Раздел, тема | Дата урока | Тема урока | Содержание урока | Лабораторные работы |
По плану | Коррекция |
Раздел IV. Введение (1ч) | | | 1. 1. Что изучает экология в 7 классе. | 1. Что изучает экология в 7 классе. Биотическое окружение как часть среды жизни. Сложность биотических отношений. Классификация биотических связей: трофические, топические, форические, фабрические. § 6, 24, 25 | |
Раздел V. ПОПУЛЯЦИИ: РАЗНООБРА- ЗИЕСТРУКТУР, ТИПЫ ВНУ- ТРИПОПУЛЯ- ЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙ- СТВИЙ. Тема 1. Вид и популяция как биологическая и экологическая категория (3ч) | | | 2. Вид. Ареал вида. Понятие популяции. 3. Методы измерения обилия. 4. П/р. Методы измерения обилия организмов. | 2. Вид. Ареал вида. Неоднородность среды внутри ареала. Изоляция и обособление групп особей. Понятие популяции. Популяция как биологическая и экологическая категория. Основные характеристики популяции. Популяционное обилие и его показатели: общая численность, индекс численности. §7, 19 3. Методы измерения обилия: полный учёт численности, метод пробных площадок, метод мечения, и повторного отлова, метод взятия проб. 4. П/р. Методы измерения обилия организмов. (Знакомство с одним из методов измерения обилия организмов: методом пробных площадок, подсчётом индексов плотности для растений, визуальным учётом птиц, учётом беспозвоночных). | 4. П/р. Методы измерения обилия организмов. |
Тема 2. Характеристики популяций (3 ч) | | | 5. Изменение чис-ленности популя-ций: циклические колебания, рост численности, сокращение численности. 6. П/р. Изучение возрастного состава популяций. 7. Периоды жизни и возрастные состоя-ния животных. | 5. Изменение численности популяций: циклические коле-бания, рост численности, сокращение численности. Причины изменения численности популяций. Возрастной спектр популяций. Периоды жизни и возрастные состоя-ния растений: зародышевый период, проростки, юношес-кие полувзрослые, взрослые, взрослые вегетативные, цветущие, старческие растения. «Э.р.- §44,45»,37,38 6. П/р. Изучение возрастного состава популяций. (Определяется возрастной состав популяции наиболее распространённого в местности проживания многолетнего растения). «Э.р.- §43» 7. Периоды жизни и возрастные состояния животных: зародыши, молодые (неразмножающиеся), зрелые (раз-множающиеся), старые (неразмножающиеся). Взаимо-действие между родителями и детёнышами у животных: распознавание, забота о потомстве, воспитание, обучение. §29, 30, 31, вопросы к семинару | 1 |
Тема 3. Структура популяций (3 ч) | | | 8. Половая структура популяций. 9. Пространственная структура популяций. | 8. Половая структура популяций. Экологические, физии-ологические различия самцов и самок. Отношения «самец-самка». Сигналы к размножению. Выбор партнёра. Ухажи-вание. Демонстрационное поведение. Турниры. Вопросы к семинару. 9. Пространственная структура популяций. Типы распределения особей в пространстве: равномерное и неравномерное (мозаичное, диффузное, пульсирующее, циклическое). Территориальные отношения у животных одного вида. Индивидуальный участок. Охраняемая территория. Территориальное поведение самцов. Групповой образ жизни у животных: семья, колония, стая, стадо. «Начальники и подчинённые». §14,31. | |
Тема 4. Типы экологических взаимодействий организмов (8 ч) | | | 10. Типы экологи-ческих взаимодейст-вий. Конкурентные отношения. 11. Межвидовая конкуренция. 12. Хищничество. 13. Паразитизм. 14. Растения-парази-ты и полупаразиты. Паразитические бактерии и грибы. 15. «Квартиранты» и «нахлебники». Протокооперация и симбиоз. 16. Взаимодействие растений и живот-ных-опылителей. Взаимодействие растений и расти-тельноядных животных. 17. Обобщение. | 10. Типы экологических взаимодействий. Конкурентные отношения. Внутривидовая конкуренция. Территориальность у животных. §35 11. Самоизреживание у растений. Межвидовая конкуренция, её результаты. «Э.р.- §35,36,53» 12. Хищничество. Взаимосвязь популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе. П/р. Выявление взаимных приспособлений организмов: 1. вид взаимного приспособления 2. черты приспособленности – морфологические 3. - - - - - физиологические 4. - - - - - поведенческие §5, 32 13. Паразитизм. Признаки паразитизма. Переходные фор-мы. Эктопаразиты. Эндопаразиты. Сверхпаразиты. Живот-ные-паразиты и животные-хозяева. Хозяин основной и хозяин промежуточный. П/р.