СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

По учебнику Чаругина.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по астрономии»


Календарно тематическое планирование в 10 А классе

(1 ч в неделю, всего за 1 год обучения 35 ч, из них 1 ч – резервное время)

Темы

План

Факт

Основное содержание по темам

Знать/понимать:

Уметь:





Введение (1 ч)


Введение в астрономию



Урок 1. Введение в астрономию

Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной

Ресурсы урока: Учебник, § 1, 2

- что изучает астрономия;

- роль наблюдений в астрономии;

- значение астрономии;

- что такое Вселенная;

- структуру и масштабы Вселенной






Астрометрия (5 ч)


Звёздное небо



Урок 2. Звёздное небо

Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария

Ресурсы урока: Учебник, § 3

- что такое созвездие;

- названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий;

- основные точки, линии и круги

на небесной сфере:

- горизонт, - полуденная линия,

- небесный меридиан,

- небесный экватор,

- эклиптика, - зенит,

- полюс мира, - ось мира,

- точки равноденствий и

солнцестояний;

- теорему о высоте полюса мира над горизонтом;

- основные понятия сферической и практической астрономии:

- кульминация и высота светила над горизонтом;

-прямое восхождение и склонение;

    • сутки;


    • отличие между новым и старым стилями;


  • величины:


    • угловые размеры Луны и Солнца;


    • даты равноденствий и солнцестояний;


    • угол наклона эклиптики к экватору;


    • соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов;


    • продолжительность года;


    • число звёзд, видимых невооружённым взглядом;


  • принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям;


  • причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца

- использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач:

а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту;

б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту;

в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил.

- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;

- определять высоту светила в кульминации и его склонение;


  • географическую высоту места наблюдения;


  • рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи;


  • осуществлять переход к разным системам счета времени.


  • находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;


  • отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них:


    • Большую Медведицу,


    • Малую Медведицу (с Полярной звездой),


    • Кассиопею,

    • Лиру (с Вегой),

    • Орёл (с Альтаиром),

    • Лебедь (с Денебом),

    • Возничий (с Капеллой),

    • Волопас (с Арктуром),

    • Северную корону,

    • Орион (с Бетельгейзе),

    • Телец (с Альдебараном),

    • Большой Пёс (с Сириусом)

- применять законы Кеплера и

Небесные координаты



Урок 3. Небесные координаты

Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная

система координат

Ресурсы урока: Учебник, § 4

Видимое движение планет и Солнца



Урок 4. Видимое движение планет и Солнца

Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по Эклиптике. Ресурсы урока: Учебник, § 5

Движение Луны и затмения



Урок 5. Движение Луны и затмения

Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений

Ресурсы урока: Учебник, § 6

Время и календарь



Урок 6. Время и календарь

Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь

Ресурсы урока: Учебник, § 7






Небесная механика (3 ч)


Система мира



Урок 7. Система мира

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд

Ресурсы урока: Учебник, § 8


- понятия:

- гелиоцентрическая система мира;

- геоцентрическая система мира;

- синодический период;

- звёздный период;

- горизонтальный параллакс;

- угловые размеры светил;

- первая космическая скорость;

- вторая космическая скорость;

- способы определения размеров и массы Земли;

- способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;

- законы Кеплера и их связь с законом тяготения


- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

- решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера


Законы Кеплера движения планет



Урок 8. Законы Кеплера движения планет

Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел

Ресурсы урока: Учебник, § 9

Космические скорости и межпланетные перелёты



Урок 9. Космические скорости и межпланетные перелёты

Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете

Ресурсы урока: Учебник, § 10, 11





Строение Солнечной системы (7 ч)

Современ-ные пред-ставления о строении и составе Солнечной системы



Урок 10. Современные представления о строении и составе Солнечной системы

Об отличиях планет земн. группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта

Ресурсы урока: Учебник, § 12

- происхождение Солнечной системы;

- основные закономерности в Солнечной системе;

- космогонические гипотезы;

- система Земля–Луна;

- основные движения Земли;

- форма Земли;

- природа Луны;

- общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность);

- общая характеристика планет-гигантов (атмосфера; поверхность);

- спутники и кольца планет-гигантов;

- астероиды и метеориты;

- пояс астероидов;

- кометы и метеоры

  • пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными;


  • определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время;


-находить планеты на небе, отличая их от звёзд;


    • применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;


- решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера

Планета Земля



Урок 11. Планета Земля

Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли

Ресурсы урока: Учебник, § 13

Луна и её влияние на Землю



Урок 12. Луна и её влияние на

Землю

Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия

Ресурсы урока: Учебник, § 14

Планеты земной группы



Урок 13. Планеты земной группы

Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами

Ресурсы урока: Учебник, § 15

Планеты-гиганты. Планеты- карлики



Урок 14. Планеты-гиганты. Планеты-карлики

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики

Ресурсы урока: Учебник, § 16

Малые тела Солнечной системы



Урок 15. Малые тела Солнечной системы

Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов

Ресурсы урока: Учебник, § 17

Современ-ные пред-ставления о происхождении Солнеч-ной сист.



Урок 16. Современные пред-ставления о происхождении Солнечной системы

Современные представления о происхождении Солнечной системы

Ресурсы урока: Учебник, § 18





Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)


Методы астрофизи-ческих исследова-ний



Урок 17. Методы астрофизических исследований

Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры

Ресурсы урока: Учебник, § 19

- основные физические характеристики Солнца:

- масса,

- размеры,

- температура;

- схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере;

- основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю;

- основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем:

- спектры,

- температуры,

- светимости;

- пульсирующие и взрывающиеся звезд;

- порядок расстояния до звёзд, способы определения и размеров звёзд;

- единицы измерения расстояний:

- парсек,

- световой год;

- важнейшие закономерности мира звёзд;

- диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость»;

- способ определения масс двойных звёзд;

- основные параметры состояния звёздного вещества:

- плотность,

- температура,

- химический состав,

- физическое состояние;

- важнейшие понятия:

- годичный параллакс,

- светимость,

- абсолютная звёздная величина;

- устройство и назначение телескопа;

- устройство и назначение рефракторов и рефлекторов

- применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;

- решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам;

- анализировать диаграммы

«спектр–светимость» и «масса–

светимость»;

- находить на небе звёзды:

- альфы Малой Медведицы,

- альфы Лиры,

- альфы Лебедя,

- альфы Орла,

- альфы Ориона,

- альфы Близнецов,

- альфы Возничего,

- альфы Малого Пса,

- альфы Большого Пса,

- альфы Тельца

Солнце



Урок 18. Солнце

Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли

Ресурсы урока: Учебник, § 20

Внутреннее строение и источник энергии Солнца



Урок 19. Внутреннее строение и источник энергии Солнца

Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино

Ресурсы урока: Учебник, § 21

Основные характеристики звёзд



Урок 20. Основные характеристики звёзд

Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр–светимость» и распреде-ление звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной после-довательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики

Ресурсы урока: Учебник, § 22–23

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды



Урок 21. Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них

Ресурсы урока: Учебник, § 24–25

Новые и сверхновые звёзды



Урок 22. Новые и сверхновые звёзды. Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд

Ресурсы урока: Учебник, § 26

Эволюция звёзд



Урок 23. Эволюция звёзд.

Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетека-ния на него вещества звезды-компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений

Ресурсы урока: Учебник, § 27





Млечный путь (3 ч)


Газ и пыль в Галактике



Урок 24. Газ и пыль в Галактике

Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики

Ресурсы урока: Учебник, § 28

- понятие туманности;

- основные физические

параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;

- примерные значения

следующих величин:

- расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры,

- инфракрасный телескоп;

- оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд.

- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе;

- находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры;

- оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд


Рассеянные и шаровые звёздные скопления



Урок 25. Рассеянные и шаровые звёздные скопления

Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике

Ресурсы урока: Учебник, § 29

Сверхмас-сивная чёрная дыра в центре Млечного Пути



Урок 26. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд

Ресурсы урока: Учебник, § 30





Галактики (3 ч)

Классификация галактик



Урок 27. Классификация галактик. Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них

Ресурсы урока: Учебник, § 31

- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;

- примерные значения следующих величин:

- основные типы галактик, различия между ними;

- примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла;

- возраст наблюдаемых небесных тел

  • объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе

Активные галактики и квазары



Урок 28. Активные галактики и квазары. Природа активности галактик; природа квазаров

Ресурсы урока: Учебник, § 32

Скопления галактик



Урок 29. Скопления галактик

Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной

Ресурсы урока: Учебник, § 33





Строение и эволюция Вселенной (2 ч)


Конечность и бесконеч-ность Вселенной. Расширяю-щаяся Вселенная



Урок 30. Конечность и бесконечность Вселенной

Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной

Ресурсы урока: Учебник, § 34, 35

- связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;

- что такое фотометрический парадокс;

- необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной;

- понятие «горячая Вселенная»;

- крупномасштабную структуру Вселенной;

- что такое метагалактика;

- космологические модели Вселенной

- использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира

Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение



Урок 31. Модель «горячей Вселенной». Связь средней плот-ности материи с законом расшире-ния и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной

Ресурсы урока: Учебник, § 36





Современные проблемы астрономии (3 ч)

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия



Урок 32. Ускоренное расшире-ние Вселенной и тёмная энергия

Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхно-вых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания

Ресурсы урока: Учебник, § 37

- какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной;

- что исследователи понимают под тёмной энергией;

- зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная;

- условия возникновения планет около звёзд;

- методы обнаружения экзопланет около других звёзд;

- об эволюции Вселенной и жизни во Вселенной;

- проблемы поиска внеземных цивилизаций;

- формула Дрейка

  • использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;


  • обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами

Обнаружение планет возле других звёзд



Урок 33. Обнаружение планет

возле других звёзд

Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни

Ресурсы урока: Учебник, § 38

Поиск жизни и разума во Вселенной



Урок 34. Поиск жизни и разума во Вселенной. Развитие представ-лений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им

Ресурсы урока: Учебник, § 39





Резерв (1 ч)