№ п\п | Тема урока | Количество часов | Основные вопросы,понятия | Планируемые результаты | Д/З | Сроки |
План | План |
Введение в основы общей биологии (3 ч) |
1 | Биология – наука о живом мире | Изучение нового материала | Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | Знать: методы изучения живых объектов; определение биологии как науки о живой природе. Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; приводить примеры достижений современной биологии | П. 1; рабочая тетрадь, с. 4, № 3, 4 | | |
2 | Общие свойства живых организмов | Комбинированный урок | Признаки живых организмов, обмен веществ | Знать признаки живых организмов. Уметь: характеризовать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, роста, развития, размножения, наследственности; доказывать, что живые организмы- открытые системы. | П. 2; рабочая тетрадь, с. 5, № 2; с. 6, № 5; с. 7, № 8. | | |
3 | Многообразие форм живых организмов | Комбинированный урок | Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Царства живой природы. | Знать определение понятия «таксон», уровни организации жизни. Уметь характеризовать царства живой природы. | П. 3; рабочая тетрадь, с. 8, № 1-4; с. 9, № 5. | | |
Основы учения о клетке ( 10 ч.) |
4 | Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток | Изучение нового материала | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как основная структурная и функциональнаяединица организмов. Клетка как биосистема. | Знать основные положения клеточной теории. Уметь объяснять общность происхождения растений и животных; узнавать клетки различных организмов | П. 4; рабочая тетрадь, с. 12, № 6, 8. | | |
5 | Химический состав клетки | Изучение нового материала | Особенности химического состава живых организмов: микроэлементы, макроэлементы. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Органические вещества: белки, углеводы и липиды | Знать: признаки клетки как биологического объекта, её химический состав; неорганические и органические вещества. Уметь: характеризовать значение микроэлементов; классифицировать углеводы по группам | П.5. Рабочая тетрадь, с. 13, № 2, 4, 5 | | |
6 | Органические вещества клетки | Комбинированный урок | Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. | Знать: основные продукты, богатые белками; мономеры белков и нуклеиновых кислот. Уметь: характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот; сравнивать строение молекул ДНК и РНК | П. 5, 6; рабочая тетрадь, с. 14, № 1; с. 15, № 2, 4, 5; с. 16, № 7, 9 | | |
7 | Строение клетки | Комбинированный урок | Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы- неклеточные формы жизни | Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные органоиды клетки, механизм пиноцитоза и фагоцитоза | П. 7; рабочая тетрадь, с. 16, № 3-5 | | |
8 | Основные органоиды клеток растений и животных и их функции Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» ( учебник, с. 230); | Комбинированный урок | Клетки растений и животных. Основные органоиды и их функции в клетке | Знать основные органоиды растительной и животной клеток. Уметь: сравнивать клетки организмов разных систематических групп; рассматривать клетки на готовых микропрепаратах | П. 8; рабочая тетрадь, с. 18, № 2; с. 19, № 6, 7 | | |
9 | Обмен веществ и энергии в клетке. Обмен веществ- основа существования клетки | Комбинированный урок | Обмен веществ и превращение энергии- признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки | Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии. Уметь: сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; называть этапы обмена веществ и роль АТФ в этом обмене; объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции | П. 9; рабочая тетрадь, с. 20, № 1, 2; с. 21, № 6 | | |
10 | Биосинтез белков в живой клетке | Комбинированный урок | Обмен веществ и превращение энергии- признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. | Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, этапы белкового синтеза. Уметь: называть свойства генетического кода; характеризовать механизмы транскрипции, трансляции | П. 10; рабочая тетрадь, с. 22, № 1; с. 23, № 5 | | |
11 | Биосинтез углеводов - фотосинтез | Комбинированный урок | Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений | Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, сущность фотосинтеза | П. 11; рабочая тетрадь, с. 24, № 1, 3-4; с. 25, № 6 | | |
12 | Обеспечение клетки энергией | Комбинированный урок | Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление | Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, биологический смысл дыхания. Уметь перечислять этапы диссимиляции; характеризовать этапы энергетического обмена. | П. 12; подготовиться к зачёту. Рабочая тетрадь, с. 26, № 2, 5, 6 | | |
13 | Зачёт № 1 по теме « Основы учения о клетке» | Урок обобщения и систематизации знаний | Клеточное строение организмов. Клетки растений, грибов, животных, бактерий. Обмен веществ и превращение энергии- признак живых организмов | Уметь применять полученные знания для решения практических задач | Повторить по курсу 8 класса материал о размножении | | |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч.) |
