Приложение №1 к рабочей программе по астрономии 10 класс. 2018 – 19 учебный год
№ урока | Тема урока | Основное содержание | знать | уметь | Домашнее задание | Дата |
Введение в Астрономию (1ч.) |
1 | Введение в астрономию | Введение в астрономию. Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структура и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной | Что изучает Астрономия; Роль наблюдений в Астрономии; Что такое Вселенная; Структура и масштабы Вселенной | | Гл. I §1, §2 вопросы на стр.11; вопросы на стр13 | 07.09 |
Астрометрия (5 ч.) |
2 | Звёздное небо | Звёздное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия северного полушария. | Что такое созвездие; Название некоторых созвездий, их конфигурация, альфа каждого из созвездий; основные точки, линии и круги на небесной сфере: горизонт; полуденная линия; небесный меридиан; небесный экватор; эклиптика; зенит; полюс Мира; ось Мира; точки равноденствий и солнцестояний; высота полюса Мира над горизонтом; основные понятия сферической и практической астрономии: кульминация и высота светила над горизонтом; прямое восхождение и склонение; сутки; отличие между новым и старым стилем; величины: угловые размеры Луны и Солнца; даты равноденствий и солнцестояний; угол наклона эклиптики к экватору; продолжительность года; число звёзд, видимое невооруженным глазом; принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям; причины и характер видимого движения звёзд и Солнца, а также годичного движения Солнца | Использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. Решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; определять высоту светила в кульминации и его склонение; географическую высоту места наблюдения; рисовать чертёж в соответствии с условием задачи; осуществлять переход к разным системам счёта времени; находить стороны света по Полярной звезде и полуденному солнцу; отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них: Большую Медведицу; Малую Медведицу (с Полярной звездой; Лиру (с Вегой); Орёл (с Альтаиром); Лебедь (с Денебом); Возничий (с Капеллой); Волопас (с Арктуром); Северную корону, Орион (с Бетельгейзе); Телец (с Альдебараном); Большой Пёс (с Сириусом) | Гл.II §3 вопросы на стр.19 | 14.09 |
3 | Небесные координаты | Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные и экваториальные координаты; кульминация светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат. | Гл.II §4 вопросы на стр.21 | 21.09 |
4 | Видимое движение планет и Солнца | Эклиптика. Точка весеннего и точка осеннего равноденствия. Точки летнего и зимнего солнцестояний. Неравномерное движение Солнца по Эклиптике. | Гл.II §5 вопросы на стр.23 | 28.09 |
5 | Движение Луны и затмения | Синодический месяц, узлы Лунной орбиты. Почему происходят затмения? Сарос и предсказание затмений. | Гл.II §6 вопросы на стр.27 | 05.10 |
6 | Время и календарь Тест №1 по теме «Предмет Астрономии» | Солнечное и звёздное время. Лунный и Солнечный календарь. Юлианский и Григорианский календари. | Гл.II §7 вопросы на стр.32 | 12.10 |
Небесная механика (3 ч.) |
7 | Система мира | Система мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; объяснение петлеобразного движения планет, доказательство движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд | Понятия: геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; синодический месяц; звёздный период; горизонтальный параллакс; угловые размеры светил; первая космическая скорость; вторая космическая скорость; Способы определения размеров и массы Земли; способы определения расстояния до небесных тел и определение их масс по законам Кеплера; законы Кеплера и их связь с законом тяготения | Применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; Решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот),; Решать задачи на определение линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. | Гл.III §8 вопросы на стр.39 | 19.10 |
8 | Законы Кеплера движения планет | Законы Кеплера движения планет. Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел | Гл.III §9 вопросы на стр.43 | 26.10 |
9 | Космические скорости и межпланетные перелёты Тест №2 по теме «небесная механика» | Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита к планетам, время полёта к планете | Гл.III §10, 11 вопросы на стр.48 | 09.11 |
Строение солнечной системы (7 ч.) |
10 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | Современные представления о строении и составе Солнечной системы; Об отличиях планет земной группы и планет – гигантов; о планетах – карликах; малые тела; о поясе Койпера и облаке комет Оорта | Происхождение Солнечной системы; Основные закономерности в Солнечной системе; Космические гипотезы; Система Земля – Луна; Основные движения Земли; Форма Земли; Природа Луны; Общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность) Спутники и кольца планет – гигантов; Астероиды и метеориты; Пояс астероидов; Кометы и метеоры | Пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; Определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в дневное и ночное время; Находить на небе планеты и отличать их от звёзд; Применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; Решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу ( и наоборот); Решать задачи на определение линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. | Гл.IV §12 вопросы на стр.51 | 16.11 |
11 | Планета Земля | Планета Земля; Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли. | Гл.IV §13 вопросы на стр.55 | 23.11 |
12 | Луна и её влияние на Землю | Луна и её влияние на Землю. Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия. | Гл.IV §14 вопросы на стр.59 | 30.11 |
13 | Планеты земной группы | Планеты земной группы. Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследование планет земной группы космическими аппаратами | Гл.IV §15 вопросы на стр.63 | 07.12 |
14 | Планеты – гиганты. Планеты – карлики | Планеты – гиганты. Планеты – карлики; Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет – гигантов; планеты - карлики | Гл.IV §16 вопросы на стр.67 | 14.12 |
15 | Малые тела Солнечной системы Тест №3 по теме «Строение Солнечной системы» | Малые тела Солнечной системы; Физическая природа астероидов и комет; поле Койпера и облако комет Оорта, природа метеоров и метеоритов | Гл.IV §17 вопросы на стр.74 | 21.12 |
16 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | Современные представления о происхождении Солнечной системы; Современные представления о происхождении Солнечной системы | Гл.IV §12 | 28.12 |