№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности | предметные | Планируемые результаты | дата |
метапредметные |
личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные |
1 | Введение ( 7 ч) Наука о живых организмах | Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей. Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов. Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных | Выделяет существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах | | | | | |
2 | Свойства живого | Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает, выполняет задания | Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе | | | | | |
3 | Методы изучения живых организмов | Воспринимает методы изучения, работает в группе, определяет основные методы биологических исследований, демонстрирует методы изучения природы | Структурирует и обобщает полученные знания, приобретает навыки их использования | | | | | |
4 | Увеличительные приборы Лаб/раб «Знакомство с увеличительными приборами» | Учится работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепарат | Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, распознает части светового микроскопа, знакомится с микропрепара-тами | | | | | |
5 | Строение клетки. Ткани Лаб/раб «Строение клеток кожицы лука» | Ищет вопросы, работает в группе, отрабатывает основные понятия работает со световым микроскопом; — узнаёт на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; готовит микропрепарат, учится - ставить учебную задачу под руководством учителя; — систематизировать и обобщать разумные виды информации; — составлять план выполнения учебной задачи Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | Знакомится с новыми понятиями, распознает части клетки, структурирует знания | | | | | |
6 | Химический состав клетки Лаб/раб «Химический состав семян пшеницы» | Запоминает химические вещества клетки, сравнивает химический состав тел живой и неживой природы учится - ставить учебную задачу под руководством учителя; — систематизировать и обобщать разумные виды информации; | Знакомится с названиями химических веществ клетки, обобщает знания о клетки | | | | | |
7 | Процессы жизнедеятельности клетки | Информирует имена великих естествоиспытателей и их значение для истории биологии, создает проблемную ситуацию | Формулирует оценку вклада ученых-биологов в развитие науки, знакомится с новыми понятиями | | | | | |
8 | Многообразие организмов, их классифика ция (15 ч) Как развивалась жизнь на Землле | Сравнивает представителей царств, делает выводы на основе сравнения, приводит | Определяет предмет изучения систематики, выявляет отличительные признаки | | | | | |
9 | Разнообразие живого | . Объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды обитания. Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правил поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клубней, луковицы. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Видоизменения корней, их приспособительное значение. | | | | | |
10 | Царств Прокариоты. | Называть системы органов животных. Определять функции систем органов. Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма. Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира. | Органы и системы органов животных. Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет, его функции. Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы. Значение выделительной и половой систем. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств. Значение органов и систем органов для обеспечения целостности животного, связи со средой обитания. | | | | | |
11 | Царство Грибы. Лабораторная работа №5 «Рассматривание гифов плесневых грибов. | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы, сравнивают строение шляпочных и плесневых грибов. | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Знание правил сбора съедобных грибов. | | | | | |
12 | Отдел Лишайники | Ученики заполняют опорные конспекты пользуясь текстом параграфа | Обобщение полученных знаний на уроке о применении лишайников природе и жизни человека. | | | | | |
13 | Отдел Водоросли Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей» | Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. Смотрят кинофрагмент и отвечают на заданные вопросы. Выполняют лабораторную работу, делают рисунки и подписи к ним. | Выделение существенных особенностей в строении водорослей их значение в природе и жизни человека. | | | | | |
14 | Отдел Мхи. Лабораторная работы №7 «Строение мха | Учащиеся работают в группах, выполняют лабораторную работу, слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. | Сравнивают строение водорослей и мхов. Сфагнум - торфообразующий мох. Значение мхов в природе и жизни человека. | | | | | |
15 | Отдел Папоротники | Учащиеся работают с коллекцией и делают необходимые записи в тетрадь. Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа | Распознают части папоротника, отличают на гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов. Значение папоротников в образовании каменного угля | | | | | |
16 | Отдел Голосеменные растения. Лабораторная работа №8“Изучение строения хвои и шишек хвойных». | Выявляют общие черты семенных растений. Объясняют преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор. Называют виды голосеменных растений и заполняют таблицу. | Знание особенностей строения органов голосеменных на примере сосны и ели. Приводят доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми. | | | | | |
17 | Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения . | Определять сущность процесса дыхания. Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов. Обосновывать значение знаний о процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека. | . Знание особенностей строения органов и тканей покрытосеменных растений. Различение органов цветковых на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения растений класса Однодольные и Двудольные. | | | | | |
18 | Значение растений в природе и жизни человека. | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы. | Знание роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека. Умение приводить примеры дикорастущих и культурных растений | | | | | |
19 | Животные. Тип Простейшие | Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы, пользуясь текстом параграфа отличают простейших друг от друга | Знание особенностей строения Амебы, инфузории, эвглены и других простейших. Различение простейших и паразитических простейших на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения представителей разных классов. | | | | | |
20 | Тип Беспозвоноч ные. | Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры. Выполняют лабораторную | Знание основных систематических единиц царства Животные | | | | | |
21 | Подтип Позвоночные. | зависимости интенсивности обмена веществ от прогрессивного развития кровеносной и дыхательной систем. Приводить примеры органов выделения животных | Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений, животных. Обмен веществ организма с окружающей средой — основа биологического круговорота. | | | | | |
22 | Значение животных в природе и жизни человека. | Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового. Называть и описывать различные способы бесполого размножения, приводить их примеры. Делать выводы о биологическом значении бесполого размножения. | Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор. | | | | | |
23 | Среда обитания живых организмов. (5 ч) Как развивалась жизнь на Земле. | Приводят доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных | Знакомятся с новыми эволюционными понятиями. | | | | | |
24 | Три среды обитания. | Выявляют приспособления организмов к среде обитания | Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. | | | | | |
25 | Жизнь на разных материках. | Систематизируют информацию о многообразии растительного и животного мира материков. | Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка. | | | | | |
26 | Природные зоны Земли. | В ходе творческой игры формируют навыки исследовательской деятельности применительно к выявлению зависимости видового многообразия от природных условий. | Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). | | | | | |
27 | Жизнь в морях и океанах. | Выявляют особенности строения обитателей морей и океанов; объясняют их взаимосвязь со средой обитания. | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне. | | | | | |
28 | Человек на Земле. (7 ч) Как человек появился на Земле? | Выявляют характерные особенности предковых форм человека разумного. | Осознание человека разумного как биологического вида. | | | | | |
29 | Промежуточная аттестация в форме стандартизированной работы | Контроль и систематизация знаний о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Контроль и систематизация знаний о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | | | | | |
30 | Как человек изменил Землю | Приводят примеры положительной и отрицательной деятельности человека в природе. Доказывают необходимость активной природоохранной работы | Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы. | | | | | |
31 | Как человек изменил Землю. | Приводят примеры положительной и отрицательной деятельности человека в природе. Доказывают необходимость активной природоохранной работы | Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы. | | | | | |
32 | Жизнь под угрозой | | | | | | | |
33 | Не станет ли Земля пустыней? | Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Определяют тепень личного участия в природоохранной работе. | Понимание необратимости процесса опустывания земель в результате неправильной хозяйственной деятельности человека. | | | | | |
34. | Здоровье человека и безопасность жизни. | Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. | Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных. | | | | | |