СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлено по учебнику МамонтовС.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕЧЕТНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




«Утверждено»
Директор МБОУ Мечетновская СОШ

Приказ № 291 от «28» августа 2017 г.

_________________Е.Д. Финенко

МП






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по __биологии_

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)__основное общее образование 9 класс___

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов ____68____


Учитель ________биологии Петухова Полина Юрьевна_________

(Ф.И.О., должность)

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Биология В. Б. Захаров, Москва, Дрофа 2009г., и авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов Н. И. Сонина, В. Б. Захарова (указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

























2017-2018 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Биология В.Б. Захаров, Москва, Дрофа 2009г. и авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов В.Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой в соответствии с требованиями к структуре и содержанию рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин с учётом положения Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2011г.,федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, уставом МБОУ Мечетновская СОШ, положением о рабочей программе педагога МБОУ Мечетновская СОШ.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9х классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий.

Программа курса(68 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 9-11 классов.

В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учётом образовательного уровня. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров. Общие закономерности 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – Дрофа, 2009.

Согласно федеральному базисному учебному плану (приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312), федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089, федеральному государственному образовательному стандарту (приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 №413), на основании рекомендаций по составлению учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Ростовской области, на 2017-2018 учебный год (приказ от 18.05.2017 г. № 24/4.1-3996), приказа Отдела образования Администрации Семикаракорского района 19.05.2017 № 345 «О разработке общеобразовательными учреждениями Семикаракорского района учебных планов на 2017-2018 учебный год» и в соответствии с учебным планом МБОУ Мечетновская СОШ на 2017-2018 учебный год на изучение в 9 классе отводится 68 ч из расчета 2 ч в неделю.

В соответствии с календарным графиком работы школы на 2017-2018 учебный год в 9а классе 2 часа выпадают на праздничные дни, в 9б классе 1 час выпадает на праздничный день


Кол-во часов в неделю

класс

Кол-во учебных недель

По программе

Праздничные дни

Итого

2

34

68

3

66

2

34

68

2

67

В 9а классе три урока выпадают на праздничные дни 23.02, 8.03 и 9.03 Часы будут проведены за счет объединения тем в 9а классе:

Сцепленное наследование генов и законы Менделя урок 45 и 46.

«Природные ресурсы и их использование» и «Охрана природы и основы рационального природопользования.» урок 65 и 67.

«Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

Практическая работа № 6. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» и «Практическая работа № 7.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы» урок 66 и 68.

В 9б классе два урока выпадают на праздничные дни 8.03 и 1.05

Час будет проведён в 9б классе за счёт объединения тем: «Охрана природы и основы рационального природопользования.», «Практическая работа № 7.Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы» урок 67 и 68


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Биология как наука. Методы биологии

Введение (1 час).

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (20 часов).

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

■ Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2часа).

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка1.

■Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4часа).

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

■ Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4. Приспособленность организмовк условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа).

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5. Микроэволюция(2 часа).

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

  • Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

  • Лабораторные и практические работы.

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция(2часа).

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

■ Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа).

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

■ Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (5часов).

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

■ Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

■ Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни». Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

■ Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства. Органическая химия. Основные группы органических соединений. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе. История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира. Физическая география. История континентов.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов(11 часов).

Тема 2.1. Химическая организация клетки (3 часа).

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2часа).

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3. Строение и функции клеток (6часов).

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

  • Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

  • Лабораторная работа.

Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.

■ Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

  • Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5часов).

Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа).

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

■ Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3часа).

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

  • Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

  • Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

  • Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов(16часов).

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков(8часов).

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

  • Лабораторная работа.

Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости (3 часа).

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

  • Лабораторная работа.

Изучение изменчивости.

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов(4 часа).

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

  • Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

  • Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

  • Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (14часов).

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (10часов).

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

■ Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе; б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши; в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»; г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Тема 5.2. Биосфера и человек (4часа).

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

■ Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

■ Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность. Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Заключение (1час).


Тема урока


Примечание

Дата

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ (1 ч)

Введение (1ч)






1

Введение.