14 | Типы размножения живых организмов | Изучение нового материала | Размножение. Половое и бесполое размножение. Вегетативное размножение, его виды. | Уметь: характеризовать сущность процесса размножения, его особенности у растений и животных; называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения | П. 13; рабочая тетрадь, с. 27, № 1; с. 28, № 3-4; с. 29, № 7 | | |
15 | Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений» ( учебник, с. 231). | Комбинированный урок | Деление клетки эукариот. Митоз и его фазы. Деление клеток прокариот. Клеточный цикл | Знать сущность фаз митотического цикла. Уметь объяснять биологический смысл митоза | П. 14; рабочая тетрадь, с. 30-31, № 1, 2, 6 | | |
16 | Образование половых клеток. Мейоз | Комбинированный урок | Половые клетки, их особенности. Сущность мейоза: мейоз 1, мейоз 2. Оплодотворение | Знать сущность биологического процесса деления клеток. Уметь характеризовать биологический процесс деления клеток; объяснять причины наследственности и изменчивости | П. 15; рабочая тетрадь, с. 32-33, 3 5-8 | | |
17 | Индивидуальное развитие организма- онтогенез | Комбинированный урок | Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья человека. | Знать сущность процессов роста и развития организма. Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье; использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек; характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития; объяснять, чем развитие отличается от роста | П. 16; рабочая тетрадь, с. 34-35, 3 2, 4, 6 | | |
18 | Зачёт № 2 по теме « Размножение и индивидуальное развитие организмов» | Урок обобщения и систематизации знаний | Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение Рост и развитие организмов. | Уметь применять полученные знания для решения практических задач | | | |
Основы учения о наследственности и изменчивости ( 12 ч.) |
19 | Из истории развития генетики. Основные понятия генетики | Изучение нового материала | Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики | Знать строение генов и хромосом. Уметь: объяснять роль генетики, причины наследственности и изменчивости; характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости | П 17, 18; рабочая тетрадь, с. 36-37, № 1, 2, 4-6; с. 38, № 4 | | |
20 | Генетические опыты Г. Менделя | Комбинированный урок | Наследственность- свойство организмов. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Неполное доминирование, анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей | Знать определение понятий «гибридологический метод», «гомозиготы», «гетерозиготы», «доминантный признак», «рецессивный признак», «моногибридное скрещивание». Уметь: описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя; составлять схему моногибридного скрещивания; определять по фенотипу генотип и наоборот | П 19; рабочая тетрадь, с. 39-40, № 1, 2, 6 | | |
21-22 | Дигибридное скрещивание Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач» (учебник, с. 231); | Комбинированный урок | Дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков ( 3 закон Менделя) | Уметь: характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости; объяснять причины наследственности и изменчивости; описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания; анализировать и составлять схему дигибридного скрещивания | П. 20; рабочая тетрадь, с. 42-43, № 4, 5; с. 41, № 1 | | |
23 | Сцепленное наследована генов и кроссинговер | Комбинированный урок | Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов, значение работ Т. Моргана для развития генетики, явление кроссинговера и его значение | Знать строение генов и хромосом. Уметь: отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана; объяснять причины рекомбинации признаков при сцепленном наследовании | П. 21; рабочая тетрадь, с. 44-45, № 4-7 | | |
24 | Взаимодействие генов и их множественное действие | Комбинированный урок | Взаимодействие генов и их множественное действие | Знать строение генов и хромосом, определение терминов. Уметь: называть характер взаимодействия неаллельных генов; описывать проявление множественного действия гена | П. 22; рабочая тетрадь, с. 45-46, № 2, 3, 5 | | |
25-26 | Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни, сцепленные с полом | Комбинированный урок | Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и предупреждение | Знать определение термина «аутосомы». Уметь: приводить примеры наследственных заболеваний человека, сцепленных с полом; объяснять причины проявления наследственных заболеваний человека; решать генетические задачи | П. 23,26; рабочая тетрадь, с. 47, № 1, 2, 4,; с. 48, № 6; с. 52-53, № 1, 5, 6 | | |
27 | Наследственная изменчивость | Изучение нового материала | Изменчивость- свойство организмов. Формы изменчивости; виды мутаций, мутагенов. Синдром Дауна | Знать определение термина «изменчивость». Уметь: выявлять изменчивость организмов; объяснять причины наследственности и изменчивости, причины мутаций; называть основные формы изменчивости, виды мутаций; различать наследственную и ненаследственную изменчивость; приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций | П. 24; рабочая тетрадь, с. 48-49, № 1, 2, 4 | | |
