СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс с УУД.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс»

Календарно - тематическое планирование по биологии 5 класс







Тема урока



Характеристика основных видов деятельности



предметные

Планируемые результаты

дата

метапредметные

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные





1



Введение ( 7 ч)

Наука о живых организмах


Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей.

Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов.

Приводить примеры взаимосвязи ор­ганов и систем органов в организме. Высказывать предположения о по­следствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и сис­тем органов растений и животных

Выделяет существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах






2

Свойства живого

Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает, выполняет задания

Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе






3

Методы изучения живых организмов

Воспринимает методы изучения, работает в группе, определяет основные методы биологических исследований,

демонстрирует методы изучения природы

Структурирует и обобщает полученные знания, приобретает навыки их использования






4

Увеличительные приборы


Лаб/раб «Знакомство с увеличительными приборами»


Учится работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепарат 


Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, распознает части светового микроскопа, знакомится с микропрепара-тами






5

Строение клетки. Ткани


Лаб/раб «Строение клеток кожицы лука»


Ищет вопросы, работает в группе, отрабатывает основные понятия работает со световым микроскопом;

— узнаёт на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; готовит микропрепарат,

учится

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

— систематизировать и обобщать разумные виды информации;

— составлять план выполнения учебной задачи

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием.

Знакомится с новыми понятиями, распознает части клетки, структурирует знания






6

Химический состав клетки


Лаб/раб «Химический состав семян пшеницы»


Запоминает химические вещества клетки, сравнивает химический состав тел живой и неживой природы

учится

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

— систематизировать и обобщать разумные виды информации;


Знакомится с названиями химических веществ клетки, обобщает знания о клетки






7

Процессы жизнедеятельности клетки

Информирует имена великих естествоиспытателей и их значение для истории биологии, создает проблемную ситуацию

Формулирует оценку вклада ученых-биологов в развитие науки, знакомится с новыми понятиями












8

Многообразие организмов, их классифика

ция (15 ч)


Как развивалась жизнь на Землле


Сравнивает представителей царств, делает выводы на основе сравнения, приводит

Определяет предмет изучения систематики, выявляет отличительные признаки






9

Разнообразие живого


. Объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды обитания.

Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правил поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клуб­ней, луковицы. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ви­доизменения корней, их приспособи­тельное значение.






10

Царств Прокариоты.

Называть системы органов живот­ных. Определять функции систем орга­нов. Обосновывать важность взаимосвя­зи всех систем органов для обеспе­чения целостности организма. Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира.

Органы и системы органов животных. Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет, его функции. Пищеварительная, дыхательная и кро­веносная системы, их функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы. Значение выделительной и половой систем. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств. Значение органов и систем органов для обеспечения целостности животного, связи со средой обитания.







11

Царство Грибы. Лабораторная

работа №5 «Рассматривание гифов плесневых грибов.

Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы, сравнивают строение шляпочных и плесневых грибов.

Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Знание правил сбора съедобных грибов.







12

Отдел Лишайники

Ученики заполняют опорные конспекты пользуясь текстом параграфа

Обобщение полученных знаний на уроке о применении лишайников природе и жизни человека.






13

Отдел Водоросли Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей»

Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры.

Смотрят кинофрагмент и отвечают на заданные вопросы.

Выполняют лабораторную работу, делают рисунки и подписи к ним.

Выделение существенных особенностей в строении водорослей их значение в природе и жизни человека.






14

Отдел Мхи. Лабораторная работы №7 «Строение мха

Учащиеся работают в группах, выполняют лабораторную работу, слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры.


Сравнивают строение водорослей и мхов.

Сфагнум - торфообразующий мох.

Значение мхов в природе и жизни человека.






15

Отдел Папоротники

Учащиеся работают с коллекцией и делают необходимые записи в тетрадь.

Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа

Распознают части папоротника, отличают на гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов.

Значение папоротников в образовании каменного угля






16

Отдел Голосеменные растения. Лабораторная работа №8Изучение строения хвои и шишек хвойных».

Выявляют общие черты семенных растений. Объясняют преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Называют виды голосеменных растений и заполняют таблицу.

Знание особенностей строения органов голосеменных на примере сосны и ели.

Приводят доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.






17

Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения .

Определять сущность процесса ды­хания. Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов. Обосновывать значение знаний о процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека.

. Знание особенностей строения органов и тканей покрытосеменных растений. Различение органов цветковых на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения растений класса Однодольные и Двудольные.






18

Значение растений в природе и жизни человека.

Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы.

Знание роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека.

Умение приво­дить примеры дикорастущих и культурных рас­тений







19

Животные. Тип Простейшие


Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы, пользуясь текстом параграфа отличают простейших друг от друга

Знание особенностей строения Амебы, инфузории, эвглены и других простейших. Различение простейших и паразитических простейших на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения представителей разных классов.






20

Тип Беспозвоноч

ные.

Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры.

Выполняют лабораторную

Знание основных систематических единиц царства Животные






21

Подтип Позвоночные.

зависимости интенсивности обмена веществ от прогрессив­ного развития кровеносной и дыха­тельной систем. Приводить примеры органов выделе­ния животных

Выделение, его связь с процессами пи­тания и дыхания. Особенности процес­са выделения у растений, животных. Обмен веществ организма с окружающей средой — основа биологического круговорота.






22

Значение животных в природе и жизни человека.


Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового. Называть и описывать различные способы бесполого размножения, приводить их примеры.

Делать выводы о биологическом зна­чении бесполого размножения.

Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водо­рослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор.














23

Среда обитания живых организмов. (5 ч)


Как развивалась жизнь на Земле.

Приводят доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных

Знакомятся с новыми эволюционными понятиями.







24

Три среды обитания.


Выявляют приспособления организмов к среде обитания

Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах.







25

Жизнь на разных материках.


Систематизируют информацию о многообразии растительного и животного мира материков.


Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.






26

Природные зоны Земли.


В ходе творческой игры формируют навыки исследовательской деятельности применительно к выявлению зависимости видового многообразия от природных условий.


Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).







27

Жизнь в морях и океанах.


Выявляют особенности строения обитателей морей и океанов; объясняют их взаимосвязь со средой обитания.


Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне.












28

Человек на Земле. (7 ч)


Как человек появился на Земле?


Выявляют характерные особенности предковых форм человека разумного.


Осознание человека разумного как биологического вида.







29

Промежуточная аттестация в форме стандартизированной работы

Контроль и систематизация знаний о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем. Вы­явление уровня сформированности ос­новных видов учебной деятельности.

Контроль и систематизация знаний о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем. Вы­явление уровня сформированности ос­новных видов учебной деятельности.






30

Как человек изменил Землю


Приводят примеры положительной и отрицательной деятельности человека в природе. Доказывают необходимость активной природоохранной работы

Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы.







31

Как человек изменил Землю.

Приводят примеры положительной и отрицательной деятельности человека в природе. Доказывают необходимость активной природоохранной работы

Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы.







32

Жизнь под угрозой









33

Не станет ли Земля пустыней?


Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Определяют тепень личного участия в природоохранной работе.


Понимание необратимости процесса опустывания земель в результате неправильной хозяйственной деятельности человека.







34.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.

Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей