СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии для 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю биологии, работающего в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии для 9 класса»

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс




п\п

Тема урока

Количество часов

Основные вопросы,понятия

Планируемые результаты

Д/З

Сроки

План

План

Введение в основы общей биологии (3 ч)

1

Биология – наука о живом мире


Изучение нового материала


Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Знать: методы изучения живых объектов; определение биологии как науки о живой природе.

Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; приводить примеры достижений современной биологии

П. 1; рабочая тетрадь, с. 4, № 3, 4



2

Общие свойства живых организмов

Комбинированный урок

Признаки живых организмов, обмен веществ

Знать признаки живых организмов.

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, роста, развития, размножения, наследственности; доказывать, что живые организмы- открытые системы.



П. 2; рабочая тетрадь, с. 5, № 2; с. 6, № 5; с. 7, № 8.



3

Многообразие форм живых организмов

Комбинированный урок

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Царства живой природы.

Знать определение понятия «таксон», уровни организации жизни.

Уметь характеризовать царства живой природы.

П. 3; рабочая тетрадь, с. 8, № 1-4; с. 9, № 5.



Основы учения о клетке ( 10 ч.)

4

Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток

Изучение нового материала


Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как основная структурная и функциональнаяединица организмов. Клетка как биосистема.

Знать основные положения клеточной теории.

Уметь объяснять общность происхождения растений и животных; узнавать клетки различных организмов

П. 4; рабочая тетрадь, с. 12, № 6, 8.



5

Химический состав клетки

Изучение нового материала


Особенности химического состава живых организмов: микроэлементы, макроэлементы. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Органические вещества: белки, углеводы и липиды

Знать: признаки клетки как биологического объекта, её химический состав; неорганические и органические вещества.

Уметь: характеризовать значение микроэлементов; классифицировать углеводы по группам

П.5. Рабочая тетрадь, с. 13, № 2, 4, 5



6

Органические вещества клетки

Комбинированный урок

Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции.

Знать: основные продукты, богатые белками; мономеры белков и нуклеиновых кислот.

Уметь: характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот; сравнивать строение молекул ДНК и РНК

П. 5, 6; рабочая тетрадь, с. 14, № 1; с. 15, № 2, 4, 5; с. 16, № 7, 9



7

Строение клетки

Комбинированный урок

Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы- неклеточные формы жизни

Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные органоиды клетки, механизм пиноцитоза и фагоцитоза

П. 7; рабочая тетрадь, с. 16, № 3-5



8

Основные органоиды клеток растений и животных и их функции


Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» ( учебник, с. 230);

Комбинированный урок

Клетки растений и животных. Основные органоиды и их функции в клетке

Знать основные органоиды растительной и животной клеток.

Уметь: сравнивать клетки организмов разных систематических групп; рассматривать клетки на готовых микропрепаратах

П. 8; рабочая тетрадь, с. 18, № 2; с. 19, № 6, 7



9

Обмен веществ и энергии в клетке. Обмен веществ- основа существования клетки

Комбинированный урок

Обмен веществ и превращение энергии- признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии.

Уметь: сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; называть этапы обмена веществ и роль АТФ в этом обмене; объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции

П. 9; рабочая тетрадь, с. 20, № 1, 2; с. 21, № 6



10

Биосинтез белков в живой клетке

Комбинированный урок

Обмен веществ и превращение энергии- признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке.

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, этапы белкового синтеза.

Уметь: называть свойства генетического кода; характеризовать механизмы транскрипции, трансляции


П. 10; рабочая тетрадь, с. 22, № 1; с. 23, № 5



11

Биосинтез углеводов - фотосинтез

Комбинированный урок

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, сущность фотосинтеза

П. 11; рабочая тетрадь, с. 24, № 1, 3-4; с. 25, № 6



12

Обеспечение клетки энергией

Комбинированный урок

Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, биологический смысл дыхания.

Уметь перечислять этапы диссимиляции; характеризовать этапы энергетического обмена.