28 | Другие типы изменчивости Лабораторная работа № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях» (учебник, с. 232); | Комбинированный урок | Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Причины возникновения модификационной изменчивости | Знать определение термина «изменчивость». Уметь: объяснять различие фенотипов растений; характеризовать модификационную изменчивость; описывать разные формы изменчивости организмов | П. 25; рабочая тетрадь, с. 50-51, № 1, 2, 5, 7 | | |
29 | Зачёт № 3 по теме « Основы наследственности и изменчивости» Лабораторная работа № 5 «Изучение изменчивости у организмов» (учебник, с. 233-234); | Урок обобщения и систематизации знаний | Наследственность и изменчивость- свойства организмов. Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость | Уметь применять полученные знания при решении практических задач | | | |
30 | Решение генетических задач | Практический | | Уметь применять полученные знания при решении практических задач | Карточки | | |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 ч.) |
31 | Генетические основы селекции организмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений | Изучение нового материала | Наследственность и изменчивость- основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений | Уметь: приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком; характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции; объяснять сущность закона гомологических рядов | П. 27, 29; рабочая тетрадь, с. 54, № 1, 2; с. 58, № 1, 2 | | |
32 | Особенности селекции растений | Комбинированный урок | Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов | Знать определения понятий «порода», «сорт». Уметь: распознавать и описывать культурные растения; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений; характеризовать методы селекции растений | П. 28; рабочая тетрадь, с. 57, № 1, 5 | | |
33 | Особенности селекции животныхи микроорганизмов | Комбинированный урок | Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Приёмы выращивания и разведения домашних животных, ухода за ними | Уметь: распознавать и описывать домашних животных; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; называть методы селекции животных | П. 30; 31рабочая тетрадь, с. 60, № 5-7 | | |
34 | Обобщение знаний по теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Селекция, основные методы: гибридизация, биотехнология, гетерозис, чистые линии. | Уметь: обосновывать использование учёными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости; давать характеристику приспособленности организмов к среде обитания. | П 27-31 повторить | | |
Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч) |
35 | Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные гипотезы. | Изучение нового материала. | Основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А.И.Опарина. | Знать: основные гипотезы возникновения жизни на Земле, гипотезу абиогенного зарождения жизни и её экспериментальное подтверждение. Уметь: высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. давать характеристику гипотезе Опарина – Холдейна; современным гипотезам происхождения жизни | П 32, 33 сообщения | | |
36 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | Комбинированный урок. | Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания; от прокариот к эукариотам. Фотосинтез Круговорот химических элементов в природе. | Знать: определения основных понятий. Уметь: объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды; описывать начальные этапы биологической эволюции; характеризовать сущность гипотез образования эукариотической клетки. | П 34 | | |
37 | Этапы развития жизни на Земле. | Изучение нового материала. | Этапы развития жизни на Земле. | Знать:эры, периоды и эпохи; условия , способствующие выходу растений и животных на сушу, возникшее у них в связи с этим; крупные ароморфозы и идиоадаптации. Уметь: приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных; обосновывать смену господствующих групп растений и животных. | П 33, дополнительный матенриал | | |
38 | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. | Комбинированный урок. | Основные приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. Многообразие организмов – результат эволюции. | Уметь: выявлять приспособления организмов к среде обитания; распознавать наиболее распространённые растения и животные своей местности; объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных, их причины вымирания. | П 34, презентации | | |
Учение об эволюции (11ч) |
39 | Идея развития органического мира в биологии. | Изучение нового материала. | Учение об эволюции органического мира. Эволюционные взгляды Ж.Б.Ламарка. Учение К.Линнея. | Знать: понятия «теория», «научный факт»; основные положения теории Ж.Б.Ламарка; историю развития эволюционных идей. Уметь: обосновывать роль К.Линнея в развитии биологии; выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина. | П 36, вопрос 3 | | |
40 | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина | Комбинированный урок. | Движущие силы эволюции. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. | Знать: сущность биологического процесса эволюции. Уметь: выделять основную заслугу Ч.Дарвина, характеризовать основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. | П 37, рабочая тетрадь с 65 | | |
