СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по "Астрономии -10"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по астрономии в 10 классе к учебнику В.М. Чаругина

(0,5 ч., I полугодие учебного года)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по "Астрономии -10"»

Приложение №1 к рабочей программе по астрономии 10 класс. 2018 – 19 учебный год


Календарно – тематическое планирование по астрономии 10 класса (0,5 ч.)

урока

Тема урока

Основное содержание

знать

уметь

Домашнее задание

Дата

Введение в Астрономию (1ч.)

1

Введение в астрономию

Введение в астрономию. Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структура и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной

Что изучает Астрономия;

Роль наблюдений в Астрономии;

Что такое Вселенная;

Структура и масштабы Вселенной


Гл. I

§1, §2

вопросы на стр.11; вопросы на стр13


07.09

Астрометрия (5 ч.)

2

Звёздное небо

Звёздное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия северного полушария.

Что такое созвездие;

Название некоторых созвездий, их конфигурация, альфа каждого из созвездий; основные точки, линии и круги на небесной сфере: горизонт; полуденная линия; небесный меридиан; небесный экватор; эклиптика; зенит; полюс Мира; ось Мира; точки равноденствий и солнцестояний; высота полюса Мира над горизонтом;

основные понятия сферической и практической астрономии: кульминация и высота светила над горизонтом; прямое восхождение и склонение;

сутки; отличие между новым и старым стилем;

величины: угловые размеры Луны и Солнца; даты равноденствий и солнцестояний; угол наклона эклиптики к экватору; продолжительность года; число звёзд, видимое невооруженным глазом;

принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям; причины и характер видимого движения звёзд и Солнца, а также годичного движения Солнца

Использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач:

а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту;

б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту;

в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил.

Решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; определять высоту светила в кульминации и его склонение; географическую высоту места наблюдения; рисовать чертёж в соответствии с условием задачи; осуществлять переход к разным системам счёта времени; находить стороны света по Полярной звезде и полуденному солнцу; отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них: Большую Медведицу; Малую Медведицу (с Полярной звездой;

Лиру (с Вегой); Орёл (с Альтаиром); Лебедь (с Денебом); Возничий (с Капеллой); Волопас (с Арктуром); Северную корону, Орион (с Бетельгейзе); Телец (с Альдебараном); Большой Пёс (с Сириусом)

Гл.II

§3

вопросы на стр.19

14.09

3

Небесные координаты

Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные и экваториальные координаты; кульминация светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат.

Гл.II

§4

вопросы на стр.21

21.09

4

Видимое движение планет и Солнца

Эклиптика. Точка весеннего и точка осеннего равноденствия. Точки летнего и зимнего солнцестояний. Неравномерное движение Солнца по Эклиптике.


Гл.II

§5

вопросы на стр.23

28.09

5

Движение Луны и затмения

Синодический месяц, узлы Лунной орбиты. Почему происходят затмения? Сарос и предсказание затмений.

Гл.II

§6

вопросы на стр.27

05.10

6

Время и календарь











Тест №1 по теме «Предмет Астрономии»

Солнечное и звёздное время. Лунный и Солнечный календарь. Юлианский и Григорианский календари.

Гл.II

§7

вопросы на стр.32

12.10

Небесная механика (3 ч.)

7

Система мира

Система мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; объяснение петлеобразного движения планет, доказательство движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд

Понятия: геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; синодический месяц; звёздный период; горизонтальный параллакс; угловые размеры светил; первая космическая скорость; вторая космическая скорость;

Способы определения размеров и массы Земли; способы определения расстояния до небесных тел и определение их масс по законам Кеплера; законы Кеплера и их связь с законом тяготения

Применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

Решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот),; Решать задачи на определение линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.

Гл.III

§8

вопросы на стр.39

19.10

8

Законы Кеплера движения планет

Законы Кеплера движения планет. Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел

Гл.III

§9

вопросы на стр.43

26.10

9

Космические скорости и межпланетные перелёты



Тест №2 по теме «небесная механика»

Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита к планетам, время полёта к планете


Гл.III

§10, 11

вопросы на стр.48

09.11

Строение солнечной системы (7 ч.)

10

Современные представления о строении и составе Солнечной системы

Современные представления о строении и составе Солнечной системы; Об отличиях планет земной группы и планет – гигантов; о планетах – карликах; малые тела; о поясе Койпера и облаке комет Оорта

  • Происхождение Солнечной системы;

  • Основные закономерности в Солнечной системе;

  • Космические гипотезы;

  • Система Земля – Луна;

  • Основные движения Земли;

  • Форма Земли;

  • Природа Луны;

  • Общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность)

  • Спутники и кольца планет – гигантов;

  • Астероиды и метеориты;

  • Пояс астероидов;

  • Кометы и метеоры

  • Пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными;

  • Определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в дневное и ночное время;

  • Находить на небе планеты и отличать их от звёзд;

  • Применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

  • Решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу ( и наоборот);

  • Решать задачи на определение линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.

Гл.IV

§12

вопросы на стр.51

16.11

11

Планета Земля

Планета Земля; Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли.

Гл.IV

§13

вопросы на стр.55

23.11

12

Луна и её влияние на Землю

Луна и её влияние на Землю. Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия.

Гл.IV

§14

вопросы на стр.59

30.11

13

Планеты земной группы

Планеты земной группы. Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследование планет земной группы космическими аппаратами

Гл.IV

§15

вопросы на стр.63

07.12

14

Планеты – гиганты. Планеты – карлики

Планеты – гиганты. Планеты – карлики; Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет – гигантов; планеты - карлики

Гл.IV

§16

вопросы на стр.67

14.12

15

Малые тела Солнечной системы

Тест №3 по теме «Строение Солнечной системы»


Малые тела Солнечной системы; Физическая природа астероидов и комет; поле Койпера и облако комет Оорта, природа метеоров и метеоритов


Гл.IV

§17

вопросы на стр.74

21.12

16

Современные представления о происхождении Солнечной системы

Современные представления о происхождении Солнечной системы; Современные представления о происхождении Солнечной системы

Гл.IV

§12


28.12