П. 12; подготовиться к зачёту. Рабочая тетрадь, с. 26, № 2, 5, 6



13

Зачёт № 1 по теме « Основы учения о клетке»

Урок обобщения и систематизации знаний

Клеточное строение организмов. Клетки растений, грибов, животных, бактерий. Обмен веществ и превращение энергии- признак живых организмов

Уметь применять полученные знания для решения практических задач

Повторить по курсу 8 класса материал о размножении



Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч.)

14

Типы размножения живых организмов

Изучение нового материала

Размножение. Половое и бесполое размножение. Вегетативное размножение, его виды.

Уметь: характеризовать сущность процесса размножения, его особенности у растений и животных; называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения

П. 13; рабочая тетрадь, с. 27, № 1; с. 28, № 3-4; с. 29, № 7



15

Деление клетки. Митоз.


Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений» ( учебник, с. 231).

Комбинированный урок

Деление клетки эукариот. Митоз и его фазы. Деление клеток прокариот. Клеточный цикл

Знать сущность фаз митотического цикла. Уметь объяснять биологический смысл митоза

П. 14; рабочая тетрадь, с. 30-31, № 1, 2, 6



16

Образование половых клеток. Мейоз

Комбинированный урок

Половые клетки, их особенности. Сущность мейоза: мейоз 1, мейоз 2. Оплодотворение

Знать сущность биологического процесса деления клеток.

Уметь характеризовать биологический процесс деления клеток; объяснять причины наследственности и изменчивости

П. 15; рабочая тетрадь, с. 32-33, 3 5-8



17

Индивидуальное развитие организма- онтогенез

Комбинированный урок

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья человека.

Знать сущность процессов роста и развития организма.

Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье; использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек; характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития; объяснять, чем развитие отличается от роста

П. 16; рабочая тетрадь, с. 34-35, 3 2, 4, 6



18

Зачёт № 2 по теме « Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Урок обобщения и систематизации знаний

Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение Рост и развитие организмов.

Уметь применять полученные знания для решения практических задач




Основы учения о наследственности и изменчивости ( 12 ч.)

19

Из истории развития генетики. Основные понятия генетики

Изучение нового материала

Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики

Знать строение генов и хромосом.

Уметь: объяснять роль генетики, причины наследственности и изменчивости; характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости

П 17, 18; рабочая тетрадь, с. 36-37, № 1, 2, 4-6; с. 38, № 4



20

Генетические опыты Г. Менделя

Комбинированный урок

Наследственность- свойство организмов. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Неполное доминирование, анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Знать определение понятий «гибридологический метод», «гомозиготы», «гетерозиготы», «доминантный признак», «рецессивный признак», «моногибридное скрещивание».

Уметь: описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя; составлять схему моногибридного скрещивания; определять по фенотипу генотип и наоборот

П 19; рабочая тетрадь, с. 39-40, № 1, 2, 6



21-22

Дигибридное скрещивание


Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач» (учебник, с. 231);

Комбинированный урок

Дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков ( 3 закон Менделя)

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости; объяснять причины наследственности и изменчивости; описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания; анализировать и составлять схему дигибридного скрещивания

П. 20; рабочая тетрадь, с. 42-43, № 4, 5; с. 41, № 1



23

Сцепленное наследована генов и кроссинговер

Комбинированный урок

Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов, значение работ Т. Моргана для развития генетики, явление кроссинговера и его значение

Знать строение генов и хромосом.

Уметь: отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана; объяснять причины рекомбинации признаков при сцепленном наследовании


П. 21; рабочая тетрадь, с. 44-45, № 4-7



24

Взаимодействие генов и их множественное действие

Комбинированный урок

Взаимодействие генов и их множественное действие

Знать строение генов и хромосом, определение терминов.

Уметь: называть характер взаимодействия неаллельных генов; описывать проявление множественного действия гена

П. 22; рабочая тетрадь, с. 45-46, № 2, 3, 5



25-26

Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни, сцепленные с полом

Комбинированный урок

Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и предупреждение

Знать определение термина «аутосомы».

Уметь: приводить примеры наследственных заболеваний человека, сцепленных с полом; объяснять причины проявления наследственных заболеваний человека; решать генетические задачи

П. 23,26; рабочая тетрадь, с. 47, № 1, 2, 4,; с. 48, № 6; с. 52-53, № 1, 5, 6



27

Наследственная изменчивость

Изучение нового материала

Изменчивость- свойство организмов. Формы изменчивости; виды мутаций, мутагенов. Синдром Дауна

Знать определение термина «изменчивость».

