СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по физике для 8 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование

                                                                                    физика 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по физике для 8 класса»

Календарно-тематическое планирование

физика 8 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Календарные сроки

Вид занятия

Демонстрации и опыты

Дифференцированные задания для обучающихся

Повторение


I. Тепловые явления (12 часов)

Цель: знакомство обучающихся с различными видами теплопередачи.

Задачи:

  • дать понятие теплового движения молекул;

  • ввести понятие температуры;

  • рассмотреть способы измерения внутренней энергии;

  • выяснить физическое содержание закона сохранения энергии для тепловых процессов;

  • изучить физические особенности в строении и свойствах различных веществ;

  • развивать практические навыки при работе с физическим оборудованием.

Коррекционно-развивающая работа:

    • развитие внимания и наблюдательности путём демонстрации опытов;

    • совершенствование умения анализировать;

    • совершенствование общеучебных умений планировать свои действия, оформлять результаты.

Основные знания и умения:

  • знать понятия внутренняя энергия, работа как способ измерения внутренней энергии, теплопередача, теплопроводность;

  • уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии при изменении температуры тела;

  • пользоваться термометром и колориметром. Читать графики изменения температуры тел при нагревании. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплоотдачи.


1/1

Вводный инструктажпоТБ. Тепловое движение. Внутренняя энергия и температура тела. Способы изменения внутренней энергии

1


Изучение нового материала

1) Наблюдение диффузии в жидкостях

2) Измерение температуры тела

3) Изучение теплового

равновесия

4) Термометр и рука

5) Падение маленьких приклеенных гвоздей с металлического стержня при его нагревании с одного конца

6)Лабораторная работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (10 мин.)

Работа с учебником

Механическое движение

2/2

Теплопроводность

1


Практикум

1) Передача тепла металлом, стеклом, деревом

2) Нагревание верхней части смеси воды со льдом

3) Нагревание воздуха внутри пробирки закрытой пальцем

Объяснение результатов опыта

Строение вещества

3/3

Конвекция.Излучение.

1


Урок-наблюдение

1) Вращение бумажной змейки над горящей лампочкой

2) Наблюдение движения окрашенных потоков жидкости при её нагревании

Практическая работа

Давление

4/4

вводная контрольная работа



Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа


5/5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

1


Изучение нового материала

1) Работа термоскопа

2) Измерение температуры сбоку от горячей воды, над ней и внутри неё

Практическая работа

Энергия

6/6

Удельная теплоемкость вещества. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела

1


Урок-решебник

Лабораторная работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (10 мин.)

Математический вывод формул

Количество теплоты

7/7

Лабораторная работа «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

1




Практическая работа


8/8

Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1




Практическая работа


9/9

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1


Диспут

1) Горение спиртовки

2) Горение спички

Работа по рисунку

Молекулы

10/10

Контрольная работа по теме «Тепловые явления»

1


Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа


11/11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1


Систематизация знаний

1) Необратимость процессов теплопередачи

Доклады

Закон сохранения энергии

12/12

Агрегатные состояния вещества. Работа над ошибками

1


Коррекция знаний


Самостоятельная работа







II. Изменение агрегатных состояний вещества (10 часов)

Цель: знакомство с основными агрегатными состояниями вещества, выяснить условия перехода из одного агрегатного состояния в другое.

Задачи:

  • дать понятие количества теплоты, удельной теплоёмкости вещества, удельной теплоты сгорания.

  • научить применять формулы для расчёта количества теплоты в различных тепловых процессах.

  • сформировать навыки объяснения различных тепловых процессов на основании молекулярно-кинетической теории.

  • развивать практические навыки.

Коррекционно-развивающая работа:

  • развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

  • развитие памяти, умение планировать свою деятельность;

  • развитие волевых навыков;

  • развитие наглядно образного и логического мышления.

Основные знания и умения:

  • знать понятия: количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления и кристаллизации, удельная теплота парообразования;

  • знать формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатного состояния вещества;

  • знать применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах;

  • уметь решать качественные с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии.