Домашнее задание: стр.4-6


1.09

5.09

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (20 ч).

Тема1.1 Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов (2 ч).




2

Многообразие живого мира. Уровни организации.

Домашнее задание: стр.8


7.09

7.09

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвинский период (2 ч).




3


Становление систематики.

Домашнее задание: стр.12-14


8.09

12.09

4

Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка.

Домашнее задание: стр.15-17.


14.09

14.09

Тема 1.3. Теория Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 ч).



5


Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина.

Домашнее задание: стр. 15-17


15.09

19.09

6

Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе.

Домашнее задание

Стр.20-24


21.09

21.09

7


Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе.

Домашнее задание: стр.24-28


22.09

26.09

8

Формы естественного отбора

Домашнее задание: стр. 39-31


28.09

28.09

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условия внешней среды как результат действия естественного отбора (2 ч).



9

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

Домашнее задание: стр. 35-44


29.09

3.10

10

Физиологические адаптации.

Домашнее задание: стр. 49-52


5.10

5.10

Тема 1.5. Микроэволюция (2 ч).



11

Вид, его критерии и структура

Домашнее задание: стр. 53-55


6.10

10.10

12

Эволюционная роль мутаций.

Домашнее задание: стр. 55-58


12.10

12.10

Тема1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (2 ч).

Тема1.7. Возникновение жизни на Земле (2ч)




13

Главные направления эволюции.

Домашнее задание: стр. 59-66


13.10

17.10

14


Общие закономерности биологической эволюции.

Домашнее задание: стр. 66-70


19.10

19.10

15



Современные представления о возникновении жизни на Земле

Домашнее задание: стр. 71-73


20.10

24.10

16

Начальные этапы возникновения жизни на Земле

Домашнее задание: стр. 74-77


26.10

26.10

Тема.8. Развитие жизни на Земле. (5 ч.)



17


Жизнь в архейскую, протерозойскую, эры

Домашнее задание: стр78-81


27.10

7.11

18


Жизнь в палеозойскую эру

Домашнее задание: стр.81-88


9.11

9.11

19


Жизнь в мезозойскую эру.

Домашнее задание: стр.89-92


10.11

14.11

20


Жизнь в кайнозойскую эру.

Домашнее задание: стр.92-94


16.11

16.11

21

Происхождение человека

Домашнее задание: стр.91-93


17.11

21.11

22

Зачет по теме: «Многообразие и эволюция живой природы».

Домашнее задание: стр. 8-93.


23.11

23.11

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (11 ч).

Тем 2.1. Химическая организация клетки (3 ч).



23

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Домашнее задание: стр. 104-107


24.11

28.11

24

Органические вещества, входящие в состав клетки.

Домашнее задание: стр. 104-112


30.11

30.11

25

Органические вещества, входящие в состав клетки.

Домашнее задание: стр. 104-112


1.12

5.12

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 ч).



26

Пластический обмен. Биосинтез белков.

Домашнее задание: стр. 113-117


7.12

7.12

27

Энергетический обмен.

Домашнее задание: стр. 117-121


8.12

12.12

Тема 2.3. Строение и функции клеток (6 ч).




28

Прокариотическая клетка.

Домашнее задание: стр. 121-124


14.12

14.12

29

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Домашнее задание: стр. 125-132


15.12

19.12

30

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Домашнее задание: стр. 125-132


21.12

21.12

31


Эукариотическая клетка. Ядро.

Домашнее задание : стр. 132-137


22.12

26.12

32

Практическая работа №. 1

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Домашнее задание: стр. 132-136


28.12

28.12

33

Деление клеток. Клеточная теория строения организмов.

Домашнее задание: стр. 137-143


11.01

11.01

34

Зачет по разделу: «Структурная организация живых организмов».

Домашнее задание: стр. 104-143


12.01

16.01

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч).

Тема 3.1. Размножение организмов (2 ч).



35

Бесполое размножение.

