Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте составлено на основе программы «Обучение грамоте и развитие речи» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.Ф. Голованова), обязательного минимума, в соответствии с Базисным учебным планом.
Согласно программе в период обучения грамоте на уроки чтения отводится 4 часа в неделю, на уроки литературного чтения – 4 часа в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Обучение грамоте» отведено 4 часа в неделю (92часа), на изучение курса «Литературное чтение» – 4 часа в неделю (40 часов). Всего – 132 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание курса
Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.
Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Слово и предложение
Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
– раздельное написание слов;
– перенос слов по слогам без стечения согласных;
– знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Обучение грамоте. Добукварный период (16 часов). | 16 часов |
2. | Букварный период (59 часов) | 59 часов |
3. | Послебукварный период (17 час) | 17 часов |
| ИТОГО | 92 часов |
Тематическое планирование в 1 классе
по обучению грамоте
по учебнику В. Г. Горецкого
(4 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Стр. | Кол-во часов | Дата провед. по плану | Дата фактич. провед. |
| Добукварный период | | | | |
| Часть 1 | | | | |
| «Азбука» — первая учебная книга. Речь устная и письменная. | с. 3-5 | 1 | 1.09 | |
| Предложение и слово | с. 6-7 | | 2.09 | |
| Устная речь .Слово и слог | с.8-9 | 1 | 3.09 | |
| Письменная речь. Слог и ударение | с.10-11 | 1 | 4.09 | |
| Звуки в окружающем мире и в речи | с. 12-13 | 1 | 8.09 | |
| Гласные и согласные звуки. Слог – слияние. | с. 14–15 | 1 | 9.09. | |
| Гласные и согласные звуки. Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков | с. 16–17 | 1 | 11.09 | |
| Повторение и обобщение пройденного материала. | с. 18–19 | 1 | 15.09 | |
| Гласный звук [а], буквы А, а | с. 20–21 | 1 | 16.09 | |
| Гласный звук [а], буквы А, а | с. 22–23 | 1 | 17.09 | |
| Звук [о], буквы О, о | с. 24–25 | 1 | 18.09 | |
| Звук [о], буквы О, о | с. 26–27 | 1 | 22.09 | |
| Звук [и], буквы И, и | с. 28–29 | 1 | 23.09 | |
| Звук [и], буквы И, и | с. 30–31 | 1 | 24.09 | |
| Гласная буква ы, звук [ы] | с. 32–33 | 1 | 25.09 | |
| Гласная буква ы, звук [ы] | с. 34–35 | 1 | 29.09 | |
| Звук [у], буквы У, у | с. 36–37 | 1 | 30.09 | |
| Звук [у], буквы У, у | с. 38–39 | 1 | 1.10 | |
| Букварный период | | | | |
| Звуки [н], [н’], буквы Н, н | с. 40–41 | 1 | 2.10 | |
| Звуки [н], [н’], буквы Н, н | с. 42–43 | 1 | 6.10 | |
| Звуки [с], [c’], буквы С, с | с. 44–45 | 1 | 7.10 | |
| Звуки [с], [c’], буквы С, с (закрепление) | с. 46–47 | 1 | 8.10 | |
| Звуки [к], [к’], буквы К, к | с. 48–49 | 1 | 9.10 | |
| Звуки [к], [к’], буквы К, к (закрепление) | с. 50–51 | 1 | 13.10 | |
| Звуки [т], [т’], буквы Т, т | с. 52–53 | 1 | 14.10 | |
| Звуки [т], [т’], буквы Т, т Чтение слов с изученными буквами. | с. 54–57 | 1 | 15.10 | |
| Звуки [л], [л’], буквы Л, л | c. 58–59 | 1 | 16.10 | |
| Звуки [л], [л’], буквы Л, л(закрепление) Повторение и закрепление изученного материала | с. 60–63 | 1 | 20.10 | |
| Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р | с. 64–65 | 1 | 21.10 | |
| Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р (закрепление) | с. 66–67 | 1 | 22.10 | |
| Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в | с. 68–69 | 1 | 23.10 | |
| Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в (закрепление) | с. 70–71 | 1 | 27.10 | |
| Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э] | с. 72–73 | 1 | 3.11 | |
| Буква Е – показатель мягкости согласных Чтение слов с буквой Е (повторение и закрепление) | с.74–77 | 1 | 4.11 | |
| Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п | с. 78–79 | 1 | 5.11 | |
| Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п (закрепление) | с.80–83 | 1 | 6.11 | |
| Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м | с. 84–85 | 1 | 10.11 | |
| Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М | с. 86–87 | 1 | 11.11 | |
| Закрепление пройденного материала | с. 88–89 | 1 | 12.11 | |
| Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з | с. 90–91 | 1 | 13.11 | |
| Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление) | с. 92–95 | 1 | 17.11 | |
| Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б | с. 96–97 | 1 | 18.11 | |
| Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление) | с. 98–99 | 1 | 19.11 | |
| Закрепление пройденного материала | с. 100–103 | 1 | 20.11 | |
| Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д | с. 104–105 | 1 | 24.11 | |
| Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т | с. 106–107 | 1 | 25.11 | |
| Чтение слов с изученными буквами | С.108-109 | | 26.11 | |
| Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а] | с. 110–112 | 1 | 27.11 | |
| Буква Я – показатель мягкости согласного | с. 113–115 | 1 | 1.12 | |
| Закрепление пройденного материала | с. 116–117 | 1 | 2.12 | |
| Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г | с. 118–119 | 1 | 3.12 | |
| Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г | с. 120–126 | 1 | 4.12 | |
| Часть 2 | | | 8.12 | |
| Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч | с. 4–6 | 1 | 9.12 | |
| Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление) | с. 7–9 | 1 | 10.12 | |
| Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков | с. 10–11 | 1 | 11.12 | |
| Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного | с. 12–13 | 1 | 15.12 | |
| Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков | с. 14–15 | 1 | 16.12 | |
| Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | с. 16–19 | 1 | 17.12 | |
| Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши | с. 20–23 | 1 | 18.12 | |
| Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж | с. 24–25 | 1 | 22.12 | |
| Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (закрепление) | с. 26–29 | 1 | 23.12 | |
| Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о] | с. 30–31 | 1 | 24.12 | |
| Буква Ё, ё – показатель мягкости | с. 32–33 | 1 | 25.12 | |
| Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й | с. 34–35 | 1 | 29.12 | |
| Чтение слов с буквой й (закрепление) | с. 36–37 | 1 | 30.12 | |
| Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х | с. 38–41 | 1 | 12.01 | |
| Чтение слов с буквой х (закрепление) | с. 42–45 | 1 | 13.01 | |
| Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у] | с. 46–47 | 1 | 14.01 | |
| Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии | с. 48–49 | 1 | 15.01 | |
| Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц | с. 50–53 | 1 | 19.01 | |
| Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление) | с. 54–55 | 1 | 20.01 | |
| Гласный звук [э]. Буквы Э, э | с. 56–59 | 1 | 21.01 | |
| Чтение слов с буквами Э, э (закрепление) | с. 60–61 | 1 | 22.01 | |
| Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу | с. 62–65 | 1 | 26.01 | |
| Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление) | с. 66–69 | 1 | 27.01 | |
| Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф | с. 70–71 | 1 | 28.01 | |
| Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф | с. 72–73 | 1 | 29.01 | |
| Мягкий и твердый разделительные знаки | с. 74–77 | 1 | 2.02 | |
| Русский алфавит | с. 78–81 | 1 | 3.02 | |
| Послебукварный период | | | 4.02 | |
| Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, | с. 82–83 | 1 | 5.02 | |
| Е. Чарушина «Как Мальчик Женя научился говорить букву «р» | с.84-85 | | 9.02 | |
| К. Д. Ушинский. Наше Отечество | с. 86–87 | | 10.02 | |
| В. Крупин. Первоучители словенские В. Крупин. Первый букварь | с. 88–89 с. 90–91 | 1 | 11.02 | |
| Творчество А. С. Пушкина – сказки Л. Н. Толстой о детях | с. 92- 94 | 1 | 12.02 | |
| К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель. К. Д. Ушинский о детях | с. 95 | | 16.02 | |
| Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница») | с. 96–97 | 1 | 24.02 | |
| В. В. Бианки. Первая охота Творчество С. Я. Маршака | с. 98–101 | 1 | 25.02 | |
| Творчество М. М. Пришвина | с. 102–103 | 1 | 26.02 | |
| Творчество А. Л. Барто | с. 104–105 | 1 | 2.03 | |
| Творчество С. В. Михалкова Б. В. Заходер. Два и три | с. 106 с. 107 | 1 | 3.03 | |
| Творчество В. Д. Берестова | с. 108 | 1 | 4.03 | |
| Прощание с Азбукой. Проверим свои знания | с. 109–111 | 1 | 5.03 | |