41 | Движущие силы эволюции. | Комбинированный урок. | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор. | Знать: характеристику движущим силам эволюции. Уметь: устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Обосновывать адаптацию как результат действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование; сравнивать формы отбора; давать характеристику формам борьбы за существование. | П38, рабочая тетрадь с66-67 | | |
42 | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Лаб.р. №6. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | Комбинированный урок. | Результаты эволюции. Основные типы приспособленности организмов к окружающей среде. | Уметь: объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; раскрывать относительный характер приспособлений организмов к среде обитания. | Отработка определений и тестов | | |
43 | Современные представления об эволюции органического мира. | Изучение нового материала. | Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. | Знать: сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. | П38, вопросы | | |
44 | Вид, его критерии и структура. | Изучение нового материала. | Ввести понятие вида, как единицу живой природы. Признаки вида, его структура. | Знать: критерии вида, признаки популяции. Сформировать понятие о популяции как структурной единице вида Уметь: отличать понятия «вид», «популяция»; доказывать, необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. | П39, задания по карточкам | | |
45 | Процесс образования видов – видообразование. | Изучение нового материала. | Микроэволюция, основные формы видообразования. | Знать: основные формы видообразования; форму, которому принадлежит решающая роль в процессах видообразования. Уметь: характеризовать процесс микроэволюции; его основные формы; приводить примеры. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции4 доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни. | П40 | | |
46 | Макроэволюция – результат микроэволюции. | Комбинированный урок. | Макроэволюция, биологический прогресс и биологический регресс. | Знать: основные термины; доказательства макроэволюции; приводить примеры микро- и макроэволюции; иметь представление о значении исследования филогенетических рядов. Уметь: характеризовать сущность биологических процессов эволюции. Объяснять значение исследования филогенетических рядов. | П41, рабочая тетрадь с 69 | | |
47 | Основные направления эволюции. | Изучение нового материала. | Параллелизм, дивергенция, гомология, аналогия, ароморфоз идиоадаптация, дегенерация | Знать: сущность процесса эволюции, его направления и закономерности. Уметь: называть основные направления эволюции; приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, примеры дегенерации. Объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция». | П42 | | |
48 | Влияние человеческой деятельности на процессы образования видов. | Комбинированный урок. | Последствия деятельности человека в экосистемах, сохранение биоразнообразия. Антропогенные факторы воздействия на экосистемы. | Уметь: объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствия деятельности человека в экосистемах; называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы. | Отработка тестов | | |
49 | Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Учение об эволюции органического мира, движущие силы эволюции. | Уметь: применять полученные знания при решении практических задач. | Рабочая тетрадь с 69-70 | | |
Происхождение человека – антропогенез (5ч) |
50 | Место и особенности человека в системе органического мира. | Изучение нового материала. | Систематическое положение Человека разумного в царстве Животные: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Сходство человека с животными. | Знать: понятие «антропогенез». Уметь: доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы. Объяснять место и роль человека в природе. | П43-44, рабочая тетрадь | | |
51 | Доказательства эволюционного происхождения человека. | Комбинированный урок. | Доказательства эволюционного происхождения человека. Рудименты, атавизмы. | Уметь: находить черты сходства у зародышей человека и животных; приводить примеры рудиментов и атавизмов у человека. Объяснять место и роль человека в природе. | П45, задание в рабочей тетради | | |
52 | Этапы эволюции вида Человек разумный. Биосоциальная сущность вида Человек разумный. | Изучение нового материала | Этапы эволюции вида Человек разумный. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Экологические факторы, способствующие развитию прямохождения. | Знать: характерные особенности предшественников современного человека. признаки биологического объекта Человек разумный. Уметь: объяснять место и роль человека в природе, называть факторы, способствующие развитию прямохождения; объяснять влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека | П46-47, дополнительная литература | | |
53 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | Комбинированный урок. | Человеческие расы, их родство и происхождение. Этнография. Человек как единый биологический вид. | Уметь: определять принадлежность биологического объекта Человек разумный к определённой систематической группе; объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду. | П48, презентации | | |