Уметь: выявлять изменчивость организмов; объяснять причины наследственности и изменчивости, причины мутаций; называть основные формы изменчивости, виды мутаций; различать наследственную и ненаследственную изменчивость; приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций

П. 24; рабочая тетрадь, с. 48-49, № 1, 2, 4



28

Другие типы изменчивости


Лабораторная работа № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях» (учебник, с. 232);

Комбинированный урок

Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Причины возникновения модификационной изменчивости

Знать определение термина «изменчивость».

Уметь: объяснять различие фенотипов растений; характеризовать модификационную изменчивость; описывать разные формы изменчивости организмов

П. 25; рабочая тетрадь, с. 50-51, № 1, 2, 5, 7




29

Зачёт № 3 по теме « Основы наследственности и изменчивости»


Лабораторная работа № 5 «Изучение изменчивости у организмов» (учебник, с. 233-234);

Урок обобщения и систематизации знаний

Наследственность и изменчивость- свойства организмов. Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость

Уметь применять полученные знания при решении практических задач




30

Решение генетических задач

Практический


Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Карточки



Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 ч.)

31

Генетические основы селекции организмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений

Изучение нового материала

Наследственность и изменчивость- основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

Уметь: приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком; характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции; объяснять сущность закона гомологических рядов

П. 27, 29; рабочая тетрадь, с. 54, № 1, 2; с. 58, № 1, 2



32

Особенности селекции растений

Комбинированный урок

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов

Знать определения понятий «порода», «сорт».

Уметь: распознавать и описывать культурные растения; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений; характеризовать методы селекции растений

П. 28; рабочая тетрадь, с. 57, № 1, 5



33

Особенности селекции животныхи микроорганизмов

Комбинированный урок

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Приёмы выращивания и разведения домашних животных, ухода за ними

Уметь: распознавать и описывать домашних животных; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; называть методы селекции животных

П. 30; 31рабочая тетрадь, с. 60, № 5-7



34

Обобщение знаний по теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Селекция, основные методы: гибридизация, биотехнология, гетерозис, чистые линии.

Уметь: обосновывать использование учёными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости; давать характеристику приспособленности организмов к среде обитания.

П 27-31

повторить



Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч)

35

Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные гипотезы.

Изучение нового материала.

Основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А.И.Опарина.

Знать: основные гипотезы возникновения жизни на Земле, гипотезу абиогенного зарождения жизни и её экспериментальное подтверждение.

Уметь: высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. давать характеристику гипотезе Опарина – Холдейна; современным гипотезам происхождения жизни

П 32, 33 сообщения



36

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Комбинированный урок.

Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания; от прокариот к эукариотам. Фотосинтез Круговорот химических элементов в природе.

Знать: определения основных понятий.

Уметь: объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды; описывать начальные этапы биологической эволюции; характеризовать сущность гипотез образования эукариотической клетки.


П 34



37

Этапы развития жизни на Земле.

Изучение нового материала.

Этапы развития жизни на Земле.

Знать:эры, периоды и эпохи; условия , способствующие выходу растений и животных на сушу, возникшее у них в связи с этим; крупные ароморфозы и идиоадаптации.

Уметь: приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных; обосновывать смену господствующих групп растений и животных.

П 33, дополнительный матенриал



38

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

Комбинированный урок.

Основные приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. Многообразие организмов – результат эволюции.

Уметь: выявлять приспособления организмов к среде обитания; распознавать наиболее распространённые растения и животные своей местности; объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных, их причины вымирания.

П 34, презентации



Учение об эволюции (11ч)


39

Идея развития органического мира в биологии.

Изучение нового материала.

Учение об эволюции органического мира.

Эволюционные взгляды Ж.Б.Ламарка. Учение К.Линнея.

Знать: понятия «теория», «научный факт»; основные положения теории Ж.Б.Ламарка; историю развития эволюционных идей.

Уметь: обосновывать роль К.Линнея в развитии биологии; выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина.