Домашнее задание: стр. 145-149


18.01

18.01

36

Половое размножение. Развитие половых клеток.

Домашнее задание: стр. 150-155


19.01

23.01

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч).



37

Эмбриональный период развития.

Домашнее задание: стр. 156-161


25.01

25.01

38


Постэмбриональный период развития.

Домашнее задание: стр. 162-166


26.01

30.01

39

Общие закономерности развития. Биогенетический закон

Домашнее задание: стр.166-169


1.02

1.02

40

Обобщение знаний учащихся по разделу: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Домашнее задание: стр. 171-203


2.02

6.02

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (16ч).

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (8 ч).



41

Основные понятия генетики.

Домашнее задание: стр. 171-174


8.02

8.02

42

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

Домашнее задание: стр. 171-175


9.02

13.02

43

Законы Менделя.

Домашнее задание: стр. 176-179


15.02

15.02

44

Законы Менделя.

Домашнее задание: стр. 176-185


16.02

20.02

45

Законы Менделя.

Домашнее задание: стр. 176-185


22.02

22.02

46

Сцепленное наследование генов.

Домашнее задание: стр. 186-188


1.03

27.02

47



Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Домашнее задание: стр. 188-192


2.03

1.03

Тема 4.2. Закономерности изменчивости (3 ч).



48

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Домашнее задание: стр. 196-200


15.03

6.03

49

Фенотипическая изменчивость.

Домашнее задание: стр. 201-203


16.03

13.03

50

Лабораторная работа № 1.

Выявление изменчивости организмов.

Домашнее задание: стр. 201-203


22.03

15.03

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 ч).



51

Методы селекции растений и животных.

Домашнее задание: стр. 207-211


23.03

20.03

52

Селекция микроорганизмов

Домашнее задание: стр. 207-213


5.04

22.03

53

Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.

Домашнее задание: стр. 207-213


6.04

3.04

54

Зачет по разделу: «Наследственность и изменчивость организмов».

Домашнее задание: стр. 171-203


12.04

5.04

ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (14 ч).

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (10 ч).




55

Структура биосферы.

Домашнее задание: стр. 215-221


13.04

10.04

56

Структура биосферы.

Домашнее задание: стр. 215-221


19.04

12.04

57

Круговорот веществ в природе.

Домашнее задание: стр. 221-225


20.04

17.04

58

История формирования сообществ живых организмов.

Домашнее задание: стр. 225-229


26.04

19.04

59

Биогеоценозы и биоценозы.

Практическая работа № 2.

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Домашнее задание: стр. 229-230


27.04

24.04

60

Абиотические факторы среды.

Домашнее задание: стр. 231-235


3.05

26.04

61

Интенсивность действия факторов среды.

Домашнее задание: стр. 236-239


4.05

3.05

62

Биотические факторы среды.

Домашнее задание: стр. 239-243


10.05

8.05.

63

Взаимоотношения между организмами.

Домашнее задание: стр. 246-259


11.05

10.05

64

Урок обобщения знаний по теме «Биосфера, ее структура и функции»


17.05

15.05

Глава 18. Биосфера и человек (4 ч).




65

Природные ресурсы и их использование.

Домашнее задание: стр. 269-273


18.05

17.05

66

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

Практическая работа № 6. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

Домашнее задание: стр. 274-281


24.05

22.05

67

Охрана природы и основы рационального природопользования.


18.05

24.05

68

Практическая работа № 7.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Домашнее задание: стр. 281-284


24.05

24.05


Итого 66 уроков в 9а классе и 67 уроков в 9б классе 67


66

67

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимости защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животным место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и систем органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и де­лать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической 'группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей сре­ды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосис­темах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических ­групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ­(в том числе с использованием информационных технологий).







СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

протокол заседания заместитель директора по УВР

методического совета ______________ А.И. Каштанова

МБОУ Мечетновская СОШ подпись

№ 1 от «28» августа 2017г. «28» августа 2017г.

____________ В. Е. Гатаулина

подпись


1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!