Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по физике для 8 класса»
Календарно-тематическое планирование
физика 8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Календарные сроки | Вид занятия | Демонстрации и опыты | Дифференцированные задания для обучающихся | Повторение |
I. Тепловые явления (12 часов)
Цель: знакомство обучающихся с различными видами теплопередачи.
Задачи:
дать понятие теплового движения молекул;
ввести понятие температуры;
рассмотреть способы измерения внутренней энергии;
выяснить физическое содержание закона сохранения энергии для тепловых процессов;
изучить физические особенности в строении и свойствах различных веществ;
развивать практические навыки при работе с физическим оборудованием.
Коррекционно-развивающая работа:
развитие внимания и наблюдательности путём демонстрации опытов;
совершенствование умения анализировать;
совершенствование общеучебных умений планировать свои действия, оформлять результаты.
Основные знания и умения:
знать понятия внутренняя энергия, работа как способ измерения внутренней энергии, теплопередача, теплопроводность;
уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии при изменении температуры тела;
пользоваться термометром и колориметром. Читать графики изменения температуры тел при нагревании. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплоотдачи.
1/1 | Вводный инструктажпоТБ. Тепловое движение. Внутренняя энергия и температура тела. Способы изменения внутренней энергии | 1 | | Изучение нового материала | 1) Наблюдение диффузии в жидкостях 2) Измерение температуры тела 3) Изучение теплового равновесия 4) Термометр и рука 5) Падение маленьких приклеенных гвоздей с металлического стержня при его нагревании с одного конца 6)Лабораторная работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (10 мин.) | Работа с учебником | Механическое движение |
2/2 | Теплопроводность | 1 | | Практикум | 1) Передача тепла металлом, стеклом, деревом 2) Нагревание верхней части смеси воды со льдом 3) Нагревание воздуха внутри пробирки закрытой пальцем | Объяснение результатов опыта | Строение вещества |
3/3 | Конвекция.Излучение. | 1 | | Урок-наблюдение | 1) Вращение бумажной змейки над горящей лампочкой 2) Наблюдение движения окрашенных потоков жидкости при её нагревании | Практическая работа | Давление |
4/4 | вводная контрольная работа | | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
5/5 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты | 1 | | Изучение нового материала | 1) Работа термоскопа 2) Измерение температуры сбоку от горячей воды, над ней и внутри неё | Практическая работа | Энергия |
6/6 | Удельная теплоемкость вещества. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела | 1 | | Урок-решебник | Лабораторная работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (10 мин.) | Математический вывод формул | Количество теплоты |
7/7 | Лабораторная работа «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры» | 1 | | | | Практическая работа | |
8/8 | Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | | | | Практическая работа | |
9/9 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | 1 | | Диспут | 1) Горение спиртовки 2) Горение спички | Работа по рисунку | Молекулы |
10/10 | Контрольная работа по теме «Тепловые явления» | 1 | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
11/11 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | 1 | | Систематизация знаний | 1) Необратимость процессов теплопередачи | Доклады | Закон сохранения энергии |
12/12 | Агрегатные состояния вещества. Работа над ошибками | 1 | | Коррекция знаний | | Самостоятельная работа | |
II. Изменение агрегатных состояний вещества (10 часов)
Цель: знакомство с основными агрегатными состояниями вещества, выяснить условия перехода из одного агрегатного состояния в другое.
Задачи:
дать понятие количества теплоты, удельной теплоёмкости вещества, удельной теплоты сгорания.
научить применять формулы для расчёта количества теплоты в различных тепловых процессах.
сформировать навыки объяснения различных тепловых процессов на основании молекулярно-кинетической теории.
развивать практические навыки.
Коррекционно-развивающая работа:
развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
развитие памяти, умение планировать свою деятельность;
развитие волевых навыков;
развитие наглядно образного и логического мышления.
Основные знания и умения:
знать понятия: количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления и кристаллизации, удельная теплота парообразования;
знать формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатного состояния вещества;
знать применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах;
уметь решать качественные с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии.
