«Утверждаю»
Директор МОУСОШ с.Данилкино
__________________Аверьянова С.В.
Приказ №155 от 01.09.2017г
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
По плану | По факту |
Введение (1час) |
1. | Науки об организме человека .Входная диагностическая работа. | 4.09 | |
Тема1 Общий обзор организма человека (5 ч) |
2. | Место человека в живой природе. | 7.09 | |
3. | Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность. Л/Р | 11.09 | |
4. | Основные ткани животных и человека. Л/р | 14.09 | |
5. | Уровни организации организма. | 18.09 | |
6. | Нервная и гуморальная регуляция. | 21.09 | |
Тема 2 Опорно – двигательный аппарат (8ч) |
7. | Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л/р | 25.09 | |
8. | Основные отделы скелета. | 28.09 | |
9. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 2.10 | |
10. | Мышцы. Работа мышц. | 5.10 | |
11. | Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. | 9.10 | |
12. | Развитие опорно-двигательной системы. | 12.10 | |
13. | Обобщение темы «Опорно-двигательная система». | 16.10 | |
14. | Тематическое тестирование. | 19.10 | |
Тема 3 Кровь и кровообращение (11ч) |
15. | Компоненты внутренней среды. Состав и значение крови. Л/р | 23.10 | |
16. | Иммунитет. | 26.10 | |
17. | Тканевая совместимость и переливание крови. | 9.11 | |
18. | Строение и работа сердца. | 13.11 | |
19. | Круги кровообращения. Движение лимфы. | 16.11 | |
20. | Движение крови по сосудам. | 20.11 | |
21. | Регуляция работы сердца и сосудов. | 23.11 | |
22. | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | 27.11 | |
23. | Первая помощь при кровотечениях. | 30.11 | |
24. | Обобщение темы «Кровеносная система». | 4.12 | |
25. | Тематическое тестирование. | 7.12 | |
Тема 4 Дыхание (6ч) |
26. | Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Л/р | 11.12 | |
27. | Дыхательные движения. Л/р | 14.12 | |
28. | Регуляция дыхания. | 18.12 | |
29. | Болезни органов дыхания. | 21.12 | |
30. | Первая помощь при поражении органов дыхания. | 215.12 | |
31. | Тематическое тестирование. | 28.12 | |
Тема 5 Пищеварение (6 ч) |
32. | Значение питания. Органы пищеварения. | 15.01 | |
33. | Строение и функции зубов. | 18.01 | |
34. | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Л/Р | 22.01 | |
35. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание. | 25.01 | |
36. | Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения. | 29.01 | |
37. | Тематическое тестирование. | 1.02 | |
Тема 6 Обмен веществ и энергии (3 ч) |
38. | Обмен веществ. Нормы питания. | 5.02 | |
39. | Витамины. | 8.02 | |
40. | Обобщение темы «Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ». | 12.02 | |
Тема 7 Выделение (2 ч) |
41. | Строение и функции почек. | 15.02 | |
42. | Предупреждение заболеваний почек. | 19.02 | |
Тема 8 Кожа (4 ч) |
43. | Значение кожи и её строение. | 22.02 | |
44. | Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. | 26.02 | |
45. | Роль кожи в теплорегуляции. | 1.03 | |
Тема 9 Эндокринная система (2 ч) |
46. | Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. | 5.03 | |
47. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 8.03 | |
Тема 10 Нервная система (5 ч) |
48. | Значение нервной системы, ее строение и функция. | 12.03 | |
49. | Спинной мозг. | 15.03 | |
50. | Головной мозг. | 19.03 | |
51. | Обобщение темы «Нервная и гуморальная регуляция». | 22.03 | |
52. | Тематическое тестирование. | 5.04 | |
Тема 11 Органы чувств и анализаторы (6 ч) |
53. | Понятие об органах чувств и анализаторах. Зрительный анализатор. | 9.04 | |
54 | Заболевания и повреждения глаз. | 12.04 | |
55 | Слуховой анализатор. Органы равновесия. | 16.04 | |
56. | Органы осязания, обоняния, вкуса, мышечного чувства. | 19.04 | |
57. | Врожденные и приобретённые формы поведения. | 23.04 | |
58. | Закономерности работы головного мозга. | 26.04 | |
Тема 12 Поведение и психика (4 ч) |
59 | Сон и его значение. | 30.04 | |
60. | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 3.05 | |
61. | Личность и ее особенности. | 7.05 | |
62. | Обобщение темы «Высшая нервная деятельность человека». | 10.05 | |
Тема 13 Индивидуальное развитие организма (5 ч) |
63. | Половая система человека. | 14.05 | |
64. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 17.05 | |
65. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 21.05 | |
66. | Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. | 24.05 | |
67. | Итоговое тестирование. | 28.05 | |
68-70 | Резервное время | | |
Рабочая программа разработана на основе:
-Федерального Закона №273 от 29.11.12г. «Об образовании в Российской Федерации»,
-федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010года,
-авторской программы «Биология. Человек и его здоровье» Драгомилов А.Г, Р.Д. Маш. М: Вентана -Граф 2015 г.
Программа ориентирована на УМК Биология. Человек и его здоровье под редакцией : профессора И.Н.Пономарёвой.
- основной образовательной программы МОУ СОШ с.Данилкино.
Общие цели учебного предмета:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Количество часов, отводимое на изучение данного предмета: 1час в неделю, 35часов в год.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
В 8 классе обучающиеся должны овладеть:
Личностными УУД
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивными УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательными УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативными УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия; оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.
Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Тема 1. Общий обзор организма человека
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животным и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Тема 2. Опорно-двигательный аппарат
Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.
Тема 3. Кровь и кровообращение
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Знание постоянства внутренней среды организма.
Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.
Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.
Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.
Тема 4. Дыхание
Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Тема 5. Пищеварение
Питание. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
Тема 6. Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.
Тема 7. Выделение
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Тема 8. Кожа
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Тема 9. Эндокринная система
Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез.
Тема 10. Нервная система
Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Тема 11. Органы чувств и анализаторы
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Тема 12. Поведение и психика
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Тема 13. Индивидуальное развитие организма
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.