№ п/п | № темы урока | Тема урока | Основные понятия | Лабораторные работы. | Планируемый результат обучения | Д/з | Дата |
Введение (1 час). |
1 | 1 | Биология - наука о живой природе. Основные признаки живого и уровни организации жизни. | Основные свойства живой материи: единство химического состава, обмен веществ, самовоспризведение, саморегуляция, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, целостность и дискретность. Уровни организации живого. | | Знать основные признаки живого и уровни организации жизни; методы изучения и значение биологии. | с.4-8 | |
Раздел I. Клетка - единица живого. (16ч) |
Тема1. Химический состав клетки (5ч) |
2 | 1 | Неорганические (минеральные) соединения. | Группы химических элементов (макро-, микро-, ультрамикроэлементы). Неорганические вещества клетки: минеральные соли и вода, их роль в клетке. | | Знать биологически важные химические элементы клетки, роль воды в клетке; биологическую терминологию: гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры. Уметь объяснять уникальные свойства воды в связи с ее строением. | с. 9-14 | |
3 | 2 | Биополимеры. Углеводы. Липиды. | Классификация углеводов: моно-, олиго-, полисахариды. Многообразие липидов. Функции углеводов, липидов в клетке. | | Знать классификацию углеводов; строение функции углеводов и липидов. | с. 14-19 | |
4 | 3 | Белки, их строение и функции. | Белки – биополимеры. Структура белковых молекул. Свойства белков. Функции белков. | Л./р. №1 "Каталитическая активность ферментов в живых тканях". | Знать строение и функции белков. Уметь характеризовать строение молекул белков в связи с их функциями в клетке. | с. 20-27; с. 25 в.4 | |
5 | 4 | Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. | История открытия и изучения нуклеиновых кислот. Строение, функции и свойства ДНК. Структура и функции РНК. | | Знать строение и функции НК. Уметь устанавливать черты сходства и различия, взаимосвязь между строением и функциями. | с. 30-33; в. 3,6 | |
6 | 5 | АТФ и другие органические соединения клетки. | АТФ, ее биологическое значение. Регуляторные и сигнальные вещества. | | Знать особенности строение и функции АТФ. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями, объяснять роль регуляторных и сигнальных веществ в клетке. | с. 33-35 | |
Тема2. Структура и функции клетки (4ч) |
7 | 1 | Клеточная теория. | Цитология как наука, ее становление и развитие. Клеточная теория. Методы современной цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно - научной картины мира. | Л./р. №2 "Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом и их описание". | Знать основные положения клеточной теории, ее роль в становлении современной естественно - научной картины мира. Уметь проводить наблюдения, устанавливать черты сходства и различия в строении клеток. | с. 38-43; подготовить сообщение «Эволюция представлений о строении клетки с 17 по 21 век». | |
8 | 2 | Строение клетки. Цитоплазма. Органоиды движения, включения. | Строение и основные свойства мембран, функции поверхностного аппарата. Плазмолиз и деплазмолиз. Опорно – сократительный аппарат клетки: микротрубочки, микрофиламенты. Клеточные включения. | Л./р.№3 "Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука" | Знать строение и функции цитоплазмы, мембран, ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом. Уметь проводить наблюдения, объяснять основные свойства мембран, делать выводы. | с. 43-46 | |
9 | 3 | Мембранные органоиды клетки. | Митохондрии и пластиды, их строение и функции. Органоиды клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы. | | Знать строение и функции митохондрий, пластид, органоидов движения. Уметь описывать особенности строения органоидов в связи с их функциями в клетке. | с. 46-50; в. 6 | |
10 | 4 | Ядро. Прокариоты и эукариоты. | Строение ядра, хромосом. Роль ядра в наследственности. Прокариоты и эукариоты. | Л/р. №4 "Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом". | Знать строения ядра, хромосом. Уметь объяснять роль ядра в наследственности, устанавливать черты сходства и различия в строении прокариот и эукариот. | с. 51- 55 | |
Тема3. Обеспечение клеток энергией(3ч) |
