СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 классе. ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии»


Поурочно-тематическое планирование.

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (35 часов, 1 час в неделю)


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)


п/п

в теме

Тема урока

Изучаемый материал

Основные понятия, изучаемые на уроке/

УУД

Д/З

Дата

план

Дата факт

1

1

Строение семян однодольных растений.

Строение семян.

Особенности строения семян однодольных растений


Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа

Регулятивные: Умение высказать предположение и его доказать; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

Коммуникативные: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий.

§1

Стр.8-9

Сост. Коллекцию

07.09


2

2

Строение семян двудольных растений.

Лабораторная работа 1

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

§1

Стр.9-11

вопросы

14.09


3

3

Виды корней. Типы корневых систем

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Лабораторная работа 2

Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем

Р: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

К: инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов

§2

21.09


4

4

Строение корней. Зоны корня

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.


Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня.

Р: Умение высказывать предположение и его доказать.

П: Структурирование знаний из личного опыта

К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при сборе информации на основе практических опытов


§3

28.09


5

5

Условия произрастания и видоизменения корней

Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней.

Проверочная работа.

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Р: Умение высказывать предположение и его доказать.

П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта

К: Умение задавать вопросы

§4

05.10


6

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.

Лабораторная работа 3

Строение почек. Расположение почек на стебле



Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега.

Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью,

П: Использовать приёмы работы с информацией

К: определение целей, , способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции

§5

12.10


7

7

Внешнее строение листа

Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.

Лабораторная работа 4

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение


Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

П: Использовать приёмы работы с информацией

К: отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре

§6

19.10


8

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Лабораторные работы 5

Строение кожицы листа

Клеточное строение листа

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты.

Р: свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию

П: осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

§7-8

26.10


9

9

Строение стебля. Многообразие стеблей

Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа 6

Внутреннее строение ветки дерева


Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Р: выполнять задания по алгоритму, свободно ориентироваться в содержании учебника,

П: Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку.

К: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации

§9

02.11


10

10

Видоизменение побегов

Строение и функции видоизмененных побегов. Лабораторная работа 7

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Р: составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы,

П: формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием,

К: аргументация своей точки зрения, отстаивание своей позиции, слушать одноклассников и принимать их позицию

§10

16.11


11

11

Цветок и его строение

Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.

Лабораторная работа 8

Изучение строения цветка

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач,

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: умение воспринимать информацию на слух

§11

23.11


12

12

Соцветия

Виды соцветий. Значение соцветий.

Лабораторная работа 9

Ознакомление с различными видами соцветий

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения,

К.: умение воспринимать информацию на слух

§12

30.11


13

13

Плоды и их классификация Распространение плодов и семян

Строение плодов. Классификация плодов.

Лабораторная работа 10

Ознакомление с сухими и сочными плодами Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

§13-14

07.12


14

14

Обобщение и закрепление знаний по теме. Контроль знаний.

Контрольная работа 1



14.12


Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)

15

1

Минеральное питание растений


Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

П. Развивается умение самосто­ятельно работать с текстом и иллюстрациями учебни­ка,

Р: получать информацию в ходе наблюдения за де­монстрацией опыта и на ее основании делать вывод.

К.: умение дискутировать

§15

21.12


16

2

Фотосинтез

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.

П. Развивается умение наблюдений за

экспериментом

Р: фиксировать, объяснять

анализировать результаты. экспериментов

К.: делать выводы, ,высказывать версии

§16

28.12


17

3

Дыхание растений

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

П: осваиваются основы исследо­вательской деятельности,

Р: фиксировать,

анализировать и объяснять результаты опытов-.

К.: умение рассуждать, поддерживать диалог

§17

18.01


18

4

Испарение воды растениями. Листопад

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»

Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений.

П. развиваются навыки исследо­вательской деятельности

Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений

К.: умение делать выводы, ,высказывать версии

§18

25.01


19

5

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.

Лабораторная работа 11

Передвижение веществ по побегу растения

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений.

П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов

Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений

К.: умение делать выводы

§19

01.02


20

6

Прорастание семян

Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ.

П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов

Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений

К.: умение делать выводы

§20

08.02


21

7

Способы размножения растений

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

§21

15.02


22

8

Размножение споровых растений

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений.

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

§22

22.02


23

9

Размножение голосеменных растений

Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

§23-24

01.03


24

10

Размножение покрытосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных.

Способы вегетативного размножения.

Лабораторная работа 12

Вегетативное размножение комнатных растений


Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком.

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самостоятельной работы

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.


§25

08.03


25

11

Контроль знаний.

Контрольная работа 2



15.03


Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

26

1

Систематика растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений.

П: Устанавливают

соответствие между объектами и их

характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы

Р: Умение организовано выполнять задания.

К: правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

§26

22.03


27

2

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками.

П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов

Р: Развитие навыков самооценки

К: воспринимать разные формы информации

§27

05.04


28

3

Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные

Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам. Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам.

П: Умение работать с понятийным аппаратом

Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

К: Умение правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

§28

12.04


29

4

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам

П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов

Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы

§29

19.04


30

5

Важнейшие сельскохозяйственные растения. Культурные растения.


Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

П: Уметь работать с изобразительной наглядностью, гербарием

Р: выполнять задания по алгоритму

К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы

§30

26.04


31

6

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений». Контроль знаний.

Контрольная работа 3

П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать объекты.

Р: делать выводы по результатам работы

К.: умение воспроизводить информацию


03.05


раздел 4. Природные сообщества (4 часа)


32

1

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе Смена растительных сообществ. Типы растительности.

Экскурсия

Природное сообщество и человек

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет).

П.: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания

причинно-следственных связей.

Р: развитие навыков самооценки и самоанализа.

К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

§31

10.05


33

2

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование


Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето.

П.: Умение работать с понятийным аппаратом,

развитие навыков устной речи

Р: выполнять здания по алгоритму

К.: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации


§32

17.05


34

3

Обобщение материала курса 6 класса

Подготовка к итоговой контрольной работе за курс 6 класса

П.: Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую

Р: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

К.: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы


24.05


35

4

Годовая контрольная работа за курс 6 класса.

Контрольная работа 4



31.05




Один урок приходится на праздничный день 08.03.2019.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!