П 36, вопрос 3



40

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

Комбинированный урок.

Движущие силы эволюции. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Знать: сущность биологического процесса эволюции.

Уметь: выделять основную заслугу Ч.Дарвина, характеризовать основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

П 37, рабочая тетрадь с 65



41

Движущие силы эволюции.

Комбинированный урок.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

Знать: характеристику движущим силам эволюции.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Обосновывать адаптацию как результат действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование; сравнивать формы отбора; давать характеристику формам борьбы за существование.

П38, рабочая тетрадь с66-67



42

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Лаб.р. №6.

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»


Комбинированный урок.

Результаты эволюции. Основные типы приспособленности организмов к окружающей среде.

Уметь: объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; раскрывать относительный характер приспособлений организмов к среде обитания.

Отработка определений и тестов



43

Современные представления об эволюции органического мира.

Изучение нового материала.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.

Знать: сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

П38, вопросы



44

Вид, его критерии и структура.

Изучение нового материала.

Ввести понятие вида, как единицу живой природы. Признаки вида, его структура.

Знать: критерии вида, признаки популяции. Сформировать понятие о популяции как структурной единице вида

Уметь: отличать понятия «вид», «популяция»; доказывать, необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

П39, задания по карточкам



45

Процесс образования видов – видообразование.

Изучение нового материала.

Микроэволюция, основные формы видообразования.

Знать: основные формы видообразования; форму, которому принадлежит решающая роль в процессах видообразования.

Уметь: характеризовать процесс микроэволюции; его основные формы; приводить примеры. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции4 доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.


П40



46

Макроэволюция – результат микроэволюции.

Комбинированный урок.

Макроэволюция, биологический прогресс и биологический регресс.

Знать: основные термины; доказательства макроэволюции; приводить примеры микро- и макроэволюции; иметь представление о значении исследования филогенетических рядов.

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов эволюции. Объяснять значение исследования филогенетических рядов.

П41, рабочая тетрадь с 69



47

Основные направления эволюции.

Изучение нового материала.

Параллелизм, дивергенция, гомология, аналогия, ароморфоз идиоадаптация, дегенерация

Знать: сущность процесса эволюции, его направления и закономерности.

Уметь: называть основные направления эволюции; приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, примеры дегенерации. Объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция».

П42



48

Влияние человеческой деятельности на процессы образования видов.

Комбинированный урок.

Последствия деятельности человека в экосистемах, сохранение биоразнообразия. Антропогенные факторы воздействия на экосистемы.

Уметь: объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствия деятельности человека в экосистемах; называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы.

Отработка тестов



49

Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Учение об эволюции органического мира, движущие силы эволюции.

Уметь: применять полученные знания при решении практических задач.

Рабочая тетрадь с 69-70



Происхождение человека – антропогенез (5ч)

50

Место и особенности человека в системе органического мира.

Изучение нового материала.

Систематическое положение Человека разумного в царстве Животные: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Сходство человека с животными.

Знать: понятие «антропогенез».

Уметь: доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы. Объяснять место и роль

человека в природе.

П43-44, рабочая тетрадь



51

Доказательства эволюционного происхождения человека.

Комбинированный урок.

Доказательства эволюционного происхождения человека. Рудименты, атавизмы.

Уметь: находить черты сходства у зародышей человека и животных; приводить примеры рудиментов и атавизмов у человека.

Объяснять место и роль человека в природе.

П45, задание в рабочей тетради



52

Этапы эволюции вида Человек разумный. Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

Изучение нового материала

Этапы эволюции вида Человек разумный. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Экологические факторы, способствующие развитию прямохождения.

Знать: характерные особенности предшественников современного человека. признаки биологического объекта Человек разумный.

Уметь: объяснять место и роль

человека в природе, называть факторы, способствующие развитию прямохождения; объяснять влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека

П46-47, дополнительная литература



53

Человеческие расы, их родство и происхождение.

Комбинированный урок.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Этнография. Человек как единый биологический вид.


Уметь: определять принадлежность биологического объекта Человек разумный к определённой систематической группе; объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду.

П48, презентации



54

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Урок закрепления знаний.

