СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс базовый уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено в соотвествии с образовательной программой и учебным планом школы. Общее количество часов по предмету 35 (1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс базовый уровень»

Календарно - тематическое планирование 10 класс

п/п

темы урока

Тема урока

Основные понятия

Лабораторные работы.

Планируемый результат обучения

Д/з

Дата

Введение (1 час).

1

1

Биология - наука о живой природе. Основные признаки живого и уровни организации жизни.

Основные свойства живой материи: единство химического состава, обмен веществ, самовоспризведение, саморегуляция, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, целостность и дискретность. Уровни организации живого.


Знать основные признаки живого и уровни организации жизни; методы изучения и значение биологии.

с.4-8


Раздел I. Клетка - единица живого. (16ч)

Тема1. Химический состав клетки (5ч)

2

1

Неорганические (минеральные) соединения.

Группы химических элементов (макро-, микро-, ультрамикроэлементы). Неорганические вещества клетки: минеральные соли и вода, их роль в клетке.


Знать биологически важные химические элементы клетки, роль воды в клетке; биологическую терминологию: гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры. Уметь объяснять уникальные свойства воды в связи с ее строением.

с. 9-14


3

2

Биополимеры. Углеводы. Липиды.

Классификация углеводов: моно-, олиго-, полисахариды. Многообразие липидов. Функции углеводов, липидов в клетке.


Знать классификацию углеводов; строение функции углеводов и липидов.

с. 14-19


4

3

Белки, их строение и функции.

Белки – биополимеры. Структура белковых молекул. Свойства белков. Функции белков.

Л./р. №1

"Каталитическая активность ферментов в живых тканях".

Знать строение и функции белков. Уметь характеризовать строение молекул белков в связи с их функциями в клетке.

с. 20-27;

с. 25 в.4





5

4

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.

История открытия и изучения нуклеиновых кислот. Строение, функции и свойства ДНК. Структура и функции РНК.


Знать строение и функции НК. Уметь устанавливать черты сходства и различия, взаимосвязь между строением и функциями.

с. 30-33;

в. 3,6


6

5

АТФ и другие органические соединения клетки.

АТФ, ее биологическое значение. Регуляторные и сигнальные вещества.


Знать особенности строение и функции АТФ. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями, объяснять роль регуляторных и сигнальных веществ в клетке.

с. 33-35


Тема2. Структура и функции клетки (4ч)

7

1

Клеточная теория.

Цитология как наука, ее становление и развитие. Клеточная теория. Методы современной цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно - научной картины мира.

Л./р. №2

"Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом и их описание".


Знать основные положения клеточной теории, ее роль в становлении современной естественно - научной картины мира. Уметь проводить наблюдения, устанавливать черты сходства и различия в строении клеток.

с. 38-43;

подготовить сообщение «Эволюция представлений о строении клетки с 17 по 21 век».


8

2

Строение клетки. Цитоплазма. Органоиды движения, включения.

Строение и основные свойства мембран, функции поверхностного аппарата. Плазмолиз и деплазмолиз. Опорно – сократительный аппарат клетки: микротрубочки, микрофиламенты. Клеточные включения.

Л./р.№3

"Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука"

Знать строение и функции цитоплазмы, мембран, ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом. Уметь проводить наблюдения, объяснять основные свойства мембран, делать выводы.

с. 43-46


9

3

Мембранные органоиды клетки.

Митохондрии и пластиды, их строение и функции. Органоиды клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы.


Знать строение и функции митохондрий, пластид, органоидов движения.

Уметь описывать особенности строения органоидов в связи с их функциями в клетке.

с. 46-50;

в. 6


10

4

Ядро. Прокариоты и эукариоты.





Строение ядра, хромосом. Роль ядра в наследственности. Прокариоты и эукариоты.

Л/р. №4

"Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом".

Знать строения ядра, хромосом. Уметь объяснять роль ядра в наследственности, устанавливать черты сходства и различия в строении прокариот и эукариот.

с. 51- 55


Тема3. Обеспечение клеток энергией(3ч)

11

1

Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. Автотрофы: фототрофы и хемотрофы. Гетеротрофы. Запасание энергии света в биологических "аккумуляторах". Фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза.


Знать сущность процессов метаболизма, фотосинтеза. Объяснять биологические термины; значение фотосинтеза.

с. 61-64



12

2

Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода.

Биологическое окисление и горение. Подготовительный этап энергетического обмена. Окисление без участия кислорода. Гликолиз.


Уметь характеризовать процесс бескислородного окисления, сравнивать горение и биологическое окисление.

с. 65-67


13

3

Биологическое окисление при участии кислорода.

Цикл Кребса. Цикл переноса электронов. Окислительное фосфорилирование. Митохондрии - энергетические станции клетки.


Уметь характеризовать процесс дыхания клетки.

с. 68-71;

в. 8


Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4ч)

14

1

Генетическая информация. Удвоение ДНК.

Индивидуальные различия организмов. ДНК - матрица для синтеза белков. Удвоение ДНК. Принцип комплементарности.


Знать сущность принципа комплементарности. Уметь строить комплементарные цепочки ДНК.

с. 74-78


15

2

Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код.

Транскрипция. Генетический код и его свойства.


Знать сущность процесса транскрипции, свойства генетического кода.

с. 78-82;

в. 3


16

3

Биосинтез белков.

Строение транспортной РНК. Кодон. Антикодон. Трансляция.


Знать сущность процесса трансляции. Уметь определять последовательность аминокислот в белке по последовательности нуклеотидов НК.

с. 83-86;

в. 2


17

4

Вирусы.

Неклеточные формы жизни. История открытия вирусов. Строение (капсид, суперкапсид). Вирионы, бактериофаги. Процессы жизнедеятельности. Вирусные заболевания. Профилактика СПИДа, гепатита С








Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности вирусов, влияние на живые организмы, меры профилактики СПИДа , гепатита и др.