13/1

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

1


Изучение нового материала

1) Наблюдение за плавлением льда

2) Плавление парафина

Работа со справочником

Свойства вещества

14/2

Удельная теплота плавления

1


Изучение нового материала

1) Наблюдение за плавлением льда


Исследование

Свойства вещества

15/3

Испарение жидкости и конденсация пара. Поглощение энергии при испарении.

1


Частично-поисковый

1) Испарение спирта, масла и воды

2) Охлаждение жидкости при испарении

Исследование

Энергия

16/4

Влажность воздуха и её измерение

1


Мозговой штурм

1) Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха» (15 мин.)

Работа со справочником

Проценты

17/5

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

1


Эксперимент

1) Наблюдение за процессом кипения

Работа с таблицей

Количество теплоты

18/6

Работа газа и пара при расширении.

1


Эксперимент

1)Модель теплового двигателя

2) Лабораторная работа «Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре» (15 мин.)

Практическая работа

Внутренняя энергия

19/7

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.



Экскурсия

1) Модель двигателя внутреннего сгорания

2) Модель паровой турбины


Внутренняя энергия

208

КПД теплового двигателя

1


Комплексное применение знаний

Объяснение устройства и принципа действия холодильника и
реактивного двигателя

Взаимообучение

Проценты

21/9

Обобщающее повторение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1


Систематизация знаний


Акцентирование главного


22/10

Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1


Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа



III. Электрические явления (23 часа)

Цель: введение понятия «электрический заряд», «электризация», «электрический ток».

Задачи:

  • доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие;

  • сформировать представление об электрическом поле и его свойствах;

  • познакомить обучающихся со строением атома;

  • выяснить физическую природу электрического тока;


  • ввести новые физические величины: сила тока, напряжение, сопротивление и их единицы измерения;

  • установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи;

  • познакомить обучающихся с параллельным и последовательным соединением проводников.

Коррекционно-развивающая работа:

    • развитие навыков соотносительного анализа, приемов сравнения, обобщения, классификации;

    • развитие зрительного восприятия;

    • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Основные знания и умения:

  • знатьпонятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током;

  • уметьчертить схемы простейших электрических цепей, собирать электрическую цепь по схеме, пользоваться реостатом; решать задачи на вычисление силы тока, электрического напряжения и сопротивления, работы и мощности электрического тока с применением закона Ома; находить по таблице удельное сопротивление проводника.


23/1

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Работа над ошибками.

1


Коррекция знаний

1) Электризация тел при трении

2) Притяжение бумаги и воды к заряженной палочке

3) Закон сохранения электрического заряда

4) Лабораторная работа «Наблюдение электрического взаимодействия тел» (10 мин.)

Выдвижение гипотезы


24/2

Электрическое поле. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества

1


Эксперимент

1) Взаимодействие заряженной палочки и гильзы

2) Взаимодействие двух заряженных гильз

3) Зарядка электроскопа и электрометра

4)Наблюдение изменения электрического поля вблизи и вдали от заряженного тела

5) Лабораторная работа «Изучение электрических свойств жидкостей.
» (10 мин.)

Исследование

Электризация

25/3

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.

1


Частично-поисковый

1) Электризация электрометра

2) Деление заряда электрометра

Работа с учебником

МКТ

26/4

Объяснение электризации тел на основе знаний о строении атомов.

1


Учебник-собеседник

1) Перераспределение зарядов между заряженным и незаряженным электроскопами

2) Электризация гильзы из металлической фольги

Доклады

Строение атомов

27/5

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части.

1


Эксперимент

1) Электрофорная машина

2) Термоэлемент

3) Фотоэлемент

4) Лабораторная работа «Изготовление гальванического элемента» (20 мин.)

5) Аккумулятор

6) Сборка электрической цепи

Практическая работа

Электрическое поле

28/6

Контрольная работа за 1 полугодие

1


Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа


297

Электрический ток в металлах. Действия тока. Направление тока.. Работа над ошибками

1


Комплексное применение знаний

1) Тепловое действие тока

2) Химическое действие тока

3) Магнитное действие тока

4) Вращение рамки с током в магнитном поле

Работа с учебником

Структура металла

30/8

Сила тока. Единицы силы тока.