13/1 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. | 1 | | Изучение нового материала | 1) Наблюдение за плавлением льда 2) Плавление парафина | Работа со справочником | Свойства вещества |
14/2 | Удельная теплота плавления | 1 | | Изучение нового материала | 1) Наблюдение за плавлением льда | Исследование | Свойства вещества |
15/3 | Испарение жидкости и конденсация пара. Поглощение энергии при испарении. | 1 | | Частично-поисковый | 1) Испарение спирта, масла и воды 2) Охлаждение жидкости при испарении | Исследование | Энергия |
16/4 | Влажность воздуха и её измерение | 1 | | Мозговой штурм | 1) Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха» (15 мин.) | Работа со справочником | Проценты |
17/5 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации | 1 | | Эксперимент | 1) Наблюдение за процессом кипения | Работа с таблицей | Количество теплоты |
18/6 | Работа газа и пара при расширении. | 1 | | Эксперимент | 1)Модель теплового двигателя 2) Лабораторная работа «Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре» (15 мин.) | Практическая работа | Внутренняя энергия |
19/7 | Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | | | Экскурсия | 1) Модель двигателя внутреннего сгорания 2) Модель паровой турбины | | Внутренняя энергия |
208 | КПД теплового двигателя | 1 | | Комплексное применение знаний | Объяснение устройства и принципа действия холодильника и реактивного двигателя | Взаимообучение | Проценты |
21/9 | Обобщающее повторение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | | Систематизация знаний | | Акцентирование главного | |
22/10
| Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
III. Электрические явления (23 часа)
Цель: введение понятия «электрический заряд», «электризация», «электрический ток».
Задачи:
доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие;
сформировать представление об электрическом поле и его свойствах;
познакомить обучающихся со строением атома;
выяснить физическую природу электрического тока;
ввести новые физические величины: сила тока, напряжение, сопротивление и их единицы измерения;
установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи;
познакомить обучающихся с параллельным и последовательным соединением проводников.
Коррекционно-развивающая работа:
развитие навыков соотносительного анализа, приемов сравнения, обобщения, классификации;
развитие зрительного восприятия;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные знания и умения:
знатьпонятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током;
уметьчертить схемы простейших электрических цепей, собирать электрическую цепь по схеме, пользоваться реостатом; решать задачи на вычисление силы тока, электрического напряжения и сопротивления, работы и мощности электрического тока с применением закона Ома; находить по таблице удельное сопротивление проводника.
23/1 | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Работа над ошибками. | 1 | | Коррекция знаний | 1) Электризация тел при трении 2) Притяжение бумаги и воды к заряженной палочке 3) Закон сохранения электрического заряда 4) Лабораторная работа «Наблюдение электрического взаимодействия тел» (10 мин.) | Выдвижение гипотезы | |
24/2 | Электрическое поле. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества | 1 | | Эксперимент | 1) Взаимодействие заряженной палочки и гильзы 2) Взаимодействие двух заряженных гильз 3) Зарядка электроскопа и электрометра 4)Наблюдение изменения электрического поля вблизи и вдали от заряженного тела 5) Лабораторная работа «Изучение электрических свойств жидкостей. » (10 мин.) | Исследование | Электризация |
25/3 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. | 1 | | Частично-поисковый | 1) Электризация электрометра 2) Деление заряда электрометра | Работа с учебником | МКТ |
26/4 | Объяснение электризации тел на основе знаний о строении атомов. | 1 | | Учебник-собеседник | 1) Перераспределение зарядов между заряженным и незаряженным электроскопами 2) Электризация гильзы из металлической фольги | Доклады | Строение атомов |
27/5 | Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. | 1 | | Эксперимент | 1) Электрофорная машина 2) Термоэлемент 3) Фотоэлемент 4) Лабораторная работа «Изготовление гальванического элемента» (20 мин.) 5) Аккумулятор 6) Сборка электрической цепи | Практическая работа | Электрическое поле |
28/6 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
297 | Электрический ток в металлах. Действия тока. Направление тока.. Работа над ошибками | 1 | | Комплексное применение знаний | 1) Тепловое действие тока 2) Химическое действие тока 3) Магнитное действие тока 4) Вращение рамки с током в магнитном поле | Работа с учебником | Структура металла |
30/8 | Сила тока. Единицы силы тока. | 1 | | Изучение нового материала | 1) Взаимодействие двух параллельных проводников с током | Практическая работа | |
31/9 | Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | 1 | | | | Практическая работа | |
