфография

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

– раздельное написание слов;

– перенос слов по слогам без стечения согласных;

– знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Обучение грамоте.

Добукварный период (16 часов).

16 часов

2.

Букварный период (59 часов)

59 часов

3.

Послебукварный период (17 час)

17 часов


ИТОГО

92 часов






Тематическое планирование в 1 классе

по обучению грамоте

по учебнику В. Г. Горецкого

(4 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Стр.

Кол-во часов

Дата

провед.

по плану

Дата

фактич.

провед.


Добукварный период






Часть 1





«Азбука» — первая учебная книга. Речь устная и письменная.

с. 3-5

1

1.09


Предложение и слово

с. 6-7


2.09


Устная речь .Слово и слог

с.8-9

1

3.09


Письменная речь. Слог и ударение

с.10-11

1

4.09


Звуки в окружающем мире и в речи

с. 12-13

1

8.09


Гласные и согласные звуки. Слог – слияние.

с. 14–15

1

9.09.


Гласные и согласные звуки. Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков

с. 16–17


1

11.09


Повторение и обобщение пройденного материала.

с. 18–19

1

15.09


Гласный звук [а], буквы А, а

с. 20–21

1

16.09


Гласный звук [а], буквы А, а

с. 22–23

1

17.09


Звук [о], буквы О, о

с. 24–25

1

18.09


Звук [о], буквы О, о

с. 26–27

1

22.09


Звук [и], буквы И, и

с. 28–29

1

23.09


Звук [и], буквы И, и

с. 30–31

1

24.09


Гласная буква ы, звук [ы]

с. 32–33

1

25.09


Гласная буква ы, звук [ы]

с. 34–35

1

29.09


Звук [у], буквы У, у

с. 36–37

1

30.09


Звук [у], буквы У, у

с. 38–39

1

1.10



Букварный период





Звуки [н], [н’], буквы Н, н

с. 40–41

1

2.10


Звуки [н], [н’], буквы Н, н

с. 42–43

1

6.10


Звуки [с], [c’], буквы С, с

с. 44–45

1

7.10


Звуки [с], [c’], буквы С, с (закрепление)

с. 46–47

1

8.10


Звуки [к], [к’], буквы К, к

с. 48–49

1

9.10


Звуки [к], [к’], буквы К, к (закрепление)

с. 50–51

1

13.10


Звуки [т], [т’], буквы Т, т

с. 52–53

1

14.10


Звуки [т], [т’], буквы Т, т
Чтение слов с изученными буквами.

с. 54–57

1

15.10


Звуки [л], [л’], буквы Л, л

c. 58–59

1

16.10


Звуки [л], [л’], буквы Л, л(закрепление)

Повторение и закрепление изученного материала

с. 60–63

1


20.10


Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р

с. 64–65

1

21.10


Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р

(закрепление)

с. 66–67

1

22.10


Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в

с. 68–69

1

23.10


Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в

(закрепление)

с. 70–71

1

27.10


Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]

с. 72–73

1

3.11


Буква Е – показатель мягкости согласных

Чтение слов с буквой Е (повторение
и закрепление)

с.74–77

1


4.11


Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п

с. 78–79

1

5.11


Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п
(закрепление)

с.80–83

1

6.11


Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м

с. 84–85

1

10.11


Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М

с. 86–87

1

11.11


Закрепление пройденного материала

с. 88–89

1

12.11


Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

с. 90–91

1

13.11


Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с
и з (закрепление)

с. 92–95

1

17.11


Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б

с. 96–97

1

18.11


Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление)

с. 98–99

1

19.11


Закрепление пройденного материала

с. 100–103

1

20.11


Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

с. 104–105

1

24.11


Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т

с. 106–107

1

25.11


Чтение слов с изученными буквами

С.108-109


26.11


Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]

с. 110–112

1

27.11


Буква Я – показатель мягкости согласного

с. 113–115

1

1.12


Закрепление пройденного материала

с. 116–117

1

2.12


Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г

с. 118–119

1

3.12


Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г

с. 120–126

1

4.12



Часть 2



8.12


Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч

с. 4–6

1

9.12


Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление)

с. 7–9

1

10.12


Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

с. 10–11

1

11.12


Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного

с. 12–13

1

15.12


Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков

с. 14–15

1

16.12


Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

с. 16–19

1

17.12


Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши

с. 20–23

1

18.12


Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж

с. 24–25

1

22.12


Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (закрепление)

с. 26–29

1

23.12


Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]

с. 30–31

1

24.12


Буква Ё, ё – показатель мягкости

с. 32–33

1

25.12


Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й

с. 34–35

1

29.12


Чтение слов с буквой й (закрепление)

с. 36–37

1

30.12


Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х

с. 38–41

1

12.01


Чтение слов с буквой х (закрепление)

с. 42–45

1

13.01


Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]

с. 46–47

1

14.01


Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии

с. 48–49

1

15.01


Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц

с. 50–53

1

19.01


Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление)

с. 54–55

1

20.01


Гласный звук [э]. Буквы Э, э

с. 56–59

1

21.01


Чтение слов с буквами Э, э (закрепление)

с. 60–61

1

22.01


Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу

с. 62–65

1

26.01


Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление)

с. 66–69

1

27.01


Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф

с. 70–71

1

28.01


Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф

с. 72–73

1

29.01


Мягкий и твердый разделительные знаки

с. 74–77

1

2.02


Русский алфавит

с. 78–81

1

3.02



Послебукварный период



4.02


Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова,

с. 82–83


1


5.02


Е. Чарушина «Как Мальчик Женя научился говорить букву «р»

с.84-85


9.02


К. Д. Ушинский. Наше Отечество

с. 86–87


10.02


В. Крупин. Первоучители словенские

В. Крупин. Первый букварь

с. 88–89

с. 90–91

1


11.02


Творчество А. С. Пушкина – сказки

Л. Н. Толстой о детях

с. 92- 94

1


12.02


К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель. К. Д. Ушинский о детях

с. 95


16.02


Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница»)

с. 96–97

1

24.02


В. В. Бианки. Первая охота

Творчество С. Я. Маршака

с. 98–101

1


25.02


Творчество М. М. Пришвина

с. 102–103

1

26.02


Творчество А. Л. Барто

с. 104–105

1

2.03


Творчество С. В. Михалкова

Б. В. Заходер. Два и три

с. 106

с. 107

1


3.03


Творчество В. Д. Берестова

с. 108

1

4.03


Прощание с Азбукой. Проверим свои знания

с. 109–111

1

5.03