СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование. Основы экологии 7 класс (34 ч.)

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование. Основы экологии 7 класс (34 ч.)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование. Основы экологии 7 класс (34 ч.)»

Основы экологии 7 «А», «В» классы (34 ч.)


Раздел, тема

Дата урока

Тема урока

Содержание урока

Лабораторные работы

По плану

Коррекция

Раздел IV. Введение

(1ч)



1. 1. Что изучает экология в 7 классе.

1. Что изучает экология в 7 классе. Биотическое окружение как часть среды жизни. Сложность биотических отношений. Классификация биотических связей: трофические, топические, форические, фабрические. § 6, 24, 25


Раздел V. ПОПУЛЯЦИИ:

РАЗНООБРА-

ЗИЕСТРУКТУР,

ТИПЫ ВНУ- ТРИПОПУЛЯ- ЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙ-

СТВИЙ.

Тема 1. Вид и популяция как биологическая и экологическая категория (3ч)



2. Вид. Ареал вида. Понятие популяции.





3. Методы измерения обилия.


4. П/р. Методы измерения обилия организмов.

2. Вид. Ареал вида. Неоднородность среды внутри ареала. Изоляция и обособление групп особей. Понятие популяции. Популяция как биологическая и экологическая категория. Основные характеристики популяции. Популяционное обилие и его показатели: общая численность, индекс численности. §7, 19

3. Методы измерения обилия: полный учёт численности, метод пробных площадок, метод мечения, и повторного отлова, метод взятия проб.

4. П/р. Методы измерения обилия организмов. (Знакомство с одним из методов измерения обилия организмов: методом пробных площадок, подсчётом индексов плотности для растений, визуальным учётом птиц, учётом беспозвоночных).










4. П/р. Методы измерения обилия организмов.

Тема 2. Характеристики популяций (3 ч)



5. Изменение чис-ленности популя-ций: циклические колебания, рост численности, сокращение численности.

6. П/р. Изучение возрастного состава популяций.


7. Периоды жизни и возрастные состоя-ния животных.

5. Изменение численности популяций: циклические коле-бания, рост численности, сокращение численности. Причины изменения численности популяций. Возрастной спектр популяций. Периоды жизни и возрастные состоя-ния растений: зародышевый период, проростки, юношес-кие полувзрослые, взрослые, взрослые вегетативные, цветущие, старческие растения. «Э.р.- §44,45»,37,38

6. П/р. Изучение возрастного состава популяций. (Определяется возрастной состав популяции наиболее распространённого в местности проживания многолетнего растения). «Э.р.- §43»

7. Периоды жизни и возрастные состояния животных: зародыши, молодые (неразмножающиеся), зрелые (раз-множающиеся), старые (неразмножающиеся). Взаимо-действие между родителями и детёнышами у животных: распознавание, забота о потомстве, воспитание, обучение. §29, 30, 31, вопросы к семинару

1

Тема 3. Структура популяций (3 ч)



8. Половая структура популяций.



9. Пространственная структура популяций.

8. Половая структура популяций. Экологические, физии-ологические различия самцов и самок. Отношения «самец-самка». Сигналы к размножению. Выбор партнёра. Ухажи-вание. Демонстрационное поведение. Турниры. Вопросы к семинару.

9. Пространственная структура популяций. Типы распределения особей в пространстве: равномерное и неравномерное (мозаичное, диффузное, пульсирующее, циклическое). Территориальные отношения у животных одного вида. Индивидуальный участок. Охраняемая территория. Территориальное поведение самцов. Групповой образ жизни у животных: семья, колония, стая, стадо. «Начальники и подчинённые». §14,31.


Тема 4. Типы экологических взаимодействий организмов

(8 ч)



10. Типы экологи-ческих взаимодейст-вий. Конкурентные отношения.

11. Межвидовая конкуренция.

12. Хищничество.







13. Паразитизм.




14. Растения-парази-ты и полупаразиты. Паразитические бактерии и грибы.

15. «Квартиранты» и «нахлебники». Протокооперация и симбиоз.

16. Взаимодействие растений и живот-ных-опылителей. Взаимодействие растений и расти-тельноядных животных.

17. Обобщение.