11 | 1 | Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. | Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. Автотрофы: фототрофы и хемотрофы. Гетеротрофы. Запасание энергии света в биологических "аккумуляторах". Фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. | | Знать сущность процессов метаболизма, фотосинтеза. Объяснять биологические термины; значение фотосинтеза. | с. 61-64 | |
12 | 2 | Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. | Биологическое окисление и горение. Подготовительный этап энергетического обмена. Окисление без участия кислорода. Гликолиз. | | Уметь характеризовать процесс бескислородного окисления, сравнивать горение и биологическое окисление. | с. 65-67 | |
13 | 3 | Биологическое окисление при участии кислорода. | Цикл Кребса. Цикл переноса электронов. Окислительное фосфорилирование. Митохондрии - энергетические станции клетки. | | Уметь характеризовать процесс дыхания клетки. | с. 68-71; в. 8 | |
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4ч) |
14 | 1 | Генетическая информация. Удвоение ДНК. | Индивидуальные различия организмов. ДНК - матрица для синтеза белков. Удвоение ДНК. Принцип комплементарности. | | Знать сущность принципа комплементарности. Уметь строить комплементарные цепочки ДНК. | с. 74-78 | |
15 | 2 | Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. | Транскрипция. Генетический код и его свойства. | | Знать сущность процесса транскрипции, свойства генетического кода. | с. 78-82; в. 3 | |
16 | 3 | Биосинтез белков. | Строение транспортной РНК. Кодон. Антикодон. Трансляция. | | Знать сущность процесса трансляции. Уметь определять последовательность аминокислот в белке по последовательности нуклеотидов НК. | с. 83-86; в. 2 | |
17 | 4 | Вирусы. | Неклеточные формы жизни. История открытия вирусов. Строение (капсид, суперкапсид). Вирионы, бактериофаги. Процессы жизнедеятельности. Вирусные заболевания. Профилактика СПИДа, гепатита С | | Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности вирусов, влияние на живые организмы, меры профилактики СПИДа , гепатита и др. | с. 92-96 | |
Раздел II. Размножение и развитие организмов(6ч) |
Тема5. Размножение организмов(4ч) |
18 | 1 | Бесполое и половое размножение. | Бесполое размножение, его способы, значение в природе. Половое размножение. Партеногенез. Работы Б.Л. Астаурова. | | Знать способы бесполого и полового размножения, значение в природе. Уметь объяснять практическое значение различных видов размножения. | с. 102- 105 | |
19 | 2 | Деление клетки. Митоз. | Деление - важнейшее свойство клеток. Подготовка к делению (интерфаза). Фазы митоза. Биологическая сущность и значение митоза. | | Уметь характеризовать фазы митоза, объяснять биологическую сущность и значение митоза. | с. 106-109 | |
20 | 3 | Мейоз. | Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Соматические и половые клетки. Фазы мейоза. Биологическое значение и сущность мейоза. | | Знать фазы, сущность и значение мейоза. | с. 110-115 | |
21 | 4 | Образование половых клеток и оплодотворение. | Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Способы оплодотворения у животных. Двойное оплодотворение у растений. Биологическое значение оплодотворения. | | Знать сущность процессов сперматогенеза и овогенеза, оплодотворения у животных и растений; строение половых клеток. Уметь объяснять биологическое значение оплодотворения. | с. 115-118 | |
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов(2ч). |
22 | 1 | Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. | Онтогенез. Стадии эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. органогенез. Постэмбриональное развитие: прямое и непрямое. Дифференцировка клеток. | | Знать сущность стадий эмбрионального развития организмов, постэмбрионального развития. Уметь давать определение понятиям. | с. 121-131 | |
23 | 2 | Организм как единое целое. | Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов. Биологические часы. Фотопериодизм. Анабиоз. | | Уметь приводить примеры приспособленности организмов к условиям среды на клеточном и тканевом уровнях; отрицательное воздействие наркотиков, алкоголя, никотина на развитие эмбриона. | с. 132-136 | |
Раздел III. Основы генетики и селекции (12ч) |
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5ч). |