1


Изучение нового материала

1) Взаимодействие двух параллельных проводников с током

Практическая работа


31/9

Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1




Практическая работа


32/10

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

1


Демонстрационно-сообщающий

1) Напряжение на низковольтной и высоковольтной лампочке

2) Напряжение на пальчиковой батарейке

Работа со справочником

Составление цепи

33/11

Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1




Практическая работа

Вольтметр, цепь

34/12

Зависимость силы тока от напряжения

1


Частично-поисковый

Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении» (15 мин.)

Работа с графиком

Графики

35/13

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

1


Эксперимент

Зависимость силы тока от сопротивления

Практическая работа

Графики

36/14

Закон Ома для участка цепи.

1


Комплексное применение знаний


Исследование

Сила тока, напряжение

37/15

Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление .

1


Закрепление

1) Лабораторная работа «Зависимость сопротивления проводника от его длины, поперечного сечения и от удельного сопротивления вещества» (20 мин.)

Работа с учебником

Сопротивление

38/16

Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом»

1




Практическая работа


39/17

Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1




Практическая работа

Закон Ома

40/18

Последовательноесоединение проводников.Параллельное соединение проводников

1


Эксперимент

1)Лабораторная работа «Изучение последовательного соединения проводников» (10 мин.)

2) Лабораторная работа «Изучение параллельного соединения проводников» (10 мин.)

Практическая работа


41/19

Работаэлектрического тока



1


Урок-решебник


Исследование

Механическая работа

42/20

Мощность электрического тока








43/21

Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1




Практическая работа

Работа и мощность

44/22

Контрольная работа по теме «Электрические явления»



Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа


45/23

Нагревание проводников электрическим током Лампа накаливания. Короткое замыкание. Закон Джоуля-Ленца. Работа над ошибками

1


Урок-проект

1) Разные виды лампочек

2) Короткое замыкание

3) Предохранители

Сообщения


IV. Электромагнитные явления (7 часов)

Цель: знакомство обучающихся с понятием «магнитное поле», с устройством электромагнита.

Задачи:

  • сформировать у обучающихся научные представления о магнитном поле и установить связь между электрическим током и магнитным полем;

  • познакомить обучающихся с устройством электромагнитов и их применением, со свойствами постоянных магнитов;

  • пояснить происхождение магнитного поля Земли;

  • объяснить обучающимся устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока;

  • познакомить обучающихся с физическими принципами работы электроизмерительных приборов.

Коррекционно-развивающая работа:

    • развитие слухового и зрительного внимания;

    • развитие навыков обобщения, группировки, классификации;

    • совершенствование общеучебных умений планировать свои действия, оформлять результаты.

Основные знания и умения:

  • знать понятия: магнитное поле тока, магнитное поле Земли. Практическое применение закона Ома и названных понятий в электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах;

  • уметь применять положение электромагнитной теории. Объяснять устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока, происхождение магнитного поля Земли.

46/1

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1


Лекция

1) Опыт Эрстеда

2) Магнитное поле прямого тока

3)Наблюдение магнитных линий с помощью железных опилок, помещённых над постоянным магнитом на бумаге

4)Лабораторная работа «Исследование явления намагничивания железа» (10 мин.)

Постановка опыта

Действие эл. тока

47/2

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

1


Практикум

1)Наблюдение линий магнитной индукции прямого магнита и кругового тока

2)Лабораторная работа «Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током» (10 мин.)

Практическая работа

Магнитные линии

48/3

Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1




Практическая работа


49/4

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

1


Эксперимент

1) Магнитное поле полосового магнита

2) Магнитное поле дугообразного магнита

3) Взаимодействие магнитных стрелок и магнитов

4) Компас

5)Лабораторная работа «Изучение взаимодействия постоянных магнитов» (10 мин.)