(продолжение) §33, 14. Растения-паразиты и полупаразиты. Паразитические бактерии и грибы. Передача паразита, организмы-переносчики. П/р.(продолжение) «Э.р. §35,39» 15. «Квартиранты» и «нахлебники». Взаимовыгодные от-ношения между организмами: питание, защита, передви-жение, маскировка. Протокооперация и симбиоз. § 36 16. Взаимодействие растений и животных-опылителей. Взаимодействие растений и растительноядных животных. Выпас и его результаты. П/р.(продолжение) §1,2,3,4. «Э.р.- §31,32,33,34» 17. Обобщение. | 12. П/р. Выявление вза-имных приспособлений организмов: 1. вид вза-имного приспособления 2. черты приспосо-бленности – морфо-логические 3.физиологические 4.поведенческие |
Раздел VI. СООБЩЕСТВА ОРГАНИЗМОВ Тема 5. Сообщество и экосистема как экологические категории (3 ч) | | | 18. Сообщество. Основные свойства и показатели сообществ. Понятие «биогеоценоз» и «экосистема». 19. Видовое разнообразие сообществ. 20. П/р. Изучение видового разнообразия сообществ. | 18. Сообщество. Основные свойства (устойчивость, продуктивность) и показатели сообществ (структуры). Понятие «биогеоценоз» и «экосистема». «Э.р.-50,51» 19. Видовое разнообразие сообществ. Постоянство видового состава. Сообщества закрытые и открытые. Виды господствующие и сопутствующие. Виды – строители сообществ, или средообразователи. Виды – индикаторы состояния сообщества. Пространственная организация сообществ. «Э.р.-52,53» 15,17,18,20 20. П/р. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя. (Определяется название близлежащего растительного сообщества, определяется господствующий и сопутствующий виды, составляется формула древостоя). | 20. П/р. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя. |
Тема 6. Структуры и характеристики сообществ (3 ч) | | | 21. Ярусность лесных сообществ. 22. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. 23. П/р. Изучение пищевых цепей в аквариуме. | 21. Ярусность лесных сообществ. «Этажи» водных сообществ. Морфологическая структура сообщества. Жизненные формы организмов. «Э.р.-54,48,49» 16,19,21 22. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Трофические уровни. Продуценты. Консументы. Редуценты. Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Схема биологического круговорота веществ. Развитие сообщества во времени. Изменение сообществ в течение суток. Сезонные изменения сообществ. 8,9 «Э.р.-37,55» 23. П/р. Изучение пищевых цепей в аквариуме. (Составляются и описываются пищевые цепи в аквариуме).10,11,22,23 | 23. П/р. Изучение пищевых цепей в аквариуме. |
Тема 7. Изменения в сообществах (3 ч) | | | 24. Экологическая сукцессия. 25. Сообщества, созданные человеком. 26. П/р. Изучение сукцессионных изменений. Влияние вытаптывания на сукцессионные изменения. | 24. Изменения сообществ от года к году. Необратимые изменения сообществ, смена сообществ, экологическая сукцессия. Зарастание озёр. «Э.р.-55» 25. Сообщества, созданные человеком. «Э.р.- 56,57,58» 26. П/р. Изучение сукцессионных изменений. Влияние вытаптывания на сукцессионные изменения. (На примере близлежащего растительного сообщества изучают изменения в нём, вызванные антропогенным влиянием. Сравнивают Полученные результаты с аналогичными описаниями прошлых лет, полученными уч-ся прошлых классов. Делаются выводы о необратимых изменениях в сообществах). | 26. П/р. Изучение сукцессионных изменений. Влияние вытаптывания на сукцессионные изменения. |
Тема 8. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ (6 ч) | | | 27. Понятие о биомногообразии. 28. «Чёрные страницы» истории. 29. Красные книги. 30. Виды ОПТ. 31. Экскурсия в заповедник. | 27. Понятие о биомногообразии. Обеднение видового разнообразия. Причины исчезновения растений и животных. §39 28. «Чёрные страницы» истории. Растения и животные, истреблённые человеком. 41,42,43,44 29. Красные книги. Организмы, нуждающиеся в охране. Меры охраны растительного и животного мира. Охраняемые природные территории (ОПТ). 45 30. Виды ОПТ: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Значение ОПТ в сохранении биоразнообразия. 46,47 31. Экскурсия в заповедник. | |
Заключение (3 ч) | | | 32. Оптимальные способы эксплуатации экосистем; природосберегаю-щее общество. 33. Летнее задание. 34. Обобщение. | 32. Оптимальные способы эксплуатации экосистем; природосберегающее общество. 33. Летнее задание. 34. Обобщение. | |