Организм и окружающая среда.

Роль человека в биосфере. последствия деятельности человека в экосистемах; называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы.

Уметь: объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; обосновывать необходимость защиты окружающей среды.

П49, защита презентаций



Основы экологии (12ч)

55

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организм.

Изучение нового материала.

Экология. Экологические факторы, их влияние на организмы. Среды жизни на Земле.

Знать: экологические факторы; среды жизни живых организмов, особенности, характеризующие различные среды жизни; приспособления организмов к жизни в определённой среде.

Уметь: анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на организмы; выявлять приспособления живых организмов к действию факторов; объяснять роль биологии в практической деятельности людей.


П50, анализ таблиц



56

Закономерности действия факторов среды на организмы.

Комбинированный урок.

Закономерности действия факторов среды на организмы.

Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

П51



57

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.


Лаб.р. №7

Самостоятельная работа, работа в группах.


Комбинированный урок.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

Уметь: выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

П52, рабочая тетрадь



58

Биотические связи в природе.

Комбинированный урок.

Типы взаимодействия живых организмов. Пищевая цепь питания.

Знать: типы взаимодействия живых организмов, общую характеристику круговорота веществ в природе и его значение.

Уметь: выявлять межвидовые взаимодействия в экосистеме; характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах.

П53, модель-аппликация



59

Популяция как форма существования видов в природе.

Комбинированный урок.

Популяция, её основные характеристики.

Знать: элементарную единицу эволюции; давать определение терминам; характеристику популяции.

Уметь: обосновывать роль популяций в экологических системах; характеризовать процессы, протекающие в популяции.

П54, рабочая тетрадь



60

Функционирование популяции и динамика её численности в природе.

Комбинированный урок.

Популяция – элемент экосистемы. Основные функциональные характеристики популяции.


Знать: признаки биологического объекта – популяции.

Уметь: характеризовать процессы, протекающие в популяции.

П55, рабочая тетрадь



61

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

Комбинированный урок.

Природные сообщества, их основные свойства и задачи. Структура экосистемы

Знать: основные понятия и термины; перечислять элементы экотопа, биотопа.

Уметь: характеризовать природные сообщества; объяснять роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы; приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

П56, модель



62

Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере.


Прак.р.

«Составление схем передачи веществ и энергии».

Работа в группах.


Комбинированный урок.

Биотическое сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера, круговорот веществ; трофическая структура сообществ.

Знать: группы организмов,

составляющие трофическую структуру сообщества; перечислять связи в экосистемах.

Уметь: выявлять типы взаимодействия между разными видами в экосистеме; описывать круговорот химических элементов; составлять пищевые цепочки питания.


П57, модели



63

Развитие и смена биогеоценозов.

Комбинированный урок.

Экологическая сукцессия, равновесие, первичная и вторичная сукцессия. Агроэкосистемы, её особенности.

Знать: характеристику экологической сукцессии, её природы и механизмы; основные понятия и термины.

Уметь: сравнивать экосистемы и агроэкосистемы; называть причины сукцессий; различать первичную и вторичную сукцессию.

П58, рабочая тетрадь



64

Основные законы устойчивости живой природы.

Изучение нового материала.

Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера. Среда жизни. Биогеохимические процессы и роль живых организмов в формировании круговорота биогенных элементов.

Знать: определение «биосфера», признаки биосферы.

Уметь: объяснять роль биологического разнообразия в устойчивости биосферы; характеризовать живое, биокосное и косное вещество биосферы.

П59



65

Рациональное использование природы и её охрана.

Комбинированный урок.

Экологические проблемы. Их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Знать: глобальные экологические проблемы.

Уметь: анализировать последствия деятельности человека в экосистемах; предлагать пути решения данных проблем.

П60



66

Обобщение « Основы экологии»

Урок-повторения


Уметь: применять полученные знания при решении практических задач.

Отработка определений



Заключение (2ч)

67

Заключение по курсу «Основы общей биологии».

Урок-повторения

Основные понятия курса

Уметь: применять полученные знания

Подготовка к к/р



68

Контрольная работа

Урок-контроля знаний


Уметь: применять полученные знания