Практическая работа

Магнитные линии

50/5

Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления»







51/6

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

1


Комплексное применение знаний

1) Взаимодействие токов

2)Сила Ампера

3) Модель электродвигателя

4) Лабораторная работа «Изучение действия магнитного поля на проводник с током» (10 мин.)

5) Лабораторная работа «Изучение принципа действия электромагнитного реле» (10 мин.)

Работа по схеме

Магнитное поле

52/7

Лабораторная работа «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

1




Практическая работа



V. Световые явления (18 часов)

Цель: знакомство с законами отражения и преломления света, показ роли света в жизни человека.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с естественными и искусственными источниками света;

  • объяснить природу солнечных и лунных затмений;

  • дать сведения о законах отражения света;

  • раскрыть особенности зеркального и диффузного отражения света;

  • познакомить с законами преломления света;

  • дать знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках;

  • сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.

Коррекционно-развивающая работа:

    • развитие внимания и наблюдательности путём демонстрации опытов;

    • совершенствование умения анализировать;

    • совершенствование общеучебных умений планировать свои действия, оформлять результаты;

    • решение задач с использованием планов и алгоритмов.

Основные знания и умения:

  • знатьпонятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы. Законы отражения света. Практическое применение основных законов и понятий в изученных приборах;

  • уметь получать изображение предмета с помощью линзы. Строить изображение предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе. Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.


53/1

Источники света. Распространение света.

1


Изучение нового материала

1) Источники света

2) Образование тени

3) Образование полутени

Работа со справочником

Решение задач на расчёт Q

54/2

Прямолинейное распространение света.

1


Эксперимент

Лабораторная работа «Изучение явления распространения света» (20 мин.)

Практическая работа

Источники света

55/3

Отражение света. Законы отражения света.

1


Демонстрационно-наблюдательный

1) Диффузное и зеркальное отражение света

2) Законы отражения света

Работа по рисунку

Источники тока

56/4

Законы отражения света.

1


Комплексное применение знаний

Лабораторная работа «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» (20 мин.)

Практическая работа

Прямолинейное распространение света

57/5

Плоское зеркало. Рассеянное и зеркальное отражение света.

1


Эксперимент

1) Изображение в плоском зеркале

Практическая работа

Сила тока, закон Ома

58/6

Рассеянное и зеркальное отражение света.

1


Комплексное применение знаний

Лабораторная работа «Изучение свойств изображения в плоском зеркале» (20 мин.)

Практическая работа


59/7

Преломление света.

1


Мозговой штурм

1) Преломление света в стеклянной призме и трапеции

Доклады

Р и А тока

60/8

Законы преломления света

1


Частично-поисковый

Лабораторная работа «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» (25 мин.)


Законы отражения света

61/9

Линзы. Оптическая сила линзы.


1


Изучение нового материала

1) Виды линз

2) Ход лучей в линзе

3)Фокусное расстояние линзы

Практическая работа

Магнитное поле

62/10

Оптическая сила линзы.




Лабораторная работа «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы» (25 мин.)


Формула линзы

63/11

Изображения, даваемые линзой.

1


Частично-поисковый

Лабораторная работа «Получение изображений с помощью собирающей линзы» (25 мин.)

Практическая работа

Оптическая сила линзы.


64/12

Лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы»

1




Практическая работа

Формула линзы

65/13

Фотоаппарат.


1


Изучение нового материала

Лабораторная работа «Наблюдение явления дисперсии света» (25 мин.)

Практическая работа

Законы отражения

66/14

Близорукость и дальнозоркость. Глаз и зрение.




Модель глаза, презентация (ход лучей)

Исследовательские работы (по желанию)

Изображения, даваемые линзой.

67/15

Годовая контрольная работа

1


Контроль и оценка знаний


Самостоятельная работа


68/16

Работа над ошибками



Коррекция знаний


Взаимоконтроль


69/17

Глаз и зрение. Очки.



Экскурсия


Исследовательские работы (по желанию)


70/18

Обобщение по теме «Световые явления».

1






VI. Итоговое обобщение (2 часа)


71/5

Итоговое повторение

1






72/6

Обобщение за курс 8 класса

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!