№ урока | Тема урока | Ко-во часов | Дата |
план | факт |
| Теория эволюции | 35 | | |
1 | Развитие эволюционных идей. | 1 | | |
2 | Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. | 1 | | |
3 | Предпосылки возникновения дарвинизма | 1 | | |
4 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Эволюция культурных форм организмов. | 1 | | |
5 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Эволюция видов в природе. | 1 | | |
6 | Развитие эволюционная теории Ч. Дарвина. | 1 | | |
7 | СТЭ: история формирования, основные положения | 1 | | |
8 | СТЭ: Сравнительная характеристика | 1 | | |
9 | Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. | 1 | | |
10 | Зачет № 1 «История эволюционного учения» | 1 | | |
11 | Генетические основы эволюции | 1 | | |
12 | Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. | 1 | | |
13 | Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. | 1 | | |
14 | Уравнение Харди–Вайнберга. | 1 | | |
15 | Молекулярно-генетические механизмы эволюции. | 1 | | |
16 | Естественный отбор | 1 | | |
17 | Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. | 1 | | |
18 | Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Механизмы адаптаций. Коэволюция. | 1 | | |
19 | Лабораторная работа № 1 «Описание приспособлен-ности организма и ее относительного характера». | 1 | | |
20 | Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. | 1 | | |
21 | Лабораторная работа № 2 «Сравнение видов по морфологическому критерию». | 1 | | |
22 | Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. | 1 | | |
23 | Видообразование . Экологическое и географическое видообразование. | 1 | | |
24 | Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, биогеографические, | 1 | | |
25 | Свидетельства эволюции живой природы: сравнительно-анатомические, эмбриологические, | 1 | | |
26 | Лабораторная работа № 3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства». | 1 | | |
27 | Свидетельства эволюции живой природы: молекулярно- биохимические, генетические, математические | 1 | | |
28 | Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс | 1 | | |
29 | Пути биологического прогресса | 1 | | |
30 | Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. | 1 | | |
31 | Закономерности (правила) эволюции | 1 | | |
32 | Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. | 1 | | |
33 | Современные подходы к классификации организмов. | 1 | | |
34 | Обобщающий урок «Микро- и макроэволюция» | 1 | | |
35 | Контрольная работа № 1 «Микро- и макроэволюция» | 1 | | |
| Развитие жизни на Земле | 23 | | |
36 | Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. | 1 | | |
37 | Основные этапы неорганической эволюции: планетарная эволюция, химическая эволюция, абиогенный синтез органических веществ | 1 | | |
38 | Основные этапы неорганической эволюции: эволюция полимеров, пробионтов | 1 | | |
39 | Начало органической эволюции | 1 | | |
40 | Формирование надцарств организмов | 1 | | |
41 | Ключевые события в эволюции растений . Вымирание видов и его причины. Споровые растения | 1 | | |
42 | Ключевые события в эволюции растений . Вымирание видов и его причины. Семенные растения | 1 | | |
43 | Ключевые события в эволюции животных. Вымирание видов и его причины. Эволюция беспозвоночных | 1 | | |
44 | Ключевые события в эволюции животных. Вымирание видов и его причины. Эволюция позвоночных. | 1 | | |
45 | Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. | 1 | | |
46 | Развитие жизни в архее и протерозое, палеозое | 1 | | |
47 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 | | |
48 | Контрольная работа № 3 «Развитие жизни на Земле» | 1 | | |
49 | Антропология – наука о человеке | 1 | | |
50 | Современные представления о происхождении человека. | 1 | | |
51 | Сходство человека с животными | 1 | | |
52 | Отличия человека от животных | 1 | | |
53 | Движущие силы антропогенеза. | 1 | | |
54 | Основные стадии антропогенеза. Предшественники людей и человекообразных обезьян | 1 | | |
55 | Основные стадии антропогенеза | 1 | | |
56 | Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. | 1 | | |
57 | Расы человека, их происхождение и единство. Приспособленность человека к разным условиям | 1 | | |
58 | Контрольная работа № 2 «Человек – биосоцильная система» | 1 | | |
| Организмы и окружающая среда | 44 | | |
59 | Зарождение и развитие экологии | 1 | | |
60 | Методы экологии | 1 | | |
61 | Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Среды обитания организмов. Взаимодействие экологических факторов. Лабораторная работа № 4 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания». | 1 | | |
62 | Свет как экологический фактор | 1 | | |
63 | Температура как экологический фактор | 1 | | |
64 | Влажность как экологический фактор Лабораторная работа № 5 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов». | 1 | | |
65 | Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф | 1 | | |
66 | Погодные и климатические условия | 1 | | |
67 | Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. | 1 | | |
68 | Жизненные формы организмов | 1 | | |
70 | Биотические взаимодействия. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. Коэволюция | 1 | | |
71 | Биотические взаимодействия. Мутуализм. Комменсализм. Аменсализм. Нейтрализм. Коэволюция | 1 | | |
72 | Обобщающий урок «Экология – наука об надорганизменных системах» | 1 | | |
73 | Зачет № 2 «Экология – наука об надорганизменных системах» | 1 | | |
74 | Экологическая ниша вида | 1 | | |
75 | Экологическая характеристика вида и популяции | 1 | | |
76 | Экологическая структура популяции | 1 | | |
77 | Динамика популяций и ее регуляция | 1 | | |
78 | Сообщества организмов: структуры и связи. | 1 | | |
79 | Биогеоценоз. Экосистемы. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии | 1 | | |
80 | Лабораторная работа № 6 «Составление пищевых цепей» | 1 | | |
81 | Основные показатели экосистем. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. | 1 | | |
82 | Свойства БГЦ и динамика сообществ. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. | 1 | | |
83 | Природные экосистемы | 1 | | |
84 | Антропогенные системы. Агроценозы, их особенности. | 1 | | |
85 | Биоразнообразие – основа устойчивости сообществ. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. | 1 | | |
86 | Обобщающий урок «Экологическая характеристика вида и популяции. Сообщества и экологические системы» | 1 | | |
87 | Зачет № 3 «Экологическая характеристика вида и популяции. Сообщества и экологические системы» | 1 | | |
88 | Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. | 1 | | |
89 | Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. | 1 | | |
90 | Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Биогенная миграция атомов. | 1 | | |
91 | Основные биомы Земли | 1 | | |
92 | Роль человека в биосфере. | 1 | | |
93 | Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха | 1 | | |
94 | Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов | 1 | | |
95 | Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и защита климата | 1 | | |
96 | Антропогенное воздействие на животный и растительный мир | 1 | | |
97 | Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. | 1 | | |
98 | Рациональное природопользование и устойчивое развитие. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития. | 1 | | |
99 | Сосуществование человечества и природы. Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии. | 1 | | |
100 | Обобщающий урок за курс биологии 11 класс | 1 | | |
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
102 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
| Итого | 102 | | |