10. Типы экологических взаимодействий. Конкурентные отношения. Внутривидовая конкуренция. Территориальность у животных. §35


11. Самоизреживание у растений. Межвидовая конкуренция, её результаты. «Э.р.- §35,36,53»

12. Хищничество. Взаимосвязь популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе. П/р. Выявление взаимных приспособлений организмов:

1. вид взаимного приспособления

2. черты приспособленности – морфологические

3. - - - - - физиологические

4. - - - - - поведенческие §5, 32

13. Паразитизм. Признаки паразитизма. Переходные фор-мы. Эктопаразиты. Эндопаразиты. Сверхпаразиты. Живот-ные-паразиты и животные-хозяева. Хозяин основной и хозяин промежуточный. П/р.(продолжение) §33,

14. Растения-паразиты и полупаразиты. Паразитические бактерии и грибы. Передача паразита, организмы-переносчики. П/р.(продолжение) «Э.р. §35,39»


15. «Квартиранты» и «нахлебники». Взаимовыгодные от-ношения между организмами: питание, защита, передви-жение, маскировка. Протокооперация и симбиоз. § 36


16. Взаимодействие растений и животных-опылителей. Взаимодействие растений и растительноядных животных. Выпас и его результаты. П/р.(продолжение) §1,2,3,4. «Э.р.- §31,32,33,34»




17. Обобщение.







12. П/р. Выявление вза-имных приспособлений организмов: 1. вид вза-имного приспособления

2. черты приспосо-бленности – морфо-логические

3.физиологические

4.поведенческие

Раздел VI. СООБЩЕСТВА ОРГАНИЗМОВ
Тема 5. Сообщество и экосистема как экологические категории (3 ч)



18. Сообщество. Основные свойства и показатели сообществ. Понятие «биогеоценоз» и «экосистема».

19. Видовое разнообразие сообществ.




20. П/р. Изучение видового разнообразия сообществ.

18. Сообщество. Основные свойства (устойчивость, продуктивность) и показатели сообществ (структуры). Понятие «биогеоценоз» и «экосистема». «Э.р.-50,51»




19. Видовое разнообразие сообществ. Постоянство видового состава. Сообщества закрытые и открытые. Виды господствующие и сопутствующие. Виды – строители сообществ, или средообразователи. Виды – индикаторы состояния сообщества. Пространственная организация сообществ. «Э.р.-52,53» 15,17,18,20

20. П/р. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя. (Определяется название близлежащего растительного сообщества, определяется господствующий и сопутствующий виды, составляется формула древостоя).













20. П/р. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя.

Тема 6. Структуры и характеристики сообществ (3 ч)



21. Ярусность лесных сообществ.


22. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть.



23. П/р. Изучение пищевых цепей в аквариуме.

21. Ярусность лесных сообществ. «Этажи» водных сообществ. Морфологическая структура сообщества. Жизненные формы организмов. «Э.р.-54,48,49» 16,19,21

22. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Трофические уровни. Продуценты. Консументы. Редуценты. Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Схема биологического круговорота веществ. Развитие сообщества во времени. Изменение сообществ в течение суток. Сезонные изменения сообществ. 8,9 «Э.р.-37,55»

23. П/р. Изучение пищевых цепей в аквариуме. (Составляются и описываются пищевые цепи в аквариуме).10,11,22,23











23. П/р. Изучение пищевых цепей в аквариуме.

Тема 7.

Изменения в сообществах

(3 ч)



24. Экологическая сукцессия.


25. Сообщества, созданные человеком.

26. П/р. Изучение сукцессионных изменений. Влияние вытаптывания на сукцессионные изменения.

24. Изменения сообществ от года к году. Необратимые изменения сообществ, смена сообществ, экологическая сукцессия. Зарастание озёр. «Э.р.-55»

25. Сообщества, созданные человеком. «Э.р.- 56,57,58»



26. П/р. Изучение сукцессионных изменений. Влияние вытаптывания на сукцессионные изменения. (На примере близлежащего растительного сообщества изучают изменения в нём, вызванные антропогенным влиянием. Сравнивают Полученные результаты с аналогичными описаниями прошлых лет, полученными уч-ся прошлых классов. Делаются выводы о необратимых изменениях в сообществах).







26. П/р. Изучение сукцессионных изменений. Влияние вытаптывания на сукцессионные изменения.

Тема 8.

Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ (6 ч)



27. Понятие о биомногообразии.


28. «Чёрные страницы» истории.

29. Красные книги.



30. Виды ОПТ.



31. Экскурсия в заповедник.

27. Понятие о биомногообразии. Обеднение видового разнообразия. Причины исчезновения растений и животных. §39

28. «Чёрные страницы» истории. Растения и животные, истреблённые человеком. 41,42,43,44

29. Красные книги. Организмы, нуждающиеся в охране. Меры охраны растительного и животного мира. Охраняемые природные территории (ОПТ). 45

30. Виды ОПТ: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Значение ОПТ в сохранении биоразнообразия. 46,47

31. Экскурсия в заповедник.


Заключение

(3 ч)



32. Оптимальные способы эксплуатации экосистем; природосберегаю-щее общество.

33. Летнее задание.

34. Обобщение.

32. Оптимальные способы эксплуатации экосистем; природосберегающее общество.





33. Летнее задание.

34. Обобщение.