Раздел, тема | Дата урока | Тема урока | Содержание урока | Лабораторные работы и практические работы |
По плану | Коррекция |
Тема 1. Введение (1 ч.) | | | 1. Цели, задачи курса. Знакомство с глобальными проблемами. | 1. Цели, задачи курса. Знакомство с глобальными проблемами. Представление о биосфере как системе. стр. 3 | |
Тема 2. Влияние экологических факторов на развитие человечества (2 ч) | | | 2. Экологические факторы и их влияние на развитие человечества. 3. П/работа № 1. Игра «человечество и лес» | 2. Экологические (температура, влажность) факторы и их влияние на развитие человечества. Показатели состояния биосферы. Возможности человека и человечества к адаптации. Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и человечество. Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни. § 1, 2 3. П/работа № 1. Игра «человечество и лес». с. 20-21 | П/работа № 1. Игра «человечество и лес» |
Тема 3. Воздействие человечества на биосферу (9 ч.) | | | 4. Производство пищи как биосферный процесс. 5. Чистый воздух – залог выживания человечества и биосферы в целом. 6. Показатели измене-ния численности человечества. 7. Значение генетичес-кой и негенетической информации для человечества. 8. П/работа № 2. Игра «Альтернативные источники энергии». 9. Экологические кризисы в истории человечества. 10. Глобальный экологический кризис. 11. П/работа № 3. Игра «мировая торговля» 12. Обобщение по теме «Воздействие человечества на биосферу» | 4. Потребности людей в питании. Производство пищи как биосферный процесс. Смена источников питания человечества на протяжении его развития. Положение А.М. Уголева об адекватном питании. §3 5. Потребности людей в дыхании. Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение атмосферы человечеством. Чистый воздух – залог выживания человечества и биосферы в целом. § 4 6. Потребности людей в размножении. Показатели изменения численности человечества (развитые и развивающиеся страны). Увеличение населения на Земле. § 5 7. Экологическое и технологическое воздействия человечества на биосферу. Значение генетической и негенетической информации для человечества. § 6, 7 8. П/работа № 2. Игра «Альтернативные источники энергии». с. 46-47 9. Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в биосфере. Экологические кризисы в истории человечества. Деятельность человека как фактор эволюции биосферы. § 8 10. Современный масштаб деятельности человечества. Глобальный экологический кризис. Экологические проблемы человечества и биосферы. § 9 11. П/работа № 3. Игра «мировая торговля» с. 60-61 12. Обобщение по теме «Воздействие человечества на биосферу» | 8. П/работа № 2. Игра «Альтернативные источники энергии». 11. П/работа № 3. Иг-ра «мировая торговля» |
Тема 4. Взаимосвязи между людьми (7 ч) | | | 13. Техногенный и тра-диционный типы разви-тия обществ. Глобализа-ция как фактор увеличе-ния устойчивости человечества. 14. П/работа № 4. Иг-ра «Социальное разно-образие – условие ус-тойчивости человечес-кого общества 15. Формирование понятия о морали и нравственности в зависимости от качества потребностей общества. 16. П/работа № 5. Игра «Я в классе, я в мире» 17. Понятие о биоэтике. 18. Проблема разоружения, проблема голода. 19. Обобщение по теме «Взаимосвязи между людьми» | 13. Экологическое и социальное разнообразие человечества как показатели его устойчивости. Увеличение внутреннего разнообразия человечества и плотности населения в процессе развития человечества. Техногенный и традиционный типы развития обществ. Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества. § 10 14. П/работа № 4. Игра «Социальное разнообразие – условие устойчивости человеческого общества». с. 68-69 15. Взаимодействие людей друг с другом на основе жизненных, социальных и идеальных потребностей. Формирование понятия о морали и нравственности в зависимости от качества потребностей общества. § 11 16. П/работа № 5. Игра «Я в классе, я в мире» с. 74-75 17. Понятие о биоэтике как новой этике взаимоотношений человечества с окружающей средой. § 12 18. Война и голод – основные социальные факторы, негативно влияющие на человечество. Проблема разоружения, проблема голода. § 13 19. Обобщение по теме «Взаимосвязи между людьми» | 14. П/работа № 4. Игра «Социальное разнообразие – усло-вие устойчивости человеческого общества». 16. П/работа № 5. Игра «Я в классе, я в мире» |
Тема 5. Договор как фактор развития человечества (3 ч) | | | 20. Договор как фактор развития человечества. 21. П/работа № 6. Игра «Составление договора «О правах природы». 22. Обобщение по теме «Договор как фактор развития человечества» | 20. Договор как фактор развития человечества. Эволюция механизмов договорённостей между людьми. Умение людей договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и экологических конфликтов. § 14 21. П/работа № 6. Игра «Составление договора «О правах природы». с. 90-91 22. Обобщение по теме «Договор как фактор развития человечества» | 21. П/работа № 6. Игра «Составление договора «О правах природы». |
Тема 6. Устойчивое развитие общества и природы (3 ч) | | | 23. Концепция устойчивого развития. 24. П/работа № 7. Игра «План устойчивого развития в XXI веке». 25. Обобщение по теме «Устойчивое развитие общества и природы» | 23. Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития. § 15 24. П/работа № 7. Игра «План устойчивого развития в XXI веке». с. 97-99, с. 132-138 25. Обобщение теме «Устойчивое развитие общества и природы» | 24. П/работа № 7. Игра «План устойчи-вого развития в XXI веке». |
Тема 7. Человечество и информация о мире (4 ч) | | | 26. Становление разума. 27. П/работа № 8. Дис-куссия «Первичное про-изводство и вторичная переработка». 28. Биосферная роль человека. Картины мира. 29. Обобщение по теме «Человечество и информация о мире» | 26. Становление разума. Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира и основа развития человечества. § 16 27. П/работа № 8. Дискуссия «Первичное производство и вторичная переработка». с. 105-106 28. Биосферная роль человека. Картины мира. Влияние представлений человечества о мире на его взаимоотношения с окружающей средой. § 17 29. Обобщение по теме «Человечество и информация о мире» | 27. П/работа № 8. Дискуссия «Первич-ное производство и вторичная перера-ботка». |
Тема 8. Познание мира и экологическое образование (5 ч) | | | 30. Научно-технический прогресс. 31. Учение В.И. Вернад-ского о биосфере. 32. Антропоцентричес-кое и экоцентрическое экологическое сознание. 33. П/работа. Деба-ты «Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах» 34. Обобщение по теме «Познание мира и экологическое образование» | 30. Научно-технический прогресс. Осознание человечеством масштаба своей деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис. § 18 31. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение о развитии ноосферы. § 19 32. Развитие экологического сознания в человечестве. Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание. Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом. § 20 33. П/работа. Дебаты «Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах» с. 129-131. 34. Обобщение по теме «Познание мира и экологическое образование» | 33. П/работа. Деба-ты «Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах» |