32/10 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | 1 | | Демонстрационно-сообщающий | 1) Напряжение на низковольтной и высоковольтной лампочке 2) Напряжение на пальчиковой батарейке | Работа со справочником | Составление цепи |
33/11 | Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | | | | Практическая работа | Вольтметр, цепь |
34/12 | Зависимость силы тока от напряжения | 1 | | Частично-поисковый | Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении» (15 мин.) | Работа с графиком | Графики |
35/13 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | 1 | | Эксперимент | Зависимость силы тока от сопротивления | Практическая работа | Графики |
36/14 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | | Комплексное применение знаний | | Исследование | Сила тока, напряжение |
37/15 | Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление . | 1 | | Закрепление | 1) Лабораторная работа «Зависимость сопротивления проводника от его длины, поперечного сечения и от удельного сопротивления вещества» (20 мин.) | Работа с учебником | Сопротивление |
38/16 | Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом» | 1 | | | | Практическая работа | |
39/17 | Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | 1 | | | | Практическая работа | Закон Ома |
40/18 | Последовательноесоединение проводников.Параллельное соединение проводников | 1 | | Эксперимент | 1)Лабораторная работа «Изучение последовательного соединения проводников» (10 мин.) 2) Лабораторная работа «Изучение параллельного соединения проводников» (10 мин.) | Практическая работа | |
41/19 | Работаэлектрического тока | 1 | | Урок-решебник | | Исследование | Механическая работа |
42/20 | Мощность электрического тока | | | | | | |
43/21 | Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 | | | | Практическая работа | Работа и мощность |
44/22 | Контрольная работа по теме «Электрические явления» | | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
45/23 | Нагревание проводников электрическим током Лампа накаливания. Короткое замыкание. Закон Джоуля-Ленца. Работа над ошибками | 1 | | Урок-проект | 1) Разные виды лампочек 2) Короткое замыкание 3) Предохранители | Сообщения | |
IV. Электромагнитные явления (7 часов)
Цель: знакомство обучающихся с понятием «магнитное поле», с устройством электромагнита.
Задачи:
сформировать у обучающихся научные представления о магнитном поле и установить связь между электрическим током и магнитным полем;
познакомить обучающихся с устройством электромагнитов и их применением, со свойствами постоянных магнитов;
пояснить происхождение магнитного поля Земли;
объяснить обучающимся устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока;
познакомить обучающихся с физическими принципами работы электроизмерительных приборов.
Коррекционно-развивающая работа:
развитие слухового и зрительного внимания;
развитие навыков обобщения, группировки, классификации;
совершенствование общеучебных умений планировать свои действия, оформлять результаты.
Основные знания и умения:
знать понятия: магнитное поле тока, магнитное поле Земли. Практическое применение закона Ома и названных понятий в электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах;
46/1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 | | Лекция | 1) Опыт Эрстеда 2) Магнитное поле прямого тока 3)Наблюдение магнитных линий с помощью железных опилок, помещённых над постоянным магнитом на бумаге 4)Лабораторная работа «Исследование явления намагничивания железа» (10 мин.) | Постановка опыта | Действие эл. тока |
47/2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. | 1 | | Практикум | 1)Наблюдение линий магнитной индукции прямого магнита и кругового тока 2)Лабораторная работа «Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током» (10 мин.) | Практическая работа | Магнитные линии |
48/3 | Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | | | | Практическая работа | |
49/4 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли | 1 | | Эксперимент | 1) Магнитное поле полосового магнита 2) Магнитное поле дугообразного магнита 3) Взаимодействие магнитных стрелок и магнитов 4) Компас 5)Лабораторная работа «Изучение взаимодействия постоянных магнитов» (10 мин.) | Практическая работа | Магнитные линии |
50/5 | Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления» | | | | | | |
51/6 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | 1 | | Комплексное применение знаний | 1) Взаимодействие токов 2)Сила Ампера 3) Модель электродвигателя 4) Лабораторная работа «Изучение действия магнитного поля на проводник с током» (10 мин.) 5) Лабораторная работа «Изучение принципа действия электромагнитного реле» (10 мин.) | Работа по схеме | Магнитное поле |
52/7 | Лабораторная работа «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | 1 | | | | Практическая работа | |
V. Световые явления (18 часов)
Цель: знакомство с законами отражения и преломления света, показ роли света в жизни человека.