с. 92-96



Раздел II. Размножение и развитие организмов(6ч)

Тема5. Размножение организмов(4ч)

18

1

Бесполое и половое размножение.

Бесполое размножение, его способы, значение в природе. Половое размножение. Партеногенез. Работы Б.Л. Астаурова.


Знать способы бесполого и полового размножения, значение в природе. Уметь объяснять практическое значение различных видов размножения.

с. 102- 105


19

2

Деление клетки. Митоз.

Деление - важнейшее свойство клеток. Подготовка к делению (интерфаза). Фазы митоза. Биологическая сущность и значение митоза.


Уметь характеризовать фазы митоза, объяснять биологическую сущность и значение митоза.

с. 106-109


20

3

Мейоз.

Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Соматические и половые клетки. Фазы мейоза. Биологическое значение и сущность мейоза.


Знать фазы, сущность и значение мейоза.

с. 110-115



21

4

Образование половых клеток и оплодотворение.

Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Способы оплодотворения у животных. Двойное оплодотворение у растений. Биологическое значение оплодотворения.


Знать сущность процессов сперматогенеза и овогенеза, оплодотворения у животных и растений; строение половых клеток. Уметь объяснять биологическое значение оплодотворения.

с. 115-118


Тема 6. Индивидуальное развитие организмов(2ч).

22

1

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.

Онтогенез. Стадии эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. органогенез. Постэмбриональное развитие: прямое и непрямое. Дифференцировка клеток.


Знать сущность стадий эмбрионального развития организмов, постэмбрионального развития. Уметь давать определение понятиям.

с. 121-131


23

2

Организм как единое целое.

Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов. Биологические часы. Фотопериодизм. Анабиоз.







Уметь приводить примеры приспособленности организмов к условиям среды на клеточном и тканевом уровнях; отрицательное воздействие наркотиков, алкоголя, никотина на развитие эмбриона.

с. 132-136


Раздел III. Основы генетики и селекции (12ч)

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5ч).

24

1

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя.

Краткая история развития генетики. Гибридологический метод наследственности. I и II законы Менделя. Гомозиготные и гетерозиготные особи. Причина расщепления признаков у гибридов.

Л/р. №5

" Составление простейших схем скрещивания"





Знать сущность гибридологического метода, формулировки законов. Уметь объяснять термины, составлять простейшие схемы скрещивания.

с. 138- 143


25

2

Генотип и фенотип. Аллельные гены.

Аллельные гены. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Принцип чистоты гамет.


Знать сущность анализирующего скрещивания, неполного доминирования, принципа чистоты гамет. Уметь составлять простейшие схемы скрещивания.

с. 144-150;

в. 4-6


26

3

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование. Решетка Пеннета.

Л/р. №6

" Решение элементарных генетических задач".

Знать сущность третьего закона Менделя. Уметь решать простейшие генетические задачи.

с. 151-155;

в. 3-5


27

4

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.

Основные положения хромосомной теории наследственности. Группы сцепления. Сцепленное наследование и явление перекреста.


Иметь представление о хромосомной теории наследственности, сцепленном наследовании генов, нарушении сцепления.

с. 156-159


28

5

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомный набор мужского и женского организма. Наследование, сцепленное с полом.


Знавать определения ключевым понятиям. 

Приводить примеры гомо- и гетерогаметного пола у животных. Объяснять цитологический механизм расщепления по полу. Составлять схемы хромосомного определения пола

с. 165-169;

в. 5

с.156-159

(повторить)





Тема8. Закономерности изменчивости (4ч).

29

1

Модификационная, наследственная, комбинативная изменчивость.

Модификационная изменчивость, Типы наследственной изменчивости: генотипическая, комбинативная, цитоплазматическая.

Л/р. №7

"Фенотипы местных сортов растений".

Уметь давать характеристику модификационной, наследственной и комбинативной изменчивости; описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.

с. 177-180;

в. 3







30

2

Изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая.

Вариационный ряд, вариационная кривая.

Л/р. №8

"Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой".

Иметь представление о статистических закономерностях модификационной изменчивости.

Уметь строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

с. 177-180 (повторить)


31

3

Мутационная изменчивость.

Геномные, хромосомные, генные мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова, его практическое значение.


Уметь давать характеристику

мутационной изменчивости. Знать виды мутаций, формулировку закона гомологических рядов наследственной изменчивости.

с. 180-185


32

4

Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение наследственных болезней человека.

Генетика и медицина. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни человека. Резус фактор. Родственные браки. Медико-генетическое консультирование


Иметь представление о наследственных болезнях человека, резус-конфликте, медико-генетическом консультировании. Уметь объяснять причины нежелательности близкородственных браков.

с. 186-194;



33

5

Итоговая контрольная работа



Выявление уров­ня сформированности основных видов учебной деятельности



Тема 9. Генетика и селекция (3ч)

34

1

Одомашнивание как начальный этап селекции.

Селекция как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений.


Уметь характеризовать селекцию как науку, объяснять практическое значение для селекции учения Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

с. 196-199


35

2

Методы современной селекции. Успехи селекции.

Значение изменчивости для отбора. Искусственный отбор, его творческая роль. Оценка наследственных качеств. Инбридинг, его значение. Гетерозис, его использование. Работы российских селекционеров. Новейшие методы селекции: клеточная и генная инженерия, клонирование.


Знать методы современной селекции, творческую роль искусственного отбора. Знать методы клеточной и генной инженерии; иметь представление о работах российских селекционеров, перспективах клеточной и генной инженерии. Уметь объяснять практическое значение близкородственного скрещивания и явления гетерозиса.

с. 200-209