24 | 1 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя. | Краткая история развития генетики. Гибридологический метод наследственности. I и II законы Менделя. Гомозиготные и гетерозиготные особи. Причина расщепления признаков у гибридов. | Л/р. №5 " Составление простейших схем скрещивания" | Знать сущность гибридологического метода, формулировки законов. Уметь объяснять термины, составлять простейшие схемы скрещивания. | с. 138- 143 | |
25 | 2 | Генотип и фенотип. Аллельные гены. | Аллельные гены. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Принцип чистоты гамет. | | Знать сущность анализирующего скрещивания, неполного доминирования, принципа чистоты гамет. Уметь составлять простейшие схемы скрещивания. | с. 144-150; в. 4-6 | |
26 | 3 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | Дигибридное скрещивание. Независимое наследование. Решетка Пеннета. | Л/р. №6 " Решение элементарных генетических задач". | Знать сущность третьего закона Менделя. Уметь решать простейшие генетические задачи. | с. 151-155; в. 3-5 | |
27 | 4 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. | Основные положения хромосомной теории наследственности. Группы сцепления. Сцепленное наследование и явление перекреста. | | Иметь представление о хромосомной теории наследственности, сцепленном наследовании генов, нарушении сцепления. | с. 156-159 | |
28 | 5 | Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. | Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомный набор мужского и женского организма. Наследование, сцепленное с полом. | | Знавать определения ключевым понятиям. Приводить примеры гомо- и гетерогаметного пола у животных. Объяснять цитологический механизм расщепления по полу. Составлять схемы хромосомного определения пола | с. 165-169; в. 5 с.156-159 (повторить) | |
Тема8. Закономерности изменчивости (4ч). |
29 | 1 | Модификационная, наследственная, комбинативная изменчивость. | Модификационная изменчивость, Типы наследственной изменчивости: генотипическая, комбинативная, цитоплазматическая. | Л/р. №7 "Фенотипы местных сортов растений". | Уметь давать характеристику модификационной, наследственной и комбинативной изменчивости; описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой. | с. 177-180; в. 3 | |
30 | 2 | Изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая. | Вариационный ряд, вариационная кривая. | Л/р. №8 "Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой". | Иметь представление о статистических закономерностях модификационной изменчивости. Уметь строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака. | с. 177-180 (повторить) | |
31 | 3 | Мутационная изменчивость. | Геномные, хромосомные, генные мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова, его практическое значение. | | Уметь давать характеристику мутационной изменчивости. Знать виды мутаций, формулировку закона гомологических рядов наследственной изменчивости. | с. 180-185 | |
32 | 4 | Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение наследственных болезней человека. | Генетика и медицина. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни человека. Резус фактор. Родственные браки. Медико-генетическое консультирование | | Иметь представление о наследственных болезнях человека, резус-конфликте, медико-генетическом консультировании. Уметь объяснять причины нежелательности близкородственных браков. | с. 186-194; | |
33 | 5 | Итоговая контрольная работа | | | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | | |
Тема 9. Генетика и селекция (3ч) |
34 | 1 | Одомашнивание как начальный этап селекции. | Селекция как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. | | Уметь характеризовать селекцию как науку, объяснять практическое значение для селекции учения Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. | с. 196-199 | |
35 | 2 | Методы современной селекции. Успехи селекции. | Значение изменчивости для отбора. Искусственный отбор, его творческая роль. Оценка наследственных качеств. Инбридинг, его значение. Гетерозис, его использование. Работы российских селекционеров. Новейшие методы селекции: клеточная и генная инженерия, клонирование. | | Знать методы современной селекции, творческую роль искусственного отбора. Знать методы клеточной и генной инженерии; иметь представление о работах российских селекционеров, перспективах клеточной и генной инженерии. Уметь объяснять практическое значение близкородственного скрещивания и явления гетерозиса. | с. 200-209 | |