Задачи:
познакомить обучающихся с естественными и искусственными источниками света;
объяснить природу солнечных и лунных затмений;
дать сведения о законах отражения света;
раскрыть особенности зеркального и диффузного отражения света;
познакомить с законами преломления света;
дать знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках;
сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.
Коррекционно-развивающая работа:
развитие внимания и наблюдательности путём демонстрации опытов;
совершенствование умения анализировать;
совершенствование общеучебных умений планировать свои действия, оформлять результаты;
решение задач с использованием планов и алгоритмов.
Основные знания и умения:
знатьпонятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы. Законы отражения света. Практическое применение основных законов и понятий в изученных приборах;
уметь получать изображение предмета с помощью линзы. Строить изображение предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе. Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.
53/1 | Источники света. Распространение света. | 1 | | Изучение нового материала | 1) Источники света 2) Образование тени 3) Образование полутени | Работа со справочником | Решение задач на расчёт Q |
54/2 | Прямолинейное распространение света. | 1 | | Эксперимент | Лабораторная работа «Изучение явления распространения света» (20 мин.) | Практическая работа | Источники света |
55/3 | Отражение света. Законы отражения света. | 1 | | Демонстрационно-наблюдательный | 1) Диффузное и зеркальное отражение света 2) Законы отражения света | Работа по рисунку | Источники тока |
56/4 | Законы отражения света. | 1 | | Комплексное применение знаний | Лабораторная работа «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» (20 мин.) | Практическая работа | Прямолинейное распространение света |
57/5 | Плоское зеркало. Рассеянное и зеркальное отражение света. | 1 | | Эксперимент | 1) Изображение в плоском зеркале | Практическая работа | Сила тока, закон Ома |
58/6 | Рассеянное и зеркальное отражение света. | 1 | | Комплексное применение знаний | Лабораторная работа «Изучение свойств изображения в плоском зеркале» (20 мин.) | Практическая работа | |
59/7 | Преломление света. | 1 | | Мозговой штурм | 1) Преломление света в стеклянной призме и трапеции | Доклады | Р и А тока |
60/8 | Законы преломления света | 1 | | Частично-поисковый | Лабораторная работа «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» (25 мин.) | | Законы отражения света |
61/9 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 | | Изучение нового материала | 1) Виды линз 2) Ход лучей в линзе 3)Фокусное расстояние линзы | Практическая работа | Магнитное поле |
62/10 | Оптическая сила линзы. | | | | Лабораторная работа «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы» (25 мин.) | | Формула линзы |
63/11 | Изображения, даваемые линзой. | 1 | | Частично-поисковый | Лабораторная работа «Получение изображений с помощью собирающей линзы» (25 мин.) | Практическая работа | Оптическая сила линзы. |
64/12 | Лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы» | 1 | | | | Практическая работа | Формула линзы |
65/13 | Фотоаппарат. | 1 | | Изучение нового материала | Лабораторная работа «Наблюдение явления дисперсии света» (25 мин.) | Практическая работа | Законы отражения |
66/14 | Близорукость и дальнозоркость. Глаз и зрение. | | | | Модель глаза, презентация (ход лучей) | Исследовательские работы (по желанию) | Изображения, даваемые линзой. |
67/15 | Годовая контрольная работа | 1 | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
68/16 | Работа над ошибками | | | Коррекция знаний | | Взаимоконтроль | |
69/17 | Глаз и зрение. Очки. | | | Экскурсия | | Исследовательские работы (по желанию) | |
70/18 | Обобщение по теме «Световые явления». | 1 | | | | | |
VI. Итоговое обобщение (2 часа)
71/5 | Итоговое повторение | 1 | | | | | |
72/6 | Обобщение за курс 8 класса | 1 | | | | | |