54 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | Урок закрепления знаний. | Организм и окружающая среда. Роль человека в биосфере. последствия деятельности человека в экосистемах; называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы. | Уметь: объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; обосновывать необходимость защиты окружающей среды. | П49, защита презентаций | | |
Основы экологии (12ч) |
55 | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организм. | Изучение нового материала. | Экология. Экологические факторы, их влияние на организмы. Среды жизни на Земле. | Знать: экологические факторы; среды жизни живых организмов, особенности, характеризующие различные среды жизни; приспособления организмов к жизни в определённой среде. Уметь: анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на организмы; выявлять приспособления живых организмов к действию факторов; объяснять роль биологии в практической деятельности людей. | П50, анализ таблиц | | |
56 | Закономерности действия факторов среды на организмы. | Комбинированный урок. | Закономерности действия факторов среды на организмы. | Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | П51 | | |
57 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Лаб.р. №7 Самостоятельная работа, работа в группах. | Комбинированный урок. | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. | Уметь: выявлять приспособленность организмов к среде обитания. | П52, рабочая тетрадь | | |
58 | Биотические связи в природе. | Комбинированный урок. | Типы взаимодействия живых организмов. Пищевая цепь питания. | Знать: типы взаимодействия живых организмов, общую характеристику круговорота веществ в природе и его значение. Уметь: выявлять межвидовые взаимодействия в экосистеме; характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах. | П53, модель-аппликация | | |
59 | Популяция как форма существования видов в природе. | Комбинированный урок. | Популяция, её основные характеристики. | Знать: элементарную единицу эволюции; давать определение терминам; характеристику популяции. Уметь: обосновывать роль популяций в экологических системах; характеризовать процессы, протекающие в популяции. | П54, рабочая тетрадь | | |
60 | Функционирование популяции и динамика её численности в природе. | Комбинированный урок. | Популяция – элемент экосистемы. Основные функциональные характеристики популяции. | Знать: признаки биологического объекта – популяции. Уметь: характеризовать процессы, протекающие в популяции. | П55, рабочая тетрадь | | |
61 | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. | Комбинированный урок. | Природные сообщества, их основные свойства и задачи. Структура экосистемы | Знать: основные понятия и термины; перечислять элементы экотопа, биотопа. Уметь: характеризовать природные сообщества; объяснять роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы; приводить примеры естественных и искусственных сообществ. | П56, модель | | |
62 | Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере. Прак.р. «Составление схем передачи веществ и энергии». Работа в группах. | Комбинированный урок. | Биотическое сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера, круговорот веществ; трофическая структура сообществ. | Знать: группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества; перечислять связи в экосистемах. Уметь: выявлять типы взаимодействия между разными видами в экосистеме; описывать круговорот химических элементов; составлять пищевые цепочки питания. | П57, модели | | |
63 | Развитие и смена биогеоценозов. | Комбинированный урок. | Экологическая сукцессия, равновесие, первичная и вторичная сукцессия. Агроэкосистемы, её особенности. | Знать: характеристику экологической сукцессии, её природы и механизмы; основные понятия и термины. Уметь: сравнивать экосистемы и агроэкосистемы; называть причины сукцессий; различать первичную и вторичную сукцессию. | П58, рабочая тетрадь | | |
64 | Основные законы устойчивости живой природы. | Изучение нового материала. | Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера. Среда жизни. Биогеохимические процессы и роль живых организмов в формировании круговорота биогенных элементов. | Знать: определение «биосфера», признаки биосферы. Уметь: объяснять роль биологического разнообразия в устойчивости биосферы; характеризовать живое, биокосное и косное вещество биосферы. | П59 | | |
65 | Рациональное использование природы и её охрана. | Комбинированный урок. | Экологические проблемы. Их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах. | Знать: глобальные экологические проблемы. Уметь: анализировать последствия деятельности человека в экосистемах; предлагать пути решения данных проблем. | П60 | | |
66 | Обобщение « Основы экологии» | Урок-повторения | | Уметь: применять полученные знания при решении практических задач. | Отработка определений | | |
Заключение (2ч) |
67 | Заключение по курсу «Основы общей биологии». | Урок-повторения | Основные понятия курса | Уметь: применять полученные знания | Подготовка к к/р | | |
68 | Контрольная работа | Урок-контроля знаний | | Уметь: применять полученные знания | | | |